Глава 40. Награда за отсутствующий текст

Несколько лет тому назад выдающийся католический служитель предлагал 1000 долларов тому, кто подтвердит из Библии, что воскресенье, первый день недели, должен быть почитаем как святой день. Этот вызов дал толчок обширным комментариям. Никто не претендовал на награду.

С не меньшим интересом мы начнем исследовать Новый Завет со ссылкой на возможную святость первого дня недели, обычно называемого на многих языках днем солнца (а в России — воскресеньем).

Иисус и первый день недели

Матфей, Марк, Лука и Иоанн — каждый писали книгу, согласно событий из жизни Иисуса Христа, начиная от рождения и до смерти, воскресения и вознесения. Никакой другой ученик не сделал таких описаний в Новом Завете.

Согласно этим первым четырем книгам Нового Завета, представляющим Его учения, что Иисус желает сказать относительно первого дня недели? Сколько раз Он упоминал этот день? У многих вызовет удивление, что в Писании Иисус не произнес ни одного слова относительно первого дня недели. Христос в Евангелиях совершенно ничего не говорит по этому поводу.

Тот, Кто пришел в этот мир объявить волю Божью, ничего не сказал о первом дне недели. Тот, Кто пришел возвеличить и прославить закон, воистину открыл его глубокое духовное значение, но не возвеличил никакого нового святого дня. [427]

При творении Он трудился в первый день и отдыхал в седьмой день недели. Как плотник Он работал в первый день недели и отдыхал в седьмой. Как Искупитель Он Свое земное искупительное служение в шестой день и покоился в гробе Иосифа в субботу. Относительно первого дня Он не сделал никакого заявления ни до Своей смерти, ни после Своего воскре-сения. Святость первого дня, если ее приписывают кому-либо, снизошла не из уст Христа.

Но разве первый день недели не упоминается в Новом Завете? Да, 8 раз. Эти ссылки мы сейчас проверим.

Одна запись евангелиста Матфея

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Матф. 28:1).

Здесь мы видим, что суббота заканчивается и наступает первый день недели. Поэтому эти два дня отличны один от другого. Здесь нет ни малейшего намека на какую-либо святость, приписываемую первому дню недели. Матфей написал свое Евангелие несколько лет спустя после воскресения Христа.

Две записи Марка

«По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти — помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца» (Марк. 16:1-2).

«Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Марк. 16:9).

Здесь вновь нет ни одного слова от Христа, но только описание Марка о Его воскресении. Суббота прошла прежде наступления первого дня недели. Это два разных дня. Один свят, [428] другой является одним из шести дней недели. Многие годы спустя после воскресения Христа Марк ничего не знал о святости первого дня недели.

Одно описание Луки

«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» (Лук. 24:1).

Лука также не дает никакого описания, что Иисус когда-либо ссылался на первый день недели. Наоборот, он указывает (в двух предыдущих стихах), что некоторые из наиболее ревностных последователей Христа «оставались в покое в субботу по заповеди». Естественно — согласно четвертой заповеди. Эти друзья Иисуса никогда не слышали ни о какой перемене, не слышал об этом и Лука.

Две записи Иоанна

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано» (Иоан. 20:1). Иоанн представляет ту же историю, простое описание опыта того раннего утра.

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Иоан. 20:19).

Здесь вновь описание Иоанна не дает никакого сообщения о том, что Иисус когда-либо упоминал о святости первого дня недели. Что говорит Иоанн здесь? Что ученики собрались вместе «из-за опасения от иудеев». И здесь Иисус явился им. Это было при окончании этого же дня Его воскресения.

Некоторые считают, что ученики собрались, чтобы отметить воскресение Христа. Но это совершенно неверно, так как ученики не верили что Христос воскрес. [429] Марк поясняет это. Мария Магдалина, увидевшая воскресшего Иисуса Христа, рассказала ученикам, но они «не поверили» (Марк. 16:11). И снова: «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись возвестили прочим; но и им не поверили» (Марк. 16:12, 13).

Лука пишет об этих двух мужах, которые видели Христа и утверждает: «И восставши в тот же час, возвратились в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать Апостолов… которые говорили, что Господь истинно воскрес… Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди их и сказал им: мир вам» (Лук. 24:33-36).

Это то же собрание, о котором писал Иоанн. Какова же была реакция учеников, до сих пор отказывавшихся поверить, что Он воскрес? Мы читаем далее: «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лук. 24:37). В этом заявлении кроется заключительное доказательство, что ученики собрались в верхней горнице не для того, чтобы отметить воскресение Христа. Они не верили, что Он воскрес и испугались, когда увидели Его.

Иисус пригласил этих сомневающихся учеников ощутить Его тело и посмотреть на Его раненые руки и ноги. Затем Он попросил пищи и ел перед ними. Фома, один из 12-ти, отсутствовал на этом собрании. Услышав об этом, он отказался поверить, доколе не увидит ран от гвоздей и лично не убедится о ранах на руках Спасителя и на боку. Несколько дней спустя Иисус пригласил его сделать это. Тогда и только тогда Фома поверил, что Иисус действительно воскрес из мертвых Для искреннего искателя истины кажется ясным и бесспорным, что Матфей, Марк, Лука и Иоанн, описавшие жизнь Иисуса Христа и Его учения, ничего не знали ни о какой святости воскресного дня. Они сохраняют выразительное молчание относительно святости любого дня, кроме субботы. [430]

Одна запись в Деяниях Апостолов

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян. 20:7-8).

Лука написал книгу Деяний Апостолов, представлявшее вдохновенное историческое описание ранней новозаветной церкви. Он описал 84 субботних богослужения (после вознесения Христа) и только одно собрание, проведенное в первый день недели; одно, на которое мы сослались в выше приведенном стихе.

Павел и его спутник-миссионер провели семь дней в Троаде (см. Деян. 20:6). Их прощальное собрание проходило ночью, поскольку в верхней горнице были светильники. Павел проповедовал до полуночи.

Первый день недели (согласно библейскому счету) начинается в субботу вечером при заходе солнца и заканчивается в воскресенье вечером с заходом солнца. Поскольку данное собрание проходило в первый день недели ночью, то это был период суток, который мы называем субботним вечером, ибо первый день недели уже начался с заходом солнца. Если бы это собрание проходило в тот период, что мы называем воскресенье вечером (после захода солнца в воскресенье), тогда проходило бы во второй день недели. Вот почему Кониберс и Хаунсое в их труде «Жизнь и послания святого ап. Павла» говорят: «Это был вечер, следовавший за иудейской субботой» (т. 2, с. 206).

Интересно отметить, что за этим последовало. Павел, после проповеди и беседы подкрепил свои силы и затем увидел, что уже рассветает. Его спутник уже отправился на корабль в субботу ночью (первый день недели). В воскресенье утром апостол прошел 28 км до определенного места Асе, где сопровождавшие его спутники взяли его на корабль (ст. 11-14). Ни Павел, никто из верующих не приписывали никакой святости первому дню недели. Они провели семь дней в Троаде. Затем в субботу ночью (после окончания субботы) [431] они провели прощальное собрание с верующими, «готовые отправиться утром в путь».

Что означает выражение «преломлять хлеб»? Они собрались вместе, чтобы преломить хлеб. Означает ли это вечерю Господню? Нет никакого довода, из чего можно было бы сделать такой вывод. Это является обычным библейским выражением, означающим принятие пищи.

Иисус преломил хлеб с двумя Своими учениками. Это было за едой (см. Лук. 24:30-35). Ученики ежедневно по домам преломляли хлеб (см. Деян. 2, 46). Если преломление хлеба означает Вечерю Господню, тогда ученики отмечали ее каждый день. Из этого ясно, что не таково истинное значение этой записи, так как далее добавлено следующее утверждение: «принимали пищу в веселии» (ст. 46).

В случае Павла в Троаде они собрались вместе «для преломления хлеба» (Деян. 20:7). Павел продолжал проповедовать и не останавливался, пока один юноша не заснул и не упал с окна в полночь. Апостол сошел вниз и помог привести его в чувство.

Внимательно исследуйте запись: «Взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» (ст. 11).

Ничего не сказано здесь о Вечере Господней или о каком-либо вине, представлявшем кровь Иисуса Христа. Весь смысл содержания этого текста — прощальное собрание, Павел проповедовал, и они ели вместе.

Тем не менее даже если бы они действительно совершали вместе вечерю Господню в первый день недели,- это никоим образом не делает воскресенье святым днем. Вечеря Господня могла быть отмечена в любой день (см. 1Kop. 11:16). И в любом случае она служит напоминанием смерти Христа, но не Его воскресения. «Смерть Господню возвещает доколе Он придет» (ст. 26).

Посему мы можем честно и справедливо заключить, что вся книга Деяний Апостолов также хранит молчание о святости первого дня, как и Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. [432]

Одно упоминание Павла о первом дне недели

Это восьмое и последнее упоминание о первом дне недели в Новом Завете. Во всех пламенных посланиях он пишет или упоминает об этом только один раз.

«При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Kop 16:1-2).

Здесь необходимо отметить некоторые подробности. Во-первых, главное распоряжение здесь касалось языческих церквей, чтобы производился денежный сбор для бедных святых в Иерусалиме. Павел чувствовал большое удовлетворение, видя, как его обращенные язычники оказывали необходимую помощь бедным верующим в Иерусалиме — в основном иудеям.

Очевидно, апостол был одним из тех проповедников, который не имел удовольствия специально отправляться в такие финансовые поездки лично или с тем, чтобы сделать эту работу слишком известной с кафедры. «Чтобы не делать сборов, когда я приду»,- сказал он. Сборов денежных — конечно. Он, очевидно, рассматривал, что если люди не жертвуют систематически на основе заработка, то должен быть не только один денежный сбор, но несколько сборов.

Чтобы избежать этого, он особенно наставляет эту церковь, как и другие. «Каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает». Новый перевод гласит: «Отложите кое-что и сберегите». Таким образом, этот план не имеет ничего общего с еженедельным сбором в церковном служении. Как раз наоборот, деньги должны были откладывать дома.

Более того, это должно было совершаться на основе «сколько позволит ему состояние». Настолько проста и ясна картина. Предположим, один член церкви имеет небольшой магазин, который работает всю неделю. В пятницу после обеда он закрывает его рано, чтобы успеть приготовиться к субботе. Времени уже нет, чтобы подсчитать доходы. Но когда суббота прошла и наступил первый день недели, он [434] должен проверить свои счета и отложить соответствующую сумму, но не в церкви, а дома.

Это последний из текстов, упомянутых в Новом Завете относительно первого дня недели. И подобно другим семи текстам не дает никакого доказательства относительно нового святого дня или регулярного собрания в церкви в первый день недели.

Библия, как писал Чилдингсвоус, «есть религия протестантов». Она говорит о седьмом дне покоя, о святости субботы — дня Господня. Но она молчит о святости первого дня недели.

Что говорят люди?

Гиббоне, выдающийся римско-католический кардинал, писал: «Вы можете прочитать Библию от Бытия до Откровения и не найдете ни единственного стиха, оправдывающего святость воскресенья. Писания свидетельствуют о религиозном соблюдении субботы» («Вера наших отцов», ПО изд., с. 72, 73).

Протестанты говорят, что в Библии нет такого текста. «Словарь христианской древности» Смита и читаем: «Понятие об официальной замене апостольским авторитетом дня Господня (в значении воскресенья) вместо еврейской субботы и перенесение на него всех субботних обязанностей, отмеченных в четвертой заповеди, не имеет какого-либо основания ни в Св. Писании, ни в христианской древности» (Статья «Суббота»). [435]

Р. В. Дейль, британский конгрегационалист, в «Десяти Заповедях» пишет: «Это совершенно ясно: как бы стойко или благоговейно мы ни проводили воскресенье, мы этим не соблюдаем субботу… Суббота была основана на особом божественном повелении. Мы не можем привести такого повеления в смысле обязанности для исполнения воскресенья… Нет ни одного предложения в Новом Завете, предостерегающего, что мы навлечем на себя какое-то наказание, нарушая предполагаемую святость воскресенья» (с. 104-106).

Эдвард Т. Хискоукс в документе, прочитанном перед Нью-Йоркской конференцией служителей 13 ноября 1893 г., говорит: «Была и есть одна заповедь хранить святой субботний день, но субботний день не был воскресеньем. Все же с некоторым торжеством необходимо сказать, что суббота была перенесена с седьмого дня на первый день недели… Где можно найти описание о таком деле? Не в Новом Завете, абсолютно нет».

Каноник Эйтон из Вестминстера в «Десяти Заповедях» пишет: «В Новом Завете нет ни слова, ни намека о том, чтобы воздерживаться от работы в воскресенье… Нет никакого божественного закона относительно воскресного отдыха… Соблюдение великого поста покоится точно на той же основе, что и соблюдение воскресенья» (с. 62-64).

Свидетельства историков точно такие же. Энциклопедия Чамберса говорит: «Бесспорно, первый закон — церковный или гражданский, по которому было предписано соблюдение первого дня недели,- известен как эдикт Константина в 321 г. по Р. X. (с. 401, ст. «Суббота»). Во время этого указа этот римский император еще открыто не исповедовал христианство и говорит о воскресенье как о «достопочтенном дне солнца».

Неандер, известный историк, утверждает: «Празднование воскресенья, как и всех других праздников, было только человеческим предписанием. Намерения апостолов были далеки от мысли установить божественную заповедь в этом отношении; далека от этого была и ранняя апостольская церковь, чтобы перенести закон о субботе на воскресенье» (История христианской религии и церкви. Перев, Роуза, 186 с).

Ап. Иоанн пишет: «Грех есть беззаконие» (1Иоан. 3:4). Павел объявляет: «Где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15). [436]

Есть библейский закон о субботе. Нет библейского закона о воскресном дне, никакого наставления в виде закона, как хранить его, никакого наказания за несоблюдение его, Единственный закон Библии, регулирующий воскресеньем первым днем недели, суть следующий: «Шесть дней работай».

Как же тогда, произошло, что суббота закона Божьего в христианстве совершенно отстранена в сторону, а воскресенье, первый день недели, один из предписанных Богом рабочих дней, превознесен как еженедельный день отдыха и поклонения?

Ответ на этот вопрос будет очень интересным и важным для каждого читателя. [437]