8. Содом и Гоморра – суд и спасение (Быт 18 – 19)

18:1 «Явился ему Господь». Это вступление к описанию того, как ему явился Господь. Сама встреча описана в последующих стихах.

18:2 «Три мужа». Для Авраама это были обычные путники. Только несколько позже Авраам осознал, кто же были те путники, которые посетили его.

18:3 «Владыка». Авраам почтительно приветствовал того, кто выглядел как старший из путников. Но в этот момент он еще не узнал Господа.

18:3 «Не пройди мимо». Гостеприимство Авраама проявлялось в том, что он был готов принять в своем шатре, угостить и обслужить всякого, кто будет проходить мимо его шатров. Очевидно, эти три мужа своим видом показывали, что собираются проследовать мимо шатров Авраама, подобно тому, как в свое время сделал Иисус с двумя учениками, идущими в Эммаус (Лк 24:28).

18:4 «Отдохните под сим деревом». Из первого стиха видно, что это был полдень, самое знойное время дня. Авраам предложил путникам переждать зной под тенистым деревом. А в это время он предложил им омыть ноги от пыли, просвежив их.

18:5 «Потом пойдите». Также Авраам предложил подкрепиться пищей. Авраам полагал, что путники просто проходят мимо, поэтому он не удерживал их, а лишь предложил дождаться вечерней прохлады, когда путешествовать намного приятнее и легче.

18:6-8 «Поспешил Авраам». Авраам был действительно гостеприимным человеком, если он готов был преложить им самое лучшее и при этом совершал все с поспешностью. А ведь ему уже было сто лет без года! Вряд ли путники могли выглядеть старше, чем Авраам, но он готов был служить им. И когда они ели, сидя под деревом в тени, он не присел с ними, а стоял рядом, готовый служить. Разве не было слуг у Авраама, которые могли бы по его повелению выполнить все требования? Если он мог найти три сотни воинов среди своих слуг, то конечно же, он мог нейти тех, кто прислуживал бы путникам. Но Авраам почитал за честь лично встречать и обслуживать гостей, пусть даже они и младше его возрастом.

18:9 «Где Сарра, жена твоя». Вряд ли Авраам знакомил путников со своей семьей или говорил им, как зовут его домочадцев. Назвав Сарру по имени Господь дал понять Аврааму, что Он – более чем просто путник, идущий мимо шатров Авраамовых.

18:10 «В это же время». Имеется в виду, «на следующий год, в это же время».

18:11 «В летах преклонных». Хотя возраст в сто лет во времена Авраама еще не был глубокой старостью, но Сарра уже вышла из того возраста, когда она естественно могла заиметь ребенка. Господь подчас специально ожидает таких моментов в нашей жизни, когда уже ни у кого не возникнет сомнения в том, что только Божье вмешательство привело к тому или иному событию. Теперь уже никто не скажет. что обещанный Аврааму сын родился естественным образом, а не по обетованию Божьему.

18:12,13 «Внутренно рассмеялась». Если бы Сарра рассмеялась вслух, то обстоятельства могли бы быть другими. Но здесь опять Господь дает понять Аврааму и Сарре, что Он не простой путник, и что Его словам следует доверять. Тот, кто знает внутренние мысли человека, конечно же знает и то, что должно произойти с ним в ближайшем будущем. Господь буквально пересказывает вслух те слова, которые Сарра произносила в сердце своем. Он всего лишь озвучил ее мысли.

18:14 «Есть ли что трудное для Господа?» Опять и опять Господь преподает Аврааму и Сарре урок веры и доверия Богу. Нам также следует крепко усвоить этот урок, и всегда полагаться на Господа – только так нам гарантировано спасение.

18:15 «Она испугалась». К этому моменту Сарра начала понимать, что это были не простые путники. По крайней мере, говоривший к ней был пророк, если он знал ее внутреннее состояние.

18:16 «Пошел с ними, проводить». Авраам продолжает проявлять гостеприимство, и последним штрихом в этом было проводить гостей. Именно в это время Господь открывается Аврааму.

18:17 «Утаю ли Я». В отличие от сатаны, Бог ничего не делает тайно и скрытно. Он всегда предупреждает и объявляет Свои намерения. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3:7).

18:18 «Точно произойдет». Вероятно, в пути разговор продолжился об обетовании сына и о том, почему же это обетование так долго не сбывалось. Господь еще раз убеждает Авраама, что Его слово неизменно исполнится. «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Чис 23:19).

18:19 «Заповедал сынам своим». Проблема очень многих благочестивых семейств заключается в том, что их благочестие подчас простирается не далее одного-двух поколений. В Священном Писании есть немало примеров, да и в нашей жизни мы видим то же вокруг себя, когда дети не следуют по путям своих родителей. Но правильное воспитание детей весьма важно для спасения не только их, но и самих отцов и матерей. Господь открывает принцип Своего суда: «Когда Я скажу беззаконнику: `беззаконник! ты смертью умрешь’, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез 33:8). Итак, родители ответственны за судьбу своих детей в определенной мере. Конечно, беззаконник может избрать не послушать предостережения, тогда остерегавший его не будет виновен в смерти беззаконника (см. Иез 3:19; 33:9). Не всегда родители виновны, если дети их уклоняются от истины. Но на них все же лежит большая ответственность. Господь ожидает от родителей отчета: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис 8:18; Евр 2:13). Потому мы очень часто встречаем заповедь Господню к народу Божьему о воспитании детей в праведности и в страхе Господнем: «и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих, дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, сколько дней небо будет над землею» (Втор 11:19-21).

18:20 «Грех их, тяжел он весьма». В продолжении разговора о правильном воспитании детей, Господь упоминает о Содоме и Гоморре. Ко всей тяжести греха содомлян добавился еще и грех Лота, который не предупреждал беззаконников, и не воспитывал детей своих в страхе Господнем.

18:21 «Сойду и посмотрю». Господь не нуждается в том, чтобы ему показывали, или говорили о том, что происходит. Но в этом нуждаются другие. Согрешающий подчас нуждается в последнем предостережении, когда Сам Господь пытается остановить его на его пути греха. И это должно послужить ему если не во спасение, то, по крайней мере, во свидетельство. Но ввиду предстоящего суда и возмездия, есть еще много заинтересованных сторон, которые ждут справедливости от Господа. В первую очередь, это – сатана, «клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр 12:10), а также ангелы и непавшие миры, которые наблюдают весь ход великой борьбы между Богом и сатаной, «потому что мы сделались позорищем (зрелищем) для мира, для Ангелов и человеков» (1Кор 4:9). В этом есть прообраз следственного суда, который Господь будет производить на небе прежде Своего возвращения на землю уже в качестве Судьи для исполнения приговора (1Пет 4:17; Откр 14:7).

18:22 «Еще стоял». Три путника разделились; два ангела направились к Содому, где они спустя некоторое время, к вечеру встретились с Лотом, а третий – Господь – остался разговаривать с Авраамом.

18:23-32 «Неужели ты погубишь». Истинные дети Божьи заботятся не только о себе, но в первую очередь они думают о ближних. Любовь – это основное качество характера Бога, и должно быть основным качеством характера Его детей. А любовь – это постоянная забота о временном и вечном благополучии другого. Авраам любил не только своего племянника Лота, но и всех людей. Потому он заботился о них и уговаривал Бога спасти жителей Иорданской долины. Он полагал, что Лот достаточно потрудился на благо спасения жителей Содома, и сейчас в этом городе наверняка найдется полсотни праведников. А если нет? А если Лот не делал ничего для других, но старался хотя бы о своей семье? Ну, хоть десять праведников там должно же быть! Но Авраам ошибался в Лоте. Увы, на все города долины не набралось и десяти праведников.

19:1 «Сидел у ворот». Это показывает на высокое и почетное положение Лота среди жителей города. У ворот обычно происходили суды и встречи со знатными людьми. Соответственно, Лот почитался в городе как старейшина, как судья или как один из знати.

19:2 «Зайдите в дом раба вашего». Лот также был гостеприимным хозяином, как и его дядя Авраам.

19:3 «Сильно упрашивал». Когда путники сказали, что они ночуют на улице, Лот понял, что им угрожает опасность, поэтому он стал уговаривать их войти в дом, где они будут в большей безопасности.

19:4 «Весь народ». Может быть не абсолютно все мужское население города собралось у дома Лота, но этот стих показывает, что жители города были одинаковы в своей развращенности, как молодые, так и старые, как знатные, так и простолюдины.

19:5 «Мы познаем их». В этих словах выражалось их намерение совершить сексуальное насилие над пришельцами.

19:8 «Две дочери». Лот понял всю сложность ситуации, и решил пойти на отчаянный шаг ради спасения путников – пожертвовать честью, здоровьем, а может и жизнью своих незамужних дочерей. Нам трудно судить о моральности этого поступка, но Лот сам поместил себя в такие обстоятельства, избрав для жительства развращенные, хотя и прекрасные города. В погоне за удобством и роскошью очень часто нам также приходится жертвовать честью, здоровьем, и даже жизнью свой и членов нашей семьи.

19:9 «Хуже поступим с тобою». Теперь сам Лот оказался в опасности. Для развращенных жителей Содома уже не было ничего святого. Они готовы были поднять руку даже на уважаемого жителя своего города, на того, к кому еще вчера они приходили за советом и решением своих споров. Да, весьма опасно заигрывать с грехом. Лот должен был понимать, на что он идет, поселяясь в Содоме. Говоря о коварстве зла, о характере сатаны, Господь в свое время спрашивал Иова: «будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?» (Иов 40:22-24). Лот полагал, что став союзником Содомлян, он обрел безопасность, когда в действительности он стал их заложником.

19:11 «Измучились, искав входа». Иногда мы читаем эти слова: «искав вЫхода». Но не выхода искали содомляне. Даже ослепленные, они не оставили свой злой затеи. Они продолжали искать входа в дом Лота, чтобы совершить свое гнусное дело. Даже слепота не могла остановить их на пути греха.

19:12 «Всех выведи из сего места». Господь пришел в Содом, чтобы Лично убедиться в том, есть ли в этом городе хотя бы десять праведников, чтобы Ему пощадить города. И Он действительно нашел там праведного Лота, хотя нам не совсем легко назвать его совершенно праведным ввиду некоторых его поступков. Но жители города подтвердили свое состояние. Теперь, когда вина городов Иорданской долины была очевидна, Господь позволяет Лоту самому определить, сколько же праведников имеется в Содоме. Ему позволено вывести из города всех, кого он только пожелает, и кто согласится последовать за ним.

19:14 «Показалось, что он шутит». Если бы Лот оказывал положительное влияние на людей, то у него были бы последователи, которые с готовностью прислушались бы к его словам. Но даже самые близкие родственники только отмахнулись от него с усмешкой. А может быть Лот действительно слишком много шутил, относясь так даже к серьезным вопросам?

19:15 «Начали торопить». Лот сам мог погибнуть только потому, что он не торопился выполнять повеление Господне. С какой охотой мы следуем по пути к спасению? Может случиться, что и мы окажемся спасенными, как и Лот: «выхвачены, как головня из огня» (Ам 4:11).

19:16 «По милости к нему Господней». Подчас Господь проявляет к нам милость в форме, которую иной раз мы назвали бы насилием. По милости Господа ангелы насильно вывели семью Лота из города, буквально вытянув их за руки. Что еще удерживало Лота в городе? Недоверие словам ангелов? Или желание упаковать и вынести с собой как можно больше ценных вещей? Что бы ни было причиной его промедления, если бы только не милость Господня, он потерял бы жизнь свою и своей семьи из-за тех ничтожных причин, которые заставляли его медлить. Дорогой друг, не медлишь ли ты откликнуться на спасительный призыв Господа, и оставив все, что еще удерживает тебя, поспешить к жизни вечной?

19:17 «Не оглядывайся назад». Времени уже не оставалось; всякое промедление могло стоить жизни семье Лота. Любая остановка, даже на один миг, чтобы посмотреть, что происходит сзади – это неизбежная потеря времени, а в случае с Лотом – это верная смерть. Это было последнее испытание для Лота и его семьи. Они уже были почти спасены…

19:21 «В угодность тебе Я сделаю и это». Спасая грешника, Господь идет на неимоверные уступки. Ради спасения Лота, который сам подверг себя смертельной опасности, поселившись в Содоме, а затем медля спастись, Господь готов пожалеть нечестивый город. Может быть Лот одумается и, подобно Ионе начнет исполнять поручение Господне – возвещать людям истину о живом Боге? «А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню» (Иона 2:10).

19:22 «Доколе ты не придешь туда». Господь долготерпелив и многомилостив. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб» (2Пет 3:9). Долго ли мы еще будем испытывать долготерпение Божье? Или же мы желаем дождаться того момента, когда Господь скажет: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт 6:3).

19:24 «Серу и огонь». «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуды 1:7). Таким же образом, как были уничтожены города Иорданской долины, так же будет произведено и окончательное уничтожение грешников и зла с земли. При этом стоит обратить внимание на определения, которые использует Священное Писание в этих местах. Иуда назвал огонь, которым был истреблен Содом – вечным огнем. И в откровении мы читаем, что «дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр 14:10,11; 21:8). Вероятно, это говорит нам нечто о продолжительности «вечного» огня и «вечных» мучений. Милосердный Господь, Который так терпеливо ожидал Лота, Который согласился сберечь Сигор ради одного праведника, который был спасен «как головня, выхваченная из огня», неужели Он будет мучить «во веки и веки» грешников за из несколько десятков лет преступной жизни? Но как Содом и Гоморра больше не горят, так наступит момент, когда подвергнутые наказанию вечного огня и вечных мук нечестивые перестанут гореть, «ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день» (Мал 4:3), и даже самого сатаны, который тоже подвергнется такой же казни (Мф 25:41), а не будет заправлять адом, как это некоторым кажется, «не будет… во веки» (Иез 28:19).

19:26 «Оглянулась». …Это было последнее испытание для Лота и его семьи. Они уже были почти спасены. Почти, но не совсем – жена Лота не выдержала подобного испытания, сердце ее было там, в гибнущем городе. Мы не знаем, почему она оглянулась – влекли ли ее оставшиеся там замужние дочери и внуки, или она беспокоилась об оставленных ценностях и нарядах – этого мы уже не узнаем никогда. Но мы знаем одно: «претерпевший же до конца спасется» (Мк 13:13). Можно быть верными всю жизнь, а потом в один миг все потерять. Но этот миг выявит истинную суть того, что все это время скрывалось в нашем сердце: «праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность» (Иез 33:12).

19:29 «Вспомнил Бог об Аврааме». Нет, не забывал Бог обещанного Аврааму. Не так много времени прошло с тех пор, как Авраам просил Господа пощадить города долины. Есть одна особенность в Священном Писании, которую необходимо понимать, чтобы и другие тексты Библии не казались нам странными. Очень часто в повествовании, писатель Библии вдруг останавливается, и возвращается к началу повествования, чтобы пойти по второму кругу, описывая на этот раз либо более детально отдельные события, либо показывая все с иной точки зрения. При этом, подчас, события прошлого бывают записаны в будущем времени, а события будущего – в прошедшем. Во всем этом нет ничего удивительного – для древних евреев это был обычный стиль разговора, а нам сегодня лишь приходится подстраиваться под них. Вот и сейчас, повествователь возвращается назад, к тому моменту, когда Господь принял решение положить конец беззакониям жителей Содома и Гоморры и окрестных городов, но ради верности Авраама Он решил спасти Лота, родственника Авраамова, хотя сам Лот вряд ли заслуживал спасения.

19:30 «Боялся жить в Сигоре». Почему боялся? Потому ли, что жители Сигора были развращенны не менее, чем жители Содома? Или потому, что его начнут обвинять в поджоге городов? Или же, наконец Лот понял, в чем заключается опасность жизни в развращенных городах? Лот поселился в пещере за городом. Но ему следовало бы идти и проповедовать милость Божью и спасение, которое обрели жители города в то утро. Почему же Лот скрылся?

19:31 «По обычаю всей земли». К интересному выводу пришли дочери Лота: «нет человека на земле, который вошел бы к нам…» Или они желали жить в соответствии с некоторыми обычаями, которым они научились, живя в Содоме? Или же они посчитали, что поступок, который они задумали, был благочестивее, чем нормальное замужество пусть даже в нечестивом Сигоре? Апостол Павел свидетельствовал: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» (1Кор 7:16; ср. Иер 31:22). Дочери Лота могли и должны бы совершать то дело, для которого Господь призывает всякого верного Своего последователя – свидетельствовать о чудных делах Божьих и призывать ко спасению всех людей. Но они избрали нечто другое – жизнь в отшельничестве и во грехе. Сегодня о нас с вами, дорогие друзья, еще продолжает звучать молитва Иисуса Христа: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин 17:15).

19:37,38 «Он отец Моавитян/Аммонитян доныне». К чему стремились дочери Лотовы, того и достигли. Они спаслись из гибнущего Содома только лишь для того, чтобы зародить новые поколения грешников и беззаконников. Моавитяне и Аммонитяне во все последующее время оставались врагами народа Божьего (Втор 23:3,4).