6. Авраам и Лот (Быт 12 – 14)

12:1 «И сказал Господь». Первое упоминание о призвании Аврама мы находим здесь, когда он находился в Харране. Тем не менее, другие тексты Священного Писания говорят нам о том, что Господь вызвал Аврама из Ура Халдейского (Быт 15:7; Неем 9:7). Это не противоречие. Авраам вышел из Ура вместе со своим отцом Фаррой и всем семейством Фарры (Быт 11:31). Очевидно, Бог призвал Фарру выйти из Ура, а Аврам сделался наследником этого призвания, так как Нахор, брат Аврама не присоединился к нему после смерти их отца Фарры (Быт 24:10,15). Аврам был вызван из Месопотамии только потому, что Бог желал сохранить чистой веру в Творца, в то время, как даже Фарра уже поклонялся другому божеству (Нав 24:2). Из внебиблейских источников нам известно, что Фарра и Нахор были поклонниками культа луны.

12:2 «Я произведу от тебя». Влияние окружающей среды и общества на человека весьма велико. Потому Господь желал образовать особый народ, находящийся в особой среде с тем, чтобы этот народ был не только образцом, но и примером для окружающих народов, указывая им путь к процветанию на земле и вечному спасению с истинным Богом.

12:3 «Благословятся в тебе все». Цель существования народа Божьего – не только их собственное спасение и благо. Истинное предназначение детей Божьих – служить окружающим и нести им благословения. Если мы будем только поглощать Божьи благословения сами, не делясь ими с ближними нашими, то мы уподобимся Мертвому морю, в которое вода втекает, но из которого ничто не вытекает; мы уподобимся стоячей воде, которая покрывается зеленью и не пригодна для утоления жажды.

12:4 «Аврам был семидесяти пяти лет». Очевидно, что Аврам был самым младшим в семье Фарры. Хотя в родословной Аврам упоминается первым среди детей своего отца, но как мы упоминали об этом ранее (Быт 11:26), Библия перечисляет детей не по старшинству, а по их значимости. Согласно библейской хронологии, Фарре было семьдесят лет, когда у него родился первенец; Фарра умер в Харране в возрасте двести пять лет. Даже если Аврам вышел из Харрана в тот же год, когда умер его отец, тогда выходит, что он был младше своего старшего брата на шестьдесят лет. Хотя Аврам мог выйти из Харрана спустя несколько лет после смерти отца, и тогда разрыв в возрасте между Аврамом и Араном, старшим сыном Фарры, соответственно увеличивается.

12:5 «И всех людей, которых они имели». Фарра был патриархом, главой поколения, князем среди народа. Соответственно, он был богат, имел много слуг и рабов. В то время семьи жили вместе, потому следует полагать, что вместе с Аврамом и Лотом, сыном Арана, который, кстати, мог быть примерно одного возраста с Аврамом, вышли еще и другие их родственники. Потому не удивительно, что Аврам мог собрать армию в триста восемнадцать воинов (Быт 14:14). Нахор, брат Аврама, не вышел из Харрана, оставаясь, по-видимому, правителем города, потому что мы находим впоследствии Харран носящим имя Нахора (Быт 24:10).

12:7 «Жертвенник Господу». На всяком месте, где останавливался Аврам в своем странствовании, он в первую очередь ставил жертвенник Богу. Впоследствии не только он сам или его потомки возвращались к старым жертвенникам, но и окружающие народы, видевшие благословения Аврама, видевшие его мудрость, приходили поклониться Богу Аврама на его жертвеннике. Оставляем ли мы после себя подобные жертвенники? Или же люди готовы скорее проклинать нас и нашего Бога, наблюдая нашу жизнь?

12:11 «Женщина, прекрасная видом». Сара была всего лишь на десять лет младше своего мужа. Но Авраму было уже около восьмидесяти, если не больше. Но и при этих обстоятельствах Аврам переживал за свою жену и за себя. Если Господь был силен сохранить эту немолодую женщину привлекательной настолько, что даже фараон мог соблазниться ею, то насколько больше Господь мог сохранить Аврама среди несправедливого мира. Однако, выдерживая более трудные испытания, Аврам не придал значения малым обстоятельствам, потому и пал под искушением. Но именно малые обстоятельства определяют нашу верность: «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф 25:23).

12:13 «Ты мне сестра». Это «святая ложь» или полуправда? Он ведь не солгал египтянам, говоря, что Сара – его сестра. Она действительно его сестра (Быт 20:12). Он просто умолчал некоторые значимые факты. Но в Божьих очах это все-таки самая настоящая ложь, тем более, что она отягчена недоверием Богу.

12:16 «Авраму хорошо было ради нее». Как часто мы ищем удобства и блага себе в ущерб нашей душе. Аврам пошел на обман, остался без жены, и довольствовался только подачками от фараона. Но что с того, что у него было так много всего добра, когда он был в порабощении, в зависимости, причем добровольно! Не лучше ли было бы довольствоваться малым, но полагаясь на своего Бога держаться истины?

12:18 «Для чего ты не сказал мне?» Рано или поздно, все тайное становится явным (Лк 8:17). Господь не допустил фараона ко греху, но каково было Авраму, человеку Божьему, когда фараон укорял его? Если вы не хотите прочувствовать то, что испытал на себе Аврам, доверяйте Богу во всех обстоятельствах, и не прибегайте к сатанинским методам, пытаясь оградить себя от возможного зла.

13:4 «До места жертвенника». Уходя с позором из Египта, Аврам поспешил в Вефиль, где он оставил свой последний жертвенник. Аврам поспешил назад к Богу, чтобы раскаяться перед Ним в своем отступничестве. Дорогой друг, если Господь останавливает тебя на пути греха, не беги от Бога, но вернись к Нему, вернись туда, где остался твой жертвенник Богу. Вернись к Нему, ибо Он любит миловать, и он простит всякую вину, беззаконие и грех (Чис 14:18; Мих 7:18; 1Ин 1:9).

13:7 «Был спор». Спорили пастухи Лота и Аврама, а жители той земли наблюдали за ними. Живя на грешной земле мы не можем избежать недоразумений, но решать мы их должны так, чтобы имя Бога нашего не хулилось среди народов по причине наших споров (Иез 20:14; Рим 2:23,24). Если случаются у нас споры, мы должны немедленно искать примирения (Мф 5:23,24; Еф 4:26,27).

13:11 «Избрал себе Лот». Мы не знаем, кто был старше летами, Аврам или Лот, но Аврам был выше положением. Лоту следовало бы довольствоваться тем, что ему определит Аврам, но он воспользовался случаем сделать свой выбор. Для него это был звездный час, когда он, наконец, достиг самостоятельности. Однако поспешный выбор не оставляет нам возможности правильно оценить обстановку. Богатство и удобство не всегда являются лучшими спутниками. Народная мудрость гласит: «Покупая дом, выбирай соседей». «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Прит 17:1). Последствия выбора Лота сказались на его детях. Лот пожелал приобрести многое, а в конечном итоге потерял все, выйдя из Содома с пустыми руками и развращенными дочерьми (Быт 19:30,32).

13:15 «Всю землю, которую ты видишь». Об Авраме сказано: «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой» (Евр 11:9). Вряд ли Аврам стал бы отцом множества народов, если бы он не оставался верен Божьему обетованию и водительству. Какого терпения и доверия требовалось от патриарха во все дни его странствования! Некто сказал: «Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери». А Господь выражает это несколько другими словами: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф 24:13).

14:8 «И вышли царь Содомский,..» Жившие в таком прекрасном месте, Содомляне оказались в порабощении. Когда лот поселился в окрестностях Содома, а затем оказался и в самом городе, мы можем предположить, что он также был замешан в возмущении против поработителей (Быт 14:4). Нам не дано об этом судить, но никто не запрещает предполагать, что именно появление Лота в этой местности способствовало восстанию, тем более, что среди восставших первым значится царь Содомский.

14:12 «Взяли Лота». Мы можем предположить, что Лот был одним из зачинщиков или вдохновителем восстания, почему он и был пленен.

14:13 «Известил Аврама Еврея». Вероятно Лот полагался на поддержку своего родственника еще раньше. Но теперь, когда Лот уже оказался в плену, связанный и порабощенный, он видел надежду только в своем благочестивом дяде, который был ему за отца. Как здесь не вспомнить блудного сына: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк 15:18).

Но этот текст содержит в себе еще один интересный момент. Здесь впервые упоминается слово «еврей». Значение этого слова – «пришедший из-за реки» (Нав 24:2,14). Это было прозвище Аврама, но стало нарицательным именем для народа, происхождение которого было по обетованию.

14:14 «Рожденных в доме его». Хотя Аврам был бездетным, но это не означает, что он коротал свою старость вдвоем со своей супругой Сарой. Аврам был князем целого племени; вместе с ним кочевали многие его родственники, слуги и рабы.

14:18 «Мелхиседек, царь Салимский». Салим – это одно из древних названий Иерусалима, и означает «мир» (Иерусалим – «город мира»). Интересно, что в то время, как весь народ Ханаанский поклонялся идолам, Мелхиседек был не только верным Богу, но являлся также и священником истинного Бога. Это весьма загадочная фигура в истории Библии: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих» (Евр 7:1-4).

14:20 «Дал ему десятую часть». Десятина существовала среди многих народов от древности. Она являлась знаком верности тому, кому приносилась. Она была своего рода податью или налогом, которым цари облагали своих подданных. Принося десятину Господу в лице священника Мелхиседека, Аврам признал Бога своим Господином. Десятина проходит через все Священное Писание как установление Божье, как знак верности народа своему Богу. Десятина также служит цели поддержания служителей Божьих, несущих весть спасения и служащих другим духовным нуждам людей (Лев 27:30; Мал 3:8-10; Лк 11:42; 1Кор 9:13,14; Евр 7:5).

14:23 «Не возьму из всего твоего». Аврам имел право на военную добычу, и царь Содомский был готов к тому, что только люди возвратятся в свои дома, а имущество перейдет Авраму. Но Аврам проявил не только великодушие, но и истинный характер раба Божьего. Он клятвенно отказался от своей доли. Мы не знаем, из чего Аврам отдал десятину Мелхиседеку, было ли это из военной добычи, или же из своих запасов, которые обычно всегда были у путешествующих и при армиях. Но скорее всего это было из той части военной добычи, которую Кедорлаомер захватил в других землях, с победы над которыми он возвращался, когда царь Содомский с союзниками напал на него. Мы только знаем, что Аврам ничего не взял из того, что принадлежало жителям пяти городов.

14:24 «Кроме того, что съели отроки». Очевидно Аврам не рассчитывал на длительную битву. Он доверял Богу. Аврам не был воинственным человеком, мы не находим другого упоминания о каких-либо битвах, в которых он участвовал. Но здесь мы видим, что человек, находящийся под водительством Божьим может победить профессиональную армию. «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор 1:27). «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:31). Аврам вышел в погоню за неприятелем налегке, потому воины вынуждены были питаться из добычи. Конечно же, съеденное вернуть было не возможно. Также Аврам не мог лишить своих союзников их доли, потому он сказал: «кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мной». Конечно же, здесь подразумеваются Анер, Эшкол и Мамрий, а не триста восемнадцать рабов Аврама.