Раздел 6. Бог говорит о небесном правлении для человека

Глава 33. Небесный закон для человека

Глава 34. Кто и что пригвоздил ко кресту?

Глава 35. Спасенные благодатью

Глава 36. Свидетельство людей о Десяти Заповедях [365]

Глава 33. Небесный закон для человека

Согласно Библии Бог есть царь (см. Иер. 10:6:7). Его престол на небе, и царство Его всем обладает (см. Пс. 102:19).

Бог разделяет это правление со Христом. Ветхий Завет свидетельствует: «Владычество на раменах Его» (Ис. 9:6). Последняя книга Библии описывает Его пришествие как «Царя царей и Господа господствующих» (Откр. 19:15).

Правительство нуждается в законе

Не может быть никакого порядочного правительства без закона и никакого счастливого, порядочного общества без принятия законов.

Дети не могут играть в мирные детские игры, в кошки-мышки или в баскетбол, футбол, или другие игры без правил.

Шестилетний мальчик отправляется в школу. Его добрые родители внушили ему мысль, что он может делать все, что ему захочется. Поэтому он имеет представление, что мир сотворен в основном для его удовольствия. Мы видим, как он разбивает детские игры, убегая прочь с пригоршней детских шариков. Он мешает игре в мяч, кидая мяч прочь. Нет необходимости говорить — трудным путем ему привьется взгляд, что играть нужно по правилам. Даже школьные дела имеют свои законы.

Люди не могут выполнять никакого дела без правил. Должны быть измерительные приборы, весы, меры и т. д. [366]

Хорошие законы являются основанием человеческого общества, основанием и тканью счастья, порядочного существования. Если люди должны жить вместе в мире и взаимоуважении, то ни один человек не имеет права делать только то, что ему нравится, не обращая внимания на законы. Тот, кто ведет свой автомобиль по левой стороне улицы при правостороннем движении, по крайней мере может иметь одну аварию, и она может стать последней для него.

Законы Божьего правительства

Человеческие правители часто издают жестокие и деспотичные законы. В Божьем правительстве Бог Сам издает законы (см. Ис. 33:22). Так как эти законы, естественно, являются отражением Его характера, не будет удивительным обнаружить, что «правосудие и правота — основание престола Твоего» (Пс. 88:15). Десять Заповедей являются Божьим основным моральным законом. Они «святы, добры и духовны» (Рим. 7:12-14).

«Все заповеди Его Верны, тверды на веки и веки» (Пс. 110:7-8). Иисус сказал: «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лук. 16:17).

Закон, правивший от Адама до Моисея

В те дни Десять Заповедей не существовали в письменном виде. Адам жил 930 лет. Мафусаилу было 200 лет, когда умер Адам, поэтому он получил от Адама познание Божьей воли. Мафусаил жил 969 лет и умер в год потопа. Таким образом, Ной получил устно истину о Боге и стал проповедником «праведности» (2Петр. 2:5). Писание говорит: «Все заповеди Твои — праведны» (Пс. 118:172).

Можем ли мы быть уверены, что Адам знал принципы этого закона? Да. конечно. Потому что «грех есть нарушение [367] закона» (1Иоан. 3:4). А «где нет закона нет и преступления» (Рим. 4:15). Так как Адам нарушил закон Божий, который он знал.

Еще одна деталь. Люди не ответственны за совершаемый грех, когда нет закона. «Грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 5:13). То есть не обвиняет человека. Но грех обвинял людей от Адама до Моисея, потому что «возмездие за грех смерть» (Рим. 6:23). И «смерть царствовала от Адама до Моисея» (Рим. 5:14). Итак, люди знали заповеди Божьи, хотя и не имели письменного закона. Выражение, упомянутое в Рим. 5:13: «До закона грех был в мире», подразумевает письменный закон.

Джеймс М. Гиллис в «Католическом бюллетене» от 22 сентября 1945 г. писал: «По-детски думать, что обман, воровство и убийство не были грехом до Моисея… Предполагать, что закон Божий необязателен для человечества XX столетия, значит ставить себя наряду с ребенком, спрашивающим учителя, каким был мир до закона тяготения» (с. 6).

Сын Адама, Каин, согрешил (см. Быт. 4:6-7). Ной и Лот жили среди людей, нарушавших закон (см. 2Петр. 2:4-8). Авраам знал Божьи повеления, уставы и законы (см. Быт. 26:5). Ап. Павел подводит всему этому заключение, говоря: «Так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Закон, правивший от Моисея до Христа

Когда Моисей вывел народ Израильский из египетского рабства, Бог Сам провозгласил Десять Заповедей и «написал их на двух каменных скрижалях» (Втор. 4:13). Так как эти каменные скрижали содержали письменное свидетельство Божье, они названы «две скрижали откровения» (Исх. 31:18). Моисею было дано повеление положить их в [368J священный золотой ковчег во Святом святых святилища (см. Втор. 10:2; Евр. 9:3-4). Его собственное описание гласит: «И обратился я и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтобы они там были, как повелел мне Господь» (Втор. 10:5). Поэтому ковчег назван ковчегом откровения, или ковчегом завета (см. Исх. 25:22; Откр. 11:19). Откровение, или записанная воля Божья, основывалась на Его устном слове.

Израиль пел этот святой закон как песню (см. Пс. 118:97). Соломон сказал: «Кто отклоняет ухо свое от слышания закона, того и молитва — мерзость» (Притч. 28:9). Исайя объявляет закон Божий как божественную проверку всего учения (см. Ис. 8:20).

Закон, правивший в жизни Христа

Пророк Исайя предсказал, что Иисус «возвеличит и прославит закон» (Ис. 42:21). А другой пророк — Давид — говорил, что закон Божий будет в Его сердце (см. Пс. 39:8-9; Евр. 10:7).

Когда пришел Сам Христос, Он сказал — менее чем за две минуты — в Своей чудесной Нагорной проповеди перед множеством народа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушать пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17). Чтобы выполнить пророчество, Он должен был исполнить то, что было предсказано в пророчестве. Это Он выполнил, заверяя в Назарете: «Ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами» (Лук. 4:21).

Чтобы исполнить моральный Божий Десятисловный Закон, Ему необходимо было сделать то, что требовал этот закон. И Он выполнил требования закона, ибо, когда приблизился Его час на Гефсимании, Он заявил: «Я соблюл заповеди Отца Моего» (Иоан. 15:10). Этому (369] Он повиновался с радостью, о чем засвидетельствовал Сам Бог: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие» (Евр. 1:9). В Своем учении Он возвеличил закон, сделал его применимым не только ко внешним делам, но и к сокровенным внутренним мыслям (см. Матф. 5:21, 22, 27, 28). В Своей жизни Он исполнил закон. В действительности Он был живым воплощением закона. Христос спрашивает Своих противников: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Иоан. 8:46). О Нем ап. Петр сказал, что «Он не сделал никакого греха» (1Петр. 2:22). Он умер не потому, что согрешил, но потому, что мы согрешили.

Закон, правивший во времена апостолов

Ап. Павел провозгласил, что закон свят, праведен, добр и духовен (см. Рим. 7:7; 12-14). Самым убедительным языком он подтверждает, что верой «мы утверждаем закон» (Рим. 3:31). В конце на собственном судебном процессе он засвидетельствовал на римском суде: «Служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках» (Деян. 24:14).

Это метод сатаны — ссылаться на апостолов Христа как выступающих против закона Божьего. Павел был великим богословом, но невежественные люди иногда неправильно понимали его. Как говорит ап. Петр, люди, вводящие в заблуждение, беззаконные, ложно истолковывали и неправильно применяли его слова (см. 2Петр. 3:15, 16).

Если бы ап. Павел обратился против закона Божьего, он сам бы, таким образом, стал лидером отступления, прокладывая путь для человека греха, «возмечтавшего отменить времена и закон» (Дан. 7:25; см. 2Фес. 2:3, 4).

Ап. Иаков провозглашает особым образом, что мы «будем судимы по закону» и «кто… согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:12, 10).

Ап. Иоанн касается дальше этого вопроса, говоря: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нем истины» (1Иоан. 2:4). Далее он утверждает, что «все лжецы» погибнут во время второй смерти (Откр. 21:8) [370] и что все, кто «говорит неправду» не войдет в го-род Божий (стр. 27). Он также соглашается с Иаковом в том, что закон Божий должен быть мерилом суда. Обратите внимание на описание его видения: «И рассвирепели язычники и пришел гнев Твой и время судить мертвых… И отверзся храм Божий на небе и явился ковчег завета Его в храме Его» (Откр. 11:18, 19).

Здесь дано наиболее ясное представление, что работа суда происходит во Святом святых небесного святилища, так как «ковчег завета» находится здесь. А в ковчеге находится Десятисловный Закон, о чем мы уже знаем. Это закон суда.

Когда выйдет последнее решение этого суда, праведные и нечестивые будут отделены навсегда. Но соблюдение заповедей будет частью пропуска в рай: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14). Как хранитель заповедей Божьих, ты можешь служить Богу среди меньшинства соблюдающих Его закон здесь на земле, но ты объединишься со 100%-ным большинством там на небе, включая ангелов: «Благословите господа все ангелы Его… исполняющие Слово Его» (Пс. 102:20).

Иисус о природе закона Божьего

Однажды, когда Иисус Своим мудрым ответом заставил замолчать группу иудейских саддукеев, фарисеи пытались со своей стороны искусить Его. Один из их группы, законник, задал Ему этот вопрос: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» (Матф. 22:36).

В ответ Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. [371J Вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего своего как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:37-40).

Вспомните, что Бог написал Десять Заповедей на двух каменных скрижалях. Все знают, что первые четыре заповеди помещены в первой скрижали и последние шесть — во второй скрижали. Причина ясна. Иисус разделил Десять Заповедей на два основных принципа: любовь к Богу и любовь к ближнему. Чтение заповедей в Исх. 20:3-17 быстро откроет перед вами, что первые четыре заповеди указывают на наш долг по отношению к Богу, а последние шесть — на наш долг по отношению к ближним. Таким образом, все Десять Заповедей основываются на двух принципах — любовь к Богу и любовь к ближним. Из этих двух принципов первый включает в себя «великие повеления». Поэтому первые четыре заповеди никогда не должны рассматриваться как менее важные. Интересно отметить, что Бог применил в три раза больше слов при передаче первых четырех заповедей, чем последних шести. И когда Иисус отвечал на вопрос законника, Он использовал в три раза больше слов для «первой и великой заповеди», чем для второй. Из всего этого следует два вывода. Первый заключается в том, что только тогда, когда Богу принадлежит первое место в нашей жизни, мы можем ответить на Его намерение по отношению к нам и выполнить свое назначение. Другой вывод состоит в том, что Божий Десятисловный Закон — это закон любви.

«Бог есть любовь». Его природа, Его закон есть любовь. Он всегда был и всегда будет. «Высокий и превознесенный. Обитающий вечно. Пути Которого вечны. Он не изменяется. У Него «нет изменения и ни тени перемены» (ПП, с. 33).

Двойная весть Голгофы

Смерть Христа на кресте осветила пред людьми два факта: [372]

1. Во-первых, она объявила всем разумным существам Вселенной, что закон Божий вечен и неизменен и что грех против Его святых предписаний приносит смерть. Сын Божий не согрешил, но Он занял место грешника. Поэтому Он должен был умереть. Закон Божий и Его характер — нераздельны. Он не изменил и не изменит ни одного из них. Голгофа является заключительным и неопровержимым аргументом Божьим в пользу Его вечного закона. Уничтожьте закон, и Голгофа станет бессмысленной трагедией.

2. Второе, что подтвердила Голгофа,- Бог есть любовь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).

Обвинения сатаны против закона Божьего, против Его Сына и Его характера, на все это было сполна отвечено на кресте. Бог есть любовь. Его закон — закон любви. Его Сыну дано неоспоримое место среди лиц Божества во Вселенной.

Война против соблюдающих заповеди

В эти заключительные дни испытаний во многовековой борьбе между Христом и сатаной враг неба направит преследования против соблюдающих закон Божий. Это сказано в пророчестве: «И рассвирепел дракон [сатана] на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17). Пока еще есть остаток времени, отпущенный для человечества, мы все должны сделать выбор. На Божьей стороне — Голгофа, заповеди и жизнь. На стороне сатаны- грех, свое «я» и смерть. К каждому из нас Бог посылает настойчивое, личное обращение: [373] «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое; любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его» (Втор. 30:19, 20).

Короновать или распять

Я стоял одинокий пред взором Христа,

А вокруг уж спускалася ночь…

Мое сердце пронзил тот вопрос, как стрела:

«Что ты сделаешь с Ним в эту ночь?»

Коронуешь? Распнешь? Каков твой ответ?

Другого ведь выбора не дали мне, нет…

Я взглянул на Христа, на страдающий лик,

На текущие слезы из глаз…

Его взгляд так глубоко мне в душу проник,

И с любовью шептал Его глас:

«Корона иль крест? Что ты изберешь?

За или против Меня ты пойдешь?»

Он протянул Свои руки ко мне

И тихо сказал: «Покорись…»

Любовью достиг Он меня в глубине,

И сердце сказало: «Решись!»

«Венчать иль распять» — это нужно решать,

Другого не дано пути мне избрать…

Я склонился в слезах пред Христом

И излил пред Ним душу свою…

И всю жизнь свою, все целиком,

Безраздельно я вверил Ему.

И решил: надо грех свой распять,

А Христа — воцарить на престоле!

Флоренс Джонсон [374]