10. Исаак: радость рождения и горечь испытания (Быт 21:1 – 22:24)

21:1 «Призрел Господь». Очень часто слово «призрел» путается с «презрел», потому, что это несколько устаревшее выражение. Поверхностный читатель подчас и не замечает разницы между этими двумя совершенно противоположными по значению словами. В то время, как второе означает «презрение» и «игнорирование», первое говорит о внимании и заботе. Иногда нам может казаться, что Бог нас забыл, особенно когда мы ждем ответа вот уже который год. Но не опаздывает и «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет 3:9). Нет, не вспомнил Господь о Сарре, как некоторые могут сказать. Не забывает нас Отец наш, потому и не имеет нужды, чтобы Ему напоминали или подсказывали. Но когда пришла полнота времени, Бог Небесный начал действовать (Ин 2:25; Гал 4:4).

21:6 «Смех сделал мне Господь». Поздний ребенок в семье зачастую вызывает усмешку, хотя кто знает мотивы и причины рождения таких детей? Но этот случай особый. Смех этот более похож на радостное веселье об исполненном обетовании и обретенном наследнике. Совершая Свое дело на земле и используя людей, Господь, как будто, не заботится о репутации человека. Здесь Он дает ребенка в старости, там Он отказывается исполнить предсказанное через пророка (Иона 4:1-5), а в другом месте он представляет Своего вестника юродивым (Иез 4 гл; 1Кор 1:18-21). Но спасение человека более важно чем то, какими мы предстанем в глазах других людей, потому Господь в Свое время совершит в нас и через нас именно то, что наилучшим образом будет содействовать спасению нашему и окружающих нас людей.

21:9 «Сын Агари Египтянки… насмехается». Насмешка Измаила над Саррой и Исааком была более, чем просто подшучивание о позднем ребенке. Измаил был уже достаточно взрослым, ему было около тринадцати лет, и он прекрасно понимал, что все право первородства и наследства теперь должно перейти законному сыну Авраама, хотя он и был младшим. Возможно, зависть могла подтолкнуть Измаила к искушению причинить вред здоровью или даже жизни Исаака.

21:11 «Весьма неприятным ради сына». Можно понять Сарру, заботившуюся о благополучии своего долгожданного ребенка. Можно говорить о наследнике, родившемся по обетованию. Можно даже рассуждать о том, была ли Агарь законной женой Авраама. Но как часто люди игнорируют чувства отцов к своим детям! А ведь Измаил все же был сыном Аврааму, тем, на которого возлагал все свои надежды последних тринадцати лет престарелый патриарх.

21:12 «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее». В наши дни можно не обратить внимание на эти слова. Но представьте себе, как они звучали в том обществе, где слово мужчины – закон. Тем более, Авраам был главой рода, старейшиной, патриархом. И сейчас он должен подчиниться желаниям своей жены! Шаг за шагом Господь учит Авраама смирению и послушанию. Как знать, смог бы Авраам согласиться принести Исаака в жертву, если бы он не согласился подчиниться Сарре по слову Господа?

21:13 «Потому что он семя твое». Велика верность Господа (Плач 3:23). Несмотря на то, что Авраам проявил неверие Богу в рождении Измаила, тем не менее, Господь не лишает его Своей милости и благословений. Милость Божья простирается до тысячи родов в потомках любящих Господа, так что благословения Божьи еще долго будут изливаться на землю по причине верности Адама, Ноя, Авраама (Исх 20:6).

21:14 «И отпустил ее». Авраам отпустил Агарь и Измаила практически ни с чем. Мы не знаем, дал ли он им серебра, на которое они могли бы купить что-либо у купцов из встречающихся по пути караванов. Мы также не знаем, как много хлеба они могли унести с собой. Да и куда они могли направляться одни в пустыне. Известно только, что в мехи, сделанные из шкуры козленка могло вместиться литров 12 воды. При самом экономном использовании вряд ли им этого хватило бы больше чем на неделю. Но отпуская их, Авраам был уверен в том, что Господь сохранит им жизнь согласно обетованию, данному ему.

21:18 «Я произведу от него великий народ». Эти слова приписаны Ангелу Божьему. В Ветхом Завете очень часто под Ангелом Божьим подразумевается Божий Сын – вторая Личность божества. Это подтверждается и тем, что обетование сказано от лица Бога. Так, Агарь лично получила откровение от Бога, услышав Его голос, как некогда его слышал Авраам. И этот голос повторил ей обетование, данное накануне Аврааму о том, что от Измаила также произойдет великий народ. И действительно, Измаил стал родоначальником многих арабских народов.

21:19 «Бог открыл глаза ее». Может ли быть, что она просто не видела колодца в той части пустыни, где она заблудилась? Маловероятно, так как возле колодца заблудиться невозможно – туда обязательно вели бы пути караванов и тропы пастухов. Возле колодца обычно растут пальмы, образуя оазис. Более того, если бы это и был забытый и оставленный колодец, как бы Агарь достала из него воду, не имея веревки? Очевидно, Господь совершил чудо, как написано: «ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод» (Ис 35:6,7). Это чудо было призвано подкрепить не только физическую жизнь Измаила и Агари, но также и их уверенность в Господе, Который сопровождал и оберегал их.

21:21 «Он жил в пустыне Фаран». Агарь жила в семье Авраама более двадцати лет, вероятно со времени первого посещения Египта Авраамом (Быт 12:16), а возможно, и с самого детства. Измаил получил самое ценное и остающееся на всегда воспитание первых двенадцати лет от самого Авраама, можно сказать, единственного самого верного последователя Живого Бога. Когда Авраам отпустил Агарь, возможно она направилась в сторону Египта, своей родины. Но их вера в Бога Авраама сделала их пребывание в Египте невозможным, потому, взяв жену из Египта, Измаил вернулся в пустыню, ведя кочевой образ жизни подобно Аврааму.

21:22 «И было в то время». Известие о чудесном рождении сына обетования быстро распространилось среди окружающих народов. Очевидно, на тот пир, который Авраам сделал по случаю отлучения Исаака от груди (Быт 21:8), были приглашены не только все люди, жившие с Авраамом и кочевавшие вместе с ним (Быт 14:14), но также и представители тех городов, которые Авраам посещал во время своих странствований. Авимелех, царь Филистимский, однажды испытал на себе силу Божью (Быт 20:6,7). Теперь он стал свидетелем еще одного проявления силы Божьей в рождении Исаака, и потому мог сказать: «с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь.» Авимелех искал союзничества с таким соседом, как Авраам. Но хорошо бы ему искать союза не столько с Авраамом, сколько с Богом Авраама – это могло бы повлиять на всю дальнейшую историю филистимского народа.

21:23 «Землею, в которой ты гостишь». Было странно, что властитель земли пришел заключать союз с гостем, а не наоборот. И тем не менее, Авимелех еще раз напомнил Аврааму, что тот является всего лишь странником в земле, которая была обещана ему (см ст 34). «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр 11:9,10).

21:33 «Призвал там имя Господа». Везде, где ни странствовал Авраам, он оставлял после себя памятники – жертвенники вечному Богу, на которых после него местные жители возносили жертвы тому Богу, который являл себя так чудно в жизни Авраама.

22:1 «Бог искушал Авраама». Многих эти слова приводят в смущение – почему Бог искушает? Может это неверный перевод? Так и пытаются объяснить эти и другие подобные слова многие богословы. Но может быть нам следует изменить наше отношение к искушению вообще. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак 1:13,14). Потому что «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор 10:13). В русском языке «искушение» и «искусство» – слова одного корня. И оба имеют отношение к достижению мастерства и высшего уровня в определенной области. Для того, чтобы мы могли достичь «почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп 3:14), нам следует пройти суровую школу искушений, в которой Господь является нашим первым преподавателем и наставником.

22:2 «Единственного твоего, которого ты любишь». Возможно, Аврааму следовало лучше узнать Божий план искупления согрешившего человечества от участи вечной смерти, которое могло быть достигнуто только ценой жизни единственного Сына Божьего (Мф 3:17). Но также возможно, что Авраам настолько увлекся своим сыном, что Бог стал отступать на второй план в его жизни. В любом случае, мы понимаем, что переживание Авраама было необходимым для него в его взаимоотношениях с Господом.

22:2 «Пойди в землю Мориа». Нелегкое было испытание Авраама, и три дня пути до места назначения были весьма кстати, чтобы тщательно взвесить все свои взаимоотношения с Господом. Но это были мучительные дни, когда Авраам думал о предстоящем всесожжении. Господь избрал именно эту гору не случайно – спустя много лет Он укажет это же самое место для постройки Храма (2Пар 3:1), в котором будут возноситься многочисленные жертвы за грехи людей, и в котором будет совершать Свое служение, а позже и осужден синедрионом наш Спаситель, истинная Жертва за грех, прообразом Которого был в этот момент Исаак.

22:4 «На третий день… увидел то место издалека». Три года томительного странствования Спасителя по пустыне земли к Голгофе (Чис 14:34; Иез 4:6), три дня ожидания всей вселенной, пока Иисус Христос находился в могиле… «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис 53:10,11). Мы пока еще издалека смотрим на уготованное нам спасение, но «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим 13:11).

22:5 «И возвратимся к вам». Верил ли Авраам тому, что говорил слугам своим? О, как ему хотелось верить! Знал ли Авраам, что Бог мог воскресить Исаака? Или он надеялся на второго наследника? А может быть он просто говорил так слугам своим только потому, что им надо было что-то сказать. В вечности мы сможем спросить об этом Авраама лично.

22:7 «Где же агнец для всесожжения?» Как боялся этого вопроса Авраам, как он пытался оттянуть этот мучительный разговор со своим сыном. Что сказать ему этому повзрослевшему юноше? Как поступит Исаак, узнав намерения отца? Ведь сейчас Исаак мог даже оказать сопротивление состарившемуся отцу. «Бог усмотрит», – все что только смог ответить ему Авраам.

22:9 «Связав сына своего». Вряд ли это было сделано принудительно. Скорее это было сделано по обычаю, как связывали ноги у ягненка, которого должны были принести в жертву. А может быть это была перестраховка, чтобы в последний миг Исаак, испугавшись, не передумал.

22:11 «Ангел Господень воззвал к нему». Тот же Ангел, который говорил к Агари, тот же Ангел, который неоднократно являлся Аврааму, и сейчас говорил от имени Бога. Это был Сын Божий, истинная Жертва. Но еще не настало время для пролития крови.

22:12 «Не пожалел сына… для Меня». Сегодня каждый из нас подвергается такому же испытанию. Готовы ли мы отдать самое дорогое, что у нас есть, для Господа? Занимает ли Господь первое место в нашем сердце и в нашей жизни, или есть еще что-то или кто-то, кто стоит между нами и нашим Спасителем? Самая первая заповедь Божья говорит: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх 20:3). Эта заповедь оберегает нас от нарушения всех остальных заповедей Божьих.

22:13 «Взял овна… вместо сына своего». Это был самый великий урок заместительной жертвы Иисуса Христа за грехи людей. Господь приготовил «Агнца, закланного от создания мира» так же, как Он приготовил овна на горе Мориа прежде, чем Авраам с Исааком пришли туда (Откр 13:8).

22:18 «Благословятся в семени твоем все народы». Благословение Авраама распространяется на многие народы не только потому, что он стал отцом евреев, арабов и многих других народов. И даже не потому, что его считают своим отцом последователи трех мировых религий. Именно Семя Авраама, то Семя, которое было обещано еще Адаму – Иисус Христос, Божий Сын и Спаситель мира принес вечное благословение всему миру через жертву, от которой он, подобно Исааку, не отказался.

22:20-24 «Милка родила Нахору». Потомки некоторых из сыновей Нахора упоминаются в Книге Иова. По имени его первенца названа земля, в которой Иов был, по всей видимости, царем.