4. Потоп (Быт 6 – 8)

Сказание о Потопе многими воспринимается как мифическое, якобы потоп вовсе невозможен. Некто даже пытался подсчитывать, сколько воды содержится в атмосфере и пытался «растопить», а точнее было бы сказать «сгустить» всю атмосферу так, чтобы она превратилась в воду, а затем рассчитывал, на сколько сантиметров вода покрыла бы землю – и все это для того, чтобы убедить людей в том, что всемирный потом невозможен, и что Библия – сборник мифов и легенд. Также некто пытался подсчитать количество всех видов животных на земле и доказать, что они не могли бы поместиться по паре в ковчеге, который был всего лишь величиной с Титаник. Но все эти подсчеты делались на бумаге и в лабораторных условиях, забывая, что теория всегда весьма далека от практики. Так, в ковчеге совершенно не было необходимости строить отдельную клетку для слона и другую рядом для мыши. Птицы вовсе не нуждались в клетках, так как вполне могли разместиться «в гостях» у своих четвероногих собратьев. А такая раскладка не только резко сокращает требуемый объем плавучего зоопарка, но и является наиболее вероятной и практичной. Что же касается объема воды, содержащейся в земной атмосфере, то мы рассмотрим этот вопрос ниже, в нашем комментарии. В действительности, археология предоставила нам более чем достаточно доказательств тому, что действительно имел место всемирный потоп, так как на всех континентах имеются признаки глобального затопления, когда под слоем илистых наносов обнаруживаются следы совершенно иной цивилизации, а на самых высоких горах – окаменелые останки морских раковин. Но мы оставим науку и позволим Библии говорить самой за себя.

6:1 «Родились у них дочери». Здесь вовсе не имеется в виду, что до сих пор дочери не рождались у людей. Просто, как это бывает во многих случаях, начиная новую тему повествователь позволяет нам ближе познакомиться с обстановкой и героями повествования, подчас возвращаясь назад и кратко обобщая то, что, возможно, нам уже было известно.

6:2 «Сыны Божии». Некоторые исследователи пытаются увидеть в этой фразе ангелов или каких-то инопланетян, которые якобы брали себе в жены землянок. Но речь идет здесь о более прозаических вещах. Священное Писание не рекомендует верующему человеку создавать семью с неверующим (2Кор 6:14), но не потому, что верующие пренебрегают неверующими, а потому, что идейные разногласия и разные убеждения рано или поздно сделают семейную жизнь невозможной, а конфликт в принципах воспитания детей еще больше усложнит взаимоотношения между родителями.

6:2 «Они красивы». Зло всегда привлекательно. Оно навязывает себя, играя на наших чувствах. Но мы не зря имеем разум. Мы должны контролировать себя, подчиняя свои чувства разуму. Не зря в Библии противопоставляется духовный человек человеку душевному и плотскому. В этом смысле апостол Павел призывает нас к «разумному служению» Богу, «преобразуясь обновлением ума нашего» (Рим 12:1,2). Не стоит бросаться на красивые приманки, как рыба на блесну, ведь не все то золото, что блестит!

6:3 «Быть пренебрегаемым». Хотя об этом не говорится прямо, но мы можем увидеть из контекста, что до потопа люди также имели и знали Закон Божий. Хотя мы не находим его в записанной форме, но мы видим, что люди нарушали определенные принципы и постановления Божьи. Справедливый Бог никогда не требовал бы от них послушания, если бы они не знали, в чем следует повиноваться Богу. Итак, этот текст недвусмысленно подразумевает, что допотопному миру был известен закон Божий, который они умышленно нарушали. И если проанализировать Десять заповедей, которые были позже преподаны евреям через Моисея (см. Исход 20:2-17), то мы можем явно обнаружить большую часть заповедей в этих кратких главах Бытия. Так, первая заповедь (Исх 20:3) видна в запрещенном дереве в раю – Ева нарушила ее тем, что поставила авторитет другой личности выше Бога, поверив лжи змея. Четвертая заповедь (Исх 20:8-11) находится в непосредственной связи с установлением субботнего покоя в Едеме (Быт 2:2,3). Можно проследить нарушение пятой заповеди в действиях Каина (Исх 20:12). Тот же Каин и его потомок Ламех сознательно нарушили шестую заповедь (Исх 20:13). В исследуемом нами тексте просматривается нарушение седьмой заповеди (Исх 20:14), которая берет свое начало также от Едемского установления о семье. Девятая заповедь (Исх 20:16) была нарушена уже нашими прародителями, когда они обвиняли другого в том, в чем были виновны сами, да и Каин пытался обмануть Бога, говоря, что он не знает, где его брат Авель. И тот же Каин нарушил десятую заповедь (Исх 20:17), что и подтолкнуло его на убийство брата. Итак, по крайней мере семь заповедей из десяти были известны и сознательно нарушены допотопными жителями. Воистину, Закон Божий вечен (Пс 118:142; Ис 24:5).

6:3 «Сто двадцать лет». Вряд ли здесь идет речь об ограничении продолжительности жизни людей вообще, так как после потопа мы находим, что люди еще жили, по крайней мере, раза в два дольше. Скорее всего, Господь установил этим благодатное время для того, чтобы люди покаялись в своих грехах и обратились к Богу. Подобно тому, как Иона в свое время проповедовал в Ниневии (Иона 3:4-10), Господь мог бы отменить наказание земли потопом, если бы люди раскаялись в течение предоставленных им 120 лет благодати. Но похоже, что никто не прислушался к проповеди Ноя.

6:4 «Исполины». Имеются как Библейские, так и научные свидетельства тому, что люди до потопа были значительно большего роста чем наше поколение. Но этот стих более говорит о том, что они были самоуверенны, как некогда Ева перед запрещенным деревом, не желая поступать по воле Божьей, но руководствовались своими прихотями, полагаясь только на себя и свою силу. Даже и после потопа в некоторых сохранился этот бунтарский дух, выразившийся в недоверии Богу и в строительстве Вавилонской башни (Быт 11:4; ср. Быт 8:11).

6:5 «Велико развращение». Там, где нет закона, контроля и наказания, царит произвол и развращение. Господь допустил сатане проявить себя на земле и показать, чего стоит его правление. Когда человек избрал своим господином сатану, он отказался от Божьего закона. И вот вам результат – «помышления сердца… зло во всякое время».

6:6 «Раскаялся Господь». Интересно, что в другом месте Библии говорится, что Бог не раскаивается (1Цар 15:29). Но там же, спустя несколько строк опять упоминается раскаяние Бога (1Цар 15:35). Как нам понять подобные места? Противоречит ли Библия сама себе? Те, кто желают увидеть противоречие или непоследовательность в чем бы то ни было, смогут найти их даже там, где все остальные видят совершеннейшую гармонию. В мире существует немало книг, как тех, которые пытаются найти больше противоречий в Библии, так и тех, которые объясняют все эти мнимые противоречия. (Я уже рекомендовал вам книгу «Миф или действительность» – по моему мнению, она является наилучшей книгой и в этой области.) Но давайте посмотрим, в чем и как раскаивается Господь. Господь создавал человека для счастья и вечного блаженства. Но к тому времени, как Он сотворил нашу землю, грех уже зародился во вселенной в сердце одного из прекраснейших ангелов (Ис 14:12-17; Иез 28:12-19), который и стал тем змеем в Едемском саду, обольстившим человека (Откр 12:7-12). Господь предвидел возможность падения человека и заранее предусмотрел возможность искупления человека. Еще до создания нашего мира Сын Божий согласился занять место грешника, если это потребуется (1Пет 1:20; Ефес 1:4; Откр 13:8). Но легко ли Небесному Отцу расстаться со Своим Сыном, пусть даже ради самого возвышенного творения, но того творения, которое восстало против Него, избрав себе другого господина? Прочтите историю Голгофы, и вы увидите, чего это стоило (Матф 26:38,39; 27:46). И все это Бог мог предвидеть от начала. По этой причине Господь раскаялся «и восскорбел в сердце Своем». Но это раскаяние не означает «если бы я знал, то не сделал бы», как это бывает у нас. Господь знал, на что идет, создавая человека со свободной волей выбора, то есть с возможностью отказаться подчиняться Богу. Раскаяние Божье имеет несколько иной характер, не такой как у нас. Раскаяние Божье в данном случае относится к тому, что Он вынужден применить наказание к человеку, чего Он так не желал сделать ранее. Объявив человеку, что он умрет, если ослушается Бога, тем не менее Господь долготерпел грешников (2Пет 3:9). Теперь же долготерпению Божьему пришел конец. Вот, в чем выразилось раскаяние Божье.

6:7 «От человека до скотов». Согрешил человек – существо разумное, способное сделать выбор. А при чем здесь животные и птицы? Хороший ответ мы находим в Рим 8:19-22. Если человек добровольно покорился дьяволу и стал злым, то животный мир озверел не по доброй воле, а вследствие влияния греха человека. Все в этом мире взаимосвязано. Но у Бога иной замысел о нас – восстановить мир таким, каким его потеряли Адам и Ева (Ис 11:6-9).

6:9 «Ной ходил пред Богом». Эта фраза нам уже знакома. Был еще один человек, который также ходил перед Богом – Енох (Быт 5:22).

6:10 «Родил трех сыновей». Смотри толкование на Бытие 5:32.

6:14 «Ковчег из дерева гофер». В принципе, ковчег – это короб. Сегодня нельзя с точностью определить, какое дерево названо в Библии именем гофер. Не совсем ясно описан и внешний вид ковчега – был ли он похож на лодку или на большой прямоугольный ящик? В любом случае, этот корабль не предназначался для океанских навигаций, но был вполне пригоден для того, чтобы сохранить жизнь человеку и животным во время потопа.

6:16 «В локоть сведи его вверху». Оригинальный текст позволяет предположить, что относится к ковчегу, а не к окну. Локоть приблизительно равняется 48-54 сантиметрам. В таком случае размеры ковчега близки к размерам «Титаника». Но что если здесь размеры даны в локтях допотопного человека, и если этот допотопный человек был раза в два выше нас?! В любом случае, ковчег имел три этажа для размещения животных и людей, а также имел «каюты».

6:17 «Под небесами; все что есть на земле». Это не включает рыб и морских животных. Их не было надобности брать в ковчег.

6:20 «Чтобы остались в живых». Господь предусмотрел, чтобы по одной паре от каждого живого существа вошло в ковчег для продолжения их рода. Но есть предположения, что некоторые из животных так и не попали в ковчег – это динозавры. Из-за своих размеров они могли стать угрозой для человека, превратившись из травоядных в плотоядные, как это произошло со многими дикими животными. По крайней мере, кладбища динозавров, как и других ископаемых животных, сохранились до наших дней по причине потопа. Окаменелости сохраняются только в том случае, когда животное при смерти покрывается землей или водой. Иначе даже кости рано или поздно сгниют и разложатся на открытом воздухе. Например, в Северной Америке не так давно были истреблены тысячи бизонов, но мы не находим их костей сегодня.

7:2 «Чистого возьми по семи». Здесь не совсем понятно, по семи пар или по семи голов. Но важнее другое – еще до потопа Ной знал о чистых и нечистых животных (см. Левит 11; Втор 14). Почему он должен был взять этих животных больше, чем остальных? Да потому, что только из чистых животных можно было приносить жертву (Быт 8:20), и только чистых животных можно употреблять в пищу. А Господь предусмотрел, что по различным причинам после потопа человек будет питаться не только растительной, но и животной пищей (Быт 9:3). Мы более детально рассмотрим этот вопрос, когда будем изучать девятую главу Бытия.

7:9 «Вошли к Ною в ковчег». Ной не сам должен был собирать животных и птиц. Строительство ковчега на протяжении ста двадцати лет было ярким свидетельством веры Ноя для допотопного мира. Это была его проповедь о надвигающемся потопе. Но в то время дождя не было, так как земля орошалась только росой (Быт 2:5,6). Трудно было людям поверить в то, что говорил им Ной. Но когда Господь направил всех животных и птиц парами в ковчег, это должно было убедить людей в том, что Ной говорит истину.

7:10 «Через семь дней». После того, как Ной вошел в ковчег, Господь ожидал еще семь дней. Вероятно, это были последние дни благодати для мира. Но скорее всего, люди насмехались над безумцем, проповедовавшим невероятное. Господь предупреждает нас, что подобная ситуация повторится вскоре. Прочтите Матф 24:36-44. Вся двадцать четвертая глава Евангелия от Матфея свидетельствует о признаках второго пришествия Христа на землю. Библия содержит много пророчеств, которые позволяют нам утверждать, что Его явление очень близко. Готов ли Ты к этому, дорогой Друг? Не пора ли Тебе задать самый важный вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Марк 10:17; Деян 16:30).

7:11 «В сей день». Мы не знаем, почему Господь с такой точностью указал здесь время начала потопа. Может ли быть, что этот период может символизироваться или отображаться на каком-либо другом периоде в истории?

7:11 «Источники великой бездны». Вода устремилась на землю, чтобы покрыть ее потопом. Не только окна небесные отворились, чтобы пролить дождем сгустившуюся атмосферу, но и вода из-под земли вырывалась наружу. Также и океанские воды мощным приливом накрыли все лице земли. Имеются достаточные научные и библейские свидетельства для того, чтобы предположить, что первоначально на земле существовал только один континент, окруженный со всех сторон водой (и это было довольно близко тем древним предположениям о плоской суше, плавающей в воде). И только позже земля разделилась на континенты (1Пар 1:19). Эта теория достаточно хорошо описана в той же книге «Миф или действительность». Если вначале действительно был только один континент, если вода одним мощным приливом хлынула со всех сторон на сушу, «оголив» бездну океана на противоположной стороне планеты, то действительно все самые высокие горы могли быть покрыты водой не только «на пятнадцать локтей» (ст. 20).

7:15 «И вошли к Ною в ковчег». Здесь мы видим один из примеров стиля письма древних авторов – повторение прошедшего события, как если бы оно совершается снова. Потоп уже начался, Ной, его семья, и все животные уже в ковчеге, а тут вдруг Моисей снова описывает их вхождение в ковчег. Но здесь это никого не смущает. А вот когда подобное повторение случилось во второй главе Бытия, многие исследователи стали говорить, что якобы одну из первых двух глав писал не Моисей, а кто-то другой. Как же некоторым хочется видеть Библию разрозненной и покромсанной! Однако, несмотря на все нападки с разных сторон, Библия стоит через века удивительным памятником единства десятков книг, написанных десятками людей на протяжении сотен лет.

7:16 «Затворил Господь за ним». Когда первые капли дождя упали на землю, когда потоки вод стали заливать поверхность земли, люди, никогда не видевшие чего-либо подобного, в ужасе кинулись к ковчегу, умоляя Ноя открыть дверь и впустить их внутрь. Но они делали это не из раскаяния, а из страха. Раскаяние меняет и преобразовывает характер человека, а страх – нет. Потому, чтобы жалость Ноя не взяла верх, чтобы нераскаявшиеся грешники не пережили потоп, чтобы опять размножать зло на очищенной земле, Господь Сам затворил дверь ковчега за Ноем (Откр 3:7).

7:19 «Покрылись все высокие горы». Мы уже рассмотрели теорию, объясняющую, откуда взялось столько воды, чтобы покрыть все самые высокие горы. Но есть еще одна теория, которая только дополняет первую. Были ли высокие горы до потопа? Были ли снежные вершины и голые скалы? Некоторые богословы и исследователи не без основания утверждают, что до потопа поверхность земли была более равномерной, на ней не было скалистых гор, а только покрытые зеленью холмы. Горы же появились позже, когда Господь в землетрясениях преобразовывал поверхность земли, хороня останки людей, животных и растений в глубинах земли. Тогда и образовались горы. Эти же захоронения с веками превратились в залежи угля, нефти и газа. Таким образом, поначалу не было необходимости в очень большом количестве воды, чтобы покрыть самые высокие горы.

7:23 «Которое было на поверхности земли». Мы уже упоминали о том, что потоп не коснулся рыб и морских животных, хотя и из них некоторые могли быть уничтожены Господом в потопе или погибнуть при сильных движениях и преобразованиях земной коры, когда Бог совершал великое захоронение.

7:24 «Сто пятьдесят дней». Дождь шел только сорок суток, но вода из бездны продолжала прибывать.

8:1 «Вспомнил Бог». Неужели Бог мог забыть? В Библии время от времени встречаются такие «очеловечивания» Бога. Нет, Господь никогда не забывает Свое творение, как бы греховно и развращенно оно ни было (Ис 49:15). Ною казалось, что он забыт Богом. Нам иногда кажется, что мы забыты и оставлены Богом. Но Бог не забывает, просто Он никогда не торопится прежде времени, равно как и не опаздывает. В мудрости Своей Господь все совершает вовремя, именно тогда, когда это должно быть и может принести наибольшую пользу. Верные Божьи дети могут подтвердить это на многочисленных опытах своей жизни с Богом.

8:1 «Навел Бог ветер… и воды остановились». Эти слова служат хорошим свидетельством теории великого прилива. В то время, как волны со всех сторон устремились на берег, поднявшийся ветер погнал их назад в океан, освобождая поверхность земли (ст. 3).

8:4 «На горах Араратских». Многие предпринимали попытки найти ковчег на горе Арарат. Кто-то его фотографировал, кто-то даже построил смотровую площадку на одной из гор, откуда видны очертания огромного образования в виде большой лодки. Причем, уже найдено несколько ковчегов, а другие еще их ищут. Неужели все это миф? Скорее всего, причина, почему мы до сих пор не можем найти тот единственный ковчег, кроется в характере самого человека. Что произойдет, когда настоящий ковчег будет найден? Сколько церквей и часовен будет построено на нем, как это произошло в Палестине на каждом более или менее знаменитом месте? Сколько «святых реликвий» будет собрано и распродано? И кто при этом будет прославлен? В Библии мы находим опыт того, как реликвия стала идолом, так что ее пришлось уничтожить (4Цар 18:4; ср. Чис 21:8,9 и Иоан 3:14). Господь не желает, чтобы даже самые лучшие реликвии и памятники прошлого становились идолами, потому Он либо скрывает их от нас, либо допускает вокруг них такую спекуляцию, что для истинно верующего они являются свидетельством, а для желающих прославиться и обогатиться они становятся только обузой. Подобное произошло, на наш взгляд, и с Туринской плащаницей, которая, хотя и похожа на подлинную, но окружена таким «ореолом» спекуляций, что та церковь, которая должна бы воспользоваться ею, как реликвией, первая выступает против всяких научных доводов, пытаясь опровергнуть подлинность этой загадочной ткани.

8:5 «Постоянно убывала». Любопытные исследователи измерили водоизмещение ковчега, правда, я не припомню, где эта информация была опубликована. Почему бы при этом не подсчитать, на какую высоту поднялась вода, если известно, когда ковчег сел на мель на одной из самых высоких гор, и также известно, через сколько дней вершины гор появились над землей, при том, что вода убывала постоянно, то есть равномерно? Но благо, никто, насколько мне известно, еще не додумался до такой глупости (кроме меня, конечно же…). В Библии можно найти что угодно, но Слово Божье дано не для того, чтобы удовлетворять праздное любопытство, а для того, чтобы найти путь спасения от вечной гибели, которая далеко не привлекательна, как это подчас кажется многим беспечным исследователям.

8:7 «Выпустил ворона». Почему Ной вначале выпускал ворона, а затем начал выпускать голубя? (ст. 8 и далее). Может кто-либо и найдет удовлетворительный ответ на этот вопрос, но явно, он не добавляет ничего к вести о спасении. Некоторые повествования в Библии приведены со многими деталями, но не каждая деталь имеет столь важное значение, чтобы на ней строить целые учения. Господь Иисус предупреждал, чтобы мы не увлекались мелочами, упуская из виду главное (Матф 23:24).

8:13 «Открыл Ной кровлю ковчега». Господь затворил дверь ковчега так, что легче было разобрать кровлю, нежели отворить дверь.

8:14 «Земля высохла». Год и десять дней провел Ной в ковчеге. Все это время ему хватало пищи и всего необходимого, так как он во всем следовал предписаниям Господа (см. Быт 6:22).

8:17 «Пусть плодятся и размножаются». Господь повторил заповедь, данную при творении – как человек, так и животные созданы со способностью размножаться. Только каждая способность должна применяться соответственно своему предназначению, только тогда она станет благословением.

8:20 «Устроил Ной жертвенник». Первое, что делал Ной при всяком деле – это благодарил Бога. Помним ли мы о нашем долге перед Богом, особенно тогда, когда нам хорошо?

8:20 «Из всякого скота чистого». Мы уже говорили о чистых животных (Быт 7:2). Даже языческие племена не приносили нечистых животных в жертву. Ной принес Господу наилучшее, что у него было. Но тем не менее, он смог сделать это только потому, что Бог заранее предусмотрел для него взять больше чистых животных, чтобы он мог принести их в жертву, не беспокоясь при этом о продолжении их рода. Даже если чистых животных было только по семи особей, а не по семи пар (см. Быт 7:2), то три семьи сыновей Ноя могли получить по одной паре чистых животных для разведения, а одно животное было бы принесено в жертву благодарности, которая в то же время символизировала веру Ноя в обетование о другом избавлении – избавлении от греха через обещанное Семя жены, через Спасителя мира, который должен будет погибнуть за грешного человека, невинный за виновного, чтобы возвратить людям потерянный рай.

8:21 «Не буду больше проклинать». Этими словами Господь заверяет, что это Его последнее проклятие земли за грехи человека.

8:21 «Зло от юности его». Некто верит в существование первородного греха. Но здесь Господь отодвигает границу начала греховности человека, показывая, что человек начинает грешить только в юности. Почему? В отличие от человеческих законов, которые обычно утверждают, что незнание не освобождает от наказания, Бог, читающий помышления и намерения человека (Евр 4:12), действует по иному принципу: пока человек не знает, он не виновен (Лев 4:14,23,28). До определенного времени дети не могут осознавать греховность своих поступков, а значит, они не несут никакой вины до тех пор, пока не научатся понимать грех.

8:22 «Холод и зной, лето и зима». До потопа климат на всей земле был одинаков. Об этом свидетельствует и наука, находящая окаменелости тропических растений в Антарктиде. Но после потопа, в последнем проклятии земли Господь устанавливает смену времен года и климатические изменения. Вероятно, при этом произошел наклон земной оси. Тогда же и произошло обледенение многих участков нашей планеты.