Часть 1. Духовные размышления

Бытие: Откровение Бога и пути к спасению

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан 17:3).

Книга Бытие является не только учебником древнейшей истории. Хотя она действительно описывает основные события, происшедшие на земле на протяжении первых двух с половиной тысяч лет, тем не менее, не история является целью написания книги. Хотя, без истории не может быть и будущего, а значит, и спасения. Священное Писание учит нас о важности истории в следующих словах: «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Втор 4:9). «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой» (Втор 8:2). «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (Пс 102:2). «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13:7).

«Существует раздел истории, изучение которого не следует порицать. Священная история была одной из дисциплин в школах пророков. По историческим летописям об отношениях Иеговы с разными народами учащиеся прослеживали Его следы на нашей земле. Поэтому сегодня мы должны размышлять об отношениях Бога с народами земли. Мы должны видеть, как в истории исполняются пророчества, изучать, как действовало Провидение в великом реформаторском движении и понимать развитие событий, в ходе которых народы готовятся к последнему конфликту в великой борьбе.

Такое изучение расширит восприятие. Оно поможет понять, как все в жизни взаимосвязано, и то, какие прекрасные узы объединяют нас в великое братство, в общество и в народы и какую потерю означает для всех притеснение и деградация даже одного члена человеческой семьи.

Но изучение истории связано, как правило, с человеческими достижениями, его победами в сражениях, его успехами в достижении силы и величия. Участие Бога в делах человеческих теряется из виду. Немногие вникают в его провидческие планы возвышения и ниспровержения народов» (Е. Уайт, Служение исцеления. Заокский: «Источник жизни», 1996. Гл. 37, стр. 309).

Книга Бытие призвана открыть нам Бога, сотворившего нас и искупившего нас. В ней нам предлагается начало истории спасения человечества от влияния, господства и присутствия греха. Это – первостепенная задача Книги Бытие, и ее нам предстоит открыть для себя. Хотя Бытие рассматривается в Священном Писании как Первая книга Моисеева, но на самом деле это не первая книга, написанная Моисеем. Имеются свидетельства тому, что до Бытия Моисей написал Книгу Иова, в которой, на опыте страдальца-праведника открывается история зарождения зла и греха во вселенной. В разговоре с Иовом Господь показывает Иову, а с ним и всем нам, что не Бог повинен в грехе, что не Он сотворил сатану. Но вместе с тем, Господь заверяет нас, что Он имеет власть над сатаной, и имеет Свою определенную стратегию борьбы, результатом которой будет полное уничтожение зла. Это история начала великой борьбы между Богом и сатаной, борьбы, которая началась на небе и сегодня продолжается на земле. Если кто желает больше узнать об этом, рекомендуем книгу «Откровение из бури: зарождение, природа и участь зла в Книге Иова» (Заокский: «Источник жизни», 2000).

В этой части мы будем рассматривать Книгу Бытие в отношении того, что она говорит нам о Боге и спасении от греха. Темы будут соответствовать делению на разделы, представленные в части второй – в толковании Священного Писания.

1. Есть ли в творении весть о спасении? (гл. 1 – 2)

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин 5:39,40).

Первые шаги Творца по нашей земле наполнены любовью ко всему творению. Господь создал все для жизни, для жизни полноценной, вечной. На каждом этапе Своего творчества Создатель контролировал Себя, и всякий раз с удовлетворением восклицал: «Весьма хорошо!» Только истинный творец, преданный своему искусству, созидающий не из корысти, а из любви к своему ремеслу, может так говорить. Ремеслом Бога нашего является Творить и Любить творение Свое. Наш Спаситель, будучи на земле, заверял нас о Своем Отце, что Он и сегодня продолжает творить (Ин 5:17). И если мы, сознавая свое ничтожество, вместе с псалмопевцем взываем: «Сердце чистое сотвори во мне» (Пс 50:12), то Господь тут же отвечает нам из Своего Слова: «Се, творю все новое!» (Откр 21:5). Готовы ли мы испытать на себе творческую Силу Спасителя? Или Он и о нас с горечью замечает, как некогда избранному народу Своему: «Пришел к своим, и свои не приняли»? (Ин 1:11).

Как чудесно сознавать, что нашим Творцом является возлюбивший нас до самой смерти Спаситель наш! Воистину, прав был Соломон, заявляя: «Крепка, как смерть, любовь» (Песн 8:6). Мы узнаем его в каждом лепестке благоухающих цветов, в каждой трели птицы, воспевающей хвалу Ему. Ведь Господь мог создать только один вид растений для переработки кислорода, только один вид плодов для питания. Но он окружил нас таким многообразием, наделив нас уникальным вкусом и способностью воспринимать и оценивать Его заботу и любовь. Меня всегда поражало то, что не только первозданное творение так чудесно и привлекательно, но даже то, что произвел грех впоследствии, то, что явилось проклятием земли за грех человека – тоже сотворено прекрасным. Посмотрите на снежинки – ведь зима и снег есть следствие греха и проклятия, но насколько они прекрасны! А останавливались ли вы для того, чтобы с восхищением понаблюдать покрытые инеем голые деревья? А золотая осень с ее радугой красок на деревьях и кустарниках? А ведь это – признаки смерти! Скалистые и снежные вершины, манящие и влекущие, таинственные и величественные, тоже не были сотворены в первые шесть дней. Но Господь позаботился о наших чувствах, несмотря на то, что мы отвернулись от Него. Насколько же более проявилась Его любовь к нам в творении!

Создавая мир и человека в нем, в Своей мудрости Бог предусмотрел все. Он позаботился не только о первой неделе, но и всей последующей жизни нашей на земле. Мы сотворены по образу Его, жаждущие творить и созидать руками своими. И мы всем своим естеством погружаемся в любимые занятия. Но Господь останавливает нас – мы нуждаемся в подзарядке наших духовных батарей. Он дал нам субботу – день покоя и отдыха среди житейских забот. Да, иногда мы не чувствуем себя усталыми, мы готовы трудиться без остановки дни, недели, месяцы, а многие годами не видят отпусков… А Господь призывает нас остановиться и передохнуть. А главное, создав нас с пустотой в душе в форме Бога, Он знает: ничто, кроме Самого Бога не в состоянии заполнить эту пустоту. Мы не всегда осознаем это, хотя и чувствуем несовершенство наше, не понимая, в чем оно заключается. Но Бог знает, потому призывает нас остановиться в этот освященный и отделенный день, когда остановился передохнуть Творец, Тот, кто не утомляется (Ис 40:28). Он желает и нас наполнить Своею силой и благословить нас на новую трудовую неделю. Мы, в суматохе жизненной кутерьмы склонны забывать не только о наших друзьях, но и любящем нас Создателе. Потому Господь дал заповедь нам: «Помни день субботний» (Исх 20:8). Это день спасения, это день благоприятный.

Зло уже существовало во вселенной, когда Господь полагал основания нашей земле. Уже тогда море зла готово было затопить нашу землю своими надменными волнами. Но Господь не позволил ему нападать на нас когда ему вздумается и подстерегать нас на всяком месте (Иов 38:4-11). По определенным причинам Господь не уничтожил вселенского возмутителя, некогда величественного херувима, а ныне падшего ангела, Люцифера, древнего змия, называемого дьяволом и сатаной (Откр 12:7). Он мог бы уничтожить зло сразу, и никто не смог бы удержать Господа от возмездия, но нечто не позволило Ему сделать этого (Иов 41:3). Это была Любовь Божья, любовь ко всем: и к самому Люциферу, которого Он некогда создал безгрешным, и к совращенным им ангелам, и к тем жителям вселенной, которые остались в недоумении, не в силах понять коварство предателя, и к нам людям, оказавшимся заложниками греха. Потому Господь ограничил зону действия сатаны на земле одним только деревом в райском саду. Человек был предупрежден об опасности, подстерегающей его у этого запрещенного дерева, у этой 30-километровой карантинной зоны вселенского Чернобыля. При этом, во всяком искушении Господь предлагает нам достаточно сил для того, чтобы нам избежать и победить его; Он ограничивает силу сатаны, направленную на нас настолько, чтобы мы могли устоять (1Кор 10:13). Но человек пал. Пал из-за порочного любопытства. С тех пор познание зла влечет к погибели тысячи и миллионы людей ежедневно. А люди подчас даже и не подозревают о том смертоносном отпечатке на их сознании, на их характере, на их жизни, которое оставляет опыт познания зла и греха.

Еще задолго до падения первого человека, задолго до падения первого ангела, Господь выработал план искупления грешника. Но любовь Божья и принцип свободы выбора, которой наделил Бог человека при творении, не позволяет Ему навязывать это спасение каждому. Господь только призывает, давая нам осознать нужду в Нем, в общении со своим Создателем, в искуплении от греха. Подобно тому, как Он пробуждал чувство одиночества в Адаме, проводя перед ним сотворенных животных, и ожидал радостного отклика на представленное человеку решение проблемы одиночества, так Господь сегодня пробуждает в нас чувство одиночества в мире греха, побуждая нас вернуться в потерянный рай к Отцу. Он ожидает, пока мы, подобно блудному сыну (Лук 15:11-32), не прочувствуем всю тяжесть жизни во грехе, в одиночестве борясь с грехом. Тогда с готовностью Спаситель встречает нас, принимая в Свои объятья, принося нам решение проблем наших (Матф 11:28-30). Он предлагает нам Свою силу в борьбе с грехом, чтобы мы не в одиночестве боролись против греха. Воистину, любящий и милостивый наш Творец и Спаситель!

Приводя к Адаму Еву, сочитывая их, Господь произнес благословение: «Оставит человек отца своего и мать свою» (Быт 2:24). Нашим отцом стал дьявол (Ин 8:44). Мы сбежали из отчего дома, мы отказали Творцу в родительских правах, мы избрали себе отчима, который не милует нас. Но Бог жаждет сочетать нас с Сыном Своим (1Кор 11:3; Еф 5:23). Он хочет, чтобы уже ничто не разлучало нас со Спасителем нашим, Который прежде создания мира согласился стать жертвой, только бы искупить нас, выкупить возлюбленных Своих у похитившего нас коварством и обманом сатаны (Ин 1:29; Осии 3:2,3; Ин 10:28,29; Откр 13:8). На примере семьи Господь желает показать нам, какие взаимоотношения Он желает поддерживать с нами. Из любви Он создал нас. Если хотите, Бог испытывал одиночество во вселенной без человека. Он желал общаться с нами, потому сотворил нас и установил для нас время регулярного свидания с Ним – каждую субботу. Но мы отвернулись от него и ушли. Подобно пророку Осии, Он пошел искать нас и выкупать нас у соблазнившего нас Люцифера. Смертью Своей Он заплатил за свободу нашу. Он вводит нас в дом свой, как жених вводит невесту свою в брачные чертоги (Ис 61:10; 62:5). Он сотворил нас, Он и искупил нас.

Воистину, велик Господь! В творении Он показал Свое могущество, словом созидая небеса и землю, и все, что наполняет их (Пс 32:6). Он проявил мудрость Свою и любовь. Он позаботился не только о физических и духовных, но также и об эмоциональных нуждах наших. Он заранее предусмотрел нужду нашу в спасении, но всякое дело Он исполняет честно, даже ведя борьбу с противником Своим. Он никого не угнетает (Иов 37:28). Он Спаситель наш и Создатель. Воздадим же Ему должную хвалу сегодня!

«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим 1:19,20).

* * *

Сегодня из истории о творении к каждому из нас несется особая весть: Познайте Господа и Творца! Дорогой друг, если ты еще блуждаешь во грехе и испытываешь одиночество и пустоту где-то в глубине души, – приди к Тому, Кто единственно может заполнить эту пустоту Собой и разделить с тобою Свое одиночество, ведь Он так томится, видя тебя страдающим вдали от спасения! К тебе сегодня раздается весть: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр 14:7). «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор 6:2).

* * *

Если же ты уже принял Его как Спасителя и Господа, то не покидай Его больше, но ходи с Ним и пребывай с Ним постоянно. Я не могу забыть напутствия, которое дал мне отец в день моего крещения: «И ты, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда» (1Пар 28:9). Не оставляйте Его, «чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф 3:18,19).

Для дальнейшего изучения и размышления

Как проявляется характер Бога

в творении

в установлении субботнего покоя

в двух деревьях посреди рая

в проведении животных перед Адамом

в создании семьи

Как нам открывается путь ко спасению от греха

в творении

в установлении субботнего покоя

в двух деревьях посреди рая

в проведении животных перед Адамом

в создании семьи

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

из Божьей заботы о творении

из того, что мы созданы по образу Божьему

из одиночества Адама

Как мы можем применить в личной жизни уроки

из Божьего отношения к Своим делам

из установления субботы

из благословения семьи

Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки

из наличия двух деревьев в раю

из одиночества Адама

из благословения семьи