9. Авраам и Авимелех (Быт 20:1-18)

20:1 «Поднялся оттуда». Авраам жил при дубраве Мамре, но после истребления Содома он двинулся в путь на юг, точнее, на юго-запад. Что послужило этому обстоятельству? Обычно всяким переменам предшествует какое-то событие. Разрушение Содома стало тем событием, которое побудило Авраама из местности, лежащей не вдалеке от Содомской долины, уйти в сторону побережья Средиземного моря, в страну филистимскую.

20:1 «Был на время в Гераре». Имение Авраама было настолько огромное, что он просто не мог жить в каком-либо городе. Если он смог собрать более трехсот молодых людей, «рожденных в доме его» (Быт 14:14), то все племя Авраама, кочевавшее с ним, должно было иметь не менее тысячи человек, но могло составлять и две-три тысячи душ, считая детей и стариков. Они сами могли бы населить город средних размеров того времени. Для сравнения, уже во дни Ионы, спустя около тысячу лет, Ниневия со всеми своими пригородами (Иона 3:2) имела всего 120 000 человек и считалась «великим городом» (Иона 4:11). Если учесть бесчисленные стада скота, то становится ясно, что Авраам не поселился в Гераре, а просто прибыл в город по каким-либо делам, возможно с торговлей.

20:2 «Сказал Авраам о Сарре». Авраам считался вождем племени, и в то время, как цари были вождями подчас отдельных городов, то Авимелех, царь герарский, естественно должен был считаться со своим «коллегой», а потому мог оказать ему должный прием. Конечно же, Герар был также большим городом, в несколько десятков тысяч населения, в котором могла быть армия даже в несколько тысяч человек. Если бы Авраам не был под Божественной защитой, то ему следовало бы быть осторожным с царем Герарским. Но по какой-то причине, Авраам, даже после конкретного обетования о сыне от Сарры (Быт 18:14), все же не доверял Богу в отношении собственной безопасности.

20:3 «Ты умрешь за женщину». Мы не знаем обстоятельств, при которых Авраам в очередной раз совершил грех недоверия Богу и сказал ложь о своей жене, уступив ее Авимелеху. Но из последующей истории мы видим, что Авимелех был довольно набожным и благочестивым человеком, хотя и поклонялся идолам. Сам Бог явился Авимелеху и беседовал с ним.

20:4 «Погубишь и невинный народ». Авимелех, понимая свою вину, беспокоился о народе. Он не просил пощады себе, он не пытался выгородить и спасти себя, но заботился о народе своем.

20:5 «В простоте сердца моего и чистоте рук моих». Авимелех осознает, что он виновен, но желает показать, что он совершенно не знал настоящей истины в тот момент, когда совершал свой поступок. Он поступил бы иначе, если бы знал правду. Авимелех оказался честнее Авраама. Не оказываются ли окружающие нас неверующие люди подчас честнее, чем мы – христиане?

20:6 «Удержал тебя от греха». Господь – не грозный судья, который пытается уловить нас во грехе. Он – любящий Отец, воспитывающий нас и удерживающий от плохих поступков не только тех, кто считает себя Его детьми, но даже и тех, кто, подобно Авимелеху, стремится жить честно и справедливо, хотя и не знает истинного Бога.

20:7 «Непременно умрешь». Господь предостерегает Авимелеха, что теперь, когда он знает истину, он будет нести полную ответственность за ее соблюдение.

20:9 «Дела, каких не делают». Авимелех узнал не только то, что Авраам обманул его, но также и то, что Авраам был пророком Божьим. Думаем ли мы о том, что рано или поздно люди узнают о нас, что мы – христиане? Какого мнения будут они о нас, о нашей вере и о нашем Боге?

20:10 «Что ты имел в виду». Очень часто люди быстры на осуждение поступков, которые они видят. Но помимо внешнего проявления, которое видимо, есть еще внутренние побуждения и мысли, которые не видны посторонним. Для того, чтобы вынести верное суждение, необходимо знать эти сокровенные мотивы. Хотя сам человек может не подчас и не выдать истинной причины своего поступка, но в любом случае подобный вопрос свидетельствует о мудрости Авимелеха.

20:12 «Подлинно сестра мне». Полуправда не есть правда, а ложь. Истина может быть истиной только тогда, когда она истинна на все сто процентов. Авраам прекрасно знал, что делал, когда утаил от Авимелеха всю правду.

20:15 «Живи, где тебе угодно». В отличие от фараона (Быт 12:20), оказавшись в подобной ситуации Авимелех не отправляет Авраама из своей страны, но позволяет ему оставаться в своих пределах. Это свидетельствует об истинном великодушии и благочестии Авимелеха, который простил Авраама.

20:16 «Пред всеми ты оправдана». Авимелех стремился к примирению с Авраамом, и потому сделал все для того, чтобы никто не подозревал Сарру в чем-либо.

20:18 «Заключил Господь всякое чрево». Для восточных народов бесплодие было самым страшным наказанием.