6. Выход из Вавилона (гл. 12 – 14)

«И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр 18:4).

Эти слова обращены ко всем жителям земли, призывая народ Божий выйти из Вавилона (Откр 18:1). Издревле Вавилон был символом могущества, процветания и отступничества. В свое время Ной проклял своего сына Хама за поступок, который тот совершил (Быт 9:22,25). Именно от него произошел Нимрод, первый правитель Вавилона, который больше всего полагался на силу свою, нежели на Господа (Быт 10:9,10). Вероятно, именно он во время своего царствования в долине Сенаар возбудил народ строить Вавилонскую башню (Быт 11:2-4). Во всяком случае, мы находим, что даже после рассеяния жителей земли из долины Сенаар (Быт 11:8), Нимрод оставался царствовать в этой местности. И его влияние не прошло бесследно. Хотя Господь сохранял истину о Боге-Творце и о спасении через обетованное Семя (Быт 3:15), которая передавалась от отцов к детям из уст в уста, влияние Вавилона совершало свое разрушительное действие. И очень скоро даже те, кто призван быть хранителем истины и быть священником рода – патриархи поколений, и те отступили от истины Божьей. Фарра, отец Аврама, уже оставил истинного Бога и стал поклоняться другим божествам (Нав 24:2). Но Господь усмотрел нечто в младшем сыне его, в Авраме, и вызвал это семейство из Ура Халдейского с тем, чтобы развращающее влияние процветающего города не загубило нежный росток стремления к истине в душе юного Аврама.

Нелегко было Фарре покидать уютный дом в Уре, оставлять всех друзей и родственников, с которыми он мог чувствовать себя в безопасности, и отправляться в чужую местность. Но он повиновался голосу Божьему. Осознавал ли Фарра, что он делает, заботился ли он о своих детях? Мы не знаем этого, но это и не обязательно. Что важнее для нас, это осознавать то развращающее влияние, которое окружающий мир оказывает на нас и на наших детей. Нам Важно понять, что мы живем в духовном Вавилоне, где люди более полагаются на себя и свои силы, нежели на Бога. Мы живем там, где продолжается воздвигаться Вавилонская башня человеческой гордости, где даже в церквах возвещается учение человеческое, а не истина Божья. Мы живем там, где Библейские принципы и нормы поведения непопулярны. И это все откладывает неизгладимый отпечаток на нас и на наших детей.

Фарра воспитал своего сына Аврама в духе повиновения Господу и сделал первый шаг из Ура, подавая пример своим детям. Но один шаг недостаточен. Нахор остался в Харране, и хотя они еще некоторое время сохраняли веру в истинного Бога, тем не менее они не могли быть хранителями истины Божьей, не пожелав следовать за Господом до конца.

Аврам вышел из Ура, вышел из Харрана и отправился туда, куда вел его Господь. «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр 11:8). Сегодня Господь призывает нас следовать за Ним, и это следование подчас ведет в неизвестность. Мы не знаем, как нас воспримут наши родные, наши коллеги. Возможно, следование за Христом означает смену образа жизни, смену работы, смену места жительства, смену друзей. Может нас волнует вопрос, который в свое время волновал учеников Иисуса Христа: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф 19:27). Вы можете прочесть в Евангелии ответ Христа на их вопрос. Но те же ученики, услышав призыв Христа следовать за Ним, подобно Авраму оставили все и пошли, не задавая вопросов (Мф 9:9; Мк 1:20).

Господь призвал Аврама не потому, что тот был совершенным, а для того, чтобы сделать его таковым. Возможно, его представление о Боге также было уже искажено ложными верованиями и традициями, которые нашли свое место и в доме Фарры, и в окружающем обществе. Возможно вера Аврама была еще подобна вере того отца, который единственное что смог сделать, это прийти к Иисусу с просьбой о сыне своем со словами: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:24). Да, наш Небесный Отец – терпеливый воспитатель. Пред ставь те себе, что зная ВСЕ ваши недостатки, грехи и преступления, Он все еще верит в вас и стремится сделать вас совершенными. «Ибо и мы были некогда несмыслен ны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различ ных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит 3:3-5). «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет 3:9).

Вот, Аврам приходит в Египет, и тут же забывает о Божьем обетовании, данном ему у дубравы Море, что близ Сихема. «Потомству твоему отдам я землю сию», – обещал Господь (Быт 12:6,7). Но верить обещаниям о далеком будущем всегда как-то легче, чем обещаниям, относя щимся к моей проблеме сегодня. В конце концов, у нас еще есть время для того, чтобы проверить надежность обещанного в будущем, и, при случае, пересмотреть свое отношение к этому, не так ли? Мы зачастую рассуждаем именно так. Как же поступает Аврам, согласившийся поки нуть уютный город со всеми удобствами цивилиза ции, и пойти в никуда, веря только тому, что Бог обещал землю ему и его потомству. А верить с каждым годом было все труднее – ведь Авраму было уже семьдесят пять лет, когда он покинул Харран, но детей у него пока еще не было (Быт 12:4). И будут ли уже? Так бывает и с нами. Мы верим Господу и Его обетованиям, но где-то там, в глубине души, сомневаемся: ну что Он может сделать в этой ситуации?! И мы, подобно Авраму, подчас пытаемся помочь Богу, чтобы Ему легче было помогать нам. Аврам беспокоится о своем неродившемся наследнике, беспоко ится о своей жене, и потому решается на святую ложь. Нет, ведь это и не ложь вовсе. Он же не солгал египтянам, говоря, что Сара – его сестра. Она действительно его сестра (Быт 20:12). Просто Аврам не сказал всей правды, он умолчал некоторые детали, которые, на его взгляд, поставили бы его в не совсем выгодное положение. Вы ведь тоже иногда делаете так, не правда ли? Вот и Аврам сделал. Он ведь тоже человек.

Но Бог не желает, чтобы Его дети поступали таким образом. В глазах Божьих подобные действия – страшный грех: это ложь, это недоверие Богу, это отказ от Божьего руководства и обращение к собственной мудрости, которая на самом деле не наша собственная, а навеянная нам дьяволом, тем, кто в раю научил Еву не доверять словам Божьим. И Бог терпеливо воспитывает престарелого Аврама. Воспиты вает в нем терпение и доверие. А хотите знать, как сатана пытался замаскировать свое обольщение? А когда Авраму «хорошо было» ради того, что Сара взята была во дворец фараона, чем сатана «заплатил» Авраму за ложь и за недоверие Богу? «И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды» (Быт 12:16). Очень часто богатство закрывает нам глаза на реальное положение вещей, и нам уже начинает казаться, что это Бог нас благословляет, что это признак верного пути.

Но Аврам, хотя и имел недостатки, хотя ему, старику, приходилось все еще сидеть за партой в Божьей школе, все же был способным учеником. Он вернулся назад к Богу, вернулся в Вефиль, туда, где он уже был раньше. Там был жертвенник, построенный им некогда. Вероятно, один из камней от этого, к тому времени уже полуразрушенного жертвенника, в свое время подложит себе под голову его внук Иаков, другой двоечник из Божьей школы (Быт 28:11-19). Здесь, в Вефиле, сатана опять искушает Аврама. Бог достаточно благословил его богатством (а может быть это то богатство, которым сатана наградил Аврама за ложь в Египте?). И теперь пастухи Аврама и пастухи его племянника Лота не могут поделить между собой пастбища. Но уроки в Божьей школе не проходят напрасно – на этот раз Аврам не торопится использовать ситуацию для своей выгоды. Он предлагает право первого выбора своему племяннику Лоту, который и избирает лучшее место (Быт 13:10,11).

Мы не знаем, с каким сердцем Аврам простился с Лотом, воспользовавшимся ситуаций в свою пользу; мы не знаем, какие чувства уносил в своей Душе Аврам, отправляясь в сторону Хеврона. Но на личном опыте все мы знаем: не легко далась Авраму такая победа над собой. Господь также знает это, и потому Он повторяет Авраму Свое обетование: «…всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет» (Быт 13:15,16). Мы также иногда нуждаемся в подобном утешении от Господа и напоминании о тех чудных обетованиях, которые ждут нас впереди. И при этом, Господь вовсе не медлит с исполнением Своих обетований. Господь проявляет к нам долготерпение, не желая нашей погибели со нашим скверным характером, и взращивает в нас Свой образ и Свой характер.

И еще один урок предстояло пройти Авраму со своим племянником. Лот избрал себе роскошь развращенных городов. Нет, он не вернулся в Ур Халдейский, он нашел для себя Ур в Содоме. Мы не знаем, какой уровень жизни был в тех городах, но по их расположению можем предположить, что Лот жил не хуже, чем лучшие князья Вавилона или Египта. Почему? Лот, подобно Авраму, также был богат и имел множество людей в своем подчинении. Он сам мог бы построить свой город, если бы пожелал. Но он потянулся в уже существующий город со всеми его привлекательными, заманчивыми прелестями, но и со всем его поглощающим греховным развратом. И теперь Лот оказался в опасности. Нет, даже более, чем в опасности – он оказался в плену (Быт 14:12).

Когда Аврам узнал об этом, он не обрадовался правосудию Господню над отступником Лотом. Аврам собрал своих людей (сколько же человек было у Аврама, когда одних только рабов, пригодных к войне, он собрал триста восемнад цать?), и вместе со своими союзниками отправился на выручку своего пострадавшего родственника. Господь благословляет Аврама, даруя ему победу над четырьмя царями, против которых не могли устоять пятеро властителей Содомской долины. И здесь Аврам преподает некоторый урок всем нам: Когда Мелхиседек, царь Салима (Иерусалима, города мира), являвшийся священником Бога всевышнего, приветствовал и благословлял Аврама, «[Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Быт 14:20). Не с корыстной целью отправился Аврам на выручку Лота и других жителей долины. По праву, он мог забрать себе все имущество, отнятое у завоевателей. Но он не сделал этого. Все, что позволил себе Аврам, это почтить Господа, возвращая Ему десятую часть за себя и за тех, кто вряд ли когда задумывался о своих обязательствах перед Богом. Десятина – одно из древнейших установлений Божьих. Господь ожидает от нас, что мы возвратим ему одну седьмую часть нашего времени – каждый седьмой день, который был освящен Богом при творении (Быт 2:3), и одну десятую наших доходов, как признание того, что мы в этом мире не имеем ничего своего, но все, что мы имеем, дано нам Господом, как Его благословения (Мал 3:8-11).

* * *

Дорогой друг! Если ты еще находишься в Вавилоне, если ты еще привязан к греховным прелестям Ура и Содома, Господь обращается к тебе сегодня: «Выйди из Вавилона, чтобы не участвовать тебе в грехах его и не подвергнуться язвам его». Отделись от всего мирского, что развращает твой характер, что отнимает твое физическое и духовное здоровье, что обольщает тебя и удаляет от Господа. Положись на Божьи обетования, и верь, что Господь не только может дать тебе вечность, но что Он может разрешить все твои проблемы сегодня. Он говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33). «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Прит 16:3).

* * *

Дорогой друг! Если ты уже на пути к духовному Ханаану и давно оставил Ур позади, то помни, что на твоем пути еще предстоит не раз пройти через Египет и оказаться вблизи Содома. Не забывай, что «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет 5:8,9). Еще не раз он подойдет к тебе, принимая вид ангела света (2Кор 11:14), как друг, нашептывая свои гибельные планы и идеи. Он будет загонять тебя в тупик и представлять тебе безвыходные ситуации. Сатана будет убеждать тебя, что Господь может обойтись без твоих суббот и десятин, а вот ты – не сможешь. Он будет навязывать тебе «безопасные» методы избежать опасности в Египте этого мира. Он будет манить тебя чудными пажитями Содомской долины. Но голос Святого Духа напоминает тебе: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Пс 36:5).

Для дальнейшего изучения и размышления

Как проявляется характер Бога

в обетованиях, данных Авраму?

в отношении Господа к греху Аврама в Египте?

в избавлении Аврама и его жены от опасности во дворце фараона?

в повторении обетования Авраму после ухода Лота?

в благословении Аврама через Своего священника Мелхиседека?

Как нам открывается путь ко спасению от греха

в призыве Господа к Авраму выйти из Ура Халдейского, что в Вавилоне?

в Вефильском жертвеннике, к которому возвращался Аврам и его потомки?

в печальной истории лжи Аврама египетскому фараону?

в избрании Лотом и Аврамом пастбищ для своего скота?

в победе малого войска Аврама над армиями царей той земли?

в благословении Мелхиседека и в возвращенной десятине?

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь

из послушания Аврама?

из многочисленных жертвенников, которые Аврам оставлял после себя?

из проступка Аврама в Египте?

из выбора Лота и Аврама у долины Содомской?

из пленения Лота?

из приветствия царя Салима?

из действий Аврама, как победителя?

из предложения царя Содомского?

Как мы можем применить в личной жизни уроки

по выходу Аврама из Вавилона?

по отношению к «святой лжи»?

по выбору места обитания и пастбищ для наших стад?

по реагированию на просьбу попавшего в беду из-за собственного выбора Лота?

во возвращению Богу десятины, а царю Содомскому всего остального?

Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки

по выходу Аврама из Вавилона?

по отношению к «святой лжи»?

по выбору места обитания и пастбищ для наших стад?

по реагированию на просьбу попавшего в беду из-за собственного выбора Лота?

во возвращению Богу десятины, а царю Содомскому всего остального?