7. Сара и Агарь в семье Аврама (Быт 15 – 17)

15:1 «Не бойся». Вероятно Авраму нужна была моральная поддержка после того, как он отказался от свой законной добычи в войне с Кедорлаомером. Принимать правильное решение обычно не легко, так как дьявол часто искушает нас к неверному решению, представляя его в более выгодном отношении. Аврам, вероятно, снова вспомнил о том, что Бог обещал ему потомство и всю землю, а здесь он как пришелец, помогающий местным жителям.

15:2 «Что Ты дашь мне?» Аврам уже имел достаточно богатства. Он не нуждался в золоте или в скоте. Да и земля не так ему была важна, когда у него не было сына. Доверять Богу? Но можно ли всю жизнь прожить только в ожиданиях, не получая обещанного? (Евр 11:39).

15:4 «Произойдет из чресл твоих». Даже по меркам людей того времени, которые жили значительно дольше нашего, Аврам был уже довольно стар. Он еще верил, когда ему было семьдесят пять (Быт 12:4). Но с тех пор прошло уже более двадцати лет, а обещание Божье пока что остается лишь прекрасными словами. Стоит ли ему еще верить? Неужели для Бога так трудно исполнить то, что Он давно обещал?

15:6 «Вменил ему это в праведность». Праведность – это более, чем просто благочестивая жизнь, отсутствие греха. Праведность – это полное доверие Богу.

15:8 «По чему мне узнать?» И все же Аврам был человеком, подобным нам. Ему хотелось доказательств.

15:9 «Возьми Мне». Господь не требует от человека большего, чем тот может вынести. Он говорит: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор 10:13).

15:12 «При захождении солнца». И все же Бог испытывает терпение Аврама. Некто сказал: «Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери». Повторяя Свое обетование Господь вывел Аврама на улицу показал ему звездное небо (ст. 5). Всю ночь Аврам провел в беседе с Господом, а утром пожелал знамения от Господа, которое укрепило бы его веру (ст. 8). Принеся в жертву животных по слову Господа, Аврам весь день ожидал Господа, отгоняя налетающих хищных птиц. После бессонной ночи и целого дня ожиданий, да и подготовка животных к закланию потребовала немало труда. Не легко было престарелому Авраму, которому уже было без малого девяносто, бегать вокруг рассеченных животных, отгоняя хищников. Не мудрено, что к вечеру он буквально свалился от усталости и одолевавшего сна. И тогда, когда человек уже был не в состоянии что-либо сделать, Господь явился в огне (ст. 17).

15:13 «Четыреста лет». Аврам ожидал прекрасных обетований, но вместо этого измученному и усталому старику Господь говорит об ужасной участи, которая постигнет его потомство прежде, чем они получат обещанную землю. Фраза «четыреста лет» относится здесь не ко времени порабощения, а ко времени странствования в земле не своей. Этот текст имеет значение: «на протяжении четырехсот лет твои потомки будут пришельцами, не имея своей земли, и к тому же в конце этого времени их поработят».

15:14 «Выйдут с большим имуществом». Господь видит конец от начала, хотя у Него нет предопределения. Здесь Господь предсказывает выход из египетского рабства, который произойдет только благодаря вмешательству Божьему (Исх 11:2-5; 12:40,41; Деян 7:6).

15:16 «Мера беззаконий… еще не наполнилась«. Это высказывание встречается в Библии довольно часто, так что некоторые толкователи Писаний так и считают, что Господь «накапливает» беззакония человека до тех пор, пока Его терпение не заканчивается. Подобная точка зрения не лишена основания, равно как и то, что говорят другие: у Бога есть определенное время для действий, и Он никогда не торопится, не сделает что-либо раньше времени, но Господь также и не медлит с исполнением обещанного. В любом случае, Господь не является подотчетным лицом в Своих действиях.

15:18 «До великой реки, реки Евфрата». Народ израильский не смог установить свое господство в Ханаане именно в таких пределах, как было обещано Господом только потому, что они часто блудодействовали с другими народами и уклонялись от истинного Бога (Суд 2:21). И только во времена Соломона Господь расширил царство народа Своего до таких пределов (3Цар 4:21).

16:1 «У ней была служанка Египтянка». Скорее всего эту служанку Сара заимела в Египте в то время, когда Аврам проявил недоверие Богу и назвал Сару своей сестрой (Быт 12:16). Грех никогда не остается один. Но каждый грех влечет за собой другой и третий. Так и здесь, грех неверия Аврама привел к тому, что эта египетская служанка стала между Аврамом и Сарой. Символично то, что в Библии Египет часто символизирует рабство греха (Исх 20:2).

16:2 «Я буду иметь детей от нее». Это соответствовало обычаям того времени и той местности, что служанка жены могла рождать детей для своей госпожи. Но это никак не соответствовало Божьим планам. К сожалению, Аврам послушался слов Сары.

16:5 «В обиде моей ты виновен». Возможно Сара вспоминала Авраму, при каких условиях у них появилась служанка Агарь. Да, тогда Аврам проявил слабость и не пожелал отстоять свою жену перед чужим монархом. Но может быть также и то, что Сара просто обращает вину «со здоровой головы на больную», пытаясь обвинить Аврама в своих же грехах.

16:6 «И она убежала». Совершенный однажды грех размножается по принципу финансовой пирамиды многоуровневого маркетинга. Грех неверия Аврама привел ко греху обмана Сары. Затем они вместе приняли незаслуженные подарки от фараона, в числе которых была и Агарь. Агарь (умышленно или неумышленно) становится объектом нового греха – недоверия обетованию Божьему, что привело ко греху многоженства. Теперь сатана искусил Агарь к самовозвышению и гордости, к неповиновению своей госпоже. Подтолкнув Аврама к многоженству, Сара теперь обвиняет его в прелюбодеянии – он, дескать, проявил к Агари больше любви, чем было нужно в данной ситуации, отчего она возомнила себя настоящей женой. С другой стороны, Сара начала притеснять и угнетать свою служанку, что тоже не является благочестием, а следовательно, должно называться грехом. И опять Аврам, вместо того, чтобы примирить рассорившихся жен, становится соучастником еще одного греха – вседозволенности Сары в притеснениях Агари. Все это приводит к тому, что Агарь уходит из дома. Хороший ли это поступок? Вероятно нет, иначе Господь не возвращал бы ее назад (ст. 9). Вот, какой результат за весьма короткий срок произвел небольшой грех недоверия Богу, сомнения в Божьей защите. И это еще далеко не конец – то ли еще будет в этой семье!

16:8 «Откуда ты пришла и куда идешь?» Этот вопрос подобен тому, как Господь искал Адама: «Где ты?» (Быт 3:9). Господь все знал, потому Он назвал Агарь не только по имени, но и по ее положению – служанка Сарина. Подобный вопрос взывал к признанию своих грехов и к раскаянию. Да, Агарь оставалась служанкой, а не женой. И она должна возвратиться назад. Господь имел Свой план относительно Аврама, равно как Он имеет Свой чудесный план о каждом из нас. Наше нетерпение и недоверие не может заставить Господа действовать по-нашему. Это только усложнит наш путь к той цели, которую ставит перед нами Господь. Если бы мы всегда доверялись Богу, то спасение нам далось бы необычайно легко, потому что спастись легче, нежели погибнуть. Но последствия нашего недоверия и попыток «помочь» Богу исполнить Его обещания и планы только усложнят нашу жизнь, давая сатане зацепки к тому, чтобы нас еще глубже повергнуть в грязь греха. В планы Божьи Агарь не входила. Она должна была оставаться служанкой, несмотря на грех Сары, Аврама и Агари. У Аврама была одна законная жена – Сара. Что Бог сочетал, человек да не разлучает, никакой человек, даже он сам, а тем более его служанка (Мф 19:6).

16:10 «Умножу потомство твое». Несмотря на грех, Господь благословляет Агарь и делает ее соучастницей благословений Аврама. Бог всегда старается обратить зло в добро.

16:12 «Как дикий осел». Это символ безбожия и самовластия (Иов 24:5; 39:5). Бог сделал все, чтобы превратить зло в добро, но и дьявол не дремлет. Из дальнейшей истории мы знаем, что потомки Агари и Измаила очень часто были врагами народа Божьего (Пс 82:6,7), равно как и потомки Лота (Быт 19:37,38). Но при должной атмосфере в семье Аврама, Измаил мог бы вырасти благочестивым и духовным человеком, признающим духовное господство Исаака (Быт 21:9). Измаильтяне могли бы стать теми, кто поддерживал бы служение евреев как народа Божьего, как хранителей праведности и вестников спасения. К сожалению, даже израильтяне очень часто отходили от Господа сами, не то, чтобы быть светом для других.

16:13 «Ты Бог видящий меня». Такое имя Агарь дала источнику, у которого Господь остановил ее. Как было бы хорошо, если бы мы всегда осознавали, что Господь видит нас и знает все наши поступки (Пс 138:7-12; Иер 16:17).

16:16 «Аврам был восьмидесяти шести лет». Более десяти лет ожидал Аврам исполнения обетования Божьего, и не дождался – решил сам «помочь» Богу в этом.

17:1 «Аврам был девяноста девяти лет». Целых тринадцать лет разделяют этот текст от предыдущего. Что делал Аврам в это время? Что делал Бог все это время? Вероятно, Аврам, воспитывая Измаила, неоднократно обдумывал свой поступок, пересматривал свои взаимоотношения с Господом, и думал, почему Бог так долго не говорит с Ним – за предыдущие десять лет Господь четырежды являлся ему (Быт 12:1; 12:7; 13:14; 15:1), а сейчас уже прошло более тринадцати лет, но Господь еще не разговаривал с ним. Сарра, вероятно, уже давно смирилась со своей участью бездетной матери чужого сына. Не известно нам, что творилось в душе Агари, почувствовавшей было свободу и материнское счастье, которое было так близко, но, возможно теперь ей даже не позволяли называть Измаила своим сыном – ведь родила она его не для себя, а для Сары. И возможно, единственно счастливым во всей этой истории был Измаил, который рос как наследник Аврама. В кажущейся спокойной и счастливой семье Аврама, грех недоверия Богу надолго разрушил и исказил прекрасные чувства и взаимоотношения в доме. Во многих аспектах жизнь уже не была такой, как прежде.

17:2 «И поставлю завет Мой». Прежний завет между Богом и Аврамом был нарушен. Господь позволил Авраму прочувствовать все результаты «самостоятельной» жизни. И теперь Господь вновь приходит к Авраму для заключения нового завета с ним.

17:3 «Пал Аврам на лице свое». Возможно Аврам уже не ожидал явления Божьего, осознавая, что он поступил неправильно. Сейчас он в раскаянии и с чувством недостоинства пал на землю перед Богом. Он не чувствовал уже себя праведным, как некогда (Быт 15:6). Он не сохранил своей веры, он уже не мог разговаривать с Богом лицом к лицу, как это было ранее.

17:4 «Я – вот завет Мой». Бог Сам является заверением завета (Быт 22:16; Иер 22:5), нет другого, кто был бы так верен, как Господь. Нет другого, кто был бы более могущественен, и кто выступил бы гарантом верности Божьей (Чис 23:19; Иез 12:25).

17:5 «Но будет тебе имя». Имя имело важное значение для древних народов – оно отражало характер и положение человека. Новое имя – это характеристика Божьих заветов. Бог не только меняет Свое отношение к человеку, но меняет и самого человека, вступающего в завет с Богом, меняет его характер, его положение, его имя (Быт 32:28; Руфь 1:20; Ис 62:2; Откр 2:17; 3:12).

17:7 «Я буду Богом». Прежние заветы Бога с Авраамом заключались в обетовании потомства и земли. Этот завет отвечает на проблему, которую имел Аврам – на его взаимоотношения с Богом. Аврам несколько раз поступил самостоятельно, полагаясь на человеческую мудрость (Быт 12:13; 16:2; 16:6). Это было нарушением первой и основной заповеди, требующей признания Бога первым и последним в жизни каждого человека (Исх 20:3; Мк 12:30; Откр 22:13,14). Эту заповедь в свое время нарушил Адам, позволивший себе прислушаться не к Богу, а поверить змею (Быт 3:4,5,12). В этом был виновен Аврам, в этом чаще всего повинны и мы.

17:9 Завет между Богом и человеком не односторонний – Бог будет верен Своему слову, если мы выполним свою часть. «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер 18:7-10).

17:11 «Обрезывайте крайнюю плоть вашу». Символом или знамением завета между Авраамом и Богом было укрощение плоти. Господь не требовал от человека аскетизма, но требовал благоразумия. «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал 5:16,17; см. Рим 8:9,13; Флп 3:3).

17:15 «Да будет ей имя Сарра». Очень часто человек поступает против воли Божьей только потому, что не желает огорчить своего друга или родственника. Господь желает, чтобы не только мы, но и те, кто зависит от нас, и от кого мы зависим, были также совершенны, и находились в завете с Ним.

17:18 «О, хотя бы Измаил был жив». Как часто мы довольствуемся синицей в руке, упуская журавля. И чаще всего это происходит по причине отсутствия терпения и доверия Богу. Мы хватаемся за соломинку и боимся упустить ее, но мы подчас не можем получить спасение до тех пор, пока мы не отпустим то, что удерживает нас вдали от Бога (Евр 12:1).

17:19 «Именно Сарра, жена твоя». Неверие – это порок, который удерживает руку Божью от того, чтобы исполнить в нашей жизни наилучшие намерения Божьи о нас (Мф 13:58; 17:20; Рим 11:20-23; Евр 3:19). Воскликнем же: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:24).

17:20 «О Измаиле Я услышал тебя». Господь готов благословить нас всегда, но Его планы о нас намного лучше наших желаний о себе.

17:21 «Но завет Мой поставлю с Исааком». Господь не отступает от слов Своих и не изменяется (Иез 12:28).

17:23 «Всех рожденных… и всех купленных». Авраам не мог требовать исполнения завета от тех, кто свободно присоединился к нему в его странствовании, но он, как глава семейства отца своего потребовал исполнения завета от тех, кто находился в его подчинении – домочадцев и рабов. Этот пример Авраама напоминает нам о нашей родительской ответственности за своих детей, за свои семьи – Господь ожидает, что в конце нашей жизни мы с радостью сможем ответить Ему: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис 8:18).