Глава 24. Десять признаков Второго пришествия Христа

«Есть вопрос, который ставит меня в тупик,- сказал один человек.- Христос предсказал Свое Второе пришествие и советовал Своим последователям быть готовыми. Его ученики проповедовали о Его возвращении. Сегодня тысячи голосов объединяются в провозглашении этой вести. Тем не менее прошло почти 2000 лет, а Он не приходит. Возможно, пройдет более 2000 лет, и Он не придет? Даже 10 000 лет? Можем ли мы что-либо знать в действительности об этом деле?»

Это честный вопрос. За ответом обратимся к свидетельству Христа, Который заявил: «Приду опять» (Иоан. 14:3). Что же Он сказал относительно признаков Своего возвращения? За несколько дней до Голгофы Иисус сделал страшные провозглашения. Он сказал иудеям: «Се, оставляется дом ваш пуст» (Матф. 23:38). Сразу же за этим следуют слова, полные значения: «И вышед Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус лее сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24:1-3). [238]

Давайте вспомним все события того дня. Иисус предсказал полное опустошение Иерусалима, оставленного Богом и разрушенного людьми. Ошеломленные ученики не могли никак признать все это иначе, как в связи с наступлением славного царства Христова в конце этого мира.

Поэтому Иисус, продолжая, дал Своим ученикам десять великих признаков. Некоторые из них относятся к разрушению Иерусалима, которое имело место 40 лет спустя в 70-м году по Р. X. Некоторые из этих признаков имеют отношение к Его Второму пришествию. Некоторые подходят к обоим — фактически большинство из них. Мы рассмотрим здесь десять характерных признаков, которые молено будет наблюдать в последнее время, как раз перед Вторым пришествием нашего благословенного Господа. Не один или два признака, но десять таких признаков, данных не Петром, Павлом, Иаковом или Иоанном, но Самим Иисусом, Сыном Божьим.

1. Лжехристы и лжепророки

Сразу же за вопросом учеников: «какой признак Твоего пришествия?» читаем следующие слова: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Матф. 24:4-5).

Несколько лет тому назад в южной части Калифорнии появился человек, утверждавший, что Он является Мессией. Рассказывают, что на вечерние собрания в предгорьях приходило до 20 000 человек и многие оставались до рассвета. Сообщалось о чудесных исцелениях больных, глухих, слепых и немых. Именно обман такого рода и предсказал Иисус. И опять Он говорит: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:24). Несомненно, в этом направлении будут наиболее эффективны проявления и не всегда через какого-нибудь явно фанатичного человека. [239]

Сегодня буквально миллионы людей увлечены ветрами различных учений, потому что они простодушно верят чудесам и диковинам, приводимым в качестве признаков истины. Иисус разъяснил, что такое не следует принимать за надежный признак, Он сказал: «Вот, Я наперед сказал вам» (Матф. 24:25). В Откровении Христос предсказал, что зверь будет низводить «огонь с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле» (Откр. 13:13-14).

Вас могут пригласить пойти в пустыню, чтобы встретиться с Мессией. «Не выходите»,- сказал Христос (Матф. 24:26). Кто-нибудь может сказать вам: «Христос явился группе людей в темной потаенной комнате, и его образ светится божественным светом». Христос сказал: «Не верьте» (Матф. 24:26).

Важно вспомнить, что заблуждения относительно истины и сущности Его пришествия будут широко распространены даже среди людей, заинтересованных в этом событии. Не допустите, чтобы ваша вера во Второе пришествие Христа и ваше стремление к святости могли вести к тому, что вы позволите чудесам влиять на принятие вами решения — во что верить и что предпринимать. «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17). Разве Бог никогда не совершал чудес? Да, совершал, но мы здесь подчеркиваем еще и еще раз, что чудеса, или явные чудеса, не предназначены для того, чтобы определять нашу веру и поступки. Широко распространенный интерес к «великим знамениям и чудесам», совершаемым людьми, в результате которых были обмануты миллионы,- вот первый признак, данный Иисусом о Его Втором пришествии. Вы можете свидетельствовать об этом повсюду, так как все больше и больше людей начинают интересоваться возвращением Христа.

2. Мировые войны

«Каким образом война может являться заслуживающим доверия признаком пришествия Христа?» — спросил кто-то. Разве не бывали войны и военные слухи во все времена? Ответ на [240] последний вопрос будет положительным. Говорят, что дней войны больше дней мира в среднем в 13 раз. Люди высчитали число лет, когда не было войн, и их оказалось сравнительно мало. Поэтому одни лишь войны и разговоры о них не могут быть сами по себе признаком возвращения Христа.

Обратимся к Его собственным словам: «Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец» (Матф. 24:6). Этим Иисус как бы говорит: «Время, предшествующее Моему возвращению, будет омрачено войнами и военными слухами. Но все это лишь вступление перед чем-то значительно большим». Затем Он продолжает: «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Матф. 24:7).

Какая ясная картина! Войны и военные слухи всегда были частью грешного мира. Но настоящим и новым признаком войны будет всемирная война, война в международном масштабе. Война, которая полностью остановит развитие всего, ей предшествующего. Она будет отличаться от всех когда-либо бывших войн. Такая война будет составлять признак Его пришествия.

28 июня 1914 года эрцгерцог Франциск Фердинанд, племянник австрийского императора и наследник престола, вместе со своей женой был убит на улице города Сараево, столице Боснии. В тот день был зажжен фитиль первой мировой войны. Убийство было совершено людьми сербской национальности. Поэтому месяц спустя Австрия объявила войну Сербии, и началась первая мировая война.

Было подсчитано, что прежде, чем окончилась эта ужасная катастрофа, 7/8 мира было втянуто в войну. Почти 60 млн. человек находилось под ружьем. Было убито свыше 10 млн. солдат, столько же гражданских лиц умерло, а миллионы солдатских вдов, сирот и беженцев остались как ужасное последствие войны. Стоимость расходов исчислялась от 200 до 400 миллиардов долларов в зависимости от включенных статей расходов. Все это было [241] столь необычным, столь громадным и столь потрясающим, что великие люди поднимали свои руки к небу и говорили: «Посредством этой войны на землю опустился занавес, чтобы не видеть ее больше никогда, и поднялся для наступления новой эры».

Пробежали недолгие 20 лет. Как раз такой срок, чтобы на поле боя пришла совершенно новая масса солдат, людей, которые ничего не помнили о войне. Затем с молниеносной внезапностью пришло болезненное потрясение второй мировой войны. Банк для международных операций в Базеле (Швейцария) определяет расходы на этот конфликт суммой 1352 000 000 000 долларов. Это почти в четыре раза больше стоимости первой мировой войны, определенной этим же самым источником. Фактически, говорят, чтобы убить одного солдата во время Цезаря, затрачивали 75 центов, а чтобы убить одного солдата во время первой мировой войны, затрачивали 50 тысяч долларов. Если принять, что во время второй мировой войны было убито приблизительно 40 млн. человек, а также вышеуказанную общую сумму расходов, можно легко вычислить, что расходы в расчете на одного убитого составляют 67600 долларов. Вот за такие баснословные деньги и за еще большие страдания и потери этот мир заплатил 40 млн. молодых жизней в той дикой оргии крови, огня и взрывов. Земля, море и небо никогда раньше не были свидетелями таких чрезвычайных, огромных военных разрушений. Такая война будет признаком, сказал Христос.

В 1938 году, как раз перед второй мировой войной, всемирный календарь и сборник событий и фактов на странице 710 сообщал следующее: «После анализа 902 войн и 1615 внутренних беспорядков в течение 2500 лет профессор Питирим А. Сорокин, декан факультета социологии при Гарвардском университете, сообщает, что показатель войн XX столетия достиг размера, в восемь раз превышающего все предшествующие столетия». А мы помним, что эти данные не включали вторую мировую войну и последовавшие за ней войны.

1945 год отмечен не только как год окончания второй мировой войны, но и открытием производства и применения атомной бомбы. Она была впервые сброшена с целью разрушения (242] на японский город Хиросиму 6 авг. 1945 года. Один автор пишет: «В городе с населением 245 000 человек около 100 000 человек были убиты или обречены на смерть одним ударом; еще 100 000 человек были ранены» (Джон Херси. «Хиросима», «Нью-Йоркер», 31 августа 1946 г., с. 22). По случаю второй годовщины этого ужасного дня оставшимся в живых жителям Хиросимы прочитали послание генерала Дугласа Макартура. «Он предостерегал людей всех рас о том, что использование сил природы для увеличения разрушительной силы войны будет продвигаться вперед, пока не будет найдено средство для истребления человечества» («Тайм», 18 авг. 1947 г.).

Согласно отчету Смита, 1945 год был годом, когда цивилизация «овладела средствами, с помощью которых она может совершить самоубийство по своему собственному желанию». Другими словами, вторая мировая война была не только мировой войной, но она спустила с привязи силы, которые могли бы уничтожить мир. Эта ужасная вероятность заставила великих вождей этого мира обратиться с всеобщим призывом: «Мы должны быть в этом мире едины или же погибнем».

Таким образом, мы ясно видим, что Иисус предвидел расширение мировых войн в последнее время. Он простейшим языком изложил, что эти конфликты будут признаком Его Второго пришествия. Где живет сегодня такой человек, который не читал и не слышал об этих признаках или не видел их?

3. Широко распространенный голод

Христос сказал: «И будут глады» (Матф. 24:7). Опять, чтобы служить ясным признаком возвращения Христа, голод как признак должен получить распространение в необычных размерах.

После первой мировой войны великим голодом в Китае были охвачены 15 млн. жителей и 3 млн. умерли. Голод в России, по словам известного исследователя Нансена, был «ужаснейшим во всей [243] истории человечества». Невыразимая трагедия этого бедствия вероятно никогда не будет со всей полнотой передана до самого Судного дня. А до тех пор у нас есть скупые отчеты известных корреспондентов.

Голод в Китае в провинции Сечуань в 1936 году был результатом многолетнего содержания армии и хищнического использования урожая. В официальных сообщениях говорилось, что «15 млн. крестьян (число равное всему населению штатов Нью-Йорк, Коннектикут и Вермонт) с трудом добирались до своих глинобитных лачуг, чтобы умереть с голода. Другие, доведенные до отчаяния, продавали своих жен за горсть риса, стоимостью в 30 центов, а своих молодых дочерей- за один доллар» (Литературный справочник, 9 мая 1936 г., с. 16).

Широкое распространение голода преобладало во время и после второй мировой войны. Заслуживающие доверия авторитетные специалисты подсчитали, что серый призрак голода преследовал в Европе 140 млн. человек и 500 млн. человек в других частях света. В 1943 году Халет Абенд подсчитал, что из числа населения Германии и оккупированных Германией стран, составляющего 604 млн. человек, 10% были «уже обречены на смерть от голода и болезней, вызванных недоеданием» («Миллионы должны голодать», Сетеди Ивнинг Пост, 23 окт. 1943 г., с. 22). 31 октября 1943 года в редакционной статье нью-йоркской газеты «Тайме» сообщалось, что в провинции Бенгалии (Индия) люди умирали от голода, холеры и дизентерии почти по 100 000 человек в неделю.

Мировая продовольственная проблема не может быть разрешена. В журнале «Тайме» за 3 мая 1948 года читаем следующие зловещие строки: «Не атомная бомба, но недостаток продовольствия может уничтожить нас. В состязании между ростом населения и снабжением продовольствием выигрывает рост населения. Урожаи, которые казались достаточными десять лет назад, теперь уже недостаточны» («Тайме», 1948 г.). Так утверждал Джон Бойд Ор, бывший в то время генеральным директором продовольственного и сельскохозяйственного отдела при ООН. [244]

Теперь кажется простой истиной то, что во всем мире имеется около 4 миллиардов акров пригодной для пахоты земли (акр — 0,40 га). Чтобы прокормить себя, одному человеку нужно в среднем 2,5 акра. Но при населении в 2 250 000 000 человек (теперь около 7 млрд.) на одного человека фактически придется менее двух акров. Две трети населения земного шара всегда недоедает, говорит он.

Но это еще не все: земля становится все беднее и беднее. Кроме того, население все растет, несмотря на войны, голод, болезни, несчастные случаи, самоубийства, убийства и старость. Население возрастает на 20 млн. каждый год. Подсчитано, что менее чем через 100 лет оно удвоится. (Теперь удвоение населения происходит через каждые 35 лет.) А можно ли удвоить снабжение продовольствием? Уже во многих местах люди выкачивают из земли воду в большем количестве, чем природа в состоянии восполнить. Проводятся меры по землеустройству и борьба с эрозией почв, но это не разрешает проблемы, чтобы восполнить все возрастающие нужды. Один автор пишет о «всеобщем голоде». Иисус Христос предсказал мировые войны и недостаток продовольствия во всем мире как признак Его пришествия.

4. Моры

«И будут глады, моры» (Матф. 24:7). В 1918 году, отмеченном окончанием первой мировой войны, разразилась эпидемия гриппа, унесшая с собой примерно 18 млн. жизней. Кроме эпидемических заболеваний, мы сталкиваемся с двумя другими зловещими возможностями моров. Одна из них — это преднамеренный, вызванный действиями человека голод. Он может быть вызван отрицанием некоторыми правительствами необходимости иметь запас семян у крестьян, чтобы заставить их подчиниться политике правительства. Или он может быть вызван применением химикатов, специальных микробов и насекомых для уничтожения растений. А где есть голод, там будет и мор. Другая ужасная перспектива — это возможность вызвать мор и болезни непосредственно.

«Наиболее страшный из всех известных человеку ядов — [245] токсин бациллы ботулина — теперь может производиться в большом количестве ведомством химической войны США. Это вещество уже давно известно ученым, однако оно впервые было в достаточной степени очищено, чтобы стать страшным орудием войны. Токсин ботулина в 1000 раз более смертелен, чем газ иприт, так что в одно мгновение может убить быстро и спокойно все население США и Канады.

Распространенный в воздухе в виде мельчайших, невидимых капелек самолетом или путем отравления источников водоснабжения целого города, этот токсин можно применить для полного уничтожения всего населения…

Предполагается, что биологическая война может заключаться в поражении вражеских войск или населения вирусными заболеваниями, как, например: грипп, детский паралич, оспа, сонная болезнь, холера, сибирская язва, дизентерия, проказа, брюшной тиф или европейский сыпной тиф, клещевой сыпной тиф или врастающий в тело диким мясом и поражающий ткани канцерогенным веществом» (Джек Шулер, журнал «Америка», 21 февр. 1948 г.).

Христос говорил обо всех этих явлениях Своим ученикам, называя все это словом «мор». То, что этому миру, несмотря на достижения медицинской науки, приходится проходить через невероятно ужасные переживания от моров, является совершенно несомненным фактором: это признаки Моего возвращения, говорил Христос.

5. Землетрясения

«И будут глады, моры и землетрясения по местам» (Матф. 24:7).

В конце 1946 года часть Японии была опустошена землетрясением. Сообщалось, что доктор Хагивара, выдающийся сейсмолог, определил, что сила этого землетрясения равнялась 100 000 атомных бомб.

В 1945 году масса бомбардировщиков Б-29 прорвалась к городу Фукуи (Япония), разрушив взрывами и огнем тысячи жалких лачуг. Три года спустя город был на 60% [246] отстроен заново прочными зданиями в расчете на вечные времена. А в 1948 году произошло землетрясение.

Корреспондент журнала «Тайме» Карл Майденес писал: «Не было никакого предупреждения, пол под нами заколебался и вокруг нас с треском стали рушиться большие части стен и потолка… Мы бросились во двор, но земля тряслась так сильно, что некоторые из нас испытывали резкие толчки снизу вверх и подпрыгивали, как лопающиеся кукурузные зерна на сковородке… Слышался стон, издаваемый отрывающимися досками, треск и грохот обвалов… Над городом поднялось облако желтой пыли, внезапно подул сильный, сумасшедший ветер, сначала в одном направлении, потом в другом. После мгновенной тишины послышались жалкие человеческие голоса — крики и жалобы, которые выросли в громкий шум по всему городу… Тоненькая струйка дыма медленно выползла из-за покосившегося универсального магазина. Затем она увеличилась и переросла в огромный пожар, распространившийся впоследствии по всему городу… Люди в Фукуи говорят, что сегодняшнее землетрясение было более разрушительным, чем налет бомбардировщиков Б-29» («Тайме», 12 июля 1948 г.).

После первой мировой войны в Китае в 1920 году произошло землетрясение, унесшее 200 000 жизней. Три года спустя, в 1923 году, произошло страшное землетрясение в Японии. В этой катастрофе погибло 150 000 человек. В течение десяти лет мир пережил величайшую до того времени войну, два величайших голода и два наиболее опустошительных землетрясения.

Сегодня мы не знаем о каких-либо планах уничтожения народов при помощи искусственных землетрясений, но мы уверены, что, если такое дело можно было бы осуществить, оно также было бы добавлено в перечень возможностей. Но нам известно, что число землетрясений увеличивается,- это показано в следующем сообщении Британского общества научного прогресса:

Первое столетие по Р. X.- 15 землетрясений.

16 столетие- 253 землетрясения.

18 столетие- 640 землетрясений.

19 столетие — 2119 землетрясений. [247]

Спаситель сказал: «И будут землетрясения по местам», т. е. во многих местах. Он предсказал возрастание числа землетрясений как признак Своего пришествия.

6. Преследование народа Божьего

Мировые войны, голод, моры и землетрясения по местам — все это начало болезней, сказал Христос (см. Матф. 24:8). Читая дальше, находим следующие слова: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Матф. 24:9).

Не только здесь, но и в других местах Писания разъясняется, что в последние дни мировой истории у народа Божьего не будет свободы. Христиане, конечно, не должны напрашиваться на преследования. Можно перенести гонения и не быть истинным христианином. Гонение, само по себе, еще не является признаком, что преследуемый — дитя Божье. Но Иисус предсказывал Своему народу бедствия в период времени, как раз предшествующий Его возвращению. Много можно было бы говорить здесь по этому поводу, но этот вопрос будет затронут в следующих главах.

7. Умножение беззакония — охлаждение любви

«И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф. 24:10-12).

Этими словами Сын Божий свидетельствует, что увеличивающееся нечестие будет так переполнять этот мир, что им будет увлечено большинство людей. Общественное воздействие — это страшная вещь. Дети подражают поступкам других детей. Юноши склоняются к мнению и поступкам других молодых людей. Каждый поступает так или иначе, потому что все делают так же. Иисус умолял Небесного Отца за всех Своих последователей: [248] «Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла» (Иоан. 17:15).

Христос знал, что будет в последнее время. Отвечая на вопрос Своих учеников о признаках Его пришествия, Он сказал: «Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег» (Матф. 24:37-38). О тех мрачных днях перед потопом читаем: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5).

Здесь Книга Божья описывает три безобразных трагедии и одну слабо мерцающую надежду.

Первая трагедия заключается в том, что зло умножается и беззаконие увеличивается. И так сильно, что даже мудрейшие государственные деятели нашего времени обеспокоены о дальнейшем существовании цивилизации.

Вторая, и более ужасная, трагедия заключается в том, что у большинства последователей Христа любовь к Нему все более уменьшается и исчезает. Увлеченные потоком греха, они становятся все менее и менее похожими на Христа и все более похожими на мир. Они ищут тех же развлечений, делают ставки на тех же лошадей на конных бегах, играют в азартные игры, смотрят и слушают репортажи о тех же спортивных соревнованиях, посещают те же кинотеатры, читают те же пустые книжки, глазеют на те же убийства, аплодируют тем же актерам и актрисам, учатся тому же богохульству, танцуют под ту же музыку и разводятся в тех же судах. Стремление к мирскому заняло место молитвы, а ежедневные газеты и художественная литература — место Библии.

Третья трагедия заключается в том, что христиане, предавшие сначала себя и своего Христа, однажды предадут и Его последователей: [249] «И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Матф. 24:10).

Какой же проблеск надежды изображен на этой современной картине более чем 1900 лет тому назад? — «Претерпевший же до конца спасется» (Матф. 24:13). Есть такие, которые и в это время возвышения зла претерпят до конца. С верой, основанной на Христе и поддерживаемой Словом Божьим, они твердо сохранят до конца начатую жизнь, отказываясь оставить ее, ибо за нее предстоит вознаграждение (см. Евр. 3:14; 10:35). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» — этот настоятельный вопрос задает нам Христос, давший нам признаки Своего пришествия.

Уносясь по волнам от Спасителя

И бросая упреки Ему,

Ты уходишь от Божьей обители –

Непослушен ты больше Христу…

Несколько лет тому назад хорошо известный писатель покончил жизнь самоубийством. Он оставил записку с объяснением причины самоубийства. Он не был болен. Он не был неудачником. Он не был в немилости. У него были друзья, дом и состояние. Но он писал: «Мой духовный дом разрушился. Для того же, чтобы начать все с самого начала, имея возраст после шестидесяти лет, нужна необычайная сила. Сила же, которой я обладал, исчерпана с годами блуждания».

Уносясь по волнам от Спасителя,

Ты беспомощен и одинок…

Ты плывешь от людей, Богом избранных,

Все же любит тебя твой Господь!

Уносясь по волнам от Спасителя,

Знай — Он помнит и любит тебя…

О, приди к своему Искупителю,

И прощенным ты будешь тогда.

Фенни Д. Кросби [250]

8. Солнце, луна и звезды

Продолжая давать признаки Своего пришествия, Христос сказал: «И будут знамения в солнце и луне и звездах» (Лук. 21:25).

В Евангелии от Матфея 24:29 время проявления этих признаков указано более определенно: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего».

Когда была эта великая скорбь, о которой здесь говорится? Великий период скорби был связан с осадой и падением Иерусалима в 70-м году по Р. X. Затем последовали сатанинские гонения на первых христиан со стороны языческого Рима. Но ни одно из них не могло иметь отношение к сказанному выше по той простой причине, что они имели место не менее, чем 1500 лет тому назад. Они не могли быть признаком Второго пришествия Христа.

Другая великая скорбь наступила в позднейшие столетия в период, называемый Средневековьем, когда дело коснулось Церкви. В течение 1260 лет, или с 538-го по 1798 год, мнимая христианская церковь управляла делами мира.

В связи с началом протестантской реформации и для того, чтобы остановить ее развитие, великая церковная система того времени учредила инквизицию. Это был церковный трибунал, чтобы судить обвиняемых в ереси. Этот суд стал более или менее верховным трибуналом для всей Церкви после 1542 года. Это было как раз за четыре года до смерти Мартина Лютера. Преследования, которые в предыдущие столетия вспыхивали то там, то здесь, теперь распространились по всей Европе. Миллионы погибли за то, что они отважились верить иначе, чем это провозглашалось учением стоящей у власти Церкви.

Иисус сказал: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Матф. 24:22). Бог установил [251] время для власти этих преследователей-1260 лет (которые закончились в 1798 году, как мы увидим), а пророчество Иисуса указывает, что преследования прекратятся в последнее время этого периода. Обратите внимание на Его пророчество в Евангелии от Марка 13:24: «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего»,- таким образом, преследования должны были прекратиться до 1798 года. В период между окончанием времени преследования и датой окончания 1260 лет, т. е. 1798 годом, должно было померкнуть «солнце и луна не даст света своего».Когда же прекратились преследования? С совершенной уверенностью можно сказать, что не позднее 1776 года. Протестантскую реформацию остановить не смогли. Преследования иезуитов были пресечены. В США была открыто признана свобода. Времена свободы начались и для всего мира.

Было ли затмение солнца в этот короткий период времени? Да, 19 мая 1780 года, или за 18 лет до окончания 1260-летнего периода в 1798 году,- вскоре после того, как практически прекратились преследования… Какими данными мы располагаем об этом событии? Их много, но место позволяет привести лишь краткую информацию.

От одного очевидца из Массачусетса дошло следующее описание: «Утром солнце взошло на ясном небе, но вскоре его закрыли тучи. Тучи стали мрачными, темными и зловещими. Сразу же после их появления сверкнула молния, загремел гром и пошел небольшой дождь. К 9 часам утра тучи стали реже и приняли латунную или медную окраску, а внешний вид земли, скал, деревьев, зданий, воды и людей изменился от этого необыкновенного, неземного света. Спустя несколько минут мрачная темная туча покрыла все небо, за исключением узкой полоски на горизонте, и стало так темно, как это обычно бывает летом в 9 часов вечера. Страх, тревога и трепет постепенно овладели людьми. Женщины стояли у дверей, глядя в темноту вокруг себя, мужчины возвращались со своих полевых [252] работ, плотник оставлял свои инструменты, кузнец свою кузницу, торговец — свою лавку. Занятия в школах прекратились, и дети со страхом бежали домой. Путники останавливались у близлежащего дома. «Что случилось?» — повсюду задавали вопрос. Казалось, что на землю обрушится ураган и настал всему конец. Были зажжены свечи, а огонь в печах светил так ярко, как в безлунный вечер осенью. Куры садились на насест и засыпали, скот собирался в загоны и мычал, лягушки начали свой ночной концерт, птицы пели свои вечерние песни и кругом летали летучие мыши. Но люди знали, что ночь еще не пришла» (Иссекский антиквариат, т. 3, 4 апр. 1899 г, с. 53-54).

А какой была ночь после этого необычайного дня? Я цитирую: «Темнота ночи была такая же необыкновенная и ужасная, как темнота дня, несмотря на то, что была почти полная луна; ни одного предмета нельзя было различить без помощи какого-либо искусственного источника света, который, если на него смотреть от соседних домов и с других мест на некотором расстоянии, пробивался как бы через египетскую тьму, которая казалась почти непроницаемой для лучей» (Массачусетский наблюдатель, т. 10, № 472, 23 мая 1780 г.).

Другой очевидец писал: «Я не мог не почувствовать в то время, что, если бы все светящиеся тела во Вселенной были окутаны непроницаемой тьмой или перестали существовать, тьма не могла бы быть более полной. Лист белой бумаги на расстоянии нескольких сантиметров от глаз был в равной степени не виден, как самый черный вельвет» (Письмо доктора Самуила Тенней из Эксетера, штат Нью-Йорк, датированное декабрем 1785 года. Цитируется по сборнику «Массачусетско-го исторического общества», т. 1 за 1792 г.).

А вот другое описание: «Темнота постепенно сгущалась в течение всего дня и ко времени захода солнца была настолько сильной, что ничего нельзя было различить. С тревогой [253] и трепетом люди ожидали восхода полной луны в 9 часов, и даже маленькие дети сидели молча, напряженно всматриваясь в темноту в ожидании появления прекрасного светила. Но они были разочарованы, так как луна не оказала никакого влияния на темноту» (В. Р. Кочрей. «История города Антрима, штат Нью-Гемпшир, с. 58-59).

Таким образом солнце померкло и луна не дала света своего. В историю этот день вошел как «темный день». В словаре Ноя Вебстера, 1869 года издания, приведено следующее: «Темный день» 19 мая 1780 года — так говорили об удивительной тьме, распространившейся в тот день над территорией всей Новой Англии… Истинная причина этого удивительного, необыкновенного явления неизвестна».

Другой автор многозначительно говорит: «Причины этого необыкновенного явления неизвестны. Но несомненно, что это не было результатом затмения» («Путеводитель к знанию», издание Роберта Сеарма, стр. 428).

Была ли тьма естественной или сверхъестественной? Здесь я не берусь за разрешение этого вопроса. Это знамение произошло в надлежащее время, и было ли оно естественным либо результатом того и другого вместе,- оно выглядит точным исполнением пророчества нашего Спасителя. Представляю на рассмотрение следующую мысль Самуила Стернса: «Первопричину следует приписать Тому, Кто ходит по небесному кругу, простирает небеса, как шатер, делает облака Своею колесницею и шествует на крыльях ветра. Это Он, голосу Которого послушна буря, приказал тем испарениям собраться и сгуститься вместе, чтобы с их помощью Он мог затемнить как день и ночь; и этот мрак, вероятно, был не только признаком Его возмущения против кричащего беззакония и мерзости человеческой, но и предзнаменованием грядущего уничтожения» (Письмо в газете «Индепендент Кроникл» за 22 июня, Бостон 1780 г.). [254]

Следующим признаком является падение звезд, или продолжительный метеоритный дождь 13 ноября 1833 года. «И звезды спадут с небосклона»,- сказал Христос (Матф. 24:29). Конечно, это не относится к падению огромных небесных светил или планет. Мы называем их падающими звездами, или метеоритами. Это величественное явление наблюдалось над всей территорией США, над частью территории Мексики и над Вест-Индией.

Автор книг по астрономии дает следующее описание: «В ночь с 12-е на 13 ноября 1833 года над Землей разразилась буря из падающих звезд… Северная Америка вынесла главный удар этой бури. От Мексиканского залива до Галифакса до самого рассвета, с трудом положившего конец этому явлению, в небе во всех направлениях бороздили сияющие трассы и освещали величественные огненные шары» (Эгнис М. Кларк. «История астрономии XX века», с. 328).

Профессор Йельского университета дает следующую картину: «Утро 13 ноября 1833 года стало памятным благодаря проявлению необыкновенного явления, называемого «падающие звезды», которое было, вероятно, самым обширным и величественным из всех, зарегистрированных до сих пор. Вероятно, ни одно небесное явление из числа случившихся во всей этой стране со времени прибытия первых поселенцев, не наблюдалось с таким огромным восторгом и восхищением одной категорией очевидцев и с великим изумлением и страхом другой категорией. В течение некоторого времени после этого происшествия метеорическое явление было главной темой разговоров во всех кругах» (Деннис Ольмстед, статья в американском журнале «Наука и искусство», т. 25, 1834 г., с. 363-364).

Один наблюдатель из штата Миссури писал: «Несмотря на то, что в тот момент, когда мы их заметили, луны не было, их блеск был таким сильным, что временами мы смогли бы читать без большого труда обычный текст; а излучаемый ими свет [255] был намного больше лунного в самую ясную ночь, когда земля покрыта снегом. Повсюду был величественный, необычный и неописуемый вид, и всех объял благоговейный страх от созерцаемого небесного величия; а в это время «кроваво-красный поток катил свои волны по небосводу». Казалось, что сама природа гибнет, пришед к своему концу!»«На небесном своде едва ли было хоть на мгновение свободное место от этих падающих звезд; вряд ли было можно вообще заметить какое-либо различие во внешнем виде этого явления; все же временами они сыпались вниз группами, напоминая падающие незрелые смоквы с сотрясаемых сильным ветром деревьев» (Письмо из Боулинг Грина, штат Миссури, профессору Силлимену, помещенное в американском журнале «Наука и искусство», т. 25, 1834 г., с. 382).

Автор, писавший цитированные выше строки, упоминая о смоковнице, имел в виду следующее пророчество из Откр. 6:13: «И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая ветром, роняет незрелые смоквы свои».

Один очевидец, имея это же в виду, говорит: «Как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои, так падали звезды. Здесь видим точность пророчества. Нельзя сказать, что звезды падали как бы от сотрясения нескольких деревьев, но их падение было как бы от одного дерева. Появившиеся на востоке звезды падали в восточном направлении; звезды, появившиеся на севере, падали в северном направлении; и звезды, появившиеся на юге (я наблюдал за этим явлением, выйдя из дома в парк), падали в южном направлении. И они падали не так, как падают зрелые фрукты, далеко не так; они летели, сбрасываемые, как незрелые смоквы, которые сначала отказываются оставить [256] ветку, а когда ножка отламывается, они быстро летят в сторону и падают на землю. А когда их падает множество, некоторые пересекают путь другим в зависимости от большей или меньшей силы рывка.

Таким казалось упомянутое необыкновенное явление обитателям моего дома. Со мною в парке было два человека с улицы Перл, считавшие и признававшие, что подобное явление никогда не представлялось нашему вниманию в какой-либо книге или каким-либо человеком за исключением пророка» (Журнал «Торговля», т. 8, № 534, 16 нояб. 1833 г., Нью-Йорк).

Было ли это событие сверхъестественным? Снова я говорю: это не имеет никакого значения. Значение имеет то, что Иисус Христос избрал период земной истории и точно предсказал падение звезд, которое будет выделяться так отчетливо, что станет предметом всеобщего свидетельства и признаком Его возвращения. То обстоятельство, что со времени падения звезд прошло более столетия, просто увеличивает важность времени, в котором мы живем.

9. Всемирный страх

«А на земле уныние народов и недоумение… люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лук. 21:25-26).

Страх! Вот слово, записанное крупными буквами в сердце современного человека. Самые умные, наиболее осведомленные люди, которые несут огромную ответственность за руководство миром, знают, что сейчас как раз время для страха. Даже когда некоторые говорят, что нет ничего, чего следовало бы бояться, кроме самого страха, то и в таком случае расходуются большие средства и прилагаются огромные усилия, чтобы показать людям страшную, угрожающую перспективу. Руководители страшатся будущего и боятся, что люди не понимают, как велика их опасность в настоящее время. [257]

Комментатор Дороти Томпсон говорит: «Ученые встревожены. Они спешат предостеречь о наличии полной возможности того, что мир может прийти к концу. Люди доверяют им, но выходит почти так, что они как бы ничего не имеют против наступления конца мира. Я не могу припомнить, чтобы что-либо подобное было раньше в Америке».

Доктор Гарольд К. Юрей, ученый, занимающийся исследованиями в области атомных бомб, сказал по радио на городском митинге: «Я апостол уничтожения. Тем не менее я сам живу в страхе и хочу, чтобы этот страх испытывали и вы».

Роберт Хатчинс, известный педагог из Чикагского университета, в широко распространенном обращении по радио заявил: «Уже слишком поздно. Возможно, ничто не сможет спасти нас. Но начертание на стене достаточно понятно. Оно говорит людям нашей земли: «Объединиться или исчезнуть!» По мнению Р. Хатчинса, нужно найти какое-то решение уже в течение ближайших пяти лет, чтобы спасти мир от бедствия, могущего постичь в недалеком будущем. «Остается мало времени»,- сказал он.

Газета «Нью-Йорк Тайме» цитировала слова президента Трумена, что, если разразится новая война, «ничего не останется. Мир будет снесен до основания. И наша надежда о величайшей эпохе в истории человечества пропадет». Покойный фельдмаршал Джон Смуте из Южной Африки утверждал: «Сегодня нет времени на раздумье. Если мы не будем готовы, мы не сможем скрыться или спастись. Завтра обстановка может непоправимо ухудшиться» («Кейп Тайме», 2 марта 1948 г., с. 1).

Доктор Сайрус Форстер Гарбет, архиепископ Йоркский, писал: «Библейское утверждение о том, что конец мира наступит внезапно, внедряется в наше сознание с новым значением… Начертание на стене об угрожающей гибели и уничтожении легко может прочесть каждый мыслящий человек» («Епархиальное послание», ноябрь 1945 г.).

Итак, люди боятся войны с применением атомных и биологических бомб и возможности полного опустошения и [259] уничтожения; боятся мира с риском долгов, с классовой борьбой, с попранием законов Божьих и человеческих и со все возрастающим чувством неуверенности. Никогда еще правительства не старались сделать столь много для народа. Никогда неудовлетворенность людей и склонность искать покровительство, начиная от колыбели и кончая могилой, не были столь велики. Все больше и больше людей ищут защиты у правительства. Люди говорят о «конце жизни на этой планете», о том, что «время истекает», «о конце света» и о «гибели и уничтожении».

Что же все это значит? Есть два фактора. Первый, что пророчество Иисуса Христа исполняется на наших глазах и Его пришествие приближается, хотя никто не знает ни дня, ни часа Его пришествия. Второй, что человеческие сердца наполнены страхом перед людьми и окружающим миром потому, что они утратили страх перед Богом.

Карл Хамбре, президент много упоминаемой нами Лиги Наций, в 1939 году сказал: «Здесь, в Женеве, у нас есть всякий страх, кроме страха Божьего». Так оно и есть. У людей нет нужного им страха, а есть страх, возникающий в результате отсутствия того единственного страха, в котором они нуждаются. Если бы люди любили Бога и боялись согрешить против Его святой воли, какую перемену можно было бы видеть в этом мире! «Начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110:10).

10. Проповедь Евангелия по всей вселенной

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матф. 24:14).

Это — вершина признаков, данных Иисусом. Разъясняются три вопроса: 1) Евангелие будет проповедано всему миру во время исполнения других признаков. 2) Проповедь Евангелия будет служить свидетельством всем народам. Здесь нет указания о всеобщем обращении ко Христу; на самом [260] деле множество уже рассмотренных признаков, доказывают обратное. 3) Когда Евангелие будет возвещено всему миру, тогда придет конец.

Какие факты необходимо знать в передаче простого Евангелия, как оно было снова возвещено чрез протестантскую реформацию? Нужно иметь в виду пять фактов, или обстоятельств.

Во-первых, со времени Лютера, когда фактически началось движение реформации, прошло более 250 лет, прежде чем Церковь действительно заинтересовалась миссионерской деятельностью, т. е. проповедью Евангелия всему миру. Это не говорит о том, что ничего не было достигнуто, потому что даже во время ожесточенных преследований реформация распространялась и ускорялась. Что же касается язычников — другое дело. Рассказывают, что некий юноша в Англии поднялся во время одного духовного собрания. Он высказал мысль о проповеди Евангелия язычникам — все то, что скопилось у него на душе. Председатель того собрания перебил его, сказав: «Молодой человек, садитесь. Когда Богу будет угодно обратить языческий мир, Он сделает это без вашей или моей помощи».

Второе, что нужно помнить, это то, что, когда мир вплотную подошел к 1800 году, произошли огромные перемены. «Тогда впервые после апостольского периода произошла вспышка всеобщего миссионерского рвения и деятельности. Взяв свое начало в Великобритании, оно вскоре распространилось на Европейский материк и по другую сторону Атлантического океана. Это не было лишь кратковременное увлечение, но оно положило начало мощному потоку, который с того времени и до нынешнего дня неизменно возрастает и распространяется. Теперь уже простые люди, народные массы начали молиться, проповедовать и идти на дело Божье, совершенно не дожидаясь, чтобы царь или священник призвали их к этому» (Делавен Л. Леонард. «Сто лет миссий», с. 69-70).

Для распространения Евангелия по всему миру пробил час Провидения. 1260 лет церковной ночи кончились в 1798 году. Время преследования прекратилось. Солнце померкло 19 мая 1780 года. И как раз через 12 лет, в 1792 году, [261] было организовано Баптистское миссионерское общество, которое в следующем году послало в Индию Вильяма Карея.

1792 год и имя Вильяма Карея знаменуют утро восходящего солнца современной миссионерской деятельности. Леонард пишет: «Мы можем говорить об эпохе Карея с таким же полным правом, как и о реформации Лютера. Мы по достоинству можем назвать его апостолом современной миссионерской деятельности, как называем Павла апостолом язычников» (там же, с. 71).

В том же году три моравских миссионера отправились в Африку, чтобы вновь зажечь свет, померкший со смертью Георга Шмидта.

В 1795 г. было основано Лондонское миссионерское общество.

В 1797 г. было послано пять работников, включая медика, в Африку.

В 1806 г. юный Самуил Миле поступил в колледж Вильямса в возрасте 23 лет и во время ставшей теперь знаменитой встречи под стогом сена во время грозы зажег огонь иностранной миссионерской работы в Америке.

В 1807 г. посвященный Роберт Моррисон, которого не направила Британская ост-индийская компания, отправился в Китай из Америки. Агент, производивший посадку на корабль, цинично заметил: «Итак, господин Моррисон, вы действительно надеетесь произвести впечатление на идолопоклонников в Великой Китайской империи?» «Нет,- ответил Моррисон,- я надеюсь, что Бог сделает это».

В 1808 г. в помещении Древнего Восточного колледжа Самуил Миле со своими друзьями организовал так называемое первое иностранное миссионерское общество в Америке. Он сказал другу: «Хотя ты и я совсем маленькие люди, мы не должны успокаиваться, пока не распространим нашу деятельность до самого отдаленного уголка этого погибшего мира» (Клиффорд Г. Ховелл. «Передовой страж миссий», с. 139).

В 1810 году эти юноши представили свои планы на рассмотрение Всеобщего союза независимых проповедников штата Массачусетс. «Отправимся ли мы в языческие страны с [262] финансовой поддержкой миссионерского общества Америки, или нам нужно искать связей с Европейским обществом?» Так был поставлен вопрос. В ответ на этот вопрос родилось движение «Американский совет уполномоченных для иностранной миссии»,- первая такая организация на западе от Атлантического океана.

В 1812 году Джудзон Ньювелл Холл и Райе отправились из Америки в Индию по горячим следам Карея.

В 1813 г. в Блентайре (Шотландия) родился мальчик, предназначенный Богом для прокладывания новых путей в Африке,- совершать основательную миссионерско-медицинскую работу вдоль и поперек этого континента. Его звали Давид Ливингстон.В 1816 г. было основано Американское Библейское общество.

В 1817 г. Роберт Моффат, которому только что исполнился 21 год, сошел на берег в Кейптауне (Южная Африка). Этот человек воскликнул: «О, если бы я имел тысячи жизней и тысячу тел! Я посвятил бы их единственному занятию — проповеди Христа этим униженным и презренным и, несмотря на это, возлюбленным людям!» Привлекая души ко Христу, он разыскал африканца, наводившего страх на всю страну, за чью голову британское правительство назначило премию в размере 1000 фунтов стерлингов. И Моффат привел его ко Христу. Таким образом, начался мощный подъем миссионерской деятельности как раз в то время, какое было указано в библейском пророчестве.

Третий факт — этому миссионерскому движению был дан толчок лишь после того, как сотни проповедников по всему миру начали с особой силой проповедовать весть о Втором пришествии Христа. И почему бы не так, ведь всемирная проповедь Евангелия была одним из признаков возвращения Христа! Один только доктор Иосиф Вольф проповедовал истину в силе Св. Духа более чем в 80 странах.

Четвертым значительным фактом является то, что в то самое время, когда началась эпоха миссионерской деятельности, началась и эра современных открытий в науке и технике. Действительно, за шесть лет до отъезда Карея в Индию два человека в Шотландии построили яхту с паровым двигателем для прогулок, а Джон Фитч из Филадельфии плавал по реке [263] Делавер на своем пароходе. В том же 1793 году, когда Карей отправился в путь, знаменитый американец ирландского происхождения Роберт Фултон носился с идеей применения пара в судоходстве. В 1907 году он взошел на палубу своего прославленного корабля «Клермонт» и проплыл на нем около 220 км вверх по реке Гудзон до Олбани (штат Нью-Йорк) за 32 часа. Перевозки с применением современных силовых машин уже были здесь в год отъезда Моррисона в Китай. Бог, давший нам благую весть о Своем Сыне и о возвращении Своего Сына, приготовил средства для быстрой проповеди Вечного Евангелия всему миру.

И наконец, в то самое время, когда началась эпоха современной миссионерской деятельности, на нашей земле появилось новое государство, которому было суждено стать самым могущественным из всех существовавших на земле. В 1793 году, когда Вильям Карей отправился в Индию, Джордж Вашингтон заканчивал первый срок своего пребывания на по-сту первого президента США. Здесь родилась республика, провозгласившая равенство всех людей. От этой колыбели свободы посвященные люди, руководимые духовным рвением, отправлялись в далекие страны, поддерживаемые молитвами и милосердным Провидением. Может быть эта страна, имела предопределенную цель, указанную в Божьих пророчествах?

Личный совет Христа

Заканчивая этот обзор о данных Христом десяти признаках Его пришествия, обратимся за личным советом к Его собственным словам.

Сначала обратим внимание на Его объяснение значения этих признаков: «От смоковницы возьмите подобие. Когда ветви ее становятся мягки и пускают листья, то знайте, что близко лето. Так когда вы увидите все сие сбывающимся, знайте, что близко при дверях. Истинно говорю вам, не пройдет род сей, как все сие будет» (Матф. 24:32-34). Поколение, жившее во время тех признаков, которые связаны с разрушением Иерусалима, увидело исполнение этой трагедии; поколение, [264] которое в наше время может видеть и распознать эти признаки Второго пришествия Христа, это поколение не пройдет, как все сие будет. Когда «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной… тогда придет конец» (Матф. 24:14).

А вот предупреждение и увещание: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой Один» (Матф. 24:36). «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Матф. 24:42).

Утешающий и радующий совет Спасителя дан в следующих словах: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук. 21:28). Истинно верующие во Второе пришествие Христа могут согласиться с мировыми лидерами нашего времени, что вид на будущее этого мира мрачный, но они также знают, что взгляд к небу дарует свет и утешение. «Восклонитесь и поднимите головы ваши»,- это увещание Спасителя».

Следует ли сомневаться?

Следует ли сомневаться в этом убеждении? Вот одна мысль: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1Иоан. 3, 2-3).

Другая мысль дана Павлом в его почти последних словах к Церкви перед его казнью: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия в день оный и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его»

(2Тим. 4:8).

Понимание того, что в истине о Втором пришествии заключается великая любовь Божья, приведет к очищению жизни! Искренняя вера в славное возвращение Христа усиливает желание приготовиться быстро и основательно. [265] Когда приближается время отправления поезда, пассажиры прилагают двойные усилия, чтобы убедиться, что все готово.

Громко трубите, трубите трубой:

Скоро Господь наш придет!

Радуйся, странник, всем сердцем и пой,

Скоро Господь наш придет!

Д. И. Строут