Глава 28. Церковь, управляющая миром

(7-я гл. Даниила)

Бог знает будущее: «Я возвещаю от начала, что будет в конце» (Ис. 46:10). И «Он открывает тайны рабам Своим пророкам» (Амос. 3:7).

За несколько дней до Своего распятия Иисус настаивал на важности чтения и понимания пророчеств Даниила. Он сказал: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее, да бегут в горы» (Матф. 24:15-16). Мы не нуждаемся в дальнейшем приведении доказательств, чтобы верить пророчествам Даниила. Даниил был тогда всего лишь юношей, когда Бог открыл ему в видении будущее, символически представленное в великом истукане, который приснился Навуходоносору, как это описано во 2-й гл. Даниила. В 7-й главе Даниилу было показано другое важное видение. Теперь он был уже старым человеком, вероятно, ему было более 80 лет. Вавилон также уже был седым и слабым и вскоре должен был попасть под власть Мидо-Персии.

Четыре ветра на великом море

«Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот четыре ветра небесных боролись на великом море» (Дан. 7:2). [310]

На символическом библейском языке четыре ветра олицетворяют борьбу. Здесь приведен пример: «И наведу на Елам четыре ветра… И поражу Еламитян страхом пред врагами их» (Иер. 49:36, 37).

Море или воды символизируют множество людей, ибо мы читаем: «Воды, которые ты видел… суть люди и народы, и племена и языки» (Откр. 17:15).Сцены волнения и беспорядка знакомы в истории мира — это картины войн и конфликтов, сражений и кровопролития, борьбы и смятения, когда одна нация поднимается, а другая приходит в упадок. Как прекрасно будет, когда больше не будут трубить звуки войны и мы будем слышать лишь сладостные звуки мира и согласия. Это будет подобно выходу из сумасшедшего дома в дом отдыха для здоровых людей. Такой день настанет, когда Спаситель снова придет на эту землю.

Это вечное утро, день, свободный от слез,

Нам чрез краткое время откроет Христос.

Ныне же пшеница под порывами греха развевается…

Спешите убрать ее, ибо осень уже надвигается.

Ф. И. Бельден

Четыре царства в символах зверей

Даниил видел великое море, бушующее в неистовых ветрах циклона: «И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого» (Дан. 7:3). Основное значение этого места становится ясным при чтении стиха 17: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли». Что эти четыре царя представляют собой скорее царства, чем просто царей, ясно видно из стиха 23: «Зверь четвертый- четвертое царство будет на земле». Из этого ясно видно, что история мира начинается от Вавилона и простирается до установления Божьего царства. Она здесь вновь представлена в 7-й главе, как и в Дан. 2. Там было всего лишь [311] четыре мировых политических царства. В обеих главах они следуют одно за другим, а Божье царство наступает как победоносный, кульминационный момент истории. Эти же самые царства вновь представлены в 7-й главе с добавлением некоторых определенных деталей, и представлены две новые и важные черты.

Лев с орлиными крыльями

Четыре зверя выходили по порядку: «Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему» (Дан. 7:4).

Лев с орлиными крыльями представлял собой Вавилон, аналогично золотой голове в Дан. 2.

Общеизвестно, что лев с крыльями был одним из выдающихся символов Вавилона. Современные раскопки Вавилона раскрывают эти эмблемы, расположенные при входах в общественные здания и другие значительные места (см. Иер. 4:7).

Лев признан как царь зверей, а орел — как царь птиц. Так Вавилон был главой всех царств (см. Ис. 13:19). Это была золотая голова, самый драгоценный металл в истукане, описанном в Дан. 2.

В Авв. 1:8 халдеи, или вавилоняне, представлены таким образом: «Прилетают, как орел, бросающийся на добычу». Это определяет быстроту их завоеваний. Тем не менее крылья должны быть оторваны, и он должен был стать на ноги, как человек, и ему было дано человеческое сердце. Насколько истинна эта картина до последних штрихов на историческом полотне! (Читайте Иер. 51:30.) Вавилон пал в ночь развлечения с женщинами и вином, во время пира и веселья (см. Дан. 5).

Похожий на медведя

«И вот, еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту [312] у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!» (Дан. 7:5).

Медведь символизирует собой Мидо-Персию. Он был приподнят с одной стороны. Это была двойная монархия мидян и персов. Но одна из них была сильнее другой — мидяне сначала занимали главенствующее положение (см. Дан. 8:3, 20). Это была жестокая, кровожадная власть. Три клыка хорошо представляют собой тройственный союз Вавилона, Ливии и Египта, против которых боролся медведь. В Дан. 2 этот символ соответствует серебряному царству.

Четырехголовый барс

«Затем видел я: вот — еще зверь, как барс; на спине у него . четыре птичьих крыла и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» (ст. 6).

Барс с четырьмя головами и четырьмя крылами символизирует собой Грецию. Дополнительные крылья символизируют быстроту завоеваний Александра Македонского. Он победил Мидо-Персию за пять лет и за восемь лет прошел со своими солдатами более 8205 км.

Четыре головы представляют собой четыре части империи, на которые была разделена империя Александра, умершего после пьяной оргии: Касандр взял западную часть, Лизимах — северную, Селевк — восточную и Птоломей — южную (см. Дан. 8:8, 21, 22). Этот символ соответствует медному царству в Дан. 2.

Зверь, страшный и ужасный

«После сего видел я в ночных видениях и вот — зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него — большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей и десять рогов было у него» (Дан. 7:7).

Страшный зверь представляет собою Рим. Железное [313] царство в Дан. 2 здесь представлено зверем с большими железными зубами. Сравните Дан. 2:40 и Дан. 7:7, 19, 23.

О десяти рогах сказаны следующие слова: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей» (Дан. 7:24). Десять рогов представляют собой десять царей. Царь символизирует собой царство (см. Дан. 7:17, 23). Итак, десять основных царств должны были выйти из Римской империи. Они были перечислены в предыдущей главе. Основные современные европейские государства являются продолжателями этих десяти царств. Люди никогда не смогут прочно соединить их (см. Дан. 2:43).

Маленький рог

«Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были пред ним и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7:8).

Маленький рог представляет собой папский Рим, или папство. Все, изучавшие историю, знают, что Рим имел две фазы: языческий Рим и папский Рим. Когда языческий Рим под нашествием варварских племен пал, епископ Рима взял в свои руки скипетр правления. Христианство было в основном номинально принято варварами, и папа стал главной властью в Европе. Никто, читая историю этого периода, не может не прочесть главу, озаглавленную: «Возникновение папства». Папство представляет из себя правление папы. Более 12 столетий нити европейской истории переплетены с папством и его двором. Джеймс П. Кенрой в журнале «Американское католическое четвертное обозрение» за апрель 1911 г. писал: «Давным-давно, когда Рим из-за небрежности западно-римских правителей был оставлен [314] на милость варварских орд, римляне обратились за помощью и защитой к одной личности и попросили ее править ими; и таким образом началась временная верховная власть пап. Кротко подойдя к трону Цезаря, наместник Христа взял скипетр правления, которому императоры и цари Европы должны были поклоняться в благоговении в течение столь многих лет».

Все историки, как католические, так и протестантские, знают, что вслед за падением языческого Рима папство, или папский Рим, стало выдающейся силой среди десяти царств Европы. Просто нет никакой другой власти, которая соответствовала бы десяти пунктам, выделенным Даниилом относительно маленького рога. Мы вкратце коснемся каждого пункта.

Десять признаков папского рога

1. Он вышел после десяти рогов

«И после них восстанет иной» (Дан. 7:24). Маленький рог должен был выйти после того, как десять рогов были явно очевидны. Так это и было. Корни папства уже давно закрепились, но оно пришло к власти и заняло выдающееся положение лишь после разделения Рима.

2. Он вышел из среды десяти рогов

«И вышел между ними еще небольшой рог» (ст. 8). Эта власть должна была выйти из среды десяти рогов, это значит — на европейском континенте. Папство выросло с местом своего пребывания в самом Риме.

3. Он должен был искоренить три других рога

«И три из прежних рогов с корнем исторгнуты были пред ним» (ст. 8). Три других «исторгнутых» рога в основном признаются как герулы, остготы и вандалы. Они выступали против определенных учений и требований папской иерархии. Достаточно сказать, что папство одержало верх над всеми ними. [315J

4. Он должен был отличаться от других рогов

«Отличный от прежних и уничижит трех царей» (ст. 24), это была религиозно-политическая власть, преследующая святых. Это была смесь религии и политики, а также смесь христианства и язычества, христианских и языческих церемоний, обрядов и философии.

Кардинал Ньюмен (римский католик) в своем очерке «О развитии христианской доктрины» говорит: «Тогда, полагаясь на возможность христианства противостать инфекции зла и превратить сами орудия и средства поклонения дьяволу для христианского использования… руководители Церкви с ранних времен были готовы, как только возникнет такая возможность, принять или поддержать существующие обряды и церемонии простого народа и в такой же мере философию образованных классов» (с. 371-372).

Пасхальный номер «Католического мира» за март 1895 г. утверждает: «Церковь приняла языческую философию и сделала ее защитой веры против язычества». Посему Морант Брок так и пишет: «В самом деле, все писатели, знакомые с древностью, будь они мирские, духовные, протестантские или языческие, итальянцы или иностранцы, приходят к единому мнению относительно языческого происхождения настоящих римских обычаев и церемоний» (Рим языческий и папский, с. 31).

Человеку необходимо лишь прочитать Писания, чтобы вне всякого сомнения узнать, что все множество нынешних учений и деятельность папства не основаны на Св. Писании.

5. Он должен стать ведущей силой

«Который по виду стал больше прочих» (ст. 20). Маленький рог должен был обладать ведущей властью. Так это и было. Императоры, короли и правители были коронуемы папой. Они целовали ему ноги и несли его на носилках.

Генри Эдвард Меннинг (римский католик) сказал: [316] «Наместник воплощенного Сына Божьего, помазанный первосвященник и верховный правитель (папа), сидел на своем месте судьи,- беспристрастный, чтобы судить отношения государства с государством, народа с королем, правителей и подчиненных» (Временная власть наместника Иисуса Христа, с. 46).

Император Германии Генрих IV оказал открытое неповиновение папе Григорию VII и приказал ему сойти со «своего трона». Григорий сверг императора с престола. Генрих среди зимы поспешил через Альпы, чтобы встретиться с Григорием, который прибыл в Германию. В замке Каносса, где остановился папа, император Генрих три дня стоял во дворе босыми ногами на снегу, одетый в грубые одежды, прежде чем папа соизволил поговорить с ним. Воистину папство «по виду стало больше прочих».

6. Оно должно было говорить хульные слова против Бога

«И против Всевышнего будет произносить слова» (ст. 25). Папе приписываются титулы, который принадлежат только Богу. Тридентский собор определяет эту власть таким образом: «Мы определяем, что святой папский престол и римский папа держат первенство правления над всем миром» (Лаббе и Коссарт. «Наиболее святые соборы», т. 13, § 1167).

Папа Лев XIII писал: «Мы занимаем на этой земле место Всемогущего Бога».

Католическая энциклопедия гласит: «Эта законная власть включает в себя даже власть прощать грехи» (т. 12, с. 265).

Можно представить многие тома книг, чтобы подтвердить, что папство претендовало на права, принадлежащие только Богу. Папство или является тем, на что претендовало, или же было настоящим антихристом. Как католики, так и протестанты признают это.

7. Оно должно вести войну против святых

«И… будет… угнетать святых Всевышнего» (ст. 25). [317] Оно должно было преследовать несогласных с католическим учением. Известный католик Фома Аквинский сказал, что убежденных еретиков необходимо предавать смерти с такой же уверенностью, как и других преступников, потому что они являются обманщиками.

Во время мрачных времен папского преследования бесчисленные миллионы умерли на виселицах или были сожжены на кострах. Умирали от меча и лишались всего, т. е. подвергались столь многочисленным пыткам, что их невозможно перечислить. Это -один из периодов «великой скорби».

«Что Римская Церковь пролила больше невинной крови, чем любая другая когда-либо существовавшая среди человечества организация, не вызывает сомнения ни у одного протестанта, обладающего достаточным знанием истории. Конечно, воспоминания о ее многочисленных преследованиях сегодня столь скудны, что невозможно иметь полное представление о множестве ее жертв, и вполне верно, что никакое воображение не в состоянии представить их страдания» (В. И. X. Лекки. «История возникновения и влияния духа рационализма в Европе», 1910, т. 2, с. 32).

8. Эта власть попытается изменить Божье время и законы

Феррарис, известный римско-католический писатель, говорит: «Папа обладает столь великим авторитетом и властью, что он может видоизменять, объяснять или истолковывать даже божественные законы… Папа может видоизменить божественный закон, так как его власть не от человека, но от Бога, и он действует как наместник Божий на земле» (Л. Феррарис. «Промпта Библиотека», статья «Папа»).

О папе времен Николаса мы читаем следующее: «Папа обладает авторитетной властью и часто проявляет ее, чтобы обходиться без повелений Христа… Воля папы отстаивает правосудие. Он может распоряжаться помимо закона; несправедливое превращает в справедливое, исправляя и изменяя законы».

Если вы прочитаете Десять Заповедей в католическом [318] катехизисе, вы заметите, что четвертая заповедь предусмотрена учить чему-то совершенно противоположному библейской истине. Эта власть «возмечтала изменить» закон Божий (см. 2Фес. 2:3, 4). Власть, изменившая закон Божий, превозносит себя выше Бога.

Четвертая заповедь Десятисловного Закона касается еженедельной субботы. Таким образом, если власть маленького рога должна была изменить «времена» Божьего закона, мы можем ожидать определенной подделки заповеди о субботе, которая имеет отношение ко времени. «А день седьмый — суббота- Господу Богу твоему» (Исх. 20:10).

Из «Католического зеркала» от 23 сентября 1893 г. мы цитируем: «Католическая Церковь за 1000 лет до существования протестантизма действием своей божественной миссии изменила день — с субботы на воскресенье». Из «Катехизиса обращенного в католическую веру», изданного Питером Гейерманом, мы заимствуем следующее:

Вопрос: «Какой день суббота?»

Ответ: «Суббота — седьмой день».

Вопрос: «Почему вы соблюдаете воскресный день вместо субботы?»

Ответ: «Мы соблюдаем воскресный день вместо субботы, потому что Католическая Церковь перенесла святость с субботы на воскресенье» (с. 50).

Интересно отметить, что 29-й канон Лаодикийского собора постановил: «Христиане не должны иудействовать и быть праздными в субботу, но должны работать в этот день». Не только власть маленького рога настраивала, чтобы христиане соблюдали воскресенье, т. е. первый день недели, но она постановила, что они должны работать в субботу, седьмой день согласно Десятисловного Закона. Пророческий голос говорит: «И возмечтает отменить у них праздничные времена и закон».

9. Эта власть будет господствовать в течение 1260 лет

«И они преданы будут в руку его до времени, времен и полувремени» (Дан. 7:25). [319] Читайте Откр. 12:6, 14 и заметьте, что выражение «время, времена и полувремя» обозначает 1260 дней. В пророческом времени день соответствует году (см. Числ. 14:34; Иез. 4:6). Этот библейский метод подтвержден на практике.

Законно признанная верховная власть папы началась с 538 г. по Р. X., когда вошел в силу декрет императора Юстиниана, определившего епископа Рима главой всех церквей, имеющего право устанавливать учение и исправлять еретиков. Эта власть должна была продолжаться 1260 лет, или до 1798 года.

10. Его верховная власть должна быть отнята от него

«И отнимут у него власть» (Дан. 7:26). Да, власть маленького рога должна быть отнята у него. В 1798 г., т. е. точно 1260 лет спустя, считая с 538 г., французский генерал Бертье взял в плен папу, и восемнадцать месяцев спустя он умер во французской ссылке. Папство получило «смертельную рану» (Откр. 13:3). Позже она должна была быть исцелена. Папство придет к власти опять.

Свидетельствуют реформаторы

Джон Виклиф назван «утренней звездой» реформации. В главе 2-й «О папе» он утверждает, что «папа является антихристом на земле», а в главе 7-й пишет, что кардиналы «являются петлями, затягивающими в дом дьявола» (Л. Э. Фрум. «Пророческая вера наших отцов», т. 2, с. 52).

«Виклиф рассматривал папу как человека греха, маленький рог и действительного антихриста, согласно пророчеству — в запятнанных кровью одеждах у высшего алтаря главной церкви христианства» (там же, с. 53). [320]

Мартин Лютер, могущественный вождь движения из мрака невежества к свету Св. Писания, сказал: «Я рад, что вынужден переносить также страдания за лучшее дело. В моем сердце я уже испытываю большую свободу, ибо наконец я знаю, что папа является антихристом, а его престол — престол самого сатаны» (Д’Обинье. «История реформации», кн. 6, гл. 9).

Суд, созванный на небе

После 1260 лет господства папской церкви, временно прерванного в 1798 г., Бог созвал Свой небесный суд.

«Видел я наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила перед Ним: тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним: судьи сели и раскрылись книги» (Дан 7:9-10).

В промежутке времени между 1798 г. и Вторым пришествием Христа Бог должен был занять Свое место на небесном суде. Поскольку Христос должен привести с Собой возмездие, то все дела должны быть рассмотрены и решены до Его прихода.

Царство Христа должно быть восстановлено

В связи с работой следственного суда и учреждением Божьего царства в стихах 13 и 14 звучат такие слова: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными, шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили [321] Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится».

Таким образом, в Дан. 7 мы имеем те же самые царства — Вавилон, Мидо-Персию, Грецию, Рим и десять частей Римской империи- как основные части современных европейских государств; и учреждение Божьего вечного царства — все точно так же, как и вДан. 2.

Тем не менее в 7-й главе мы рассматривали 1260-летний период господства папского маленького рога и отметили, что на небе начался великий Божий суд. Ниже все это отмечено на диаграмме:

До Р. X.

Вавилон – 605 — 538

Мидо-Персия – 538 — 331

Греция – 331 — 168

Рим — 168 до Р. Х. – 476 по Р. Х.

Разделение Рима — 476 — 538

Господство папства – 538 — 1798 __________

Суд 1798

Христос и святые

Иисус Христос представлен здесь не как единственный, принимающий царство, но Его верные последователи представлены как обладающие этим царством вместе с Ним. Мы читаем об этом в ст. 18: «Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством во веки и веки веков». И снова в ст. 27: «Царство же и власть и величие царствованное по всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, которого царство — царство вечное и все властители будут служить и повиноваться Ему».

Кто эти святые?

Кто эти святые? Каковы должны быть качества характера, чтобы иметь вход в это славное и вечное царство? Возьмите вашу Библию и просмотрите следующие ссылки:

1. Те, кто во Христе (Фил. 1:1).

2. Те, кто любит Бога (Пс. 30:24).

3. Молящийся народ (Откр. 5:8). [322]

4. Те, кто готоы к жертве (Пс. 49:5).

5. Те, кто готов переносить преследования (Дан. 7:25).

6. Кто имеет веру Иисуса (Откр. 14:12).

7. Кто соблюдает заповеди Божьи (Откр. 14:12). (Один перевод гласит: «Держитесь заповедей Божьих и веры Иисуса».)

Оставшиеся вне

Говорят, когда адмирал Пит Хейн вернулся домой после захвата испанских кораблей, нагруженных серебром с американских рудников, его жена окликнула его: «Пит, не входи в дом, пока не очистишь свою обувь о циновку у двери».

Относительно вечного дома Христа и искупленных мы читаем: «И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые записаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:27).

Мы должны избрать между грехом земли и праведностью неба. Голгофа смывает грех и предусматривает небесную праведность. Говорят: «Чем больше мы желаем земного, тем меньше небесного получим».

Все Иисусу отдаю я,

Весь Ему принадлежу;

В упованье и смиренье

Пред лицом Его хожу.

В. С. Верден [323]