Глава 34. Кто и что пригвоздил ко кресту?

Мартин Лютер, римско-католический монах, был профессором библейских дисциплин при католическом университете в Виттенберге (Германия). 31 октября 1516 г., когда приближался праздник Всех Святых, он прибил к двери церкви документ, содержавший 95 тезисов протеста, которые отражали беззаконную деятельность Католической Церкви. Смелый поступок Лютера был событием, потрясшим весь мир. С этого началось быстрое движение сил протестантизма. Таков был результат прикрепления тезисов к церковной двери.

Более 19 столетий тому назад римские солдаты пригвоздили не свой протест к дверям церкви, но Святого Человека ко кресту. Эти люди не понимали, что это был за Человек или что они делали на самом деле. А этот Человек молился: «Отче, прости им: ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34).

Распятие Иисуса Христа было событием, потрясшим всю Вселенную, открывшим новую эру мировой истории и утвердившим день доброй воли для всей Вселенной, день, когда все разумные существа будут поклоняться истинному Богу и повиноваться предписаниям Его святого закона.

Таинственная рукопись креста

Сказано, что умирающий Сын Самого Бога нечто пригвоздил ко кресту. Ап. Павел говорит об этом следующее: [375] «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2:14).

Это не значит, что Иисус взял молоток и прибил список предписаний ко кресту. Но для всех нас это значит, что какой-то закон или установленные законы тогда пришли к своему концу. Ап. Павел вновь говорит в Ефес. 2:15: «Упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей — учением».

Всем ясно, что здесь имеется в виду больше чем один вид закона в Библии. Мы знаем, что Десять Заповедей, или моральный закон Божий, не закончился на кресте. Это мы уже знаем. Как и всегда, сегодня нельзя воровать, убивать, нарушать супружескую верность или нарушать любую из Десяти Заповедей.

Христос не пришел, чтобы устранить этот закон; Он пришел, чтобы исполнить его. Подумайте, если бы Бог желал отменять этот закон, Христу не нужно было бы умирать, чтобы этим ответить на святые требования закона. Святой Божий моральный закон так же постоянен, как и Его характер.

Три типа законов

Первым и самым важным является моральный, Десятисловный Закон, написанный Богом на каменных скрижалях (см. Исх. 31:18). «Не думайте, что Я пришел нарушить закон»,- сказал Христос (Матф. 5:17).

Вторым является церемониальный закон, к которому относятся законы, регулирующие жертвоприношения во святилище — ритуальные законы богослужения.

Третьим видом являются гражданские законы иудейской нации. Эти законы регулировали множество вопросов, касающихся здоровья, санитарии, болезней, преступлений, судебного разбирательства и т. д.

Какие законы были пригвождены ко кресту?

С окончанием миссии иудейской нации как Божьего избранного народа гражданские законы, естественно, потеряли свою силу. Например, [376] по закону, записанному в Исх. 22:1, укравший вола, если его поймают, должен был вернуть владельцу 5 волов. Хотя этот закон был хорошим в свое время, нет необходимости придерживаться его сегодня. Все же принципы, определявшие гражданские законы, остаются неизменными. Например, христианину так же обязательно повиноваться принципам здоровья, как это было предписано и иудеям.

Но более специфические, церемониальные законы были пригвождены ко кресту. «Закон заповедей, содержащийся в предписаниях». Предписания, которые были против нас.

Ушли в прошлое жертвоприношения с пролитием крови, приношение пищи и питья; особые святые дни и годовые субботы. «Это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол. 2:17). Символические служения и их ежегодные святые дни (но не еженедельные субботы Десятисловного закона) указывали вперед — на Христа и Его смерть на кресте.

Со смертью Христа огромный занавес в иудейском храме в Иерусалиме разорвался сверху донизу (Матф. 27:51). Это означало конец церемониальной системы и законов, связанных с ней.На образном языке ап. Павла они были пригвождены к Его кресту.

(См. план сравнения морального и церемониального законов в конце этой главы.)

Что говорят люди?

Известные исследователи Библии всегда признавали в ней три вида законов. Знаменитый доктор Барнес пишет, комментируя Матф. 5:18: «Церемониальные законы были таковыми, которые должны были отвечать на определенные положения общества или регулировать религиозные обряды и церемонии народа. Они могут быть изменены при изменении обстоятельств, [377] а моральный закон остается неизменным» (Заметки, пояснения и практические выводы из Евангелий. 1860 г, т. 1, с. 65).

Методистские статьи о религии

В 6-й статье говорится: «Хотя закон дан Моисею от Бога, но что касается церемоний и обрядов, они ничем не обязывают христиан; также нет необходимости в принятии гражданских предписаний в любом государстве; и все же, несмотря на это, ни один христианин не может быть свободен от повиновения закону, который назван моральным» (Филипп Шафф. «Вероучения христианства», т. 3, с. 808).

Лютеранский катехизис утверждает:

Вопрос: Сколько видов законов приведено в Ветхом Завете?

Ответ: Три. 1. Церемониальный закон, или церковный, который Бог дал иудеям для регулирования их богослужений, праздников и церемоний. 2. Гражданский закон, или тот, который регулировал их политическую деятельность. 3. Моральный закон, или относящийся к их обязанностям по отношению к Богу и ближним, выраженный в Десяти Заповедях.

Вопрос: Обязаны ли мы соблюдать церемониальный, или церковный, закон иудеев?

Ответ: Нет, обряды, которые этот закон предписывал, были только прообразами и тенью Христа; и когда они исполнились, с Его смертью была устранена отличительная черта между иудеями и язычниками; церемониальный закон был отменен, так как в нем уже не было необходимости.

Вопрос: Должны ли мы соблюдать моральный закон?

Ответ: Да, потому что он основан на характере Божьем и не может быть изменен; он имеет всемирное применение, что было невозможным со стороны церемониального и гражданского законов. Христос требует повиновения Своему закону.

Это особое ударение на различии между моральным и другими законами мы поместили с тем, чтобы [378] вы были хорошо подготовлены встретить заблуждения, искажающие учение святого Божьего Слова и Его святого закона.

Церемониальные законы, подобно лесам здания, будут устранены, когда строительство здания закончено. Но моральный закон подобен фундаменту здания. Отмена Десяти Заповедей с отменой церемониального закона подобна сносу здания с разборкой лесов и устранением фундамента.

Иисус говорит: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» (Матф. 7:24-25).

Много лет тому назад через реку Конемауг в Пенсильвании должны были построить мост. Для работы был заключен контракт, и подрядчик принялся за работу. По обеим сторонам реки он углублялся все глубже и глубже — до коренной породы. Друзья говорили ему, что это будет слишком дорогая затея, но он строил основательно. В конце концов мост был построен и дело забыто.

Поздней осенью 1889 г. тающий снег с гор и сильные дожди несли вниз по течению все больше и больше воды. Южное Форское водохранилище переполнилось водой. Стены плотины оказались слабыми и в конце концов, не выдержав, рухнули, выпустив мощную лавину воды на долину. Деревья, дома, здания — все было сметено огромной водяной стеной. Что же произойдет, когда вся эта вода и обломки зданий и деревьев ударят в мост, построенный много лет тому назад? Страшный удар обрушился на мост. Мост шатался, стонал, дрожал и сотрясался, но он стоял! Вода пронеслась, неся с собой смерть и опустошение в одном из самых страшных бедствий — Джон-стаунском наводнении. Но мост, построенный на прочной [379] скале, стоял, одинокий и могущественный, укрепленный, среди разрухи и опустошения. Он выдержал испытание — напор шторма и наводнения, потому что был построен на камне.

Давайте строить на Скале — Иисусе Христе и на основании Его неизменного, вечного закона.

Мы строим, строим каждый день

Храм, невидимый для мира…

Мы строим, строим каждый день

На Скале для вечности.

Сравнение морального и церемониального законов

(Первыми приводятся высказывания о моральном законе, вторыми — под той же цифрой — о церемониальном законе.)

Моральный закон — это Десять Заповедей.

1. Моральный закон — совершенен: «Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс. 18:8).

«Все заповеди Твои праведны» (Пс. 118:172).

«Правда Твоя—правда вечная, и закон Твой -истина» (Пс. 118:142).

«Посему закон свят, и заповедь свята, и праведна и добра» (Рим. 7:12).

2. Закон сам по себе духовен:

«Ибо мы знаем, что закон духовен» (Рим. 7:14).

3. Высказан Богом:

«И говорил Господь к вам из среды огня… И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятисловие» (Втор. 4:12, 13; Исх. 20:1).

«И более не говорил» (Втор. 5:22).

4. Написан Богом на двух каменных скрижалях: «Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях» (Втор. 5:22; Исх. 31:18).

5. Вечный, потому что требует повиновения ото всех.

«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31).

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17). [381]

«Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лук. 16:17).

«Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Матф. 19:17).

«Обрезание ничто и необрезание — ничто, но все в соблюдении заповедей Божьих» (1Кор. 7:19).

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14).

Церемониальный закон — это заповеди, содержащиеся в обрядах.

1. Церемониальный закон — несовершенен: «Отменение же прежде бывшей заповеди

бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда» (Евр. 7:18, 19).

«Закон, имея тень будущих благ… никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр. 10:1).

2. Закон не духовен сам по себе: «Которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» (Евр. 9:10). [380J

3. Высказан Моисеем:

«И воззвал Господь к Моисею… говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого» (Лев. 1:1, 2).

«Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, о жертве за грех… Который дал Господь Моисею на горе Синае, когда повелел сынам Израилевым, в пустыне Синайской, приносить Господу приношения их» (Лев. 7:37, 38).

4. Написан Моисеем в книге:

«И сказал господь Моисею: напиши себе слова сии» (Исх. 34:27).

«И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным» (Втор. 31:9).

«И сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева» (Неем. 8:1; 4Цар. 22:8-16).

5. Отменен, поэтому не требует повиновения ни от кого:

«Упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей — учением» (Ефес. 2:15).

«Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас… И пригвоздил ко кресту; итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол. 2:14-17).

«Некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали» (Деян. 15:24). [383]