4. Легко ли дается спасение? (гл. 6 – 8)

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12).

С момента грехопадения мир с каждым днем все больше погружался во тьму пороков и греха. Познание зла, казавшееся поначалу столь привлекательным, сулившее человеку свободу, в реальности превратило людей в рабов сатаны. Нет, они не чувствовали себя рабами, они может быть даже и не подозревали, что кто-то управляет ими. Как и сегодня, люди считали, что они сами принимают решения и совершают дела. Им казалось, что никто, даже Бог, их ни к чему не обязывает. Жизнь, конечно, не была весьма сладкой; за свое место под солнцем нужно было бороться, и подчас это была борьба не на жизнь, а на смерть. Но к этому все уже, казалось, привыкли. Каждый стремился урвать для себя больший и лучший кусок, взять от жизни все. И им это удавалось куда лучше, чем нам, ведь жили они раз в десять дольше нашего, к тому же были они исполинами (Быт 6:4). Но мораль их была не высока: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6:5).

Прошло всего лишь каких-то две тысячи лет со дня творения земли, а она уже была на грани самоуничтожения и морального вырождения. Это было удручающее зрелище (Быт 6:11-13). И только Едемский сад на востоке, охраняемый могущественными ангелами, напоминал о былом великолепии и славе. Господь раскаялся, что создал человека. Но это раскаяние было иного рода – это была скорбь по падшему творению (Быт 6:6). Это была печаль о том, что люди обольстились временным, и согласились потерять вечное. Это была печаль о тысячах и миллионах погибающих навсегда, избравших путь греха человеков. Это была скорбь, предвосхищавшая неминуемую разлуку с единственным Сыном, который еще до творения и грехопадения человека, согласился занять место грешника (Еф 1:4,5; Откр 13:8). Это не было раскаяние в том смысле, что Бог признавал Свою ошибку в создании человека, потому что Он не раскаивается, и все сотворенное Им «хорошо весьма» (Быт 1:31). «И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1Цар 15:29).

Наш мир уже был готов к уничтожению. Если бы Господь только позволил, то сатана давно стер бы его с лица вселенной. Но в нем было так мало тех, кто мог спастись. Творец не желал довольствоваться таким малым процентом спасенных. Он желал видеть тысячи и миллионы тех, кто последует в вечные обители. А сколько человек были готовы следовать за Богом? Только одно семейство – только восемь человек! Хотя Спаситель был готов прийти и умереть даже за одного грешника, но время еще не наступило. Часы вселенной еще не пробили двенадцать. Правление сатаны на земле еще не полностью раскрыло отвратительный характер Люцифера. Дьявол умело маскировался – многие небожители, а тем более жители земли, еще не могли во всей полноте увидеть результат восстания на небе. И потому Спаситель мира, обещанное семя жены (Быт 3:15), которое должно поразить древнего змия в голову, еще не родился на земле. Но Бог все же не мог позволить сатане полностью уничтожить остатки образа Божьего в человеке. И потому был произнесен приговор: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт 6:3).

Сто двадцать лет благодатного времени были даны допотопному миру. Последний призыв начал звучать для обреченных – может кто из них пожелает принять спасение, может кто из них пробудится, раскается, изменит свой путь, обратится к Господу, Который любит миловать. Бог мог бы без предупреждения уничтожить весь мир. Он мог бы спасти Ноя и других верных детей Своих безо всякого ковчега. Но Господь проявил милость к человечеству, стоявшему на грани катастрофы. Предупреждение миру звучало в каждом ударе топора на строительстве ковчега. Весть о сумасшедшем строителе трансокеанского лайнера посреди суши быстро облетела весь тогдашний мир. Проповедф о потопе и дожде повергала в смех ученых и простолюдинов, которые ни разу дождя не наблюдали, потому как земля орошалась только росой (Быт 2:5,6). Тем не менее, спасение предлагалось всем. Спасение было доступно каждому. Оно было совсем рядом. Но оно было не популярным.

Легко ли было Ною проповедовать о грядущем бедствии? Легко ли было ему обличать развращенный мир в его грехах? Вы представьте себе, что могли говорить ему окружающие? Представьте насмешки, обвинения, угрозы. Вероятно ему запрещали говорить. Вероятно его сооружение пытались неоднократно сломать. Ною действительно было нелегко. Наверное, его неоднократно посещали сомнения в том, правильно ли он понял Бога? Действительно ли совершится то, о чем он проповедует? А может быть он, подобно Аврааму, торговался с Богом за жителей земли, чтобы удержать руку Божью от возмездия? (Быт 18:20-33). А каково ему было в те семь дней, когда он уже вошел в ковчег, а дождя все нет (Быт 7:10). И выйти уже невозможно, потому что Бог сам запер дверь (Быт 7:16). А все люди собрались вокруг и насмехаются. Конечно, он помнил, что все животные сами вошли в ковчег вместе с ним, и это было некоторым успокоением, но все же… Дорогие друзья, не часто Господь посылает вам испытания подобные тому, которое выпало на долю Ноя. Но как мы относимся к тем малым испытаниям и поручениям? Верно, они подчас кажутся нам непреодолимыми и неисполнимыми. Но в Писании сказано: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк 8:38).

Нет, не легко быть вестником Господним. Не легко быть глашатаем грядущего суда. Это не уважаемый труд, ведь мы живем на территории врага, на земле, где правителем является сатана. Легко ли было спастись жителям допотопного мира? Легко ли спастись нам сегодня? Нынче ситуация в мире практически такова же, как была тогда, тысячи четыре лет тому назад. Говоря о признаках кончины мира Иисус Христос сказал: «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мф 24:37). Люди не принимают вести о спасении. Они не верят, что Господь когда-либо вмеша ется в ход мировой истории. Они не желают признать себя грешниками. Им не нужен никакой спаситель. Да и вестник Божий только мешает им спокойно жить. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор 1:18).

Легко ли дается спасение? Что легче, спастись или погибнуть? Этот вопрос обычно вызывает бурные дискуссии. Да, спасение дается нелегко. Спасается меньшинство. Те, кому надлежит быть спасенными, обычно не популярны в мире. Их игнорируют, над ними смеются, их гонят, над ними издеваются, их проклинают, лишают прав, заключают в тюрьмы, пытают, убивают. Их называют предателями, врагами народа, объявляют сумасшедшими, обвиняют во всех смертных грехах, вешают на них чужие преступления, давят морально и физически. Эти люди далеко не всегда богаты и не всегда живут в хороших условиях. Но у них есть самое главное – духовный мир! «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается», – обещал Спаситель (Ин 14:27). Они умеют всегда радоваться и за все благодарить (1Фес 5:16,18; 1Тим 6:6). Они спокойны, хотя это кажется неестественным и невозможным (Деян 6:12,15; 7:59,60). Они доверили свою жизнь в руки своего Спасителя, в руки Того, Кто сотворил весь наш мир, в руки Того, Кто силен воздать дьяволу и восстановить утерянное блаженство на земле и во всей вселенной. «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:31,32).

А что же остальные? Легко ли им погибать? Да, они плывут по течению, им не надо бороться, им не надо бояться. Но так ли это на самом деле? Действительно ли сатана готов встать на их защиту так же, как Бог ополчается за любящих Его? О Боге мы знаем, «ибо касающийся вас касается зеницы ока Его» (Зах 2:8). Но не так сатана. Когда Господь описывал Иову характер сатаны в образах животных, то он между прочим, сравнил дьявола со страусом, который «оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их; он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен» (Иов 39:14-16). Более того, сатана не прочь поиздеваться и над своими подданными. Он играет с ними как кошка с пойманной мышью. Нелегко, ой как нелегко тем, кто в этом мире не имеет надежды! А прибавьте к этому еще и угрызения совести, которые являются ни чем иным, как голосом Святого Духа, постоянно призывающим их возвратиться к Богу. Муки совести прямо противоположны тому Божьему миру, который наполняет сердца спасенных. Чувство вины, не смытое кровью, текущей с Голгофского креста, терзает человека похуже изощренных инквизиторов. А ведь Спаситель борется за каждую душу, ради которой Он умер. А умер-то Христос за абсолютно всех когда-либо живших, ныне живущих, и даже за тех, кто когда-либо будет жить на земле. Он делает все возможное, чтобы все были спасены, и «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет 3:9). Легко ли погибнуть? Легко ли уходить от Бога? Легко ли укрываться от спасения? Легко ли бороться с истиной? Некто попробовал, и получил прямой ответ от Господа: «Трудно тебе идти против рожна» (Деян 9:5; 26:14).

* * *

Дорогой друг, если ты еще не понял этого, остановись и убедись: погибнуть труднее, чем спастись! За тебя борется Спаситель мира, поразивший змея в голову. За тебя борется Бог Небесный, Творец и Вседержитель вселенной и мира нашего. Ангелы Божьи ополчаются вокруг тебя, и Дух Святой готов наполнить тебя божест вен ным миром. Приди к Нему сейчас, не отвергай призыв спасения, который раздается для тебя. «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор 6:2). «Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: `ныне’, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр 3:13).

* * *

Дорогой друг, если ты принял спасение, то твердо стой в нем. Только не успокаивайся и не останавливайся на достигнутом, ибо враг не спит. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24:24). Потому всегда «испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор 13:5). Господь не обещал легкой жизни. Путь Христов весьма тернист и узок. Он ведет через Голгофу, где надо отвергнуть себя и взять крест свой (Мф 16:24,25). Христос предупреждал: вы «будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф 10:22). Погибнуть труднее, чем спастись, но все же, «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор 10:12). «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр 3:11).

Для дальнейшего изучения и размышления

Как проявляется характер Бога

в том, что Он скорбел о погибающем мире?

в решимости истребить мир потопом?

в предоставлении ста двадцати лет благодатного времени?

в спасении Ноя и его семьи?

в сохранении животного мира в ковчеге?

в выборе средства спасения от потопа?

в семидневном ожидании дождя после того, как дверь за Ноем затворилась?

в решении не проклинать земли за человека?

в изменении климата на земле?

Как нам открывается путь ко спасению от греха

в предоставлении ста двадцати лет благодатного времени?

в обращении Бога с Ноем?

в строительстве ковчега?

в том, что Бог ввел в ковчег всех представителей животного мира?

в том, что Бог затворил дверь ковчега за Ноем?

в решении Господа более не поражать всего живущего?

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

из жизни допотопных людей?

из поведения детей Божьих при встрече с красивыми женщинами?

из праведного и непорочного хождения Ноя перед Богом?

из строительства Ноем ковчега?

из того, что Ной выпускал птиц перед выходом из ковчега?

Как мы можем применить в личной жизни уроки

по нечестию детей Божьих накануне потопа?

по жизни и верности Ноя?

по жертвоприношению Ноя после выхода из ковчега?

по проклятию земли Богом?

Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки

по нечестию детей Божьих накануне потопа?

по жизни и верности Ноя?

по жертвоприношению Ноя после выхода из ковчега?

по проклятию земли Богом?