Раздел 4. Бог говорит человеку о Христе

Глава 22. Христос вечен

Глава 23. Грядущий Судья

Глава 24. Десять признаков Второго пришествия Христа

Глава 25. Христос и современное увеличение познаний

Глава 26. Христос и мир во всем мире

Одна прожитая жизнь

[192]

Вот Человек, родившийся в неприметном селении, Дитя крестьянки. Вырос Он в другом селении. До 30-летнего возраста Он работал в мастерской плотника, а в течение трех лет был странствующим проповедником. Он никогда не писал никаких книг. Никогда не занимал никакой должности. Никогда не имел собственного дома. И никогда не имел семьи. Он никогда не учился в высшем заведении. Никогда Его нога не ступала по улицам большого города. Он никогда не уходил дальше 300 км от места Своего рождения. Он никогда не совершал чего-либо ради своего величия. И у Него не было никакой другой рекомендации, кроме собственной.

Общественное мнение было направлено против Него, когда Он был еще сравнительно молодым человеком. Его друзья разбежались. Один из них отрекся от Него. Он был предан Своим врагам. Он испытал издевательства и насмешки во время суда. И Он был пригвожден ко кресту между двумя разбойниками. Его палачи, бросая жребий, делили единственный предмет Его собственности на земле в то время, когда Он умирал. Это был его хитон. А когда Он умер, Он был снят с креста и положен в заимствованный гроб, благодаря состраданию Друга.

Девятнадцать столетий пришли и ушли, и сегодня Он является центром человечества и Вождем торжественного шествия.

Я выражу далеко не все, если скажу, что всё армии, когда-либо ходившие в поход, и все когда-либо построенные флоты, и все парламенты, когда-либо собиравшиеся, и все когда-либо царствовавшие цари, взятые вместе, не оказали такого влияния на жизнь человека на этой Земле, какое оказала эта одна прожитая жизнь…

Филлипс Брукс

Глава 22. Христос — вечен

[193]

Брус Барти написал об Иисусе Христе книгу, назвав ее: «Человек, Которого никто не знает». В ней было сделано много различных утверждений за и против Христа. Миллионы слов высказаны о Нем. Написан почти бесконечный ряд книг в попытках связать Его время и жизнь с нашим временем.

Наполеон Бонаппарт указывал, что он и Юлий Цезарь создали царства, державшиеся на силе, и которые были уничтожены силой. В противоположность им, говорил он, Иисус основал царство на любви, и миллионы Его последователей умирают за Него.

Юноша-нацист в период расцвета нацизма говорил: «Гитлер так велик, а Иисус Христос кажется таким маленьким». Тем не менее имя Гитлера ушло с позором, в то время как имя Иисуса поднимается все выше и выше и стоит так же нерушимо, как само время.

Рассмотрим здесь по вашему желанию, что говорит Библия об этой выдающейся личности в мировой истории. Будет дан ответ на 10 великих вопросов. Будет сделано 10 великих утверждений о Нем.

1. Является ли Он Сыном Божьим?

Ночь. Город Иерусалим погрузился в сон. Известный начальник синагоги неслышными шагами крался по безмолвным улицам для того, чтобы побеседовать [195] с этим Человеком Иисусом в месте Его уединения.

Это была историческая ночь, встреча имела важное значение. Ни в какой другой беседе до этого или после Иисус не излагал так просто, так прекрасно и так основательно тему о сущности вести спасения.

Там в темноте Оливковой рощи этот богато одетый Никодим получил ответ на беспокоивший его вопрос. Является ли Иисус Сыном Божьим или нет? Никодим был искренним. Он старался узнать истину. Там в ночной тиши уста Иисуса произнесли бессмертные слова, которые принесли больше подлинного мира, чем все тома человеческой мудрости. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан 3:16).

Христос говорил о Себе. Это понимал и Никодим. Иисус был Сыном Божьим. Не в таком смысле, как Адам, хотя Адамназван Сыном Божьим. Иисус был «Единственным в Своем роде Сыном Божьим». Бог наделил Адама властью. Он представил очень ответственное положение ангелам. Но никто не занимает места Сына, как читаем в Евр. 1:5: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил тебя»? Поэтому мы имеем этот захватывающий текст Иоан. 3:16, в одно и то же время являющийся основанием и высочайшей вершиной этой искупительной истины,- Бог отдал Сына Своего для того, чтобы мы могли иметь жизнь вечную.

В Евангелии от Матфея 16:13-17 читаем следующее: «Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или одного из пророков. Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» [196]

Симон же Петр, отвечая, сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Вот ясный, безошибочный язык по своему значению. Иисус называет Бога Своим Отцом на небесах и говорит, что именно Бог открыл рыбаку то, что Он, Христос, является Сыном Божьим. Мы не можем со всей справедливостью считать, что это учение является сплошным плодом воображения фанатичного суеверия и размышлений невежественных рыбаков. Это свободно и открыто признанное заявление Самого Иисуса Христа. Поэтому Иисус был либо набожным и введенным в заблуждение фанатиком, считающим себя тем, Кем Он на самом деле не был, либо мошенником и обманщиком, претендующим быть Тем, Кем Он не является, либо Он был Тот, за Кого Он Сам Себя выдавал — живым Сыном Живого Бога, Спасителем этого греховного человеческого рода. Его свидетельства, данные друзьям при многочисленных обстоятельствах, позднее были использованы Его врагами против Него на суде перед Пилатом:

«Иудеи отвечали Ему: мы имеем закон, и по нашему закону Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Иоан. 19:7).

Исайя предсказывал: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам…» (Ис. 9:6). Гавриил, этот специально посланный вестник с небес, говорил деве Марии следующее: «Он… наречется Сыном Всевышнего» (Лук. 1:32). Крестившись у Иоанна Крестителя, Он вышел из вод Иордана и услышал голос Божий, возвещавший: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:17). Когда Он умирал на Голгофе и воскликнул громким голосом, когда земля потряслась, и камни расселись, и гробы отверзлись, римский сотник воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий» (Матф. 27:54). [197]

2. Назван ли Христос Богом?

Одно дело называться Сыном Божьим, а другое дело — называться Богом. Какой же ответ дает Ветхий и Новый Завет на этот жизненно важный вопрос — является ли Христос Богом?

Ветхий Завет представляет Сына Божьего как Бога: «Сын дан нам… и нарекут имя Ему… Бог крепкий» (Ис. 9:5).

Рассмотрим также слова, сказанные Самим Иисусом: «Я и Отец — одно» (Иоан 10:30). Затем обратимся к Посланию к Евреям, в котором приводятся Слова Бога, обращенные к Его сыну: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века» (Евр. 1:8).

Самый первый стих Евангелия от Иоанна содержит следующие замечательные слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Кто был этим Словом, Которое было с Богом сначала и Которое было Бог? 14-й стих дает нам новозаветный ответ: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца».

Простым, прямым языком, написанным для понимания простейшими из людей, Новый Завет провозглашает, что Христос есть Бог, что Слово — есть Бог, что Слово — есть Христос, что Бог-Отец называет Сына Богом. Потому как естественен призыв: «Да поклонятся Ему все Ангелы Божий» (Евр. 1:6).

Христа да возвеличат все,

И ангелы в своей красе

Венец Ему да принесут…

Венчайте Бога сил!

Когда мы правильно поймем положение, до которого Бог возвысил Сына Своего, Сын вознесет нас в место, которое Бог предопределил для нас. [198]

3. Был ли Христос до сотворения мира?

Чтобы получить ясное представление об учении Библии относительно того, был ли Христос до сотворения мира, выслушаем двух свидетелей: Самого Сына Божьего и одного ветхозаветного пророка.

В начале Своего земного служения Христос сказал: «Я сошел с небес» (Иоан. 6:38). А в последнюю ночь Своей земной жизни, перед распятием, Он молился: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан. 17:5). Из этих утверждений Сына Божьего видно, что Он жил до сотворения этого мира. Это говорит нам о предсуществовании Иисуса Христа.

Из Ветхого Завета слышен голос пророка Михея, который не только предсказал рождение Христа в Вифлееме, но на часах вечности повернул стрелки далеко назад за пределы досягаемости нашего ограниченного воображения. О Христе он сказал: «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).

Прежде неба, всех творений

Был Христос — Творец наш — Слово.

Он от вечности был с Богом,

Склонимся пред Ним смиренно!

Прежде, чем начался грех

И денница с неба пал,

Христос был уже до них,

Но век Его кто сосчитал?

Исаак Ватте

4. Участвовал ли Христос в творении?

Самый первый стих Библии говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Затем читаем в 26-м стихе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему». Кто был этим вторым божественным лицом, с Которым [199] разговаривал Бог? Это становится очевидным из следующих слов: «В Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Ефес. 3:9). «И все чрез Него начало быть…» Через Слово, или через Христа (Иоан. 1:3). «Один Господь Иисус Христос, Которым все» (1Kop. 8:6).

Этот вечный Христос создал солнце, луну и другие солнечные системы словами, сошедшими с Его уст с безграничной властью. По Его повелению кружащиеся миры заняли определенные им орбиты в космосе, а Его руки создали человеческие тела, в которые Он вдунул дыхание жизни.

И этот Творец, Христос, посылает нам спасительную весть: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17). Какое спасительное действие было бы в современном обществе, если бы каждый настоящий последователь Христа поистине жил новой жизнью, с Его творческой силой. В лице Духа Святого Он готов ответить на приглашение:

О, Дух Святой, меня наполнить можешь,

Хотя не знаю, как наполнишь Ты…

В Тебе нуждаюсь, все Ты превозможешь,

Приди сейчас с небесной высоты!

5. Родился ли Христос от девы Марии?

Исайя, часто называемый новозаветным пророком, предсказал рождение Мессии от непорочного зачатия следующими словами: «Итак Сам Господь даст вам знамение: Се, дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14),

В самой первой главе Нового Завета ангел Господень подтверждает это намерение Божье, говоря Иосифу о деве Марии: «Ибо родившееся в ней есть от Духа Святого… А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез [200] пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф. 1:20-23).

Рассказывают об одном африканском негре-магометанине, взятом в плен. Победитель снял с шеи пленника небольшой амулет, который тот носил на шее. Пленник был убит горем и объят ужасом. Амулет открыли и нашли в нем небольшой обрывок бумаги, на котором было написано слово «Бог». Этот туземец верил амулету, а когда он был возвращен ему одним из его победителей, туземец поклонился до самой земли и поцеловал ноги этого человека — и все это за клочок бумаги с именем Бога на нем. Во Христе же Сам Бог сошел на землю.

Таинство рождения Бога в человеческом теле называют воплощением. Слово (Сын) стало плотью (Иоан. 1:14). Не новое существо явилось на свет, но произошла перемена свойства Его существа, внешнего вида Его существа… «Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Фил. 2:6-7).

Это на самом деле является необъяснимым. Рождение человека- загадочно. Пищеварение и усвоение пищи — необъяснимо. Свет и электричество — таинственно. Вся Вселенная — непостижима. И вся жизнь — таинственна. Грех ставит нас в тупик. Необъяснимое есть в Библии и вне Библии. Великие умы часто указывали на то, что необъяснимых явлений нет вне Библии,- на самом деле их намного больше, чем в Библии. Поэтому будем верить Богу, хотя нам и неизвестно самим полное объяснение о непорочном зачатии. Признающие непорочное зачатие верят Библии, отрицающие же его должны отвергнуть и Книгу Божью.

Неплохо было бы вспомнить, что когда Иосиф узнал про то, что обрученная ему в жены дева, не знавшая мужа, будет иметь дитя, [201] то с его стороны было проявлено больше веры в принятии объяснения о зачатии ребенка от Духа Святого, чем это бывает с нашей стороны. Благословенная жизнь Христа, Его яркая проповедь, Его великие чудеса, распространение Его Евангелия,- все это было тогда в будущем. И все же Иосиф верил и получил благословение. С меньшим испытанием веры, но с полным пониманием и более разнообразными доказательствами мы так же можем верить и получить благословение.

Хоть Ты подобен Богу,

Увенчан высшей славой,

Ты к нам пришел во плоти,

Во плоти нашей слабой…

Ты людям был подобен

Во всем, что не греховно…

Тебе мы должны быть подобны

Твоим могучим Словом…

В. Ф. Кинбергер в обозрении о проповедниках и пастырях рассказывает, как один репортер однажды обратился к случайно выбранным людям с вопросом: «Назовите самое важное историческое событие». Вот некоторые из ответов:

«Прибытие первых английских поселенцев в Джемстаун».

«Поражение арабов под Туром».

«Расщепление атома».

«Поражение японцев».

«Изобретение колеса».

Шестой ответ дал 14-летний школьник: «Рождение Иисуса Христа».

Пророк древности Михей воскликнул: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).

Святое дитя Вифлеема,

Сойди к нам… Тебя мы молим…

Грехи из души удали Ты,

Родись в нашем сердце сегодня! [202].

6. Был ли он безгрешен?

Грех определяется как нарушение закона Божьего (см. 1Иоан. 3:4). Когда Христос был здесь на земле, Он сказал Своим ученикам в ночь перед праздником Пасхи, пред днем Своего распятия: «Я соблюл заповеди Отца Моего» (Иоан. 15:10).

Иисус сказал иудеям: «Вы ищете убить Меня… Кто из вас обличит Меня в неправде?..» (Иоан. 8:37, 46). Искавшие убить Его не могли указать ни один случай нарушения святого закона Божьего. А когда привели Его к Пилату и он допрашивал Его, то римский правитель был принужден своей совестью сказать: «Я не нахожу никакой вины в Этом Человеке» (Лук. 23:4). Жена Пилата, получив во сне предупреждение, послала своему мужу настоятельную просьбу: «Не делай ничего Праведнику Тому» (Матф. 27:19). Когда же колеблющийся Пилат умыл руки перед народом, он воскликнул: «Невиновен я в крови Праведника Сего» (Матф. 27:24).

Обратимся к апостолу Петру, который изложил свои мысли кратким, выразительным, совершенно ясным языком: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Петр. 2:22). А апостол Павел говорит об этом вопросе в следующих словах: «Он, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).

Чего же достиг Христос, живя здесь безгрешно? Он доказал, что, когда жизнь Божья пребывает «в подобии плоти греховной», грех можно победить во плоти и можно жить постоянно в послушании закону Божьему (см. Рим. 8:3-4). Во-вторых, Он предложил Свою праведную жизнь за наши грехи (см. Рим. 3:25). И в-третьих, Он сделался более «способным» сочувствовать и помогать человеку в его борьбе с грехом (см. Евр. 2:17-18). И в-четвертых, Он явил Бога человеку (см. Иоан. . 1:18).

«Основываясь на падении Адама, сатана заявил, что это произошло потому, что закон Божий слишком тяжел, чтобы человек мог исполнять [203] его. В нашей человеческой природе Христос должен был одержать победу там, где согрешил Адам… На протяжении 4000 лет человеческий род все более и более ослабевал телесно, умственно и морально, и такое обессиленное грехом тело и принял на Себя Христос. Только таким путем мог быть искуплен человек из глубокой пропасти греха, в которой он находился» («Желание веков», с. 117).

«Как закон, ослабленный плотию был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грехи осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8:3-4).

Таким образом, Сын Божий победил плоть, осудив утвердившееся мнение, будто бы невозможно соблюдать закон Божий. Он готов вселиться в нас Своим Святым Духом и исполнить Свой закон в нас. Плоть не покоряется закону Божьему, Дух же Божий жив для праведности. Таким образом, нам нужно подчиниться Духу Божьему и получить силу для послушания закону Божьему (см. Рим. 8:6-9).

Христос жил, оставивши нам пример, дабы мы шли по следам Его (см. 1Петр. 2:21). Спросите индуса: «Является ли жизнь твоего бога Кришны добрым примером для тебя?» И если он порядочный и смышленый, он ответит: «Нет, ведь Кришна был богом. Мы не в состоянии следовать его примеру и жить так, как он жил».

Эмерсон свидетельствовал: «Иисус является наиболее совершенным Человеком из всех когда-либо живших людей». Ренан признавал: «Вся история непостижима без Него… Какие бы неожиданности не случились в будущем, Иисус никогда не будет превзойден» («Жизнь Иисуса»). Джеймс Энтени Фруд, историк и критик, писал: «Самый совершенный Человек на земле из когда-либо ступавших по ней был назван Мужем скорбей».

Библия же называет Его Сыном Божьим и Сыном Человеческим, Который не сделал никакого греха. [204]

Взгляни на Иисуса, безгрешен Он.

Вмени Его жизнь мне, о Боже мой!

Всю жизнь мою, и грехи, и скорбь

Его чистой жизнью, Боже, покрой!

Ф. И. Белден

7. Почему умер Христос?

Один китаец, услышав рассказ о кресте, задал ответный вопрос: «Что же должна сделать смерть одного человека с грехами другого?» Я полагаю, что можно с уверенностью сказать, что полный ответ на этот вопрос никогда не будет получен. Человеческий разум никогда не сможет в полной мере понять научное, философское и богословское значение креста и Его искупления. Это и не нужно. Но даже самый простой человек имеет возможность пальцами своей веры прикоснуться к краю Голгофской багряницы и совершенно сродниться со Христом. Христос — это христианство, и христианство — это Христос. Это личный опыт. А крест Христа является центром этого опыта.

Один великий проповедник писал: «Крест был виселицей Его дней, электрическим стулом Его периода. Он был мучительнейшим из всех когда-либо изобретенных орудий пыток. Человека пригвождали к нему, и он висел на нем, не защищенный от резкого холода или палящего зноя, до тех пор, пока не умирал от измождения или разрывающих сердце страданий. Историки рассказывают нам, что некоторые жили в течение недели, вися на кресте, пока не прилетали птицы и не выклевывали им глаза, в то время как они были еще живы. Тело Господа Иисуса прикоснулось к такому ужасному кресту и немедленно преобразило его во славу этого мира» (Чарльз Эверсон. «Иисус», с. 15).

Это не говорит о том, что мы можем спастись, повесив на стене своего дома крест, или нося крест как украшение на шее, либо как брелок на цепочке для часов. Но мы можем сказать со всей искренностью, если примем такое решение: «А я не желаю хвалиться, разве только [205] крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

Слава Голгофы проявлена в трех случаях:

а) Голгофа прославляет закон Божий. Не потому, что принципы Десяти Заповедей нуждаются в прославлении; скорее всего люди нуждались, чтобы увидеть их славу. Эти заповеди были даны «для жизни» (Рим. 7:10). Послушание приносит счастье. Грех же приносит смерть. Если бы для Бога было возможно упразднить Свой закон, проблема греха могла бы разрешиться таким способом. Но поскольку закон является точной копией Его характера, Он не мог изменить его принципы, не изменив Своего характера. А этого Он не сделал и не сделает.

Когда кто-то прыгает из окна небоскреба с целью самоубийства, Бог не изменит закон притяжения, чтобы сохранить других от самоубийства. Это внесло бы хаос во Вселенную. Если тысячи гибнут в авариях, вызванных головокружительной скоростью на автострадах, Бог не изменит закон инерции, управляющей движущими телами и массами.

Подобным образом, когда создания Божьи нарушают нравственный закон, Бог не может изменить закон, чтобы удовлетворить их желания. Это означало бы уничтожение Его правления, основанием которого является Его закон. Псалмопевец сказал: «Правосудие и правота — основание престола Твоего» (Пс. 88:15).Закон не мог спасти человека, «потому что все согрешили» (Рим. 3:23). Люди также не могли спасти сами себя. И ангелы были бессильны помочь. «Поскольку божественный закон так же свят, как Сам Бог, только равный Богу мог совершить искупление за нарушение закона».

Накануне своей смерти на Голгофе, в горнице дома старого Иерусалима, Иисус протянул Свою руку с чашей сладкого вина, символизирующего Его кровь, и сказал ученикам Своим: «Сие есть Кровь Моя, [207] нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:28).

Пророк Исайя задолго до этого написал следующие слова: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши». А спустя более четверти века после Голгофы обращенный Петр писал: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1Петр. 2:24).

С креста Христова льется свет на закон Божий, покрывая его святые заповеди новой славой и делая еще более ясным для всей Вселенной, что «от века и до века» не изменяются заповеди неизменного Бога и Его неизменного Христа.

Голгофа покрывает престол Вселенной лучезарной славой. Свет с креста сияет над фундаментом святых заповедей, пока, подобно духовным бриллиантам, они не засверкают добавочным блеском и неувядаемой славой, когда непавшие ангелы присоединяются к искупленным людям для того, чтобы обновить их преданность и верность Вечному Богу и Его вечному закону.

Исайя пишет: «Господу было угодно… возвеличить закон» (Ис. 42:21). Голгофский крест послужил этой цели в совершенстве. Иисус Своей смертью перечеркнул принятое сатаной решение упразднить закон Божий. Он навсегда сделал ясным для всей вселенной непоколебимое отношение небес к этим вечным словам Бога: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» (Пс. 118:89).

б) Крест прославляет любовь Божью.

Британский самолет, подбитый огнем врага, упал в океан и затонул. Пять человек экипажа умудрились забраться на резиновый плот, предназначенный только для четырех. Плот начал тонуть. С хладнокровным героизмом один человек покинул плот и вскоре исчез под волнами. Он отдал свою жизнь для того, чтобы четверо могли жить. [208]

Бог есть любовь. Он всегда был любовью. Но вплоть до того времени, когда появился грех в Его Вселенной, Его любовь никогда не подвергалась испытаниям для выяснения того, что же она сделает с грешником? Правда, Бог и Его Сын знали, как они поступят, ибо читаем: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1Петр. 1:18-20).

Это было очень давно в Божьей долгой вечности: Отец и Сын протянули друг другу руки во взаимном обете с принесением жертвы, при этом Сын сказал: «Если когда-либо придет грех, Я пойду и искуплю грешников». А Отец сказал: «Я поручаю Тебе спасти грешников». И этот обет позднее был выполнен: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Иоан. 3:16). И еще: «Я отдаю жизнь Мою… никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Иоан. 10:17, 18).

Один известный писатель сказал: «Любовь Божья к падшему человечеству является особым проявлением любви, рожденной милосердием, ибо человек ее не заслужил. Милосердие подразумевает несовершенство человека, по отношению к которому оно проявляется. Только благодаря греху появилось милосердие».

Этот божественный элемент милосердия был особым в том смысле, что Он никогда не наблюдался ранее. Однако для Бога он не был чем-то новым. Скорее всего, не было никакой необходимости или даже благоприятной возможности для его проявления. Это чистейшее золото любви Божьей было все время так глубоко погребенное в самом отдаленном прииске, что оно еще не было доставлено на поверхность.

Грех извлек милосердие на свет — все это было после действия греха. Сатана восстал против Бога, подвергая сомнению справедливость закона и поставив под сомнение любовь Божью, которая дала закон Божий. Ответом Бога была Голгофа.

Где-то Бог повелел расти дереву. Его корни ушли в Божью [209] почву для питания. Его ветви протянули свои покрытые листьями руки к Божьему небу, вбирая в себя воздух, свет и влагу. Однажды пришли люди, срубили это дерево и сделали из него крест. На нем они распяли Сына Божьего.

Вися на кресте в агонии, Он слышал крик одного из злодеев: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лук. 23:39). Это был голос новейшего течения, требующий какого-то другого пути ко спасению — спасению без искупления! Без жертвы! Без креста!

Другой же злодей, сердце которого было охвачено чувством вины и раскаяния, обратился ко Христу с горячей просьбой: «Помяни меня, Господи, когда приидешь В Царствие Твое» (Лук. 23:42). Иисус отвечал ему: «Истинно говорю тебе, ныне же, здесь в этот самый час мрака и смерти Я говорю тебе: «будешь со Мною в раю» (Лук. 23:43).

Там, на Голгофском кресте любовь Божья была прославлена и возвеличена, провозгласив: «Милосердие». Там был слышен голос умирающего Сына Божьего, произнесшего: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34).

Любовь Твоя не позволяет мне уйти,

У Тебя покой душа смогла найти…

Свою жизнь Тебе я снова отдаю,-

Пусть несет в Твой океан струю,

Чтобы жизнь была богаче и полнее.

Джордж: Матесон

в) Крест прославляет ценность человеческой души.

Говорят, когда Наполеон планировал один из своих военных походов, Маттерних, австрийский посланник во Франции, заметил: «Этот поход обойдется в миллион человек». На это Наполеон ответил: «Что для меня миллион человек?»

В практической жизни Иисус показал Свою великую заботу даже об одном человеке. От грешницы у колодца Иаковлева до малого ростом мытаря, забравшегося [210] на смоковницу, Иисус любил каждого человека. Иного способа любить мир нет. Обедая с грешниками, Он терпел презрительные насмешки религиозных вождей, говоривших: «Он принимает грешников и ест с ними» (Лук. 15:1). На это Он ответил, рассказав ту незабываемую притчу о блудном сыне, которая, вероятно, привела ко Христу более людей, чем любая другая.

Он пытался убедить людей поверить, что Бог дорожит ими, что Он желает их спасти. Однажды Он задал следующий вопрос: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф. 16:26) Что Иисус пытался сказать этим? Просто: любой из нас, позволивший Богу спасти себя, для Него дороже всех сокровищ неба. И вы сами когда-нибудь узнаете правду об этом — будете ли вы спасены или погибнете. Если будете спасены, на небесах вы скажете: «Золотое сокровище земли — лишь сверкающий песок в сравнении со славой и счастьем небес…» Если же вы окажетесь погибшими, оставшись за городскими воротами, вы скажете: «Спасение и небеса стоили больше всего мира».

Итак, Христос сошел на землю, чтобы отдать Свою жизнь как искупление за человека, и Он заплатил бы эту цену даже за одну душу. Это была одна потерянная овца, одна потерянная драхма, один блудный сын. Крест Иисуса прославляет закон Божий, любовь Божью и ценность человеческой души, спасенной для вечности. Снизошли ли вы до Голгофы?

Возвысился над временем крест Христа.

Иисус! С умиленьем славлю я Тебя!

Струится от Евангелия чудный свет,

А центр сияния — Голгофский крест

Джон Бауринг

Есть замечательный рассказ об одном англичанине, посетившем в давно минувшие дни невольничий рынок в Каире (Египет). Он заметил на колоде для продажи сильного и смышленого молодого человека. Не сознавая, [211] он обнаружил, что назначаемая им цена все время превышала цену других покупателей. Цена поднималась все выше и выше, пока акционер не провозгласил: «Продан!» Этот англичанин практически вложил все сбережения своей жизни на приобретение этого чужеземного раба.

Раб смотрел на него с подозрением и ненавистью, говоря себе: «Зачем этот человек, будучи свободным, все-таки пришел сюда и приобрел меня для своей собственной выгоды? Если мне представится возможность, я воткну нож в его сердце».

Покупатель же вывел его оттуда и сказал ему: «Я купил тебя для того, чтобы дать тебе свободу». Когда раб услыхал эти поразительные слова, он упал на колени и воскликнул: «О, позвольте мне быть вашим рабом навеки!»

Все Тебе отдать хочу я,

Твой отныне я, Иисус!

За Тобой хочу идти я,

Заключив с Тобой союз!

8. Воскрес ли Иисус из мертвых?

Нужно обратить внимание на шесть моментов относительно воскресения:

а) Христос говорил, что Он воскреснет из мертвых:

«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Матф. 16:21).

б) Ангел у пустого гроба свидетельствовал о Его воскресении:

«Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите то место, где лежал Господь» (Матф. 28:6).в) Его видели более 500 человек одновременно: «Явился Кифе, потом двенадцати, потом явился более, нежели пятистам братии в одно время» (1Kop. 15:5-б).

г) После Своего воскресения Иисус подтвердил это личным свидетельством:

«Посмотрите на руки Мои и ноги Мои; это — Я Сам; осяжите (212] Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук. 24:39).

д) Христос вновь подтвердил это через откровение:

«Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17-18).

е) Вера в воскресение была движущей силой ранней Церкви.

Когда Иуда, преклонявшийся перед земной славой, наблюдал за тем, как Иисус моет ноги учеников, в том числе и его собственные, он должен был сказать сам себе: это не Царь. Пока Он не проявил Себя и не взял власть в Свои руки, я с этим делом покончу. Поэтому этот эгоистичный карьерист продал своего Господа за 30 сребреников в своем намерении ускорить решение этого вопроса. Когда он видел, как Иисус отдается своим врагам, Иуда дрожал от страха как перед земным, так и небесным судом. Он ушел и повесился. Если бы он верил, что Христос воскреснет из мертвых, он не посмел бы продать своего Господа или лишить себя жизни.

Когда ученики следили за быстрым ходом событий от Геф-симании до Голгофы, гигантские щупальца страха задушили поток спасающей веры в их душах. Их Вождь умер на кресте, установленном между двумя обычными преступниками. Они не пошли и не повесились, как Иуда, но тем не менее у них могло быть сильное побуждение к самоубийству. Но они наблюдали за тем, чтобы пламя их надежды не погасло, и они вышли в совершенную темноту. Ибо для их веры наступила ночь.

Что же восстановило их веру и надежду? Не что иное, как воскресение. Самые первые слова в Первом послании Петра после приветствия следующие: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Петр. 1:3).

Что говорит Петр? А вот что: «Когда умер Иисус, исчезла вся надежда. Но когда Иисус снова восстал, моя надежда [213] возродилась». Голгофскому кресту придается немалое значение за то, что на нем висело тело безгрешного Христа, порвав-шего узы смерти и одержавшего победу в воскресении. «Я есмь… живый; и был мертв» (Откр. 1:17, 18).

Что было движущей силой Церкви — «победоносной, чтобы победить?» Это была вера в то, что этот безгрешный Сын Божий, распятый на Голгофе для искупления наших грехов, воскрешен из мертвых.

Какую весть нес Петр, этот сильнейший проповедник Пятидесятницы? «Сего… вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти» (Деян. 2:23-24). Когда он подкрепил свои слова ссылкой на пророка Давида и говорил с большой уверенностью, тысячи почувствовали угрызения совести и спрашивали: «Что нам делать?» Петр же отвечал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас». Позднее, говоря о крещении, он писал: «Так и нас ныне, подобное сему образу крещение… спасает воскресением Иисуса Христа» (1Петр. 3:21). Всякое библейское крещение является символом веры в смерть и воскресение Христа. Пятидесятница воспламенилась этой надеждой, когда «апостолы с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян. 4:33).

А в чем была суть проповеди апостола Павла? В синагоге и на площади древних Афин, славящихся мудростью и знанием, он «благовествовал им Иисуса и воскресение» (Деян. 17:18). На Марсовом холме среди ареопага он продолжал заверять о том, что Бог «воскресил Его из мертвых» (Деян. 17:31).

Его арестовали в Иерусалиме. Обращаясь к синедриону в свое оправдание, он сказал: «За чаяние воскресения мертвых меня судят» (Деян. 23:6). Доставленный в Кесарию на суд римского правителя Феликса, он отвергал, что сделал что-либо плохое. «Разве только то одно слово, которое громко произнес я, стоя между ними, что за учение о воскресении мертвых я ныне судим вами» (Деян. 24:21). [215] Он писал к римлянам: «Павел… избранный к благовестию Божию… о Сыне Своем… и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим. 1:1-4).

Христианам развращенного города Коринфа он говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Вы еще во грехах ваших» (1Kop. 15:14-17).

И, наконец, его собственный личный опыт свидетельствует о том, что он в воскресении черпал силы для дальнейшей жизни, и оно вселило в него надежду на воскресение мертвых в будущем.«Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3:10-11).

Рассказывают, что в боях под Инкерманом во время Крымской войны один раненый солдат ползком добрался до своей палатки. Его нашли там лежащим ниц, а его рука приклеилась его собственной кровью к страницам открытой Библии. Когда подняли его руку, на ней можно было видеть отпечаток следующего текста: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет» (Иоан. 11:25).

Первые христиане стали таковыми в результате духовной победы. Перед ними была ненависть евреев и презрение римлян. Они смело встречали пасть львов и огонь костров. Их тела, облитые маслом, были живыми горящими факелами для освещения мест развлечения в Риме. Они погибали в тюрьме и темнице. Они ощущали острие меча, удар кинжала и топор палача. Тысячи жили в мрачных, сырых катакомбах и недрах земли под городом Римом. Что же поддерживало их [216J во время тех жестоких преследований на этой земле? Вера в распятого и воскресшего Христа.

Гроб открывайте, Он жив!

Ведь Он жив!

Совершил Бог чудо из чудес.

Ведь Он жив!

Смерти власть расторгнув, наш Христос воскрес!

Да воспрянет честь и слава до небес!

Он воскрес! Он воскрес!

Аллилуйя, Он воскрес!

Р. Лоури

Не поддадимся же искушению обсудить весьма подробно особую проблему пустого гроба. Мы могли бы рассмотреть сфабрикованное обвинение о римских стражниках. Их подкупили первосвященники, чтобы они сказали, что ученики украли его, когда они спали (см. Матф. 28:11-13). Но не этих же самых солдат предупреждали те же самые первосвященники- быть на страже как раз для того, чтобы предоставить такую возможность? (см. Матф. 27:63-66). А если стража спала, как могла она знать, что случилось? И что могли сделать ученики с мертвым телом? И каким же образом оно могло вдохновить их на смерть за их веру в воскресение Господа? Эдвин Маркем написал поэму, содержание которой согласуется с Библией:

В те годы я римским солдатом был,

Теперь — ярмо лет на себя взвалил…

Я видел вашего Христа воскресшего,

И подавал иссоп на уста засохшие

Я также одним из солдат был,

Который гроб Христа сторожил…

Я долго блуждал, свой позор носил,

Но долгий мой век позор не смыл…

Ведь мы о Воскресшем могли рассказать,

Но деньги заставили нас замолчать!

Мы могли говорить о предположении, что Христос в действительности не умер тогда, но что Он только потерял сознание на кресте. Откуда же тогда взялась [217] вода и кровь из Его пронзенного копьем бока? И мы должны верить в то, что этот искалеченный Человек пришел в себя и на вторую ночь Сам отвалил большой камень от высеченного в скале и опечатанного гроба? Какая глупость во имя сокрытия убийства! За это дело никогда не взялся бы Шерлок Холмс.

Могло ли быть так, что ученики видели только призрак? Жаждали ли они видеть хоть призрак? Скажу вам прямо — нет! Их вера была настолько разбита, что они с недоверием относились ко всякому сообщению. Друзья сказали, что видели Его, но их слова показались им пустыми (см. Лук. 24:11). Два надежных последователя Христа направились в Еммаус; на пути они увидели Его, но сказано, что им не поверили (см. Марк. 16:13).

Потом Иисус явился ученикам в то время, как они были в запертой горнице. Тогда они подумали, что видят духа и испугались (см. Лук. 24:37). Они не считали это воскресением, а с духами они не желали иметь дела.

Потом Иисус дал им осязать Свою плоть и кости и ел перед ними, чтобы они могли понять, что это был на самом деле их воскресший Господь. В Писании сказано: «Ученики обрадовались, увидевши Господа» (Иоан. 20:20). Не какого-то духа-обольстителя, выдающего себя за Господа, не галлюцинацию, вызванную разгоряченным воображением невежественных людей. Но действительное, не вызывающее сомнения в своей подлинности, воскресшее славное тело Иисуса Христа!

Библия свидетельствует нам по крайней мере о восьми явлениях Христа людям после Своего воскресения, включая группу из 500 человек. Наше время являет нам силу воскресшей жизни: «Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его» (Рим. 5:10). Будущее же содержит в себе надежду воскресения из мертвых и бессмертие (см. Шор. 15:51-57). [218]

Пусть же все уста несут хвалу из сердца, нашедшего общение со Христом, распятым и воскресшим Господом.

Он жив, Он жив,

Христос мой жив сегодня!

Со мной Он говорит и постоянно ходит

На узком жизненном пути!

Он жив, Он жив,

Чтоб людям дать спасенье!

Как верю я в Христово воскресенье!

Ведь Он живет в моей груди!

Э. X. Эксли, 1933 г.

9. Что делает Христос теперь?

Апостол Лука сообщает нам о том, что произошло через 40 дней после воскресения: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их… стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лук. 24:50-51).

В Деян. 1:9-12 дается следующее описание вознесения с горы Елеонской: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их… И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде… Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон».

Несомненно, Сына Человеческого окружало облако ангелов, когда Он возносился на небеса, где Его приняли с поклонением и радостным приветствием, как и было предсказано в пророческой поэзии 23-го псалма, ст. 9 и 10.

Поднимите, врата, верхи ваши,

И поднимитесь, двери вечные,

И войдет Царь славы! [219]

Кто сей Царь славы? –

Господь сил, Он — Царь славы!

Что делает Христос теперь? Каким должно быть Его занятие на небесах?

Говоря об этом, апостол Павел пишет: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр. 8:1). Апостол говорит ту же самую истину, только другими словами, в 1Тим. 2:5: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Итак, на небе есть Первосвященник, являющийся Посредником между Богом и людьми.

Что все это означает для нас? Это значит, что между Богом и нами имеется разделение. Наши грехи вызвали отчуждение. И теперь существуют разногласия и преграда. Следовательно, нужно объяснение. Если бы дело не обстояло так, не было бы нужды в примирении. Если бы я сказал двум незнакомцам: «Разрешите мне быть посредником между вами»,- они ответили бы мне: «Мы даже не знаем друг друга. У нас никогда не было никаких споров». А если бы я обратился к двум хорошим, верным друзьям со словами: «Позвольте мне послужить вам в качестве примирителя»,- они воскликнули бы: «Но ведь мы друзья и не имеем никаких разногласий».

Но рассмотрите случай, где произошли разногласия, раскол и разделение. Молодая пара испытала пылкое ухаживание, прекрасное бракосочетание, счастливый медовый месяц и годы жизни в теснейшем брачном союзе. Потом один из них разрывает святые узы, которые связывали их вместе. Теперь наступило разделение, ожесточение и трагический след во многих разбитых сердцах. Мир и согласие уступили место раздору и беспорядку. Что здесь необходимо? Посредник, Примиритель!

Одним из своих последних дел, совершенных великим Джоном Буньяном в этом мире, была попытка помирить [220] одного отца с сыном. Ради этого ему пришлось отправиться в путь под холодным дождем. Добившись успеха, он вернулся домой, промокший до нитки, заболел воспалением легких и умер.

Иисус Христос является Примирителем Вселенной. Он умер для того, чтобы люди могли примириться с Богом. Не потому, что Бог был жестоким, а Иисус был благожелательным, но, вернее, они оба вместе принимали участие в этом замысле. Читаем: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор. 5:19).

Мир был достигнут благодаря крови Христа. «И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20). Только вечность откроет бесчисленное множество грешников, нашедших мир и примирение у подножья Голгофы.

Христос умер для того, чтобы даровать мир, и Он живет для того, чтобы творить мир. Он теперь наш Посредник.

«Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).

Сегодня мы часто видим, как тысячи людей вверяют свои надежды посредничеству каких-либо представителей из своих же собственных рядов. Рабочие слепо полагаются на какого-либо человека, который испытал гнет тяжелой работы и достиг более высокого положения по сравнению с ними. Эти узы симпатии и взаимопонимания трудно порвать.

Иисус «должен был во всем уподобиться братьям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:17). «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).

Нашим Посредником является Человек Иисус Христос (см. 1Тим. 2:5). [221] С одной стороны, Он — Сын Человеческий, а с другой стороны, Он — Сын Божий. Поэтому он стал совершенным примирителем, Посредником и Первосвященником между Богом и человеком.

Когда Линкольн был президентом, у него в Белом доме жил мальчик, которого звали Тед, веселый парень, никогда не считавший никого чужим. Однажды среди многих людей, сидевших в приемной в ожидании возможности лично попасть к президенту, оказался печальный и расстроенный солдат. Тед подружился с ним. Когда солдат рассказал ему о себе и он увидел, как сильно тот хочет попасть на прием к Линкольну и как страшится, что для него не хватит времени, Тед сказал: «Не беспокойтесь, я позабочусь, чтобы вас приняли». Юноша исчез, и время медленно уходило. Вдруг вышел секретарь президента и сказал: «Господин Линкольн очень сожалеет, но сегодня он больше никого принять не сможет». С упавшим сердцем солдат направился к выходу. Потом он вдруг в отчаянии обратился к секретарю и сказал: «А мне Тед говорил, и заверил, что президент примет меня сегодня». Секретарь пристально посмотрел на солдата и, прочтя на его лице наивную искренность, ответил: «Если Тед говорил вам, что вы сможете попасть на прием к Линкольну сегодня, президент примет вас. Он никогда не отказывал Теду».

Этот рассказ не является точным изображением духовной истины, но поможет более ясно представить практическое обращение к Богу. Иисус сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан. 14:6). И еще: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37).

Имеете ли вы связь с этим Посредником, с этим Другом грешников, с этим Сыном Человеческим, находящимся над вашим жизненным путем, Который понимает все ваши затруднения? Христос — Богочеловек! Одной Своей рукой Он крепко держится за руку Своего Отца на небесах. Вторая, пронзенная гвоздем рука, протянута к Земле и сильна спасать. Возьмись же за эту руку сегодня! Прими своего Посредника! [222]Восстань душа, восстань!

Преступный страх отбрось!

Кровь жертвы за меня была принесена,

Стоит пред троном — взглянь!

Ходатай наш — Христос,

На дланях имя там мое занесено!

Чарльз Веслей

10. Придет ли Христос опять на землю?

Итак, мы подошли к наиболее напряженному моменту этой главы: «Христос вечен!» Мы увидели, что Он является Сыном Божьим, единым с Богом, и назван Богом, что Он был у Бога еще до сотворения нашего мира, что Он родился от непорочного зачатия, жил безгрешной жизнью и умер искупительной смертью, воскрес из мертвых и вознесся на небеса для того, чтобы стать нашим Первосвященником и Посредником.

В связи с тем, что все остальные главы этого раздела рассматривают вопрос о Втором пришествии Христа, представим его кратко, как высшую точку, апогей этого исследования о Христе, состоящего из десяти пунктов.

Вифлеем символизирует нам такое воплощение, когда Сын Человеческий родился от непорочного зачатия. Голгофа является местом, где Сын Божий как Агнец Божий умер за наши грехи. Гора Елеонская является местом, откуда Он вознесся на небеса, чтобы стать нашим Посредником, и вполне символизирует нашу надежду на Его славное возвращение. Именно об этом сказали ангелы: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Это заявление ангелов на Елеонской горе вызвало яркое воспоминание, как несколько недель тому назад, когда «сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24.3). Они вспомнили также слова, которые Он сказал им как раз перед тем, как вошел в глубокие сумерки Гефсимании и Голгофы: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме отца Моего обителей много, [223] а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан. 14:1-3).

Христос, подобно громадному мосту, соединяет два мира. Он простирается от далекого прошлого мира. Его жизнь и любовь соединяют края мрачной пропасти настоящего, подобно вечной радуге. И он достигает той бесконечной вечности, которая будет провозглашена, когда Он придет опять. Если мы искренне познаем Его сейчас, Он узнает нас тогда. Ни вероисповедание, ни произнесение молитв или участие в обрядах, ни доверие внезапно возникшему чувству или мимолетному возбуждению, но настоящая ежедневная вера в этого божественного Сына Человеческого, отдача Ему и общение с Ним, по этим фактам Он узнает нас.

Рассказывают об актере и священнике, посетивших одно из общественных собраний. Актер доставил огромное удовольствие присутствующим своим изображением героев из произведений Шекспира. Потом было предложено, чтобы священник и актер поочередно рассказали наизусть 22-й псалом. Актер выступил с изложением содержания псалма первым, после чего последовали бурные аплодисменты. Человек Божий был полон страха. Не поднимая глаз, он неторопливо говорил знакомые слова этого замечательного пастырского псалма. Когда он закончил, аплодисментов не было. Он почувствовал, как все у него оборвалось, и пожалел о том, что вообще пришел сюда. Потом он поднял глаза и увидел, что гости молча плачут. Искусный актер повернулся к нему и сказал: «Видите, я знаю этот псалом, но вы знаете Пастыря».

Сегодня этот Пастырь охраняет своих верных овец. Он ищет свою заблудшую овцу. Он призывает и тех, которые никогда еще не были в Его стаде. «Идет пред ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его… Я знаю Моих, и Мои знают Меня» (Иоан 10:4, 14). Тем, кто знает Его и следует за Ним в течение всей своей жизни, Он скажет в тот день: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания [224] мира» (Матф. 25:34). А в отношении тех, которые не знают Его, несмотря на их возвышенные заявления, Он говорит: «Тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:23).

Выбор за мною. Никто другой не может принять за меня решение. «Что же сделаю я Иисусу, называемому Христом?»

Иисус, души Спаситель,

Дай прильнуть к Твой груди,

Среди волн будь мой Хранитель,

Не оставь меня в пути!

Я Тебе лишь доверяюсь,

Я Тебе лишь отдаюсь,

Вечно зреть Тебя желаю…

Быть Твоим, мой Иисус! [225]