Глава 8. Какое положение на земле занимает сатана?

Сатана грешил с самого начала (см. 1Иоан. 3:8). «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Сатана и его ангелы низвержены на землю (см. Откр. 12:9). Поэтому ясно, что Адам и Ева, наши прародители, жили в том же мире, в котором оказались изгнанники с небес. Какова же цель этой меры?

Борьба за власть

Самый малый ребенок и величайший философ могут согласиться в одном: поскольку сатана при помощи силы стремился свергнуть власть Бога на небе, постольку первым и последним его делом было — овладеть властью в этом маленьком мире, в который он был низвергнут. Способ действия сатаны обсудим в следующей главе.

Пусть будет написано огненными буквами и навеки выжжено в нашем сознании, что Господь не желал дать сатане власть в этом мире. Он хотел дать ее человеку. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). [78]Вот что предлагал Бог Своему Сыну и Духу Святому: Они сотворят человека и дадут ему власть над этим миром.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). Христос, принимавший непосредственное участие в творении, взял прах земной и создал человека. Затем Он вдунул «в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7). Взяв ребро человека, Он создал жену.

Когда Он закончил творение, перед Ним стоял крепкий, красивый, разумный и совершенный мужчина. Рядом с мужчиной, прекрасная лицом и чистая сердцем, стояла женщина, совершенная во всей своей славе первозданной красоты.

Затем, в тишине, покое и свежести той очаровательной зари, в утро творения, среди неописуемой прелести их дома в райском саду, небеса присоединили свои сердца к первому браку на земле. Они были одни. Бог простер Свои руки в божественном благословении и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт. 1:28). Прежде сотворения Адама и Евы небеса согласились в том, что им будет дана власть над землей и над всем, что ее наполняет. Теперь этот план был представлен им. Они должны были вместе служить Богу. Вместе они должны были наслаждаться общением с небесами. Они должны были вместе разделять все преходящие блага, доступные зрению, слуху, вкусу, осязанию и обонянию. Вместе они должны были жить, трудиться, веселиться и господствовать. Это была взаимная любовь, взаимная радость, взаимная ответственность.

Какая перспектива! Жить в прекрасном, безгрешном мире, наслаждаясь крепким здоровьем, праведным характером, владычествуя над всем творением Божьим! Чего больше мог [79] желать человек? Только одного — чтобы это счастливое состояние могло продолжаться вечно!

А это зависело от человека. Человек был управителем. Фактически человек был управляющим — под руководством Бога. Бог определил послушание закону как «обязательное условие его существования. Он был подданным божественного правления, а без закона не может быть никакой формы правления» (ПП. 49).

Человек имел совершенную свободу выбора. Только при этом условии он мог быть ответственным в нравственном отношении существом. Только таким образом мог развиваться или проверяться характер. «Условие вечного счастья — совершенное и вечное послушание» (ПП. 49). В Божьем уставе послушание исходит от любви и воздается по выбору. Но оно, тем не менее, обязательное.

Место испытания

Наблюдая за Адамом и Евой в их неподдельной любви и совершенной радости, сатана задумал ввести их в сомнение и возмущение против Бога. То, что Бог рассказал Адаму о Своем затруднении с сатаной и предостерег от его уловок, согласуется с характером Бога. Иначе не могло и быть.

Особая заповедь была дана в отношении определенного дерева. Конечно, каждая заповедь Божья является испытанием — повелевающая или запрещающая что-либо делать или не делать. А поскольку закон Божий является законом любви, преднамеренное нарушение любой заповеди Божьей нарушает нашу любовь и верность Господу, давшему весь закон. Именно это и имел в виду ап. Иаков, когда говорил: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).

Если я прошу своего ребенка принести газету из передней, а он говорит: «Не пойду», он нарушает принцип послушания, хотя бы он всегда по первому зову шел, чтобы съесть свою кашу во время завтрака. Человечество склонно [80] избирать повиновение на основе своего собственного каприза или желания. Такая форма христианства является подделкой. Подлинное христианство повинуется всем подлинным заповедям Божьим. Итак, Бог решил поместить Свое особое дерево испытания среди рая (Быт. 3:3). Он дал следующее указание и предостережение: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17). Так и написано: «Смертию умрешь!» — это значит, будет вынесен смертельный приговор и начнется процесс разрушения и смерти. Непокорная жизнь обязательно закончится смертью.

Человеческая вера, любовь, преданность и послушание должны были проверяться таким простым средством. Бог в действительности сказал человеку: «Пока ты любишь Меня, пока ты веришь в Меня, пока находишь счастье в повиновении Мне, не прикасайся только к одному тому дереву. И Я все пойму. С другой стороны, если ты не станешь доверять Моей любви, не будешь повиноваться Моему закону, вкуси от дерева, и Я также пойму».

Если бы Бог дал человеку трудное испытание, можно было бы сомневаться в Его намерении. Но каким легким было это испытание! Никакого большого дела, поступка или жертвы не требовалось. Никакого оправдания не могло также быть и для нарушения заповеди. Сама же легкость запрета сделала грех великим. Он не мог быть следствием неспособности что-либо сделать, ибо никакого действия не требовалось.

Адам и Ева не выдержали испытания

Адам и Ева потерпели неудачу в этом испытании. Этому нельзя дать никакого приемлемого оправдания; но этот вопрос будет подвергнут изучению в следующей главе. В Писании читаем следующее: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому [81] что дает знание; и взяла плодов его и ела; а также дала мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6).

Что же они сделали? Не говоря уже о самом испытании, они пожелали и украли не принадлежащее им. Они не почтили своего Творца, употребляя Его имя напрасно, солгали и в принципе нарушили каждую из десяти заповедей. Они утратили свой праведный характер и поплатились своей жизнью, потеряли прекрасный дом и расстались с правом правления. С того времени в мир хлынул поток горя, страданий и смерти.

Чтобы ближе познакомиться с действиями греха, послушаем некогда господствовавшего Адама. Он обвиняет свою прекрасную жену. Он упрекает Бога за то, что Он дал ее ему. В свою очередь жена обвиняет диавола. Стоило только сделать такой злополучный выбор, как золото характера немедленно потускнело от едкой кислоты греха.

Бог сказал этой несчастной паре: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19).

Изгнание из рая

В раю было два особых дерева. Одно дерево было деревом познания добра и зла. Другое — дерево жизни. Что Господь предпринял для того, чтобы грешники не имели доступа к дереву жизни?

«И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, [82] чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:22-24).

Похоронная процессия

Никогда не двигалась медленней,

Чем Адам с женою за воротами…

Позади была заря времени,

Там было счастье, и радость, и Бог!

Впереди же их ждет неизвестность…

Знать всего человек не мог!

Путь для них совсем неизвестен.

И с тоской оглянулись назад,

Увидели изгнанники бедные

Древо жизни и райский сад.

Там есть место их первой встречи,

Но закрыл уж ворота Бог,

И протяжный вопль бедной Евы

До Голгофы достигнуть смог…

И. X. Эванс

Сатана берет власть

Когда человек отверг власть Бога над собой, он утратил и данную ему Богом власть. Кому же отдал эту власть человек? Вот ответ: «Ибо кто кем побежден, тот тому и раб» (2Петр. 2:19).

В таком случае становится совершенно ясным, что сатана незаконно захватил власть, которую Бог дал человеку. Вот почему:

1. Ап. Павел называет его: «Бог века сего» (2Кор. 4:4).

2. Иисус называет его: «Князь мира сего» (Иоан. 12:31; 14:30).

3. Ап. Павел называет его «князем господствующим в воздухе» (Ефес. 2:2). [83]

4. Иисус называет его «князем бесовским» (Матф. 12:24). Вполне допустимо, что Бог признавал эту власть сатаны,

разрешая ему собираться с сынами Божьими (см. Иов. 1:6). Сатана предъявлял свои права на эту власть, когда показывал Христу царства этого мира, говоря: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лук. 4:6). Иисус не оспаривал этих претензий. Через три с половиной года Он умер на Голгофе для того, чтобы приобрести эту власть ценою Своей драгоценной крови.

Рассказывают о молодом солдате, который нес знамя впереди полка. Он ушел далеко от полка, углубившись на вражескую территорию, и оказался лицом к лицу с противником. Капитан закричал: «Глупец, возвратись обратно со знаменем!»

Когда солдаты наконец подошли к знамени, которое было под сильным артиллерийским обстрелом, они нашли молодого человека мертвым, но знамя победоносно развевалось на легком ветре.

Иисус захватил владения врага и пронес знамя до самой Голгофы, что означает «лобное место» (Матф. 27:33). Там Он умер, чтобы мы могли жить. Своей искупительной жертвой Он дал возможность восстановить все, потерянное человеком:

1. Восстановление жизни (Иоан. 3:16).

2. Восстановление характера (2Кор. 5:17).

3. Восстановление прекрасного мира (Деян. 3:19-21).

«Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19:10). Что же нам сделать с Иисусом, называемым Христом?

Ответ: мы можем принять Его, пренебречь Им, отвергнуть Его или представить Его в ложном свете. [84]

Равнодушие

Когда Иисус пришел на Голгофу,

Его ко кресту пригвоздили,

Его святые руки и ноги

Большими гвоздями пробили!

Терновый венок был возложен,

И раны были глубокими…

В те времена жестокие

Жизнь ценилась ничтожно…

Когда Иисус пришел в Бирмингем,

Там люди шли просто мимо…

Не тронули даже волоса,

Лишь умереть допустили…

Теперь стали чуткими люди,

Христу не приносят уж боли,

Они лишь проходят все мимо –

Пусть Он под дождем помокнет.

А Иисус, как прежде, взывает:

«Прости им, Отче Небесный!»

Хотя дождь льет по-прежнему,

Иисус промокает насквозь!

Толпа по домам разошлась,

Не видно людей на улице…

Христос, к стене прислонясь,

Желает распятия в сумерках!..

«Невыразимая красота».

Д. А. Студдерт Кеннеди [85]