Часть III. Как делиться верой с секулярным миром

Глава 8. Основные потребности секулярных людей

Каким образом мы можем поделиться нашей верой с секулярным миром? Как завязать плодотворный диалог с людьми, далекими от религии? Как нам преодолеть многочисленные барьеры, которые они воздвигли, чтобы защититься от нежелательного влияния религии? Имея дело с людьми, для начала разумнее всего поступать так, как поступал Иисус. Он приходил тогда, когда они нуждались в чем-то, в тот момент, когда они искали чего-то лучшего.

Только метод Христа принесет подлинный успех в завоевании людей. Спаситель шел к ним как Тот, Кто желает им добра. Он проявлял сострадание, служил их нуждам и завоевывал их доверие. А затем призывал: «Идите за Мною» («Служение исцеления», с. 143).

Обратите внимание, что в этой последовательности действий, состоящих из пяти шагов, собственно духовному призыву отводится последнее место. Иисус много времени проводил с людьми, вступая в разговор, проявляя сострадание, удовлетворяя их нужды и завоевывая их доверие, пока не наступал удобный момент привлечь их к Своей уникальной миссии. Его метод по-прежнему остается наилучшим. В этой части книги мы попытаемся конкретизировать эти наводящие на размышление моменты, рассматривая отдельные испытанные способы, с помощью которых можно откликнуться на потребности человека и подвести его к пониманию того, что главное, в чем он нуждается, — это Евангелие.

Эту главу мы начнем с изучения тех важнейших потребностей, которые в конечном счете приводят к собственно духовным интересам, что предоставляет в высшей степени благоприятные возможности для духовного воздействия. Исследуя эти потребности, мы будем отмечать, в какой степени адвентизм привлекает или, наоборот, отталкивает тех, кто их испытывает.

Потребность в идеале

В высокотехнологичном обществе секулярные люди, как правило, испытывают потребность посвятить себя какому-нибудь делу или преклониться перед какой-нибудь личностью, которая заведомо выше, чем они сами. Несмотря на неприятие традиционной религии, они тем не менее испытывают потребность посвятить себя чему-то такому, что выходит за рамки обыденного существования. Люди не получают удовлетворения от бесконечного повторения повседневных обязанностей. Смысл жизни надо искать за пределами обыденного.

Люди ищут удовлетворения этой потребности, проявляя недюжинный интерес к игре любимой команды, политике или боевым действиям доблестных сил США в Персидском заливе. Казалось бы, такой предмет, как судьба спортивной команды, слишком незначителен, чтобы стать средоточием чьей-то жизни, но подобные привязанности символически замещают некую гораздо более важную потребность — потребность посвятить себя чему-то большему, чем сам человек. Недавнее возрождение интереса к экологии представляет собой гораздо более осмысленное «замещение» веры, чем спорт или даже политика. Все больше и больше людей разрабатывают идею повторного использования различных материалов и сокращения потребления во имя сохранения окружающей среды. Защита нашей планеты — это, несомненно, очень важная и достойная задача, но я полагаю, что люди стремятся к чему-то большему, чем даже охрана окружающей среды. В этом смысле адвентизм имеет исключительные возможности сказать свое слово. Мы готовы представить миру величайшую Личность и величайшие задачи, которым может посвятить себя любой человек. Само сохранение окружающей среды на все времена зависит от воздействия Евангелия. Это превращает распространение нашей веры в одну из самых важнейших задач, за решение которой мог бы взяться каждый человек. Мы сможем удовлетворить эту потребность, если научимся передавать весть Иисуса живым, современным языком, затрагивающим основы реальной жизни. Мы сможем удовлетворить эту потребность, если научимся связывать вопросы великой борьбы с теми вопросами, которые ежедневно обсуждают большинство людей.

Освобождение от вины

Хотя секулярные люди плохо представляют себе понятие вины в библейском смысле, они готовы признать свою потребность избавиться от чувства горечи, вызванного тем, что они не сумели оправдать свои самые большие ожидания. Очень многие, независимо от того, известны им Десять Заповедей или нет, чувствуют, что они живут не так, как хотели бы сами, не говоря уже об общепринятых нормах поведения. В самом деле, когда католики, преследуя какие-то мирские цели, отпадают от церкви, они больше всего сожалеют об утрате чувства освобождения и прощения, которое возникало у них после исповеди. Даже нерелигиозные люди хотят освободиться от ощущения собственной несостоятельности — неспособности осуществить свои надежды, мечты и лучшие намерения.

Общеизвестно, что в душе мы ожидаем от себя, по крайней мере, того же, что и от других. Если я указываю на вас пальцем и говорю: «Вам не следует так поступать», то что я скажу самому себе? «Что ж, раз я укоряю других, то мне, конечно, тоже нельзя этого делать».

Секулярным людям часто свойственно сильное чувство долга, и они знают, какое место в жизни им хотелось бы занять. Неудача в осуществлении замыслов оставляет чувство сломленности, которое настойчиво требует какого-то разрешения. Многие отрицают, что они сломлены, или заглушают это чувство алкоголем, наркотиками, развратом, но в конечном счете оно может быть разрешено только у креста. Будучи адвентистами, мы обязаны строго спросить себя, правильно ли мы понимаем значение креста. Пока мы этого не сделаем, мы не сможем удовлетворить эту глубинную потребность ни секулярных людей, ни кого-либо вообще. Когда мы сами получим прощение, мы сумеем способствовать прощению других. С другой стороны, непрощенный человек не в состоянии по-настоящему прощать.

Настоящие взаимоотношения

В наши дни люди испытывают настоятельную потребность в подлинно человеческих взаимоотношениях. Они жаждут искренних отношений с настоящими людьми, которые стремятся быть честными и надежными. В наше время люди живут шумной, суматошной жизнью. Они бросаются то туда, то сюда, и отношения между ними становятся все более поверхностными. Искренний христианин, желающий вступить в душевные, близкие отношения с определенным кругом нерелигиозных людей, будет встречен с распростертыми объятиями. Дальнейшее развитие высокотехнологичного общества приведет к тому, что потребность в таких подлинных отношениях будет возрастать. Человеку необходимо быть нужным кому-нибудь не столько в физическом смысле, сколько в эмоциональном и дружеском плане.

Здесь у Церкви появляется прекрасная возможность воздействовать на изнуренных борьбой, усталых людей. Многие избегают Церкви, считая ее членов неискренними и поверхностными людьми, которые не в состоянии удовлетворить их потребность в настоящем общении. Но, по мере того как в современном высокотехнологичном обществе становится все труднее поддерживать близкие взаимоотношения, люди, ищущие подлинного человеческого тепла, начнут открывать для себя другие возможности, выбор которых широк.

Многие глубоко сожалеют об исчезновении большой семьи (включающей в себя всех ближайших родственников), где несколько поколений, наряду с двоюродными братьями и сестрами, тетками и племянниками, жили рядом и постоянно собирались вместе. В наши дни братья и сестры, родители, бабушки и дедушки разбросаны по всей стране, а то и по всему миру. Жизнь в Северной Америке все больше становится зыбкой, нестабильной, люди переезжают туда, где им удается получить работу и жилье. Церковь способна дать тем, кто оторван от родного дома, ощущение такой большой семьи. Например, специальное служение (организованное по типу рекламных автофургонов для приезжих), предназначенное для новых поселенцев, — это один из путей установить контакты с людьми, позволить им осознать роль, которую Церковь могла бы сыграть в их жизни. Любящий Творец стремится с помощью Своего народа привлечь секулярный мир любовью и попечением — именно такими средствами Святой Дух сделает еще более настоятельной потребность в отношениях, дать которые может только Бог.

Вселенская философия

Нерелигиозные люди нуждаются во вселенской философии, хотя могут этого не осознавать; говоря современным языком, они испытывают потребность во взаимосвязи социального и вселенского. Человек хочет быть уверен, что все пребывает во взаимном соответствии, что он живет в упорядоченной Вселенной. Адвентисты могут не осознавать эту потребность, ведь мы часто считаем свою осведомленность в таких вопросах само собой разумеющейся. Подумать только, во что превратилась бы жизнь, если бы у вас не было никакого представления о том, откуда вы произошли, каким будет конец этого мира и какова Вселенная за пределами видимости телескопов.

Для адвентистов главнейшим принципом, который служит стержнем наших представлений о мироздании и месте в нем человека, является единая концепция великой борьбы. Обычный человек смотрит в небо, не понимая или почти не понимая, что происходит за его пределами. Там для него — пустота. Познаваемо только то, что может быть воспринято здесь, на земле, с помощью пяти органов чувств. То, что мы называем эсхатологией, то есть вселенская философия, которая упорядочивает все мироздание, большинству людей незнакома. Но в определенный момент ощущение своего места в общей канве событий может стать весьма важным и в контексте секулярной жизни.

Неорганизованные формы религии

До сих пор исследование основных потребностей секулярных людей было весьма ободряющим для адвентистов. Каждую из этих четырех потребностей можно удовлетворить посредством тех ресурсов, которыми располагает наша вера. Более того, что касается первой и четвертой потребности, нет другой христианской группы, которая могла бы лучше ответить на них, при условии, что мы найдем время и возьмем на себя труд научиться излагать свои убеждения в приемлемой для современных людей форме. Однако пятая потребность секулярных людей бросает нам гораздо более серьезный вызов. Наряду с распространенным недоверием к власти вообще, существует и недоверие к религиозной власти в частности. Это означает, что секулярные люди склонны противодействовать тому, что они называют «организованной» религией. Они опасаются принуждения, боятся стать объектом манипулирования, чувствуя, что религиозное принуждение является наиболее раздражающим посягательством наличную свободу. И они, конечно, правы. Следовательно, когда такие люди приходят к вере, они предпочитают оказаться в такой религиозной среде, где им предоставят значительную свободу и возможность жить и мыслить по-своему. Они хотят лично участвовать в том процессе, который приведет их к обретению веры.

Надо честно признаться, что немногие христианские церкви организованы и управляемы более строго, чем Церковь АСД. Я по собственному опыту знаю, что структуры и процедуры, которые мы воспринимаем как нечто естественное, оказываются весьма обременительными для некогда секулярных людей, когда они сталкиваются со всем этим в своей новой христианской жизни. Мы, например, призываем людей к образованию и развитию, а затем ожидаем, что они будут свободно мыслить обо всем, кроме своих отношений с организованной церковью. Свежие творческие идеи нередко встречаются словами: «Мы никогда так прежде не делали» или: «Елена Уайт пишет…» (независимо от того, писала она это в действительности или нет). Неудивительно, что, предубежденные против всякой организации, секулярные люди часто поддаются нелепостям учений таких движений, как «Новый век», ибо «Новый век» — это, пожалуй, воплощение неорганизованной религии.

Тем не менее положение небезнадежно. Я замечаю растущую готовность руководителей Церкви создавать все более гибкие структуры и системы взаимодействия с местными церквами. В Приложении к этой книге я кратко изложу некоторые идеи — они помогут секулярным людям лучше понять нас. Лично я, обратившись к истории Церкви, сумел ослабить отрицательное впечатление, производимое на секулярных людей нашими структурами. Мы сами начинали как противники господствующей Церкви. Мы порвали со всеми остальными церквами, поскольку они перестали следовать Библии; таким образом, корни адвентизма уходят в радикальную Реформацию.

Возможно, мы сумеем в какой-то мере воскресить радикальный дух адвентистских пионеров, не утрачивая всех тех преимуществ, которые дает четкая организация. Но подобный аргумент будет выглядеть убедительным, только если вы действительно готовы измениться. Но если местная церковь предпочитает не отступать от заведенного в прошлом порядка, секулярные люди долго в ней не задержатся, поскольку именно этого они старались избегать раньше, когда еще были равнодушны к религии. В этом вопросе необходимо проявлять особую чуткость — как по отношению к адвентистам, которых в Церкви все устраивает, так и по отношению к тем людям, которых мы пытаемся привлечь. Помогая тем, кто пришел к вере, раскрыть и проявить их духовные дары, мы показываем, что в доме Божьем всегда найдется место для индивидуальности и творческого начала.

Определенные преимущества создает для адвентизма и отношение секулярных людей к Библии. Большим препятствием к тому, чтобы донести до такого человека Евангелие, является ошибочное представление о Библии, которое у него сложилось. Если вам удастся развеять это ложное представление, люди охотно откроются перед вами. Многие считают, что в Библии содержатся такие неприятные идеи, как вечно пылающая преисподняя, жестокое обращение с детьми, порабощение женщин и национальных меньшинств и абсолютная власть (например, папство). В прошлом сами адвентисты покинули официальную Церковь, поскольку консервативная религиозная мысль не соответствовала тому, что говорила Библия. Поняв, что Библия не похожа на то, что им говорили, секулярные люди начинают прислушиваться к ее наставлениям.

Жизненное руководство

В наши дни люди всерьез пытаются найти путеводитель по жизни. Самой большой популярностью пользуются в наше время всевозможные самоучители: как самому провести водопровод, как отремонтировать дом, как сохранить брак и т. п. Большинство молодых людей просто не знают, что им делать со своей жизнью. Удивительная восприимчивость секулярных людей к тем нелепостям, которые проповедует движение «Новый век», красноречиво свидетельствует об их готовности подчиниться любому учению, при условии, что оно глубоко затрагивает их потребности и излагается понятным языком.

Откровенно говоря, никакое вероучение, кроме адвентистского , не может предложить людям лучшего жизненного руководства. Мы готовы дать советы практически в любой области жизни. Я допускаю, что мы не всегда преподносим их доходчиво и ясно, но в нашем вероучении действительно содержится много такого, что могло бы представлять значительный интерес для секулярного мира. Как я уже отмечал в предыдущей части книги, адвентисты сумеют гораздо эффективнее привлечь к себе обычного человека с улицы, если научатся тщательно продумывать и излагать свои жизненные установки, исходя не столько из жестких правил, сколько из общих принципов и здравого смысла. Но если все пустить на самотек, мы не сумеем изложить свои взгляды удачно, и секулярные люди усмотрят в нашем подходе угрожающие признаки «организованной религии».

Заключение

Этот краткий обзор некоторых основных потребностей секулярных людей свидетельствует о том, что адвентисты седьмого дня имеют прекрасную возможность воздействовать на секулярное общество. В трех из шести случаев мы могли бы внести вклад, во многих отношениях превосходящий вклад любой другой христианской конфессии. Но мы, несмотря на это, не оказываем на секулярный мир почти никакого влияния. Цель этой книги — выявить причину такого положения дел и предложить меры для изменения ситуации.

По-видимому, если адвентисты хотят привлечь секулярных людей, наиболее успешным будет подход, учитывающий их жизненные потребности, с особым акцентом на поддержание здоровья, умение справляться со стрессом, распределение финансов и времени. Существует много полезных материалов, посвященных этим вопросам. Мы можем использовать эти материалы двояким образом: (1) как пособие по установлению контактов с секулярными людьми и (2) как источник достоверной научной поддержки наших ценностей. Как бы то ни было, мы располагаем уникальной возможностью объединить достижения людей в отдельных областях в целостное мировоззрение (великая борьба — космическая эсхатология), которое обеспечит единство и осмысленность всех сфер жизни этих людей. В этом состояла сила адвентизма во всех предыдущих поколениях. У нас есть единая весть и единый взгляд на мир. Если мы научимся выражать свои убеждения современным языком, то, возможно, будем удивлены количеством людей, которые захотят к нам присоединиться.