Глава 41. Кто самовольно изменил Божье знамение?

Бог не изменил Своего собственного знамения, свидетельствующего о творении. Мы уверены в этом, ибо Библия говорит: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос. 3:7).

Библия не дает никакой записи относительно изменения субботы — Божьего дня. Наоборот, пророк предсказывает, что суббота будет хранима на новой земле (Ис. 66:23).

Если изменение субботы действительно имело место, где должна находиться запись об этом? В Св. Писании. У истинных христиан это не вызовет сомнения. Для них Библия в духовных вопросах более авторитетна, чем толковый словарь. Словари меняются, но «Слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40:8).

Что можно сказать об отцах ранней церкви?

В первом и втором столетиях со дней апостолов появились такие люди, как Климент, Поликарп, Юстин Мученик, Ириней и Тертуллиан. Эти люди названы отцами ранней церкви. Будем ли мы строить нашу веру на трудах этих людей? Может ли предание занимать место Св. Писания? Те, кто верят Библии, выразительно скажут: «Нет!» Было бы неплохо всем прочитать следующие оценки трудов этих отцов. [439]

Архидиакон Фаррар говорит: «Есть только немногие из них, чьи страницы не испещрены ошибками — ошибками в методах, описаниях, фактах; ошибками в истории, грамматике и даже в учении. Это язык простой истины, а не небрежной недооценки» (История истолкования, с. 162, 163).

Мартин Лютер говорит так: «Когда-то Слово Божье разъяснялось отцами церкви и снабжалось комментариями. Это, на мой взгляд, подобно процеживанию молока сквозь угольный мешок, с тем, чтобы испортить его и сделать черным; Слово Божье само по себе чисто, непорочно, светло и понятно, но через учения, книги и писания отцов оно омрачено, фальсифицировано и испорчено» (Застольная беседа Мартина Лютера, перевод Хазлитта. Филадельфия, 1868 г., с. 281).

Неандер пишет: «К сожалению, писания так называемых апостольских отцов в большей части дошли до нас в таком состоянии, что не заслуживают доверия, отчасти потому, что под именем этих людей, так высоко почитаемых в церкви, их писания прежде всего использовались с целью придать авторитет личным мнениям или принципам» («Всеобщая история христианской религии и церкви». Т. 1, с. 657).

Доктор Адам Кларк, методист, говорит: «Относительно этих (отцов) мы можем с уверенностью сказать, что в большинстве статей ортодоксального символа веры нет истины; она не может быть доказана ни их авторитетом, ни ересью, вызвавшую немилость римской церкви, которая не может оспаривать их как ее подстрекателей. В отношении учения их авторитет для меня ничего не значит. Мое вероучение поддерживает только Слово Божье» («Комментарии и пояснения на Притчи», 8 глава. Т. 3, с. 725).

Арчибальд Бауэр писал: «Чтобы не быть обманутыми, мы должны так относиться к преданиям, как мы относимся к отъявленному и известному лжецу, которому мы не верим, пока сказанное им не подтвердится человеком, известным бесспорной [440] честностью… Фальшивые и ложные предания имеют раннюю дату происхождения, и великие люди в благочестивом легковерии страдали, будучи обмануты ими» («История пап». Т. 1, с. 1).

Нет уверенности ни в чем, кроме слов: «Так говорит Господь». И самое простое из всех испытаний — Десять Заповедей: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это Слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Десять Заповедей являются небесной конституцией. Все христианские законы должны согласовываться с этим фундаментальным вечным сводом законов.

Десять Заповедей подобны угольнику, применяемому плотниками. Положив угольник на доску, плотник может сразу же сказать, отрезан ли конец по угольнику. Никто не будет подвергать сомнению правильность истинного угольника. Но не будет ли это злодеянием со стороны какого-то другого плотника — сделать этот угольник неверным, чтобы пиломатериалы для здания отрезались неправильно? А ведь нас измеряют и уравнивают для Божьего духовного здания.

Кто-то внес самовольные изменения в Божий вечный угольник. Кто-то высек в небесном законе одну заповедь, которую Бог написал Своим собственным перстом на каменных скрижалях. Было предпринято усилие изменить вечное знамение Христа, печать Его закона.

Почтенный Георг Эллиот сказал: «Много времени должно было пройти, прежде чем грешная рука человека осмелилась отбить резцом человеческих рассуждений одну заповедь, выгравированную на вечных скрижалях рукой Безграничного Бога. Что было предложено? Сделать подчистку в небесном своде законов, вычеркнуть один пункт из записанной воли Вечного! Может ли вечная скрижаль Его закона быть испорченной рукой Его творения? Тот, кто предлагает себя как святой, равный Богу, обладающий столь же могущественной властью, как и Он» (Неизменная суббота. Призовый очерк, часть II, Нью-Йорк, Американское трактатное общество, с. 128, 1884 г.). [441]

Предсказало ли пророчество эту попытку изменить день отдыха?

Для Бога ничто не является неожиданностью. «Ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис. 46:9-10).

Мы, Его последователи, иногда с трудом верим тому, что предсказали пророки. Иисус сказал двум Своим ученикам: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лук. 24:25). Мы склонны верить кое-чему, но иногда «медлительны сердцем, чтобы поверить всему».

Вот пророчество. Давайте верить ему: «И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; и даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» (Дан. 7:25).

Этот маленький рог, власть, описанная в Дан. 7 «возмечтает» изменить времена и закон. Католический перевод Библии Доуэя гласит: «Он будет думать, что сам способен изменить времена и законы».

Пророчество ясно выражено с двух точек зрения. Этот маленький рог (власть) предпримет преднамеренные усилия, чтобы изменить закон Божий и в особенности время закона. Четвертая заповедь является единственной, в которой обозначено время: «Шесть дней работай… а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20:9-10).

Думал ли папский маленький рог, что «сам способен» изменить субботу? Допустимо ли сделать такую преднамеренную попытку?

Обратите внимание на следующие утверждения, взятые из католических источников.

«Католическое зеркало», 23 сентября 1893 г.:

«Католическая церковь более чем за тысячу лет до существования протестантов в силу своей божественной миссии изменила день с субботы на воскресенье».

Петр Гейерманн. «Катехизис обращенного» (католический), с. 50:

В о п р о с: Какой день суббота? [442]

Ответ: Суббота — седьмой день.

Вопрос: Почему мы соблюдаем воскресенье вместо субботы?

Ответ: Мы соблюдаем воскресенье вместо субботы потому, что католическая церковь на Лаодикийском соборе в 364 г. перенесла святость с субботы на воскресенье.

«Американский страж», Нью-Йорк, 1 июля, 1893 г. цитирует слова отца Т. Энрайта из Редемптористского колледжа, Канзас, штат Миссури. «Библия говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его». Католическая же церковь говорит: «Нет, моей божественной властью я отменяю субботний день и повелеваю вам свято хранить первый день недели».

Изменение — постепенный процесс

Влияние митраизма и поклонение солнцу, существование языческого празднования воскресенья, возникновение анти-иудейского настроения среди христиан, тот факт, что христиане имели склонность думать о воскресении Христа с определенной святой радостью, заинтересованность римских правителей соединить вместе все религиозные элементы империи и постепенное отступление церкви — все это вместе взятое должно было принести постепенную перемену от святости субботы Господней к воскресенью.

Таким образом, в 321 г. римский император Константин издал первоначально известный воскресный закон. Несколько лет спустя отступившая церковь на Лаодикийском соборе перенесла торжественность соблюдения субботы на воскресенье, как это было отмечено выше. Этот совет в каноне 29 постановил: «Христиане не должны иудействовать и быть праздными в субботу, но должны работать в этот день».

Это определенно показывает, что многие христиане соблюдали субботу, более 300 лет после вознесения Христа, как это известно теологам.

Языческие предпосылки соблюдения воскресенья

Теологи открыто признают, что соблюдение воскресенья проникло в церковь через язычество. [443]

«Ранняя христианская церковь приняла, насколько возможно, священные дни древних культов и придала им христианское почтение и празднование» (Вильберфорс, архидиакон Вестминстера. «Воскресный круг», Лондон, 1 февр., 1908 г.).

«Воскресенье являлось днем, в который язычники торжественно поклонялись этой планете (солнцу)… Христиане считали уместным соблюдать этот же день и под тем же названием, чтобы не рассматривали как неуживчивых и препятствовавших обращению язычников» (Т. X. Морер. «Рассуждения о дне Господнем», с. 23).

Доктор Эдвард Т. Хискоукс подводит итог всему этому в следующих словах: «Я очень хорошо знаю, что воскресенье стало праздноваться в истории раннего христианства в смысле религиозного дня, как мы узнаем это от христианских отцов и других источников. Но как обидно, что оно пришло с позорным клеймом язычества и ему было дано название в честь бога солнца. Затем оно было принято и утверждено папским отступничеством и как священное наследие завещано протестантизму!» (Документ, прочитанный на Нью-Йоркской конференции служителей 13 нояб., 1893 г.).

Мы можем теперь смело выделить четыре факта: 1) Перенос дня отдыха с субботы на воскресенье не имеет авторитета в Библии. 2) Бог предсказал, что папство «возмечтает» отменить его времена и закон. 3) Папство открыто признает, что оно изменило Божий закон. 4) Папство таким образом превознесло себя выше Бога, как это предсказано ап. Павлом (2Фес. 2:3-4).

Неизменный Бог

«Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6). «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

Неизменный Христос

Себя в жертву принес

На вершине Голгофского холма…

Неизменный закон

Им не был изменен —

За мои ведь грехи пострадал Он… [444]

Мой Христос, за Тобой Я пройду путь земной –

Пусть ждет меня горькая доля!

Я пойду за Тобой,

Ведь Ты стал мне родной —

За меня Ты пролил Свою кровь…

Пусть весь мир не любя

Позабудет Тебя —

Твоей милости я не забуду!

Док. Лаусон [445]