12. Женитьба Исаака (Быт 24:1-67)

24:1 «Авраам был уже стар». Описанное событие происходило спустя три года после смерти Сарры. Сейчас Исааку сорок лет, а Аврааму, соответственно, сто сорок (см 21:5; 25:20).

24:2 «Рабу своему». В этой главе не дается имя раба Авраама, но на основании Быт 15:2 мы можем сделать вывод, что это был Елиезер.

24:2 «Руку под стегно». Здесь описан древний обычай заключения договора и клятвы, когда клянущийся ложил руку под бедро сидящего или лежащего человека.

24:3 «Жены из дочерей Хананеев». Авраам беспокоился о духовном состоянии своего сына и о его верности Богу. А от жены зависит очень многое. Жены ввели в грех Самсона (Суд 14-16), Соломона (3Цар 11:4; Неем 13:26) и многих других. Потому Господь дал народу Своему строгое указание: «не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем 10:30; ср Втор 7:3). Жена должна быть помощником мужу, партнером, разделяющим те же убеждения; она должна соответствовать мужу во всем (2:18) так, что бы муж и жена действительно могли стать одним неделимым целым (2:24).

24:4 «В землю мою, на родину мою». Хотя родиной Авраама является Ур Халдейский, но там у него не осталось ничего. Своей землей и своей родиной Авраам сейчас считает Харран, где он похоронил своего отца, и где остались другие его родственники, в частности, его брат Нахор. Именно к нему и направляет патриарх своего верного слугу.

24:5 «Должен ли я возвратить». Авраам вышел из своей земли не для того, чтобы туда возвращаться ему или его сыну.

24:6 «Берегись, не возвращай». Господь вывел или выводит каждого из нас из своих мест, из своих забот или проблем. Но это делается не для того, чтобы мы возвращались обратно туда же. Священное Писание содержит достаточно предупреждений тем, кто возвращается туда, откуда вышел (Прит 26:11; Лк 9:62; Лк 11:24-26; 2Пет 2:22).

24:7 «И ты возьмешь жену… оттуда». Авраам знает своего Господа. Авраам знает цели и планы Господа. И это дает ему уверенность в том, что Господь поддержит все то, что соответствует Его воле. Это не самоуверенность, но это уверенность в знании Господа.

24:10 «Всякие сокровища господина его». Эти сокровища должны быть уплачены как вено за невесту. За них должна быть «куплена» супруга Исааку. Елиезер был управителем в доме Авраама. Ему было доверено все имущество и все сокровища Авраамовы. Его задача была совершать то, чего желал Авраам, и вести всех домочадцев к той цели, которую Авраам поставил перед ним. Мы – управители Божьи. Господь доверил нам Свои сокровища и Свое имущество (Пс 49:10; Агг 2:8) для выполнения Его целей (Ин 6:39,40). От нас ожидается верность в этом деле (1Кор 4:2). Все сокровища и все имущество, которое мы имеем, это не наши – они принадлежат Богу. И мы должны использовать его на дело Божье для достижения Его целей – спасения людей.

24:11 «Когда выходят женщины черпать». Мудрый Елиезер избрал наилучшую позицию, где он смог бы увидеть наиболее хозяйственных девушек. Жену следует искать не на балу и не в парке под луной. Жену лучше всего искать там, где проявляются ее хозяйственные качества и естественные взаимоотношения с людьми, а не способности наряжаться и лицедействовать (Прит 31:13-22).

24:12 «Господи, …пошли ее». Хотя раб Авраамов был достаточно мудр, но его мудрость еще более проявилась в том, что он полагался не на свою ограниченную мудрость, а на Бога. Насколько бы человек ни был мудрым и способным, без Бога он ничего не способен сделать (Ин 15:5; Флп 4:13). «Все, что человек делает без Христа, осквернено эгоизмом и грехом» (ЕГУ, ПкХ гл.6). «Начало мудрости – страх Господень» (Пс 110:10; Прит 9:10).

24:14 «И верблюдам твоим дам пить». Это невероятное условие. Напоить незнакомца из своего кувшина – не каждая женщина согласилась бы на это. Но даже самая гостеприимная могла бы остановиться, видя десять верблюдов с опустившимися горбами, что свидетельствует об их длительном путешествии. Верблюды пьют много. И девушке пришлось бы черпать не десять и не двадцать раз, доставая воду из, возможно, довольно глубокого колодца. А ведь дома ее ждут дела… «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр 13:2).

24:15 «Еще не перестал он говорить». Бог отвечает на каждую молитву. Причем, Господь неизменно предлагает нам наилучший вариант. Но от нас зависит, готовы ли мы принять ответ Божий? А ведь иногда Божий ответ может быть «нет» или «не сейчас»… А ведь Елиезер мог бы еще продолжать молиться, не подходя к Ревекке…

24:17 «Побежал раб навстречу». Елиезер торопился, чтобы не упустить возможный ответ Господа. Он знал, что должен выполнить свою часть в этом деле. Торопимся ли мы принять ответ Божий? Выполняем ли мы свою часть, или ждем от Господа еще большего чуда?

24:21 «Желая уразуметь». Мы можем быть поражены чудесным ответом на нашу молитву. Нам следует только заметить это. Не всякий ответ Господа настолько же чудесен и конкретен. Но мы далеко не всегда замечаем действия Господа. Наглядной иллюстрацией может служить разговор отца и сына: «Папа, я сегодня Господь совершил чудо – я катался на лошади, когда вдруг она споткнулась, и я упал прямо ей под ноги; но лошадь не наступила на меня, и я даже не ушибся». На это отец ответил: «А для меня Господь совершил еще большее чудо – я сегодня проехал верхом сотню километров по бездорожью, и моя лошадь ни разу не споткнулась!» Умеем ли мы замечать чудеса в своей жизни? Но при этом мы не должны забывать о возможности подлога со стороны сатаны. Он также может совершать чудеса чтобы погубить нас, отвратить от истины. Как мы можем быть уверенны, что это ответил именно Бог? Мы должны исследовать себя и свои взаимоотношения с Богом, свои цели и стремления – действительно ли мы ищем воли Божьей, или же мы ищем своей воли? «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс 65:18).

24:23 «Есть ли в доме отца твоего место нам». У Елиезера получилось, как у того путника: «Дай мне воды попить, а то я так хочу есть, что мне негде спать». Но Елиезер желал убедиться, что это был именно ответ от Господа на его молитву. Потому он не стал дожидаться приглашения, но первый спросил о ночлеге – ему ведь следовало ближе познакомиться с той, которая должна стать женой его господина, а значит, и его госпожой.

24:27 «Господь прямым путем привел». Господь всегда желает вести нас самым прямым путем к той цели, которая будет для нас самой благой. Если мы будем внимательны к Божьему водительству, если мы будем всегда обращаться к Нему за мудростью в решении проблем, если мы верно будем исполнять свою часть, то также сможем прийти к цели кратчайшим путем. Но даже если мы и упустили что-либо, вернуться к Господу никогда не поздно, даже если это будет уже и не самый прямой путь.

24:30 «Когда он увидел серьгу». Лаван был корыстолюбивым. Еще задолго до того, как он пытался нажиться на своем родственнике Иакове (31:7), Лаван пожелал извлечь для себя выгоду из счастья своей сестры.

24:31 «Я приготовил дом». Возможно, Лаван действительно потрудился над уборкой дома для гостей, но дом ведь был не его, а его отца. Не случается ли подобное и у нас, когда мы желаем из любой ситуации извлечь выгоду для себя, представив себя в наилучшем свете? Но скорее всего, мы в таком случае всего лишь выпячиваем себя напоказ, наивно полагая, что глупый не поймет, а умный промолчит.

24:32 «Воды умыть ноги». Неотъемлемый атрибут гостеприимства в древности – омовение ног гостям. Путешествие по пыльным дорогам в открытых сандалиях неизменно загрязняло ноги. Гости и хозяин располагались на полу шатра, лежа на левом боку вокруг накрытого невысокого стола. В это время слуга с кувшином воды, тазом и полотенцем обходил круг с внешней стороны, омывая ноги гостям.

24:33 «Не стану есть, доколе не скажу». Обычно, важные дела решались во время или после еды. Почему же Елиезер нарушает этот порядок? Вероятно, он желает придать большую важность своему делу. Но скорее всего, в этом наблюдается его практичность в решении важных вопросов. Он не привык к праздной жизни. Любое начатое дело он стремится довести до конца без излишних задержек. Где-то там, в Палестине, его ждет господин. Он отправился не в отпуск, а в деловое путешествие, из которого он должен возвратиться как можно скорее. В этом смысле Елиезер представляем всем нам пример отношения к своим обязанностям.

24:34-48 «Он сказал…» Далее гость пересказывает хозяевам всю известную нам историю.

24:48 «Чтобы взять дочь брата». Елиезер уже совершенно уверен в том, что Господь ведет его. Но теперь он еще должен убедиться в том, что «захочет женщина идти» (24:5). Он желает знать, будет ли успешным исход его миссии. Хотя Господь и ведет нас, но Он не может повлиять на наше решение. Конечно, наш Творец прекрасно знает и предвидит, какой путь мы изберем в том или ином вопросе, но все же, Он ограничивает Себя в том влиянии на наши решения, которое Он мог бы оказать. В Своей истинной любви, Господь дарует нам полную свободу выбора.

24:49 «Намерены ли вы оказать милость». Со своей стороны Елиезер сделал все для выполнения порученного ему дела. Теперь все зависит от Вафуила, отца Ревекки, и от нее самой. Если Ревекка не пожелает отправиться с Елиезером, то он будет свободен от своей клятвы. Елиезер ожидает ответа, чтобы знать, как ему поступать дальше.

24:51 «Как сказал Господь». Вафуил увидел руку Божью во всем, что произошло, и он не мог противиться Господу. Его ответ был решительным: «возьми и пойди».

24:53 «Дал богатые подарки». Прежде чем вкусить хлеба в доме Вафуила, племянника Авраамова, Елиезер завершил свою часть миссии. Он преподнес привезенные с собой драгоценности каждому члену семьи, заплатив достаточное вено за невесту.

24:54 «Отпустите меня». Опять мы видим, что Елиезер не желает терять понапрасну ни одного часа. Он выполнил порученное задание, и отдохнув с дороги, поутру он был готов отправиться в обратный путь. Можно представить, какой неожиданностью для Ревекки и ее семьи явился этот визит. Естественно, они ожидали, что Елиезер достаточно погостит у них, а они смогут проститься с Ревеккой прежде длительной разлуки. Но Елиезер не мог ждать, зная, что Исаак и Авраам также с нетерпением ожидают его возвращения.

24:58 «Она сказала: пойду». Ей также было весьма не легко принять такое решение, но она доверяла Господу.

24:60 «Благословили Ревекку». Наивысшим благом для женщины считалось иметь множество детей. Возможно, сегодня мы не вполне согласимся с этим, но это вполне сочетается с Библейским учением. «и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим 2:14,15).

24:62 «Исаак пришел». Хотя Авраам не имел своих владений в земле Ханаанской, но его стада и шатры раскинулись на значительной территории. Авраам был знатным и богатым князем кочевого народа. В его шатрах жило множество слуг. С ним путешествовали его друзья. В свое время он мог собрать армию в более трехсот человек из своих слуг (14:14), а это значит, что в его шатрах проживало не менее тысячи человек. Поэтому неудивительно, что Исаак мог к этому времени находиться не там, где располагался шатер его отца.

24:63 «Вышел в поле поразмыслить». Эти краткие слова скрывают за собой молитвенную жизнь Исаака. Именно в этом и заключалась духовная сила Авраама, Исаака, Иакова и других патриархов. Постоянная молитвенная жизнь обеспечит и нам полноценную жизнь в Иисусе Христе, который готов дать нам Свой мир и блаженство вечной жизни в Его царстве уже сейчас, на этой греховной земле.

24:65 «Кто этот человек». Путешествие из Месопотамии в Ханаан занимало значительное время, и на протяжении долгих дней пути Ревекка успела многое узнать об Исааке. И теперь она могла узнать в идущем навстречу человеке того, которому надлежало стать ее мужем.

24:67 «В шатер Сарры». Каждый член семьи имел свой шатер, подобно как сегодня имеет свою комнату в современных домах. Шатер Сарры пустовал уже более десятка лет. Теперь Исаак приводит в свое жилище новую хозяйку, которой надлежит продолжать нелегкое служение жены патриарха.