5. От Ноя до Авраама (Быт 9 – 11)

Согласно библейской хронологии, потоп закончился в 1650 году от творения земли. Мы, конечно, привыкли считать в обратную сторону от начала нашей эры или от рождества Христова. Хотя сегодня практически все исследователи соглашаются, что начало нашей эры никак не совпадает с годом рождения Христа, которое произошло где-то между 7 и 2 годом до н. э. Мы же придерживаемся более конкретной даты – Иисус Христос родился в 4 году до н. э. и в 4000 году от творения мира, и на это у нас имеются свои обоснования. Ввиду этого, некоторые даты, указываемые в нашем исследовании могут несколько отличаться от тех, которые вы сможете обнаружить в других источниках. Но для нас сегодня обнаружение абсолютно точной даты не является обязательным – это ни коим образом не влияет на наше познание Бога и на наше спасение. Знать более или менее точное время описанных в Библии событий полезно только для того, чтобы представить себе наиболее полную картину того, что происходило. Это позволит нам лучше понять некоторые учения, заповеди, образы и примеры, оставленные для нас в Священном Писании. А точное понимание этих вопросов уже может иметь духовное отношение к нашему спасению… Таким образом, потоп начался и 2355 году до н. э. и закончился год спустя, т.е. в 2354 г. до н. э.

Отрывок, который мы будем исследовать в этой части, покрывает 427 лет – от окончания потопа до времени призвания Авраама, когда умер его отец Фарра. Это произошло в 2077 году от творения или в 1927 году до нашей эры. После потопа земля опять стала заселяться людьми, на этот раз значительно быстрее, так как возраст человека, а значит и время создания новой семьи, значительно сократились. В потопе Господь уничтожил всех нераскаявшихся грешников, приостанавливая развитие зла на планете и давая предупреждение людям о грядущем суде (см. Мф 24:37). Только семья праведного Ноя была сохранена для жизни в новом мире. Но, к сожалению, грех не прекратил свое развитие. Дети Ноя, да и сам он, были также подвержены влиянию греха и зла в допотопном мире. И, хотя они старались жить праведной жизнью, они не могли не передать своему потомству некоторых отрицательных наклонностей своего характера. Они также были грешниками, хотя и не в такой степени, как те, которые погибли в водах потопа. Потому очень скоро люди забывают уроки, преподанные им Богом, и продолжают допускать сатане управлять ими. Зло очень быстро развивается, как сорняки на поле – их и поливать не надо, и засухи они не боятся.

Десяти поколениям до потопа потребовалось более полутора тысяч лет. После потопа десять поколений выросло менее чем за треть этого времени. Так же быстро человек и развратился снова. Но Бог остается верен Своему обещанию не уничтожать всего населения земли. На этот раз Он отделяет для себя другого ноя – Авраама, который должен стать хранителем истины и свидетелем о Боге для всех окружающих народов. Период между этими двумя событиями – призванием Ноя и призванием Авраама – мы и рассмотрим в этой части нашего изучения Библии.

9:1 «Благословил». Ной и его сыновья заняли место Адама, становясь родоначальниками всего нынешнего населения земли. Господь всегда совершит Свою цель, только не всегда будет благословен при этом именно тот, кого Господь желал бы благословить первоначально. Происходит это по причине человеческого непослушания Богу. Так, например, когда народ Израильский отворачивался от Бога, Господь дважды предлагал Моисею занять их место (Исх 32:10; Чис 14:12); о Самсоне было сказано, что он станет освободителем Израиля от филистимлян, а он погиб из-за того, что использовал данную ему силу не по назначению (Суд 13:5; ср. Суд 16:30). Так, Ной занял место Адама, но скоро и его место займет Авраам, отец всех верных Божьих детей (Быт 17:5; Мф 3:9; Ин 8:39; Рим 4:12,16; Рим 9:7,8; Гал 3:7).

9:2 «Да страшатся и да трепещут». Теперь отношения между человеком и животным миром не те, которые были при творении. Это уже не мирное сосуществование, это не добровольное подчинение мудрому владычеству. Теперь между человеком и животными установились иные отношения – отношения силы и власти. Наступило состояния противоборства, потому что будучи подвержен греху, человек уже не в состоянии мудро управлять природой. Да и животный мир более не желает повиноваться согрешившему человеку.

9:3 «Движущееся, что живет». Некоторые рассматривают этот текст как позволение есть любое мясо от всяких животных, ведь все они движутся и живут! Но в Священном Писании нет лишних слов, и не всегда одно и то же повторяется на каждом шагу. Итак, из предыдущей части мы узнали, что Ною были известно деление на чистых и нечистых животных (Быт 7:2,3; 8:20). Более того, беря нечистых всего лишь по одной паре, он не имел возможности прикасаться к ним вообще, дабы они не исчезли как вид. Только на чистых животных, которых было по семи, могло распространяться повеление о жертвоприношении и об употреблении в пищу. При этом заметьте: деление на чистых и нечистых животных дано прежде позволения питаться плотью этих животных, и тем более задолго до того, как Господь дал подобные заповеди евреям. Таким образом, это наравне с субботой является вселенской заповедью, а не только заповедью для евреев.

Но рассмотрим этот текст далее. Может ли быть животное, которое не двигается? Да, это больное животное. Есть в природе хищники, которые добивают больных, не способных защищаться животных. Мы зовем таких хищников санитарами. Человек не призван быть подобным санитаром. По известным причинам Господь не позволил человеку питаться мясом больных животных. А может ли быть животное, которое не живет? Да, это то, которое уже умерло. По тем же причинам, по которым запрещено употребление больного мяса, запрещено и употребление мертвого мяса – ради здоровья человека! Об этом упоминается и в Новом Завете (см. Деян 15:29), как обязательное для исполнения не только иудеям, но и обращенным из язычников, то есть распространяющееся на всех людей (см. Исх 22:31; Лев 7:24; 11:40; 22:8; Иез 4:14).

9:4 «С кровию ее». Этот текст подводит нас к другим моментам, связанным с этим же повелением Господа о питании. Кровь также была запрещена в употребление в пищу, равно как и тук – внутренний (не подкожный) жир. Давая более подробные указания евреям относительно исполнения этой заповеди, рекомендуется дать стечь крови животного, прежде чем приготовлять его для пищи. Мелкое животное можно было поднять в руках или подвесить на ветку дерева, а крупное животное для этого вначале затаскивали на большой камень, чтобы оно «свисало» с него, позволяя крови вытечь (1Цар 14:33,34).

Эти два текста являются основанием важной заповеди, которую мы находим в Новом Завете, и которая охватывает целую группу законов и постановлений, данных евреям. 1Кор 3:16,17 говорится о том, что нам не позволяется разрушать свое тело, которое является храмом Божьим. Все то, что так или иначе разрушает здоровье человека – категорически запрещено Богом! Потому и евреям были даны многочисленные предписания об омовениях и осквернениях – они не знали микробов и других источников болезней, о которых знаем мы сегодня. Но подобно тому, как мы сегодня воспитываем детей, Господь предписал евреям многие санитарные правила в виде заповедей для того, чтобы предохранить их от возможных заболеваний. Сегодня мы не совершаем ритуальных омовений, но мы соблюдаем гигиену осознанно. Между прочим, коль скоро это упоминается в приведенных текстах, наравне с запрещением удавленины и крови, запрещается и блуд. Он также является нарушением заповеди о здоровье – не только моральная чистота, но и наше физическое здоровье исчезает, когда мы нарушаем Богом данный закон о половых отношениях (см. 1Кор 6:18-20).

9:5 «В которой жизнь ваша». В Священном Писании есть несколько текстов, в том числе и предыдущий стих, которые душу человека заключают в кровь. Эти тексты смущают многих, особенно тех, кто верует в бессмертие человеческой души. Но если мы вспомним истинный библейский взгляд на душу, то мы увидим, что душа есть синоним жизни, а не какой-то самостоятельной части человека (см. Быт 2:7). Человек состоит из двух частей – тела и духа. Причем, дух – это только дыхание или движение крови, а не какая-то самостоятельная часть. Соединение тела и духа производит живую душу. При отделении духа от тела, душа исчезает (Иов 27:3; Пс 145:4; Еккл 3:19-21; Еккл 12:7). Никакая часть человека не имеет бессмертия, иначе был бы прав сатана, говоривший Еве, что она не может умереть (Быт 3:4), иначе не искали бы бессмертия люди, а Господь не обещал бы его только некоторым (Рим 2:7,8), и не говорилось бы о получении бессмертия только в определенное время в будущем, при последней трубе, то есть при втором пришествии Христа (1Кор 15:52-54; 1Фес 4:16), ведь только Бог обладает бессмертием (1Тим 6:16), а человек, претендующий на это – богохульствует.

9:13 «Радугу… знамением завета». Человек нуждается в напоминании, в видимом образе. Потому Господь в природе оставил напоминание о Себе и Своем обетовании. Потопа больше не будет. Могут идти дожди, могут разверзаться источники бездны, могут разливаться реки и моря выходить из берегов. Но всемирного потопа уже не будет. Так обещал Господь.

9:15 «Я вспомню завет». Забывает ли Господь? Скорее, человек забывает о том, что Господь всегда помнит. Но Бог проявляет вежливость, присущую поистине благородному Творцу – Он напоминает нам косвенно, говоря как бы о Себе, не желая огорчить и унизить нас, грешником и противников истины, постоянно забывающих свои обещания (Иак 1:23,24).

9:18 «Хам же был отец Ханаана». Скорее всего, это указывает на то, что Ханаан мог родиться во время потопа, накануне или сразу же после него. Но не исключено также и то, что Ханаана следовало заранее представить читателю, так как вскоре он будет упомянут в повествовании.

9:21 «Опьянел». Что происходит, развратился ли Ной, или он столкнулся с неизвестным ему явлением? Нам хотелось бы предположить, что до потопа природа была более совершенна, диких зверей не было, климат по всей земле был одинаковым и приятным для жизни, и сок виноградный не портился и не бродил. Сейчас же все изменилось – и климат, и природа животных, и даже природа растений, то есть винограда, если хотите. Вряд ли первое опьянение было умышленным, но категорически утверждать это нам не дано. Однако этот стих является предупреждением относительно употребления алкогольных напитков – последствия их безрассудны и неконтролируемы.

9:23 «Не видали наготы». Этот стих является в некотором роде ключом к Быт 3:7, который используется некоторыми толкователями в том смысле, что грехом Адама и Евы было совокупление. Нет, нагота изначально рассматривалась как неприкосновенность и авторитет личности. По этой причине пленников и осужденных в древности обнажали (см. Ис 3:17; 20:4; Иер 13:22; Мих 1:6; Наум 2:7; Откр 17:16). При этом Хам своим поступком унизил отца своего.

9:25 «Проклят Ханаан». Почему Ханаан, а не Хам? Отцу больнее видеть страдание сына. Проклятие потомства более сурово, нежели проклятие одного человека. Но при этом можно предположить, что Ханаан первым заметил пьяного Ноя и сказал своему отцу Хаму, который вместо того, чтобы вразумить своего сына, сам совершил неблаговидный поступок.

9:28 «Триста пятьдесят лет». Ной только два года не дожил до рождения Авраама. Если учесть, что Аврааму было семьдесят пять лет, когда он вышел из Харрана после смерти своего отца (Быт 12:4), то он родился на сто тридцатом году Фарры, то есть в триста пятьдесят втором году после потопа.

10:1 «После потопа родились». Этот текст, на первый взгляд, опровергает наше предположение о возможности рождения Ханаана до или во время потопа. Конечно, мы не настаиваем на этом, так как это не имеет никакого значения для нашего спасения. Но подобное толкование все же не исключено.

10:5 «От сих населились». Можно заметить, что многие имена соответствуют названиям стран и народов в последствии. Точно так же, как Израиль получил название от имени Иакова (Быт 32:28), так же и другие народы получали свои имена от праотцев своих.

10:6 «И Ханаан». Хотя Ханаан был старшим, но, как мы уже говорили ранее, Библия располагает имена не по старшинству, а по значимости (см. толкование на Быт 5:32).

10:8 «Также Нимрода». Библия останавливает внимание на тех личностях, которые сыграли положительную или отрицательную роль в истории Великой борьбы между добром и злом, в истории спасения человечества от греха. В данном случае, Нимрод явился основателем Вавилона, отцом отступников от истины.

10:18 «Племена Ханаанские рассеялись». Моисей писал Книгу Бытие до того, как это произошло. Бытие было написано Моисеем в пустыне Мадиамской, до того, как он был призван к освобождению евреев из египетского плена. Ханаан в то время был самой цветущей местностью. Но библейское пророчество верно, и не замедлит исполниться.

10:21 «Старшего брата Иафетова». Скорее всего, Сим был средним, между Хамом и Иафетом. Хотя имеются предположения о том, что здесь проявилась неточность в переводе на русский язык с древнееврейского языка, на котором была написана эта часть Библии.

10:25 «Земля разделена». Здесь используется еврейское слово «эрец», означающее именно землю, а не народы.

10:25 «Земля разделена». Здесь используется еврейское слово «эрец», означающее именно землю, а не народы. Мы уже говорили о разделении земли на континенты (см. толкование на Быт 7:11). Этот текст наряду с 1Пар 1:19 говорит именно об этом. На основании схожести очертаний берегов Южной Америки и Африки, а также на видимом и измеримом движении материков, ученые предполагают, что в начале существовал единственный континент, который в свое время разделился. Это и произошло во время Фалека.

10:32 «Распространились народы». Возможно, не от каждого внука Ноя произошел отдельный народ, но большинство из них оставили свое имя в истории.

11:1 «Одно наречие». Стоит обратить внимание, что не только язык, но и наречие было одно. Между многими языками различие подчас даже меньшее, чем между некоторыми наречиями или диалектами.

11:2 «С Востока». Моисей писал первоначально для евреев, потому Арарат, где остановился ковчег, и откуда началось расселение народов, находился на востоке от них.

11:3 «Кирпичи вместо камней». До потопа существовала довольно развитая цивилизация. Вообще-то совершенно неверно представление, якобы цивилизации развиваются снизу вверх. Хотя знание действительно умножается и способности совершенствуются, тем не менее, развитость цивилизации измеряется не их знаниями, а взаимоотношениями между людьми. Ведь именно этот смысл мы вкладываем в слова «цивилизованный человек», «цивилизованное общество». Что касается уровня знаний, допотопный мир был на высоте, но из-за недостатка любви во взаимоотношениях между людьми, он погиб. То же произошло и с такими великими цивилизациями и империями, как Инки, Майя, Египет, Вавилон и другие более или менее известные цивилизации. Если посмотреть на современный мир, то мы также можем увидеть явные признаки вырождения человечества, несмотря на высокие достижения в науке и технический прогресс. Культура постоянно падает, мораль мельчает…

11:4 «Построим себе город и башню». Да, у потомков Ноя было достаточно знаний, чтобы построить башню до небес. Но какая причина тому, что они пожелали сделать это? Гордость – именно этот грех был первым во вселенной, зародившись в сердце Люцифера (Иез 28:17; см. Ис 14:12-17 и Иез 28:12-17). Именно к этому чувству Евы взывал змей из листвы дерева познания добра и зла. Другим мотивом строительства башни высотою до небес было, вероятно, недоверие Божьему обетованию о том, что потопа больше не будет. Они использовали обожженный кирпич и смолу, которые выдерживают разрушительное воздействие воды на сырую глину и известь, которые использовались для строительства обычных жилищ. Построив башню до небес, высотою превосходящую все высокие горы, они надеялись найти в ней спасение на случай другого потопа.

11:5 «Сошел Господь». Это был серьезный вызов Богу, потребовавший незамедлительных действий. Не прошло много времени, как практически весь народ опять развратился. Но Господь остается верным Своему обетованию.

11:7 «Смешаем там язык». Такое действие было призвано приостановить развитие греха и затруднить общение как организаторов, так и исполнителей этого чудовищного проекта. По причине взаимного непонимания и возникших распрей строительство остановилось и народ рассеялся по земле.

11:10 «Родословие Сима». Сим не был старшим сыном Ноя, но Господь избрал его скорее всего по причине его верности. Сим стал праотцем Авраама и всего народа Божьего. Отсюда и дальше Библейское повествование уделяет очень мало внимания другим народам. Вернее, Библия упоминает другие народы только в их связи с народом Божьим. Причиной тому не столько национальная принадлежность писателей книг Библии, сколько значимость этих народ в раскрытии сущности Бога и пути ко спасению человечества – именно ради этого и была написана Библия.

11:26 «Фарра… родил Аврама». В нескольких кратких стихах просматривается треть тысячелетия. Интересно отметить, как от Адама до Ноя, так и от Сима до Авраама прошло по десять поколений. Это интересно заметить в связи с родословием Иисуса Христа: от Авраама до Христа прошло три раза по четырнадцать поколений (Мф 1:17). Второе, на что следует обратить внимание, это изменение имени Аврама на Авраама. Это изменение произошло позже (Быт 17:5), но мы иногда, в случаях, когда это имеет особое значение, будем использовать новое имя уже сейчас, наряду со старым именем. И третье: Аврам также не был первенцем. Более того, он был младше Арана на шестьдесят лет (см. толкование на Быт 9:28). Хотя Аран и был старшим из трех сыновей Фарры, но он умер раньше всех, а потому играл наименьшую роль в истории семьи и записан в Священном Писании последним. Потому и Лот, сын Арана, был уже достаточно взрослым, и даже имел свою семью, когда отправился в дальнейшее странствование с Аврамом (Быт 12:4).

11:28 «Умер Аран при Фарре». Это было весьма необычно, чтобы сын умирал своей смертью раньше отца. Но он уже успел иметь семью и, как мы видим из предыдущего и последующего стихов, у него родились по крайней мере трое детей – Лот, Милка и Иска.

11:31 «Идти в землю Ханаанскую». Вероятно, прежде чем Господь вызвал Авраама, Он побудил его отца, Фарру, предпринять это путешествие. Ур Халдейский был весьма развитым городом, но в то же время, как и все развитые города, был и весьма развращенным. Авраму могло бы быть намного труднее самому принять решение последовать Божьему призыву выйти из Ура, если бы его отец не сделал первый шаг.

11:32 «Умер Фарра». Старость или болезнь послужили причиной остановки, но после смерти отца Авраам должен был продолжить путь.