Глава 38. Христос и Божье знамение

Государства этого мира посылают своих послов, как своих представителей в столицы других стран.

Христос пришел в этот мир как небесный посланник, чтобы явить Бога (см. Иоан. 1:18), т. е. сделать Бога по настоящему известным людям.

«Земля покрылась тьмой, потому что истинное представление о Боге было сокрыто от людей… Познать Бога означает возлюбить Его. Характер Божий должен был проявиться в противоположность образу действий сатаны. Эту миссию могла взять на себя только единственная личность во всей вселенной. Только Тот, Кто знал высоту и глубину любви Божьей, мог открыть ее миру» (ЖВ. с. 22).

Христос имеет Свой день

Истина, что Христос, пришедший открыть Бога людям, имеет Свой особенный день, ясно выражена в Св. Писании. Рассмотрим три библейских утверждения.

Сначала прочитаем утверждение, записанное ап. Иоанном: «Я был в Духе в день Господень» (Откр. 1:10). Здесь ясно сказано, что Господь имеет Свой особенный, отделенный день.

Далее мы хотим узнать, Кто этот Господь и какой день является Его днем. Иисус дает нам ответ: «Посему Сын Человеческий есть Господин и субботы» (Марк. 2:28). Итак, мы видим, что Иисус есть Господь, а суббота является Его днем. [415]

Наше третье место Св. Писания наставит нас в том, каким днем недели является суббота. Четвертая заповедь дает нам специальный ответ: «А день седьмой — суббота, Господу Богу твоему» (Исх. 20:10).

Теперь давайте соединим вместе эти три факта и подведем итог.

1. Господь имеет день — день Господень.

2. Иисус есть Господин субботы.

3. Суббота — седьмой день недели.

4. Поэтому седьмой день есть день Господень.

Как Христос стал Господином субботы?

У нас сразу же возникает интерес узнать, почему Христос утверждает, что Он является Господином субботы? Для этого есть две наиболее веские причины.

Первая помещена в Ефес. 3:9: «И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом». Другими словами, Христос, Который пришел на эту землю искупить человека,- Сам был активным Посредником Божьим в сотворении всего. Эта истина о Христе как Творце, все снова и снова повторяется в Библии (см. Кол. 1:15-16; Евр. 1:1-2; Иоан. 1:1-3, 10, 14). Положение Христа как Творца, творившего совместно с Богом, делает Его Господином творения. Ему весьма подходило сказать: «Сын Человеческий есть Господин субботы».

Вторая причина утверждения Христа, что Он есть «Господин субботы», заключается в том, что Он сотворил субботу. Поскольку Сын Божий совершил работу творения в шесть дней, несомненно, что Он покоился в седьмой день, благословил и освятил его (см. Быт. 2:2). Это сделало этот день днем Его покоя, Его субботой, Его благословенным и освященным днем. Седьмой день поэтому является субботой Христа — христианской субботой или днем Господним. [416]

Господь в Свой день имеет общение со Своим народом

Так как дети Божьи являются членами Его семьи (см. Ефес. 3:14-15), мы должны надеяться, что они будут иметь особое общение с Ним в Его день покоя. Седьмой день — суббота- должна быть субботой не только для Бога и Христа, но и для человека. Иисус сказал: «Суббота для человека» (Марк. 2:27). Этим человеком был Адам, глава человеческой расы. Через него суббота пришла ко всем людям. Подобно золотой связи она соединяет небо и землю в духовном общении.

Сын Божий стал Сыном Человеческим, рожденным от жены. В действительности Он стал вторым Адамом, Главой искупленных людей. Поэтому Он провозглашает: «Сын Человеческий есть Господин и субботы» (Марк. 2:28).

Как Сын Божий при творении, Он стал Господином субботы, ибо Он сотворил ее. Став Сыном Человеческим, Он продолжает предъявлять Свои права как Господин субботы. Но соблюдал ли Он Свой собственный святой день?

Сын Человеческий в Своем родном городе

Иисус был плотником. Его дом был в Назарете, где Он жил до 30 лет. Каким был Его обычай относительно субботы? «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу и встал читать» (Лук. 4:16). Иисус, плотник из Назарета, чтил золотую связь Бога. По Своему обыкновению Он свято хранил субботний день.

Спор относительно субботы

Спором можно достичь лишь немногое. Многое достигается ревностным исследованием истины. В Матф. 12:1-12 записан случай, когда фарисеи критиковали Христа и Его учеников. Они критиковали учеников за то, что они сорвали несколько колосьев [417J пшеницы, идя через поле в субботу. Они обвиняли этих людей, что те жали и молотили в субботу. Они критиковали Иисуса за исцеление в субботу.

В обоих случаях Христос настойчиво утверждал, что такие дела разрешается делать в субботу. Он был Господином субботы. Суббота была Его днем. Он был Сыном Человеческим, и суббота была сотворена для человека.

Иудеи нередко бесчестили субботу, занимаясь в этот день коммерческой деятельностью (см. Неем. 13:15-19). Тем не менее в то время, когда Иисус находился среди них, они были очень точны в соблюдении субботы. К заповеди о субботе они добавили так много человеческих законов, что она не была уже больше для них «радостью», но становилась все более и более неприятным бременем. Такие действия неправильно представляли Бога, Которого Иисус пришел «явить» людям. Никому не разрешалось съесть яйцо, снесенное в субботу, потому что курица, выполняя эту работу в субботу, нарушила четвертую заповедь. Никто в пятницу после обеда не должен нести с собой нитку с иголкой или одежду, из-за страха, что он может продолжать нести все это в субботу, ибо это рассматривалось как ношение нош в субботу. Людям запрещалось в субботу ходить по траве из опасения, что они могут стряхнуть семена. Если они носили обувь, подбитую гвоздями, это рассматривалось как ношение груза. В субботу разрешалось написать только одну букву алфавита, но не две. В субботу нельзя было пронести горсть пищи на расстоянии двух шагов — это считалось несением груза. Такие «законы» Иисус отвергал.

Иисус возвеличил субботу. Он отказался обращать внимание на многочисленные обременительные законы, введенные иудейскими руководителями, превратившими святой радостный Божий день в утомительный день сплошных причудливых запретов. Христос сказал фарисеям, что если бы они понимали Писания, «то не осудили бы невиновных» (Матф. 12:7). Следовательно, ученики не нарушили заповедь о субботе. [418]

Великий проповедник Г. Кемпбелл Морган на с. 50 своей книги «Десять Заповедей» писал: «Отношение Христа к субботе в Его словах и делах выполнило большую роль. Некоторые воображали, что словами и делами Он уменьшил связывающее значение старой заповеди. Такой взгляд тем не менее абсолютно неправильно представляет и неверно истолковывает действия и учения Христа». Относительно Себя Христос сказал: «Я соблюл заповеди Отца Моего» (Иоан. 15:10). Следовательно, Он не нарушал и четвертую заповедь. Иисус отполировал и придал блеск этой золотой связи Божьей — субботе Господней — в Своем учении, служении и личном примере.

Суббота и Голгофа

В шестой день творческой недели были «совершены небо и земля и все воинство их» (Быт. 2:1). Тогда Христос, творивший вместе с Богом, покоился в седьмой день и отдыхал. Этот святой день должен был стать знамением между Богом и Его народом (см. Исх. 31:17).

Этот же самый Сын Божий воплотился и стал Еммануил — «с нами Бог». Введенные в заблуждение фанатические религиозные руководители шумно требовали Его распятия на кресте. Вися на кресте в Свой последний момент мучительной агонии, Он воскликнул: «Совершилось!» (Иоан. 19:30).

Это также был шестой день недели. Едва хватило времени, чтобы похоронить Христа, как зашло солнце и наступили святые субботние часы. Как в шестой день, когда Он закончил Свою работу творения и покоился в субботу, так и на Голгофе, в шестой день недели, Он воскликнул «совершилось» и покоился в субботу в новом гробу Иосифа.

Рассмотрим внимательно следующие слова Христа, обращенные в молитве к Отцу о Своих учениках. Они были произнесены в первые часы шестого дня, прежде Его распятия: [419] «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина… И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Иоан. 17:17-19).

Иисус освятил Себя — отделил Себя для спасения грешников, покорил Себя Голгофе, чтобы люди могли быть искуплены, возрождены и освящены во Христе Иисусе (см. 2Кор. 5:17).

Суббота не только является памятником первоначального творения, но она является личным, определенным Богом знамением искупления и освящения — символом возрождения, духовного творения. Мы читаем Его слова: «Субботы Мои соблюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами… дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13).

Крест Иисуса Христа в тот святой день покоя, почти 2000 лет тому назад, распростер вокруг субботы Господней чудесную радугу небесной искупительной любви. Суббота — символ творческой силы, дар мира Творца, развернула свой покров священного времени над грубым крестом и высеченным в скале гробом, где лежал Искупитель мира, Который умер за людей, чтобы они могли жить.

Господь творения, сделавший субботу памятником Своей творческой силы, говорит нам: «Мой день, день Господень, седьмой день — суббота,- является знамением Моей творческой, искупительной и освящающей силы. Вы найдете эту спасительную силу на Голгофе. Суббота и Голгофа соединены вместе в Моей созидательной и искупительной силе. Что Я сочетал- пусть никто не разлучает!»

Господь творения творит вновь

Близится рассвет нового дня. Греха и грешников больше не будет. Что тогда? Давайте позволим пророку Исайи представить эту картину: «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет [420] и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:22-23).

На той земле, где мы никогда не будем стареть и где никогда не постигнут нас печали, мы будем соблюдать субботу как знамение Божьего мира и силы и в то же время будем петь: «Достоин Агнец закланный» (Откр. 5:12).

Поэтому Христос, Страдалец Голгофы, останется Господином субботы навсегда. «Если любите Меня,- сказал Он,- соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:15). «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Иоан. 15:14). «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что Я говорю?» (Лук. 6:46).

Не забудь же день субботний –

Бог его благословил…

Из всех дней он самый лучший,

Он ведь в этот день почил…

Отдыхай и ты душою

В освященный день Христа.

И тогда небес хвалою

Преисполнятся уста… [421]