5. Господь ищет человека (гл. 9 – 11)

«Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел» (Иез 22:30).

Люцифер бросил вызов Богу. Он поставил под вопрос справедливость правления Божьего. Пожелал вознести свой престол выше престола Творца (Ис 14:13,14). Этим он как бы сделал пролом в стене, ограждающей Божье царство, и начал завоевывать его, уводя в плен многих подданных царства Божьего. И похоже, сатана довольно преуспел в этом деле, захватив одну из планет, установив на ней свое господство, и удерживая всех нас, жителей земли, своими заложниками.

Что же предпринимает Господь в этом случае? Для Него подобное событие не стало неожиданностью. Господь в Своей мудрости предусмотрел не только возможность подобного отступничества, но также и разработал соответствующий план действий, на случай того, если это произойдет (1Пет 1:19,20). И когда Адам пал, Бог дал ему обетование Спасителя (Быт 3:15). Но помимо этого Господь продолжает ограничивать правление сатаны на земле (Иов 1:12; 38:11). Бог не может навязать Свою волю людям, добровольно избравшим сатану как своего правителя. Но в то же время, Господь не может допустить и полного уничтожения земной цивилизации. Если бы Господь не сдерживал силы зла, то мир давно уничтожил бы сам себя.

Какой же метод избрал Творец для того, чтобы возвратить мятежную планету назад в подчинение Закону свободы, Закону любви? (Иак 1:25; 2:12). Если хотите, он ищет среди людей тех, кто станет Его агентами в организации внутреннего фронта сопротивления сатане на земле. Для этого он призывает любого человека, пусть даже далеко несовершенного и грешного. Но как только такой человек подчиняет себя Богу, Господь начинает в нем преобразование характера по Своему образу – восстановление того образа и подобия, с которым человек был сотворен, и который был разрушен грехом. Конечно, это долгий и трудный путь, но это наиболее справедливый путь борьбы с восставшим ангелом. Давайте же посмотрим на очередной этап борьбы, на очередной этап истории земли, как он представлен нам в этом отрывке Библейского повествования. При этом мы, как всегда, будем обращать внимание на то, как это Слово открывает нам характер Божий и путь к нашему спасению.

Зло на земле развивалось неудержимо. Сатана стремился воспользоваться возможностью добиться полного подчинения себе всего человечества, чтобы доказать Богу, что на земле нет уже никого, кто продолжал бы оставаться праведником и исполнял повеления Божьи. Появляясь на вселенские советы как представитель земли вместо Адама, сатана претендовал на то, что на земле не осталось ни одного праведного человека. А если кто и оставался таковым на самом деле, то сатана пытался оклеветать его и погубить, как это случилось с Иовом (Иов 1:7-11). Но Господь не мог допустить беспрепятственного распространения зла на земле, потому земля была очищена водами потопа. Апостол Петр позже ассоциировал потоп с крещением земли, с очищением ее от пороков и греха (1Пет 3:20,21). И вот теперь, эта новая церковь Божья на земле, состоящая из восьми душ, начала свое шествие по очищенной земле с всесожжения и поклонения Богу (Быт 8:20), и с заключения завета с Богом (Быт 9:12-17). Опять Господь благословляет человека и поставляет его владыкою над животным миром, однако на этот раз место верховного правителя земли было занято захватчиком сатаной, и потому Ною оставалось довольствоваться тем, что все животные будут только страшиться его (Быт 9:2).

Человек после потопа отстоял намного дальше от дерева жизни, чем до потопа. Он был уже намного слабее физически и духовно. Так, продолжительность жизни сократилась от шестисот лет Сима до двести пяти лет Фарры, отца Авраама, на девять поколений отстоящего от Ноя. Но это произошло не только из-за того, что райский сад вместе с двумя деревьями были взяты от земли. И не потому, что жизненная сила быстро иссякала из-за отсутствия подпитки плодами дерева жизни. Мы находим еще по крайней мере три важных обстоятельства, непо сред ственно повлиявших на продолжительность жизни людей. Это изменение климата земли, приведшее к изменению образа жизни и повлиявшее, в том числе, на наличие свежих продуктов питания круглый год (Быт 8:22); это и позволение употреблять в пищу чистых животных в то время, как изначально организм человека не был приспособлен к такому виду пищи (Быт 7:2; 8:20; 9:3); это и появление новых видов греха и пороков, таких как пьянство, например (Быт 9:21). Господь вынужденно пошел на такую меру для того, чтобы максимально ограни чить распространение зла на земле – человек за свою более короткую жизнь не будет успевать доходить до таких глубин отступничества, как это могло бы слу чить ся, живи мы лет по пятьсот. Все, что делает Бог в жизни человека, несет на себе отпечаток Божьей любви! (Рим 8:28).

На протяжении всех поколений Господь ищет человека, который встал бы в проломе на защиту попран ного Закона Божьего. Такими людьми до потопа были Сиф, Енох и Ной. Но и после потопа, несмотря на очище ние земли, грех действовал в людях и весьма распростра нялся. Совсем немного времени прошло после потопа, еще были живы те, с кем непосредственно Бог заключал завет в радуге, но люди уже забыли Бога. Они взялись строить башню, получившую название Вавилонской. Эта башня была задумана как памятник человеческой гордости и независимости, как вызов небу в противовес потопу – башня должна была достичь такой высоты, какой не достигали воды потопа. Конечно, это утопия, никакая башня не выдержала бы второго потопа, пусть хоть какой будет ее высота и прочность фундамента, пусть даже кирпичи обожжены и нерастворимая водой смола скрепляет эти кирпичи – все равно человеческое строение не в состоянии выдержать стихии природы, если бы Господь позволил новому потопу или другому катаклизму случиться. Но в этой башне проявились не только само уверен ность и упорство людей, но и недоверие обетова ниям и заветам Божьим. Очень часто Господь игнорировал отдельные действия людей против Божьего правления, однако этот замысел человека оставлять было нельзя. Царь Соломон оставляет нам на первый взгляд противоречивый, но весьма мудрый совет: «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих» (Прит 26:4,5). Затея человека со строитель ством Вавилонской башни требовала именно второго действия со стороны Бога – ответить человеку по глупости его: показать, насколько недальновиден человек в своих планах, насколько он не знает силы Божьей (Мф 22:29).

Смешение языков остановило работу по строитель ству башни и разбросало людей по разным частям земли, но оно не остановило людей на их греховном пути. Познание людей увеличивалось, и зло приобретало новые формы. Подобно тому, как Каин, уйдя от Бога, начал стро ить города как символ самостоятельности, безопасности и комфорта в жизни (Быт 4:17), так же поступали и жители послепотопного мира. Строились все большие города, в которых жить было все комфортнее, но в которых также стремительно развивалось и беззаконие и разврат. Ур Халдейский, в котором родился Авраам, был высоко цивилизованным городом. Археологи раскопали в нем водопровод и центральную канализацию, которые прекрасно сохранились до наших дней. Их дома были не хуже многих наших современных коттеджей, разве что не были оборудованы видео и компьютерной техникой. Но вероятно, что нравственная обстановка также была сравнима с реальностью современных крупных городов. Потому Фарра, отец Авраама, принял мудрое решение, и последовал призыву Господа покинуть этот цивилизо ванный, но развращенный город. Фарре не суждено было дойти до Ханаана. Это сделал позже его сын. Но поступок Фарры заставляет нас задуматься, можем ли мы принять решение пожертвовать своими благами жизни ради того, чтобы мы и наши дети могли жить в более благоприятной, хотя и не такой уютной обстановке? Жизнь в Харране, а тем более в пути, не была такой легкой и приятной, как в Уре. Но она была намного более безопасной, как для жиз ни, так и для вечного спасения. Сегодня многие стремятся к более приятной и роскошной жизни, жертвуя спокойст вием, безопасностью, добрососедскими отношениями с окружающими людьми. Но Господь призывает нас к обратному. Он ищет тех, кто готов пожертвовать всем ради Него.

«И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мк 10:28-31).

* * *

Дорогой друг! Если ты томишься в этом мире греха, и душа твоя не находит покоя, то прислушайся: может быть сегодня Господь обращается к тебе и призывает выйти из твоего места. Этот выход не обязательно должен быть физическим перемещением в другую местность. Это может быть призыв поменять образ жизни, привычки, друзей. Но также это может быть призыв оставить жизнь в роскоши и найти более подходящее место, где ты сможешь найти спасение своей душе и дать хорошее воспитание своим детям. В любом случае, следование за Господом означает отказ от целого ряда мирских удовольствий, которые в действительности не приносят пользы, а подчас даже причиняют очевидный вред здоровью души и тела. Готов ли ты последовать за Господом туда, куда Он поведет тебя? Готов ли ты встать в проломе за истину? Господь ищет человека!

* * *

Дорогой друг! Если ты уже давно сделал этот шаг и последовал за Господом, тем не менее, Господь может быть ждет от тебя большего. Кто не движется вперед, тот пятится назад – говорит народная мудрость. Господь ищет тружеников на ниве Своей. Господь ищет тех, кто заботит ся не только о своем спасении, но также и о спасении ближних. Готов ли ты, услышав призыв Божий, встать в проломе ради других? Готов ли ты пожертвовать своими удобствами, временем, средствами ради того, чтобы последовать за Господом далее? Господь ищет человека!

Для дальнейшего изучения и размышления

Как проявляется характер Бога

в том, что Он дал человеку мясную пищу?

в том, что Он взыскивает кровь человека и животного от руки другого?

в радуге завета о том, что более не будет массового уничтожения?

в смешении языков строителей Вавилонской башни?

в призвании семейства Аврама выйти из Ура Халдейского?

Как нам открывается путь ко спасению от греха

в том, что Он дал человеку мясную пищу?

в том, что Он взыскивает кровь человека и животного от руки другого?

в радуге завета о том, что более не будет массового уничтожения?

в Ноевом благословении Сима и Иафета?

в истории потомком Хама?

во вмешательстве Бога в строительство Вавилонской башни?

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

из истории с опьянением Ноя?

из поведения детей Ноя, когда они увидели его лежащим?

из историй потомков Ноя?

из строительства Вавилонской башни?

из переселения семейства Фарры в Харран и Ханаан?

Как мы можем применить в личной жизни уроки

по опьянению Ноя?

по проклятию и благословению детей Ноя?

по строительству Вавилонской башни?

по выходу Фарры из Ура Халдейского?

Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки

по опьянению Ноя?

по проклятию и благословению детей Ноя?

по строительству Вавилонской башни?

по выходу Фарры из Ура Халдейского?