Глава 35. Спасенные благодатью

Давным-давно группа ученых подарила одному индейскому вождю солнечные часы. Он был настолько взволнован и обрадован этим, что построил над ними навес. Таким образом, они стали бесполезным объектом восхищения; они не могли больше показывать время, ибо были сокрыты от лучей солнца. Индейцы не использовали часы согласно их назначению.

Святой Десятисловный Закон является вполне совершенным, но есть некоторые действия, которые он не в состоянии выполнить.

Что делает закон для грешника?

Первое — закон дает познание о грехе: «Ибо законом познается грех». «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай» (Рим. 3:20; 7:7). Закон, который проявляет такое действие — это Десятисловный Закон, десятая заповедь которого гласит: «Не пожелай».

Второе — закон приносит сознание вины:

«Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19).

Мотоциклист мчался на красный свет и вдруг услышал пронзительный свист сирены. Регулировщик указал ему жезлом отъехать в сторону. Наличие закона усиливает вину и страх в сознании нарушителя. В этом случае он может оспаривать [384] свою невиновность, выражать извинение или умолять, чтобы сняли с него вину, «потому что все согрешили» (ст. 23).

Третье — закон действует как духовное зеркало.

Это другая сторона вопроса того, что уже было сказано. Зеркало показывает, на что похож каждый человек. Ап. Иаков говорит нам о небесном зеркале: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел- и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1:23-24).

Что является этим зеркалом? Ап. Иаков отвечает на это в ст. 25: «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании». «Совершенный закон свободы» в таком случае является небесным зеркалом, в которое могут смотреть люди. Что этим зеркалом является Десятисловный Закон, ап. Иаков ясно пишет во 2-й главе 10-12-м стихах. Он утверждает, что мы будем «судимы по совершенному закону свободы». И представляет этот закон словами: «Не прелюбодействуй» и «не убей».

Этот совершенный закон является совершенным небесным зеркалом. Давид пел: «Закон Господа совершен» (Пс. 18:8).

Авраам Линкольн сказал: «Мне кажется, что ничто, кроме безграничной мудрости, не могло, при любой возможности, разработать и дать человеку этот отличный и совершенный моральный кодекс».

Как полированное зеркало стоматолога показывает полость пораженного зуба, так совершенный закон Божий открывает пятна, где грех вкоренился в наши души. Грешник может уйти от зеркала и умышленно или по небрежности забыть о пятнах, которые он видел, но грех все еще будет действовать, если не будет искоренен из сердца.

На фруктовом складе, где сортировали яблоки, пред глазами рабочих висел плакат: «Пятно сегодня — завтра гниль». [385]

Закон Божий гласит: «Грешник, смотри, это пятно греха. Оно завтра будет больше».

Бог применяет закон, чтобы сделать для грешника то, что необходимо выполнить. Грешник должен осознать, что он грешник. Тяжелая рука закона должна быть положена на него, и он должен быть остановлен в своих действиях. Без закона ‘грешник подобен человеку, пораженному смертельной болезнью, не осознающему, что он имеет ее. Ап. Павел сказал: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7).

Евангелист Джон Браун однажды сказал: «Человеческое сердце не может принять целительную нить Евангелия, пока сначала не будет пронзено иглой закона».

Ф. Б. Мейер в книге «Илья и секрет его силы» писал: «Среди нас существует вопиющее отсутствие сознания греха. Большая часть населения безразлична к вести милосердия, потому что они не были пробуждены вестью святого гнева Божьего против греха… Вопиющая нужда нашего времени — в более глубоком сознании греха. И если она будет когда-либо представлена, это должно быть сделано религиозными учителями, которые должны привести к изучению закона, так же как и Евангелия» (с. 176).

Что закон не может сделать для грешника?

Два действия, в которых грешник весьма нуждается, но закон не может их представить.

Прежде всего, грешник нуждается в прощении, или оправдании. Он нуждается в том, чтобы его приняли как праведного. Это есть оправдание. Мытарь умолял о прощении и пошел домой «оправданный» (Лук. 18:13-14). Но «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20). Совершенный закон Божий, каким он и является, не может простить. Он продолжает говорить: «Ты грешник. Ты — под осуждением закона». Вот что значит быть «под законом». Только Законодатель может простить. Сама игла закона никогда не сможет зашить рану, сделанную грехом. [386]

Во-вторых, в чем нуждается грешник — в силе над грехом, или освящении. Этого закон, даже хотя и святой, не может сделать. Грешник должен быть изменен, а закон не может совершить такое действие. Ап. Павел говорит: «Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал. 3:21). Итак, мы все соглашаемся, что закон не может сделать грешника праведным. Ап. Павел дальше утверждает: «Плотские помышления… закону Божьему не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Вчера, сегодня и завтра дело грешника является безнадежным, поскольку это касается одного закона. Зеркало может показать, что лицо грязное, но не может очистить его или сохранить в чистоте.

Спасены по благодати

Когда закон Божий и дух Божий побудили грешника осознать свой грех, позвольте ему прийти ко Христу. Прощение, которое закон не может дать, Христос предлагает даром. Мытарь нашел это. Женщину, взятую в прелюбодеянии, Христос не осудил, потому что она уже чувствовала себя осужденной и опозоренной. Она нуждалась в сочувствии и прощении, и Христос был готов простить ее.

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан. 3:17). Неверующий «уже осужден» (ст. 18). Закон следит за этим. «Благодатью вы спасены через веру» (Ефес. 2:8). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши»

(1Иоан. 1:9).

Это Божья благодать, или незаслуженная милость. Это милостивая любовь Божья через Христа пробуждает любовь в сердце прощенного грешника. Если он не будет противиться этой любви, он будет желать и решится служить и повиноваться Богу. Прощение греха и сила над грехом приходит через проявление веры в Божьи обетования и полное подчинение сердца Богу. [387]

«Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8:3-4).

Это другая картина благословенной Голгофы, куда мы, грешники, осужденные законом, можем прийти, получить прощение и молиться: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). Итак, Христос «сделался для нас… освящением и искуплением» (1Kop. 1:30).

В начале 1849 года, когда «золотая лихорадка» охватила Калифорнию, один восточный горняк пересек континент в поисках счастья и прибыл на золотые прииски далекого Запада. Вскоре после своего приезда он нашел «золотую жилу» и немедленно написал своей жене, прося ее приехать к нему в Калифорнию и привезти с собой восьмилетнего сына. Жена взяла билет на пароход, отправлявшийся из Нью-Йорка в Сан-Франциско, в те дни это означало плыть вокруг мыса Горн, самой южной части Южной Америки. Большую часть пути на юг они проплыли благополучно. Но когда приблизились к мысу Горн, разразился большой шторм, и корабль не смог противостоять разъяренному шторму. В конце концов пассажирам и команде было приказано спуститься на воду в спасательные шлюпки. Корабль стал тонуть. «По какой-то причине жена рудокопа и ее маленький сынишка задержались внизу и выскочили на палубу в тот момент, когда последняя спасательная лодка была готова отойти от парохода. Она увидела, что все спасательные лодки были заполнены до отказа, но в последней было место лишь для одного человека. Мать стояла, смотря на единственное место спасения,- это означало выбор между собой и ее мальчиком, она не колебалась ни минуты. Поцеловав мальчика, она направила его в лодку. При этом она сказала ему: «Мой мальчик, когда ты увидишься [388] с папой, скажи ему, что мама умерла за тебя». Она утонула с кораблем (К. Т. Эверсон. «Спасены благодатью», с. 7, 8).

Возлюбленный Иоанн восклицает: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Иоан. 4:10). И затем, сознавая, что это был тот божественный закон, который пробудил любовь, он пишет: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Иоан. 4:19).

Что делает закон, чтобы спасти грешника благодатью?

После того как грешник был прощен, очищен и возрожден вновь, что теперь закон делает для него? Пусть Библия ответит на это.

«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божья, о которой свидетельствует закон» (Рим. 3:21).

Как прекрасно! Как просто! Как понятно! Мы смотрим в зеркало закона Божьего и видим наши грехи. Затем мы спешим к источнику чудесной Голгофы. Здесь мы погружаемся в этот поток крови и становимся чистыми — прощенными и очищенными. Обращаясь вновь, чтобы взглянуть еще раз в самую глубину божественного закона, мы слышим, как он говорит нам: «Я — закон Божий, несу свидетельство праведности Божьей, которую я не мог дать тебе. Теперь ты чист».

Однажды мы стояли перед святым законом и видели отраженное здесь наше своенравное «я», одетое в грязные, изорванные, старые одежды. Теперь мы вернемся и взглянем еще раз! И смотрите, мы одеты в одежды чистейшей белизны, даже без единого пятнышка — это одежды праведности Иисуса -Христа, сотканные на небесных станках рукой любви и принесенные на землю путем, названным Голгофой.

Блаженны входящие чрез ворота

В светлой одежде виссон…

Врата им откроют руки Христа,

Навеки уйдет плач и стон… [389]

И с радостным пеньем прославим Того,

Кто здесь нас от гибели спас…

Средь славы небес я узнаю его,

А Он ведь узнает всех нас…

Я узнаю Спасителя в свете креста

По следам от гвоздей на руках…

Искупленный чистою кровью Христа,

Я прославлю Его в небесах.

Фенни Д. Кросби

Что скажем мы тогда?

Находясь в присутствии Бога — нашего Отца, Иисуса — нашего Спасителя и перед святым, вечным Десятисловным Законом, что мы скажем? Будучи освобождены от осуждения закона, очищены и возвращены в благосклонное расположение Бога, что скажем мы? Можем ли мы умышленно не повиноваться закону, потому что благодать освободила нас от его осуждения? Разрешим ап. Павлу задать этот вопрос и ответить на него.

«Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому вы повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:15-16).

Чистосердечное повиновение закону Божьему является высшей ответственностью и преимуществом грешника, спасенного благодатью. Кто-либо может спросить: «Если благодать Божья больше самого ужасного греха, почему она не может покрыть постоянно продолжающийся грех?»

Давайте вновь позволим ап. Павлу ответить на этот вопрос: «Когда умножается грех, стала преизобиловать благодать… Что же мы скажем? оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» «Итак, да не царствует грех в смертном теле вашем» (Рим. 5:20; 6:1; 2, 12).

Благодать, вера, любовь и закон

Благодать является как бы прощением правителя по отношению к заключенному. Она прощает его, но не разрешает снова нарушать закон.

Вера подобна руке человека. Она простирается и принимает [390] прощение. Она также простирается к Богу за силой — повиноваться закону. «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Иоан. 5:4).

«Любовь — есть исполнение закона» (Рим. 13:10). «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1Иоан. 5:3).

Джон Веслей писал в своих «Проповедях на разные случаи» (1833-1836, т. 1, с. 314-315): «Я не могу обойтись без закона ни одно мгновение, не больше, чем могу обойтись без Христа… Понимая это, я сильно желаю быть в такой близости с законом, как мое сердце желает быть близко со Христом. В самом деле, каждый из них постоянно посылает меня к другому- закон ко Христу и Христос — к закону. С одной стороны, высота и глубина закона заставляет меня стремиться к любви Божьей во Христе; с другой стороны, любовь Божья во Христе заставляет меня полюбить закон «свыше золота и драгоценных камней»… Это есть совершенная свобода; таким образом, хранить Его закон и ходить во всех Его заповедях беспорочно».

Учение о благодати без послушания закону Божьему является учением об отсутствии милости. Новое Гемпширское исповедание веры, статья 12, гласит: «Мы верим, согласно Писанию, что закон Божий есть вечное и неизменное правило Его морального правления, что он свят, праведен и добр и что неспособность, которую Писание приписывает падшим людям выполнить Его заповеди, происходит вполне из-за их любви ко греху, освободить их от которого и восстановить их через Посредника к искреннему повиновению святому закону является основной целью Евангелия» (О. С. К. Велейс. «Во что верят баптисты?» 1934, с. 79).

Безрассудные, пустые или благословенные

Безрассудный человек пытается достичь спасения своими собственными делами в соблюдении закона. Он смотрит в духовное зеркало закона Божьего и видит, что он является грешником. Затем он берет зеркало [391] и старается очистить себя. Начиная от Каина, сына Адама, и до нашего времени многие, налагая на себя эпитимию, старались найти мир с Богом. Ап. Павел писал: «О несмысленные галаты!.. Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере?» (Гал. 3:1-2).

Грешник может начать свое общение с Богом только путем веры, стуча в дверь под названием «Милость».

Пустой человек думает, что он не нуждается в добрых делах. Он смотрит в духовное зеркало закона Божьего и, видя, что оно осуждает его, берет молоток и разбивает зеркало на куски. Или, что еще более странно, может говорить: «Христос устранил закон, пригвоздив его к своему кресту. Теперь я в самом деле свободен. Я могу делать все, что захочу, и все же быть христианином».

Слушая такое легкомысленное рассуждение, ап. Иаков восклицает: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:20).

Есть еще благословенные люди

Блаженный человек смотрит в это же духовное зеркало, как и другие два, но, сознавая себя потерянным грешником, спешит ко Христу. Получая прощение по благодати, через веру, он восклицает вместе с Давидом: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты!» (Пс. 31:1). Это есть оправдание и оно совершается независимо от дел закона (см. Рим. 3:28). Добрые дела сегодня не могут искупить злые дела, совершенные вчера. Что же теперь делает этот благословенный, прощенный человек? Он сразу же широко раскрывает дверь своего сердца и говорит: «Дух Божий, войди в мое сердце и возьми его под контроль. Запиши заповеди Твоего закона в мое сердце. Вложи в меня дух послушания, потому что «помышления духовные — жизнь и мир» (Рим. 8:6). [392]

О таком человеке псалмопевец поет: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей. Но в законе Господа воля его и о законе Его он размышляет день и ночь» (Пс. 1:1-2).

В этом истинное понимание подлинного христианина. Он принимает все, что предлагает Бог, затем кладет все на Божий жертвенник, все, что он имеет или надеется иметь. [393]