13. Смерть Авраама (Быт 25:1-19)

25:1 «Еще жену». Была ли Хеттура женой Авраама, или же ее следует считать наложницей? Это не праздный вопрос, так как ниже мы находим, что Авраам признал сыном только одного – Исаака (ст 5), а остальных считал детьми наложниц (ст 6). На Востоке, где многоженство является нормой, в семье есть главная или старшая жена, которая управляет всеми, и которая получает большую часть. Затем идут прочие жены, положение которых значительно ниже положения главной жены. У Авраама была только одна жена от Господа – Сарра. Другие жены были взяты им по причине его недоверия Господу, Который мог бы исполнить в жизни Авраама все и без других женщин, в том числе и без Хеттуры.

25:2 «Она родила ему». Авраам действительно стал отцом множества народов. Измаил стал родоначальником двенадцати арабских племен. От Исаака произошли Едомляне и Израильтяне. И еще шесть народностей Ближнего Востока произошли от Авраама через Хеттуру.

25:5 «Отдал… все, что было у него». Исаак стал абсолютным наследником Авраама. Нет, он не считался первенцем, получавшим наибольшую долю наследства. Этим действием Авраам показал, что Исаак был его ЕДИНСТВЕННЫМ сыном.

25:6 «Сынам наложниц, которые были». Мы не знаем, под этими наложницами подразумеваются только Агарь и Хеттура, или же у Авраама были и другие женщины, имевшие от него детей. Некоторые комментаторы пытаются сказать, что Агарь и Хеттура не являются наложницами вообще, а этот текст указывает на наличие других женщин и детей Авраама. Однако, категоричность пятого текста показывает, что скорее всего Авраам был верен Сарре, единственной жене своей, несмотря на ее первоначальное бесплодие, и только однажды уступил ей, по её же настоянию, в пользу Агари. Но и в том случае, Агарь, будучи служанкой, не имела права распоряжаться своим сыном, но должна была родить его для Сарры, или вместо Сарры. Что касается Хеттуры, то она стала женой старости, то есть, она была принята уже после смерти Сарры, чтобы скрасить вдовцу горечь потери любимой жены. Примечательно, что в 1Пар 1:32 Хеттура названа наложницей Авраама.

25:9 «Исаак и Измаил, сыновья его». Все же, Измаил стоит на голову выше остальных сыновей, происшедших от Авраама. Это потому, что Бог однажды благословил и его особым благословением (см 16:10-12 и 21:13,18), которого не имели сыновья Хеттуры.

25:10 «Приобрел от сынов Хетовых». Начало и конец жизни Авраама показывает, что мы все странники и пришельцы на этой земле. Даже место для погребения было куплено за серебро. Если Авраам не имел ничего своего, можем ли мы считать что-либо своим на земле, в нашем ожидании Града Божьего? (см Евр 11:8-16).

25:11 «По смерти Авраама». Формально здесь заканчивается жизнеописание Авраама и начинается жизнеописание его сына Исаака. Однако, дальше следуют семь стихов с родословием Измаила. По причине того, что родословие Измаила стоит обособленно, в виде довольно короткого отрывка, который завершает все, сказанное ранее об Измаиле, то нам видится более естественным отнести эту часть к истории Авраама, нежели к истории Исаака.

25:12 «Которого родила Аврааму Агарь». Если сравнить родословие Измаила с другими родословиями в Библии, то можно отметить одну существенную деталь. В основном, схема родословных в Бытие может быть представлена как «Отец родил Сына». Однако, родословная Измаила отличается от других родословных. Мы находим, что «Авраам родил Исаака» (ст. 19), а не Измаила. Измаила же родила Агарь. В Библии не сказано, что, приняв Агарь как жену, Авраам нарушил волю Божью. Однако это можно увидеть во многих текстах, подобных этому, где Господь выражает Свое отношение к происшедшему.

25:19 «Вот родословие Исаака». Такими словами Моисей, автор Пятикнижия, начинает новый раздел своего повествования. Обычно новый раздел начинается с некоторого обзора основных событий прошлого периода, который плавно переходит к развитию последующих событий. Таким образом, эти слова могут рассматриваться и как заключение или обзор предыдущего отрывка, и как введение к новому разделу. Именно по причине такой двойственной природы этого текста, мы решили закончить историю Авраама этим текстом.

«Авраам родил Исаака». Это – кульминация жизни Авраама. «Отец множества народов» оставляет после себя единственного наследника. Цель не достигнута? Но Бог мыслит по другому: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55:8,9). Не так трудно наплодить народы, гораздо труднее воспитать человека, развить в нем характер, который воспроизведет образ Божий во многих последующих поколениях. И пусть родословная «Отца множества» состоит всего лишь из одного имени, но зато в нем заложено такое основание, на котором не поколеблются бесчисленные потомки, которых будет как песка морского и как звезд небесных.