Глава 2. Первый ответ Бога современному человеку

Какой самый первый и самый главный ответ человеку, колеблющемуся в тумане ужасного сомнения? Что говорит Бог борющемуся со скептицизмом, рожденным утратой надежд и иллюзий? Какое слово имеет Бог для достигшего передовых постов неверия? Или для стоящего на грани открытого восстания, или для человека, на которого хлынули потоки горя и печали? Как отвечает Бог любому человеку, искренне вопрошающему: «Боже, где Ты?»

Часто цитируются следующие слова: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13:1). Воистину, такое заявление, как это, едва ли может быть ответом на тревожные мысли искреннего человека. Вышеупомянутые слова записаны не для этой цели. Они могут толкнуть встревоженную душу через пропасть к вечной гибели. Это не Божий путь.

Ответ Бога совсем простой: это необыкновенный призыв к такому образу действия, которое не имеет сравнения или подобия. Всякий, пренебрегающий этим призывом, остается без прощения. А кто искренне откликнется на него, найдет бесценную жемчужину жизни. Вот она: «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Пс. 45:11).

Какой призыв! Поскольку это слова Бога, они дают возможность каждому [18] чистосердечному человеку почувствовать присутствие Бога. Неужели Бог обманывает человека у первой же двери, которую Он попросил человека открыть?

Слова: «Остановитесь и познайте, что Я Бог» — это лишь частица главного совета, данного во всем том незабвенном и возлюбленном псалме прибежища, в котором миллионы людей в течение тысячелетий черпали надежду. В действительности ответ находится в предпоследнем стихе. Весь же псалом почти целиком посвящен описанию вечного заступничества или прибежища. Путь к этому прибежищу начинается с того момента, когда кончается надежда человека на свои силы и когда Бог сможет убедить его остановиться и прислушаться.

Шум многочисленных голосов нашего времени

Никогда раньше не было так трудно слышать. Никогда в истории мира не было столь широко распространенного шума голосов сумятицы, спешки и суматохи. Хотя раньше не было и таких скоростей, предела которым еще нет. Человеческий гений планирует дать миру больше свободного времени, чтобы жить быстрее, как можно быстрее. Автомобили и корабли, самолеты и поезда, более скоростные танки, пули и бомбы; более быстрое получение образования, сверхскоростные средства передвижения и связи,- все быстрее, быстрее и быстрее!

Говорят об одном пришельце к небесным вратам. На вопрос ангела-служителя: «Испытал ли ты удовольствие от прекрасного Божьего мира во время своего пребывания на земле?» — человек ответил: «У меня не было возможности видеть многое. Я был слишком занят разговорами по телефону и прочими делами».

Друг на обочине современной дороги

Рядом с этой современной ревущей гоночной дорогой жизни, по которой цивилизация несется со все возрастающей скоростью, стоит лучший Друг человека — Бог. Он знает, что машина человека стремительно несется к своему неизбежному трагическому концу, потому что вера человека и его нравственные устои ослабели. [19] Каждому путешественнику Бог говорит: «Остановитесь и познайте, что Я Бог».

Каждый воистину великий человек, когда-либо живший на земле, уделял время для того, чтобы послушать Бога. Авраам слушал, и Господь сказал: «Я… благословлю тебя» (Быт. 26:3). Иаков, бежавший ради спасения своей жизни, в одиночестве ночью, при свете звезд слушал Бога и услышал голос с вершины лестницы, говоривший: «Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь» (Быт. 28:15). Это была как раз та весть, в которой Иаков нуждался. Джордж Вашингтон слушал в Велли-Фордж и услышал «тихий слабый голос». Линкольн слушал в Белом доме, и Бог послал надежду в часы мрака и отчаяния. Бог в жизни каждого является лучшим Другом человека на обочине любой дороги и тропинки.

Больной человек спорит

Самым больным человеком из всех когда-либо живших на земле был человек по имени Иов. Он был болен от подошвы ног до темени головы. Он был болен снаружи и внутри, болен физически и духовно. Во время болезни Иова навестили четыре земных друга: Елифаз, Вилдад, Софар и Елиуй. Эти известные граждане своего времени вступили в долгий и временами резкий спор о значении болезни и о том, как Бог обходится с человеком.

Иов утверждал, что, поскольку он был праведным и послушным человеком, Бог поступил с ним несправедливо, послав ужасные страдания, болезнь и грозящую ему смерть. Более того, он утверждал, что Бог больше не слышит его молитвы, и просил о возможности поговорить с Богом. Он сказал: «Я изложил бы пред Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне» (Иов. 23:4-5). Иов был так разочарован, что был готов даже спорить с Богом, и был твердо убежден, что перед массой его оправданий Бог стоял бы безмолвным. Как же [20] легко стать мудрее Бога, в Которого он верил!

Елифаз Феманитянин взялся за дело примерно следующим образом: «Иов, ты был известен горячим увещеванием по отношению к другим во время их болезни, а теперь, когда дело дошло до тебя и ты изнемог, ты не пользуешься своими же собственными лекарствами. Бог наказывает тебя за какие-то согрешения. Наказания Его не отвергай. А также помни, мы мудрее тебя в этом деле, потому что уж волосы наши седые. Тебе еще многому надо учиться» (Иов. 4:3-5, 7-9; 5:17; 15:10).

Вилдад Савхеянин начал с такого положительного подхода: «Иов, если бы ты творил только правду, ты бы преуспевал» (Иов. 8:6). Подразумевалось, конечно, что у Иова были тайные поступки, о которых никто из окружающих ничего не знал. Язвы по всему его телу, от головы до ног, давали повод для серьезных подозрений.

Софар Наамитянин направил расследование по более глубокому руслу: «В действительности ты заслуживаешь большего наказания, чем ты получил. Грехи, которые ты, очевидно, совершил, должны были бы навлечь на тебя больший гнев». «Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (Иов. 11:6).

Бедный Иов! Он защищался, раздраженный их насмешками, и бросал им в ответ: «Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость… Не ниже я вас» (Иов. 12:2, 3).

Молодому Елиую Вузитянину оставалось закончить спор вспышкой гнева — как против Иова, так и против трех друзей. Против Иова за то, что тот искал оправдания себе, но не Богу, и против трех старцев за то, что они не могли мудро ответить Иову. Можно сказать, что длинная речь Елиуя, которая остановила старцев, заключала в себе одну важную мудрость. Среди прочего он сказал: «Он будет смотреть на людей и [21] говорить: «грешил я и превращал правду, и не воздано мне. Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» (Иов. 33:27, 28). Также он добавляет: «Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии» (Иов. 36:11).

В чем неудача всех этих людей?

В словах, сказанных четырьмя друзьями, была как правда, так и неправда. Друзья Иова ошибались, когда настаивали на том, что его болезнь послана ему как наказание за его личное беззаконие и что благополучие является признаком праведности. Болезнь может быть результатом чьего-либо собственного греха или может не быть. Иов ошибался, обвиняя Бога в несправедливости. И вероятно также ошибался, переоценивая свои собственные заслуги. Он ведь не знал всего, также и не понимал полностью всех отдельных явлений. Он не видел далеко вперед и не имел всеобщего представления обо всем происходящем.

Но все эти люди, искатели правды, сделали еще большую ошибку. В своем практическом значении она во много больше, нежели их богословские ошибки и различия во взглядах. В конце концов, они были хорошими, высоконравственными личностями, как говорят люди, утверждающие то, что сами считают истиной.

В чем же была их действительная ошибка? Они более были готовы выражать свои мнения о Боге, нежели позволить Богу высказать Свое мнение о них. В своем усердии переговорить друг друга, не давая другому сказать слова, они не предоставили слово Богу.

Настало время послушать Бога

Все соперники в конце концов истощили свой запас аргументов в споре, а самый красноречивый оратор потерпел крах. Так было и с этими людьми, обсуждающими действия Бога и человеческие страдания. В конечном счете они дали возможность Богу высказать Его соображения об упомянутых выше аргументах, жалобах, страданиях и горечи.

Отвечая Иову, Господь сказал: «Кто сей, омрачающий Провидение словами [22] без смысла? Препояшь ныне чресла твои как муж: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне»(Иов. 38:2-3). Затем Господь говорил о творении, о земле, воздухе и небесах, дне и ночи, о снеге, граде, свете, громе, молнии, дожде, льде, морозе. О звездах и облаках, о львах, диких козах, ланях, о конях, рвущихся в бой, о павлинах, ястребах, орлах, китах, слонах и т. д., в отношении которых ученики средней школы сегодня знают больше, чем Бог тогда открыл Иову.

Тем не менее, когда Бог позволил Иову отвечать, этот больной, истощенный и ожесточенный человек сказал: «Руку мою полагаю на уста мои» (Иов. 39:34). Были забыты все его веские оправдания и все заранее приготовленные слова. Задолго до того, как Иисус сказал: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Матф. 11:15), Иов раскрыл свои уши и стал слушать голос Божий.

И когда, наконец, Господь закончил следующими словами: «Он царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41:26), тогда Иов отвечал: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:2,6).

Первое, что нужно запомнить, это то, что когда Иов прекратил оправдания и сетования вслух или в своей душе и послушался голоса Божьего, даже как Он открыт в природе, он снова нашел своего Бога.

Во-вторых, следует запомнить, что, согласно Писанию, Бог не объяснил Иову, послана ли ему болезнь в наказание за грех, а Иов ничего об этом и не спрашивал. Иов закрыл свои уста в молчании, открыл свое сердце небесам и нашел своего личного Господа. Этот Господь Сам стал личным ответом на беспокоящие его личные проблемы. Другого подходящего решения нет. Единство с Богом, познание Господа — вот и все учение [23] о Боге! «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3).

Человек, имевший это

Апостол Павел вполне справедливо мог бы спросить: «Где же Бог? Почему Он не защитил меня от ложных друзей? Почему Он не предохранил меня от религиозных противников? Почему Он не сохранил меня от тюрьмы, не защитил меня От телесных наказаний, не исцелил моих болезней и не изменил решений императора Нерона? Почему Он не отвратил от моей шеи топор палача?»

Три раза он умолял Господа избавить его от физических страданий. Но Бог ответил ему: «Нет», добавляя: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Павел больше не обращался к Богу с подобной просьбой, и поэтому пишет: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор. 12:9).

Основой этой покорности в страданиях была золотая нить веры, которой была переплетена вся его жизнь, подобно тому, как ткач переплетает основу ткани. Его зрелость отражена в следующих словах: «Но не стыжусь. Ибо знаю, в Кого уверовал» (2Тим. 1:12). Одно дело — верить в Бога, но другое дело — знать Бога. Павел же знал Бога. Когда говорил Господь, он слушал и вникал…

Вот почему, когда к нему почти приблизился палач, он мог сказать: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды» (2Тим. 4:6-8). Это был человек сильный и в проповеди за кафедрой, и в тюрьме, побеждающий в жизни и в смерти.

Философ и ремесленник

Рассказывают, что крупнейший богач своего времени попросил мудрейшего из людей того времени истолковать Бога. [24] Много дней занимался философ, но чем больше он думал, тем в большее смущение приходил. Наконец он сказал: «Я не могу выразить ответ словами». Он знал, о чем говорить, но сформулировать свой ответ не мог.

Богослов Тертуллиан однажды сказал: «Мудрейший человек в этом мире не сможет сказать вам, Кто есть Бог. Но самый малограмотный ремесленник, христианин знает Бога и в состоянии передать это познание другим».

О чем просит Бог?

Бог не просит человека искать Его только через глубокое изучение Его естества и Его планов. «Можешь ли ты исследованием найти Бога?» (Иов. 11:7).

Бог просит людей: «Остановитесь!» Им Он говорит: «Остановите свои слова. Остановите свои предрассудки. Остановите свою гордость, высокомерие, возмущение, и Я буду говорить вам».

«Ко Мне обратитесь и будете спасены» (Ис. 45:22).

«Приидите ко Мне… и Я успокою вас» (Матф. 11:28).«Предай Господу путь твой» (Пс. 36:5).

«Се, Я с вами во все дни» (Матф. 28:20).

Это простое обращение не разрешает всех вопросов и не дает полного понимания, но так Бог начинает разговор с каждым человеком. В ту ночь, когда Аарон Бэр распахнул ставни своего окна в Принстонском университете и закричал: «Прощай, Бог!», он закрыл двери своей души. Кто сегодня откроет Богу ставни на окнах своей души, в душе того человека засветит свет Божьего присутствия.

Покой, покой с Тобою, когда взойдет заря,

Когда от птичьих песен быстрей уходит тьма.

Прекраснее, чем солнце, чем прелесть ясных гор,

Заря в моем сознании,- мой Боже, я с Тобой! [25]

Когда усталый духом, я после дел усну,

Сквозь сомкнутые веки я на Тебя смотрю,

Мой самый сладкий отдых — под сенью Божьих крыл,

И вновь Тебя я вижу, когда глаза открыл.

И в радостное утро, когда воскресну я,

Душа от сна проснется, и встречу я Тебя,

О радость, и о счастье, прекрасней чем рассвет,

Горит в душе сознание — с Тобой разлуки нет! [26]