3. Когда Бог вынужден вмешаться (гл. 4–5)

«И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?» (Ис 5:3,4).

Не успев достаточно насладиться благами земли и правлением ею, человек вполне добровольно и осознанно идет на грех, отказываясь, тем самым, от всех полученных благ. Что подтолкнуло его на это? Так случается в нашей жизни очень часто, когда мы не удовлетворены достаточно высокими достижениями и желаем еще большего. Нет, я не говорю о том, не надо стремиться к большим высотам. Но во всем нужен здравый смысл и воздержание. Например, некто выигрывает в лотерею умопомрачительную сумму, и на все деньги покупает дополнительные лотерейные билеты, из которых практически ни один не выигрывает… Или, у соревнующегося три попытки; с первой попытки он с легкостью взял нужную высоту, и решил поднять планку еще выше, но все труды оказались напрасны… У человека приличная работа и приличный заработок; он всем обеспечен, но ему предлагают сомнительную сделку, на которую он соглашается, но прогорает и теряет все…

В таком состоянии оказался Адам, пойдя на сделку с совестью, предав Того, Кто поставил его властелином над землею. И все из-за желания большего. Адам стал рабом. Он пожелал подняться слишком высоко, а потому очень сильно упал. Что делает Бог? Нет, Бог не говорит: «Так тебе и надо!» Бог идет на помощь, обещая Искупителя, Того, Кто вырвет человека из плена греха, из плена сатаны, и восстановит его в прежнем состоянии. Вот только, Бог любви и справедливости не может сделать это сиюминутно. Он должен оставаться справедливым не только к человеку, заслужившему вечную смерть, зная о которой Адам все же дерзнул открыто неповиноваться Богу. Бог должен быть справедлив и в Своей битве против сил зла – Он не имеет права просто так, силою, отнимать законную добычу у того, кому добровольно сдался человек, даже если этот злой захватчик и обольститель действовал коварно и несправедливо. Бог остается справедливым и в то же время милостивым, хотя для нас эти два качества кажутся несовместимыми. Действительно, только у престола Божьего «милость и истина сретятся» (Пс 84:11).

Давая человеку второй шанс, Господь предлагает и нам быть такими же, милостивыми и справедливыми (Мих 6:8; Зах 7:9). Он готов поддержать нас и спасти нас, если мы будем стремиться к этому совершенству характера (Мф 5:48). Несмотря на то, что сегодня мы далеки от подобного совершенства, несмотря на то, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23), и «лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди» (Мих 7:4), наш Бог «прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия… не вечно гневается Он, потому что любит миловать» (Мих 7:18).

Имея горький опыт неверия Богу, Адам на этот раз бросается в другую крайность, доверяя Богу ожидает сиюминутного исполнения обетования. Он полагает, что первый, родившийся у него сын, и есть то «Семя жены», которое поразит змея (Быт 3:15). Но ему предстоит еще горько разочароваться в своем ожидании. (О, Боже, дай мне терпение, и дай немедленно!) Справедливая милость Божья заключается в том, что хотя Он и милует, но воспитывает нас. Именно по любви Своей Бог учит нас быть взвешенными в своих поступках и суждениях.

Каин, первенец, на которого Адам и Ева возлагали столько надежд, оказался преступником. Адам, сотворенный по образу и подобию Божьему, отказался доверять своему Создателю и поверил лжи и наговорам на Бога (Быт 3:1,5). Люцифер, денница, утренняя звезда, осеняющий херувим, верх путей Божьих, приближенный к престолу Бога, позарился на самое святое – стать выше Бога! (Иов 40:14; Ис 14:12-14; Иез 28:14,17). Он внушил это желание Еве. Он воздвиг атеизм с его богиней разума, представленной во время французской революции распутной женщиной. Он побуждает отдельных религиозных руководителей церквей и сект мнить себя богами, спасителями, христами и наместниками. Он сегодня побуждает каждого из нас ставить свои желания выше заповедей Божьих, внушая нам, что человек выше Бога. Может быть именно сейчас он вкрадывается со своей идеей и в ваше сердце. Но истинный Спаситель мира руководствуется прямо противоположными принципами – «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45).

Каин был хорошим учеником Люцифера, и даже превзошел своего наставника. Сатана еще не успел никого лишить жизни, а Каин уже поднял руку на брата своего. Так часто бывает в жизни – зачинщик ходит на свободе, он загребает жар чужими руками. Таков сатана. Потому Богу требуется время для того, чтобы разоблачить обман Люцифера. Подняв восстание на небе, предводитель ангелов обманом увлек за собою третью часть ангелов (Откр 12:4,9) – это не обязательно каждый третий ангел во вселенной, но все воинство небесное разделилось на три группы: те, которые остались на стороне Бога, те которые последовали за сатаной, и те, которые остались в недоумении. Именно ради них и ради других непавших разумных существ, ради того, чтобы сущность зла была полностью разоблачена и не осталось более желающих последовать Люциферу, Бог предпринял этот долгий и болезненный путь разоблачения зла – от Едема до Голгофы. Именно потому, открывая Иову в символах всю историю восстания «дракона и древнего змия» на небе, Бог восклицает: «Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое» (Иов 41:3), то есть, «что удерживает Меня от наказания сатаны, ведь Я – Властелин всего». Иначе, если бы Бог уничтожил сатану сразу, то кто-то еще мог бы попытаться восстать против Бога, причем уже вполне законно борясь против узурпатора, подавляющего свободу личности. Но Бог избрал другой путь, хотя и болезненный, хотя и с потерями, но который приведет к полной победе так, что больше никто и никогда на протяжении всей вечности не пожелает отказаться повиноваться Божьему закону любви.

А пока сатана властвует на земле. Наконец он получил право действовать. Теперь он может развернуться. И он показал себя: зависть (Быт 4:5), гнев, злоба, убийство (ст. 8), обман (ст. 9), отсутствие мира в семье и обществе (ст. 14), и т. д. и т. п. Давайте попытаемся кратко посмотреть на правление сатаны и сравним его с правлением Божьим. Сатана действительно, на первый взгляд, исполняет свое обещание – дать знание. Вообще-то нам не стоит думать, что сатана изначально был коварен и желал разрушить вселенную, созданную Богом, установив тиранию зла. Подобно тому, как это происходит у людей, его первоначальные побуждения казались благими – он обнаружил, что у Бога есть закон, ограничивающий желания и действия Его подчиненных. Люциферу захотелось улучшить правление Божье, удалив всякое ограничение и всякий закон (Дан 7:25). Вот только, действуя из плохих, эгоистичных побуждений, стремясь в первую очередь возвысить себя, а уж затем облагодетель ствовать окружающих, разум Люцифера был ослеплен, и он не смог предвидеть последствий ликвидации закона. Он не заметил, что закон правления Божьей любви в действительности не ограничивал, а устанавливал свободу (Иак 1:25; 2:12). Представьте себе, какая свобода вождения была на автострадах, если бы не было правил дорожного движения, ограничивающих скорость, полосу, направление движения, места стоянок и прочее!? Это была бы не свобода, а сущий ад, бой без правил. Но допустив восстание, сатана сам стал пленником своих ошибочных идей, превратившись в дьявола. Бог его не создавал таким, но он сам образовался, возникнув «когда оно исторглось, вышло как бы из чрева» (Иов 38:8).

Да, сатана пытался построить прекрасный мир на завоеванной земле. Он поделился с людьми своей мудростью – именно потомки Каина стали первыми кузнецами и музыкантами. Они достигли вершин в производстве, науке и искусстве. Но их характер не позволил им оставаться на этих вершинах. Может ли родиться чистый от нечистого? Никогда! (Иов 14:4). Рожденные в убийстве и обмане дети Каина, дети сатаны, не могли преуспеть. Их высокие достижения были потоплены во зле, пороках и преступлениях (Быт 4:23,24). И все это потому, что источником своей жизни они избрали не любящего Бога, а эгоистичного Люцифера. Так многие великие люди окончили свою жизнь в грехе и разврате только потому, что избрали не Божий путь. Многие нации и цивилизации, достигнув полного расцвета, вдруг погибали, будучи морально разложившимися – таков результат Египта, Вавилона, Александра Македонского, Римской империи, империй Инков и Майя. Этому же мы сегодня свидетели и в атеистическом Советском Союзе.

Жизни, данной Творцом сатана противопоставил смерть. Семейной гармонии двух человек – мужчины и женщины сатана противопоставил многоженство (Быт 4:19), разврат, супружескую неверность. Мирной жизни в семье противопоставил скитальчество и кочевничество (Быт 4:20). Гармонию в жизни он заменил суррогатом гармонии в искусстве (Быт 4:21), создавая псевдо-музыку, в которой больше шума и какофонии, чем смысла и здорового наслаждения; создавая псевдо-художество, в котором больше мазни, чем красоты. Вместо упования на Бога сатана установил упование на силу металла, будь то в труде или в войне (Быт 4:22). И теперь, пользуясь всеми благами этой цивилизации мы медленно, но верно губим себя, отказываясь от пешей прогулки имея авто, отказываясь от физической нагрузки имея лифты, отказываясь от сна и отдыха, имея будильники и электроосвещение. Нет, я не против всех этих благ. Человек постиг бы гораздо больших вершин в науке и искусстве, оставаясь с Богом, но при этом все человеческие достижения не имели бы обратной стороны медали, которая вместе с прогрессом несет нам разрушение, вместе с компьютерами радиацию, вместе с интернетом ограничение безопасности.

Но что хуже всего, «сатана принимает вид Ангела света… и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор 11:14,15). В древности имя человеку давалось описательно. И заметьте, имена потомков Каина и потомком Сифа сходятся. Почему? Неужели они были одинаково хороши? Или потому, что сатана желал предстать перед людьми как Ангел света? Сегодня многие идеи выдаются за благочестивые, в то время как внутри они полны неправды. Сегодня многие религиозные и даже христианские движения претендуют на святость и истинность, но в реальности они – волки в овечьей шкуре. И подчас они так похожи на истинных детей Божьих, что отличить их может далеко не каждый. Потому нам необходимо хорошо знать истину Слова Божьего, которая поможет нам найти тот единственно верный путь, который приведет нас ко спасению в Иисусе Христе.

Сатана захватил власть на земле, обманом подчинив себе человека. И теперь он развивает свое правление, умножая обещанное знание зла и умножая разврат и аморальность. Но Бог не потерял контроль над этой мятежной планетой. У Бога всегда были и остаются Его люди, которые являются хранителями истины на земле. Однажды, во время великого отступничества в Израиле, пророк Илия, которому пришлось в одиночку бороться с множеством пророков идольских (3Цар 18:22), пожаловался Богу: «остался я один, но и моей души ищут» (3Цар 19:10). Но Божий ответ поразил его: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом» (3Цар 19:18). Так и здесь, среди всеобщего растления у Адама и Евы рождается еще один сын – Сиф. О нем сказано мало, но достаточно: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа» (Быт 4:26). Потерпев неудачу со своим первенцем, на сей раз Адам и Ева более серьезно подошли к воспитанию своего сына Сифа. И их усилия не были напрасны – Сиф стал тем человеком, который сумел обратить своих соотечествен ников к Господу, и в ознаменование этого назвал своего первенца Енос. Правильное воспитание детей очень важно. В законе Моисеевом большая часть заповедей составлена таким образом, чтобы включать и воспитание детей в любви и повиновении Господу. А как дела обстоят у нас сегодня? Знают ли наши дети Господа? Тянутся ли они к духовному, или же их влечет иное, наподобие каинового, в этом мире? Сможем ли мы, стоя однажды перед судом Господа, с радостью ответить: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис 8:18).

Наша земля стала передовой брани между добром и злом, между Богом и сатаной. В этой вселенской битве есть и потери, терзающие и разрывающие семьи. Семейная нить Адама разорвалась уже в самом начале, неся с собой разорительные потери – Авель мертв, Каин в бегах. Но эти потери еще не означают поражения. Основная битва еще впереди – обещанное Семя жены еще не явилось. Но у Бога есть решение для каждой ситуации, Его нельзя загнать в тупик. Так, после периода отступничества, вновь народ обращается к Богу. Вновь наступает возрождение, вновь проповедуется истина. И вот, мы уже слышим о Енохе – друге Божьем, который неразлучно ходил с Богом, так что Бог взял его от земли. В Енохе Господь дал людям надежду: грех Адама и Каина принесли смерть, а повиновение Сифа и Еноха – жизнь вечную. Но Енох не только о себе старался. Более того, если бы он пожелал спасти только лишь себя самого, то вряд ли это получилось бы у него. Но мы находим в Писаниях, что Енох возвещал людям о грядущем Спасителе мира (Иуды 1:14,15). Но мир все же оставался в плачевном состоянии, навлекая на себя суды Божьи. Господь Иисус сравнивал состояние допотопного мира с состоянием нашим, живущих в последние дни истории мира: «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мф 24:37). Люди жили, не думая о том, что их ожидает. А сегодня, кто озабочен своим духовным состоянием в преддверии грядущего пришествия Иисуса Христа, когда он придет уже не как Спаситель, а как Судья? (Евр 9:28)

* * *

Дорогой Друг! Если ты еще не принял Христа, как своего Спасителя, если ты еще не готов к Его явлению, поторопись! Оно ведь только кажется, что наша обычная жизнь на планете будет продолжаться вечно. Вспомни, кто когда мог думать, что Советский Союз падет? А ведь все совершилось вдруг, в считанные дни, совершенно неожиданно. Лично для меня это событие явилось укреплением веры в скорое пришествие Христа, которое может также совершиться в любой момент. И события в мире вокруг нас свидетельствуют об этом.

* * *

Дорогой друг! Если же ты, подобно Сифу и Еноху с нетерпением ожидаешь пришествия Того, Кто, являясь грозным Судьей, для тебя явится как Друг, то еще раз пересмотри свою жизнь, проверь свою веру, поправь свой духовный светильник, чтобы не оказаться в числе неразумных дев, встречающих Жениха (Мф 25:1-13). Ведь мы знаем, что «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное» (Мф 7:21-23).

* * *

Если же ты, дорогой Друг, чувствуешь себя загнанным в тупик в этом греховном мире, где правит сатана, вспомни, что у Бога нет безвыходных ситуаций. Вспомни, что у Бога всегда есть люди, в нужном месте и в нужное время. Воззови к Нему – Он справедлив, но Он любит миловать. Он не отвергнет тебя (Ин 6:37).

Для дальнейшего изучения и размышления

Как проявляется характер Бога

в Его отношении с Каином?

в допущении сатане действовать на земле?

в сохранении Своих людей на всем протяжении истории?

в принятии Еноха до того, как Спаситель искупил человечество на Голгофе?

в Его готовности вмешаться в правление человека и сатаны перед потопом?

в том, что Он долготерпит нас, давая нам время для спасения до того, как Он вернется на землю как Судья?

Как нам открывается путь ко спасению от греха

в жертвоприношении Каина и Авеля?

в милости, проявленной Богом к Каину?

в терпении Божьем к жителям допотопного мира?

в рождении Сифа?

в опыте Еноха?

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

из жертвоприношения Каина и Авеля?

из способа разрешения конфликта между братьями?

из поведения отдельных потомков Каина?

из жизни Сифа?

из жизни Еноха?

Как мы можем применить в личной жизни уроки

по верности Авеля?

по воспитанию детей на примере семьи Адама?

по передаче истины из поколения в поколение среди потомков Сифа?

по ежедневному общению с Богом подобно Еноху?

Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки

по верности Авеля?

по воспитанию детей на примере семьи Адама?

по передаче истины из поколения в поколение среди потомков Сифа?

по ежедневному общению с Богом подобно Еноху?