Глава 23. Грядущий Судья

Откройте книгу Бытие в вашей Библии и там в 15-м стихе 3-й главы прочтите пророчество Божье. В нем говорится о семени жены, грядущем Христе, Который однажды поразит змея (сатану) в голову. Начиная с этого места в книге Бытие вы можете проследить, подобно красной нити в каждом сантиметре английского морского каната, золотую нить обетовании и предсказаний о Первом пришествии Христа: о Его рождении, месте Его рождения, о небольшом городке, в котором Он жил, о Его проповеди и отвержении ее первосвященниками, о Его призыве к простым людям; о Его служении для блага всех общественных классов и о том, как Он был предан; о Его смирении, страданиях и суде; о Его распятии, погребении и воскресении и о том, как величественно Он был принят в небесах.

Пророческий голос похож на музыку, включавшую в себя мелодии обетовании, скорби и надежды: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24:17). «Доколе не приидет Примиритель» (Быт. 49:10). «Муж скорбей» (Ис. 53:3). «Князь мира» (Ис. 9:6). Но припев всегда один и тот же: «Он грядет! Он грядет!» Это было Его Первое пришествие, Его первый приход.

А что говорится о Его Втором пришествии?

Видели ли ветхозаветные пророки за Первым пришествие и крестом Второе [227] пришествие? Далее следует приятный ответ из Нового Завета: «Да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времени совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3:20, 21). Здесь мы имеем заверение в том, что все пророки древности знали о предстоящем славном пришествии Мессии, о восстановлении праведности на Земле, а также о первоначальных замыслах Божьих о человеке.

«Второе пришествие Христа упоминается 1518 раз в Библии, из них свыше 300 раз в Новом Завете. Это доказывает то, что Бог придает особое значение этому важному учению» («Свободный методист»).

Если это верно, тогда в Ветхом Завете имеется около 1200 упоминаний о славном дне Второго пришествия Христа и восстановлении всего. Дуайт Л. Муди подсчитал, что в Библии имеется около 2500 ссылок на Второе пришествие Христа. Исходя из этого, можно считать, что в Ветхом Завете, вероятно, будет около 2000 упоминаний об этом самом важном событии всех времен. Этим нельзя сказать, что народ Божий в те времена имел вполне ясное познание об определенном различии между Первым и Вторым пришествием Христа или месте, которое можно было бы назвать третьим пришествием Христа. По мере проходящего времени Бог продолжает проливать всевозрастающий свет.

В Послании Иуды говорится о первом из ветхозаветных пророков, возвестившем Второе пришествие Христа: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь с тьмами святых (Ангелов) Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуды, 14-15). [228J

Вот человек, лишь седьмой от Адама, который задолго до потопа изобразил словами картину пришествия Христа, которая в совершенстве гармонирует с тем, что было написано завершающим пером святого Иоанна Богослова.

Обратим внимание также на патриарха Авраама. Христос сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался» (Иоан. 8:56). День Христов включает в себя Его Второе пришествие и царство славы. Разве можно сколько-нибудь сомневаться в том, что Авраам знал? Послушайте свидетельство апостола Павла: «Ибо он [Авраам] ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10). Этот житель шатров, странствовавший в чужих землях, умер в вере, как и его верующие потомки, которые, «не получивши обетовании… только издали видели оные, и радовались» (Евр. 11:12). Какая картина спасительной веры! Глазами веры они видели исполнение обетовании. Несмотря на то, что они были еще очень далеко, но руками веры они приняли надежду на грядущий день славы Божьей.

Затем был Иов, этот состоятельный человек, обладавший сильным характером, хорошей репутацией и влиянием. Его внезапно постигло финансовое разорение. Он был отвергнут обществом, был поражен ужасной болезнью и переживал глубочайшее страдание в своей душе. В тот мрачный час, когда можно было с вероятностью сказать, что он уже двумя ногами стоит в могиле, его вера воскликнула: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога» (Иов.19:25, 26). Какое знаменательное представление о Втором пришествии Христа и воскресении мертвых!

Псалмопевец Давид пишет, как в видении: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой. «Соберите ко Мне святых [229] Моих, вступивших в завет со Мною при жертве» (Пс. 49:3-5).

Захария, описывает Его последнее пришествие: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу» (Зах. 14:4).

В Ветхом Завете звучит весть: «Он грядет». Грядет в смирении и страдании, затем в силе и славе. Но всегда звучит без колебания: «Он грядет!»

Новозаветная весть

Первая главная мысль Нового Завета — Он пришел! «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лук. 2:11). Он пришел как Дитя, рожденное от Девы, как Человек, Который носил одежду плотника, как Мессия, крещенный от Иоанна Крестителя в Иордане, помазанный Духом Святым и засвидетельствованный Богом. Он пришел как победитель, искушенный во всем, как и мы, кроме греха. Он пришел как великий Учитель, божественный Исцелитель, замечательный Утешитель. Умер Он на Голгофе за грехи человеческие. Он восстал из могилы с ключами ада и смерти, вырванными из опечатанного и закрытого камнем гроба, и вознесся на небеса как Сын Человеческий, чтобы быть нашим милосердным Посредником. Все это Он совершил. Да, Он пришел. Это было Первое пришествие!

Вторая ликующая весть Нового Завета — «Он придет опять!» От таких звуков, исходящих из некоторых притчей Иисуса, эта музыка поднимается до величественного усиления звука в грандиозном заключении в книге Откровение. Занавес опускается на погрязший в грехах мир [230] и поднимается для того, чтобы показать неописуемую славу вечности. «Ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

В беглом обзоре представим для размышления наиболее веские обетования Нового Завета.

Сначала прислушаемся к словам Иисуса. На вопрос Своих учеников Он сказал: «Тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф. 24:30).

В суде перед первосвященником, за несколько часов до Голгофы, Иисуса заклинали ответить на вопрос, является ли Он Сыном Божьим? Стоя там перед престолом высокомерного Каиафы, связанный, как преступник, окруженный стражей, Иисус сказал ему: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Матф. 26:64). Эти слова послужили для того, чтобы подтвердить в открытом показании перед религиозным судом то, что Он сказал Своим ученикам наедине за несколько часов до этого: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять» (Иоан. 14:2-3).

Поскольку Христос является центральной и авторитетной Личностью христианства, в зависимости от достоверности этого обетования — прийти опять — христианство держится или падает.

Потом пришло свидетельство ангелов после Его вознесения: «Сей Иисус… приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Апостол Павел незадолго до казни по приказу Нерона воскликнул: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:8). [231J

Говорят, что в период первых языческих гонений верующие христиане, встречаясь друг с другом ночью на улицах Рима, обменивались приветствием: «Маран — Афа», означающим: «Господь грядет!» Они не предполагали, как скоро это пришествие будет на самом деле, но они испытывали небесный трепет от надежды на него в своих сердцах. Осторожный, умеренный апостол Иаков, представляя картину некоторых обстоятельств, которые будут в последние дни, говорит: «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак. 5:8).

Самоуверенный и более горячий Петр излагает суть своей веры, говоря: «Придет же день Господень… то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия» (2Петр. 3:10-12).

Иоанн, возлюбленный, святой изгнанник на острове Патмос, находясь в скорби, получил Откровение Иисуса Христа относительно того последнего дня, когда будет определяться судьба всех людей: добрым — добро; плохим — худо; спасенным — спасение; погибшим — погибель. Затем всей Вселенной провозглашены слова возвращающегося Царя: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12). Это и есть Второе пришествие Христа.

День 11 марта 1942 года был мрачным днем для свободолюбивых народов мира. Генерал Дуглас Макартур получил приказ своего высшего командования оставить Филиппины. Превосходящие силы врага стремительно наступали. В ту унылую и горькую ночь этот человек веры и дела нашел в своей душе и высказал слова, благодаря чему он пробился через грубую, суровую стену несправедливой судьбы. Он сказал: «Я вернусь!» Эти слова положили начало свету, который озарил и наэлектризовал мир. А два с [232] половиной года спустя, 20 октября 1944 года, он обращался по радио к народу Филиппин: «Я вернулся!»

В безнадежных сумерках креста Иисус сказал просто: «Я приду опять». Придет день, когда между расположенными друг против друга сценами небесной славы и земного беспорядка Он провозгласит: «Я вернулся!»

Что говорили христиане?

Глубокая и твердая вера во Второе пришествие Христа имеет огромную очищающую и возвышающую силу. Диавол это знал. Для того чтобы уничтожить влияние этого великого учения, он использует два способа: иногда он пытается приуменьшить важность Второго пришествия свободомыслием. Таким образом «благословенная надежда» оказывается разрушенной. Во-вторых, он использует фанатизм, чтобы навлечь на Второе пришествие дурную славу. Но высокие вожди Церкви остались верны этой светлой надежде.

Мартин Лютер сказал: «Я горячо верю, что среди этих внутренних раздоров на земле Иисус Христос ускорит день Своего пришествия». Он считал, что это будет приблизительно через 300 лет после него. Мы живем как раз в то время, когда, по его мнению, оно было бы близким. Смелый Джон Нокс писал: «Мы знаем, что Он вернется и не замедлит». Пылкий Джон Веслей, объясняя заключительные стихи Откровения, говорил: «Дух усыновления в сердце каждого верующего говорит- гряди и исполни все слова этого пророчества»!» Джон Мильтон возвышенно писал: «Выйди из царственного чертога, о Царь всех царей земли, и прими ту безграничную власть. Ибо вот голос Твоей невесты взывает к Тебе и вся тварь жаждет обновления». Муди говорил: «Церковь мало что может сказать об этом. Теперь я могу видеть причину: диавол не желает, [233] чтобы мы видели эту истину, ибо ничто другое не смогло бы пробудить Церковь так сильно».

Во время второй мировой войны остров Мальта в Средиземном море был повергнут одной из наиболее продолжительных, ужасных и мучительных бомбардировок. Генерал-лейтенант Мальты выступил в Лондоне с речью, в которой сказал, что в те дни страшной погибели он «неизменно отдавал себе отчет о неизбежности предстоящего возвращения Господа».

Три события, которые произойдут при Его Втором пришествии

В этом предварительном обсуждении мы затронем кратко лишь три события, связанные с Его Вторым пришествием. Во-первых, будут воскрешены умершие праведники:

«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1Фес. 4:16).

Во-вторых, будут восхищены оставшиеся в живых праведники: «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес. 4:17).

В-третьих, тела всех праведных будут преображены. Это становится ясным из следующих слов: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3:20-21).

Таким образом, наши тела будут изменены так, что будут иметь сходство со славным телом Иисуса, Его воскресшим телом. Он Сам сказал: «Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук. 24:39). И еще читаем в 1Иоан. 3:2: «Когда [234] откроется, будем подобны Ему». Оставшиеся в живых и готовые к Его пришествию, будут изменены «вдруг, во мгновение ока… и смертное сие облечется в бессмертие» (1Kop. 15:52-54). Умершие в праведности также будут изменены: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1Kop. 15:42). Возлюбленные наши, чьи тела истерзаны страданием, искалеченные и истощенные болезнью, изуродованные при несчастных случаях и катастрофах, выйдут из могилы в расцвете вечного здоровья.

И живые последователи Христа, измученные различными физическими недугами или наслаждающиеся нормальным здоровьем, почувствуют поднимающую силу новой жизни всеми фибрами своего существа. Объединенные со своими возлюбленными, с которыми они были разделены смертью или расстоянием, и видя Своего Искупителя лицом к лицу, спасенные всех времен встретятся, когда Христос вернется на землю.

Библия и человек

Библия является Словом Божьим, записанным человеком. Христос является Сыном Божьим, рожденным от жены. Таким образом, Библия — одновременно божественная и человеческая Книга. Иисус — божественно-человеческий Сын Божий и Сын Человеческий. Центральной личностью этой божественно-человеческой Книги является божественно-человеческий Христос. Его Первое пришествие было предсказано пророками и провозглашено пророком из пророков Иоанном Крестителем. Его Второе пришествие было предсказано Самим Христом и «устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3:21).

Первое пришествие Христа подобно времени посева. Второе же пришествие подобно жатве. Первое пришествие принесло крест. Второе пришествие принесет венец. Это радостное время жатвы, счастливый день бракосочетания, великолепный час коронации, событие столь блестящее, [235] подобного которому Вселенная никогда не видела. Не удивительно, что апостол Павел писал: «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).

Он соберет пшеницу в житницу Свою,

Мякину же по ветру Он развеет.

Кем будешь ты, когда увидишь Судию

В великий день святого воскресенья?

Харриет Б. Маккиевер

Ответ на этот проникающий в сердце вопрос всегда один. Мы будем носить венец вечной жизни лишь в том случае, если отдадимся теперь в простой вере Христу, пострадавшему на кресте. Отдаться — это значит взять крест свой и следовать за Ним постоянно в преданном служении и все увеличивающемся свете.

Богатому юноше Иисус сказал: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Но юноша был опечален такими словами. Он ответил-«нет». Один книжник сказал Иисусу: «Я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел». Иисус отвечал: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет где преклонить голову». Когда этот человек услышал это, он изменил свое намерение. Другой из учеников сказал: «Я пойду за Тобою, Господи, но прежде мне нужно повидаться и побыть со своим отцом до его смерти. После этого я пойду». Иисус сказал: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Он знал, что этот человек искал лишь оправдания своему нежеланию взять свой крест.

Когда Христос призвал Петра и Андрея от их занятия рыболовов, они тотчас оставили сети и последовали за Ним (см. Матф. 4:20). Когда Он призвал Иакова и Иоанна от их рыбацкой лодки, они тотчас, оставивши лодку и своего отца, последовали за Ним (ст. 22). Увидев Матфея, собирающего пошлину, Он сказал ему: «Следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Матф. 9:9). [236]

Когда Петр сказал Ему: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» — Иисус отвечал, что они наследуют жизнь вечную и сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (см. Матф. 19:27-29).

«Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2Тим. 2:12). [237]