Глава 42. Семь вопросов

Немного легче задавать вопросы, чем отвечать на них. Иисус преподал иудеям этот урок (см. Марк. 11:27-33), все же Он всегда высоко ценил искренние вопросы (см. Марк. 12:28-34; Матф. 24). Он скоро заставил замолчать неискренних, увлекающихся софистикой людей (см. Матф. 22:35-46).

Давайте рассмотрим семь основных вопросов, относительно еженедельной субботы:

1. Являлся ли Христос после Своего воскресенья только по воскресеньям?

Его первое явление Своим ученикам было при окончании первого дня недели, дня, в который Он воскрес (см 1Иоан 20:19).

Его второе явление было «после восьми дней», когда Фома присутствовал вместе с остальными (ст. 26). Это характерное выражение подчеркивает, что собрание не происходило в следующее воскресенье.

В третий раз Он нашел учеников, ловящих рыбу, и посоветовал им, как поймать рыбу (см. Иоан. 21:1-6). Запись не дает никакой информации относительного того, какой это был день недели. Если это был первый день недели, тогда и ученики, и Иисус одобряли ловлю рыбы в воскресенье.

Христос являлся Своим ученикам в течении 40 дней в разное время (см. Деян. 1:3). Но нам не сказано ничего о дне или определенных днях недели. Время явления [446] Христа Его ученикам не имеет никакого основания для еженедельного дня покоя, основанного на устном или письменном повелении Божьем. Подлинность святого Божьего дня не основывается на таких неточных фактах, как случайные собрания. Это признано всеми.

2. Не может ли каждый избрать свой собственный день?

Разве дни не похожи один на другой? Что ап. Павел подразумевает, когда говорит: «Иной отличает день ото дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает. Кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14:5-6).

Ясно видно, что это не может относиться к еженедельной субботе. Бог никогда не давал человеку право решать вопрос относительно субботы, четвертой заповеди. Ни один человек и даже все люди вместе не могут сделать какой-либо день святым. Христос Сам освятил седьмой день. «Ибо Он благословил, и я не могу изменить сего» (Числ. 23:20). Ни один человек не может благословить или устранить Божье благословение с этого дня. Что тогда ап. Павел подразумевал в Рим. 14:5-6?

Павел старается убедить иудейских христиан, чтобы они не продолжали соблюдать специальные годовые святые дни церемониальной системы закона. Он также призывал их не судить один другого относительно соблюдения этих церемониальных законов (см. Лев. 23, годовые субботы).

3. Говорит ли ап. Павел, что суббота была пригвождена ко кресту?

Прочитаем Кол. 2:14, 16-17: «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту… Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие или [447] субботу: Это есть тень будущего, а тело — во Христе».

Это, очевидно, не могло относиться к еженедельной субботе, четвертой заповеди, что видно из следующих причин, ясных для всех:

Заповеди, упомянутые здесь, не являются десятью заповедями, ибо в таком случае Христос должен был разрушить само основание Божьего правления: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков»,- сказал Он в Матф. 5:17.

Это было «рукописание обрядов», что и было пригвождено ко кресту, т. е. церемониальный закон с его кровными жертвами, приношениями и многочисленными годовыми субботами (см. Лев. 23).

Эти обряды были «против нас». Но не так обстоит дело с еженедельной субботой. Бог благословил ее и произнес благословение на всех соблюдавших ее (см. Быт. 2:1-3; Ис. 56:1-7). Для таковых суббота будет «радостью», но не бременем (Ис. 58:13-14).

Церемониальная система, включавшая кровь, мясо, вино, со специальными годовыми субботами — была «тенью будущего», указывая на «тело Христа», Который во плоти умер за нас. Эта церемониальная система получила свое развитие после грехопадения Адама. Еженедельная суббота была дана до греха. Она была «для человека» во все времена.

Доктор Адам Кларк, комментатор методистов, в своих записях на Кол. 2:14-17 отмечал: «Апостол говорит здесь, ссылаясь на некоторые особенности рукописных обрядов», которые были устранены, а именно: различие мяса и вина, что было и необходимостью соблюдения определенных праздников, таких как новомесячия и особые «субботы»… Нет никакого намека на то, что здесь была устранена суббота, или что ее моральное употребление было замещено введением христианства». [448]

Доктор Альберт Барнес, пресвитерианин, пишет: «Применение термина во множественном числе (субботы) и связь показывают, что Павел имел в виду огромное число дней, которые соблюдались евреями как праздники, как часть их церемониального и символического законов, но не моральный закон или десять заповедей. Никакая часть морального закона ни одна из десяти заповедей не может быть объяснена как«тень будущих благ». («Записи, пояснения и практические советы на поел. ап. Павла к Ефесянам, Филиппинцам и Колоссянам». 1851 г., с. 307).

Все осведомленные исследователи Слова Божьего должны согласиться с этими правильными утверждениями.

4. Говорит ли Бог о «другом дне»?

Некоторые размышляют о Евр. 4:1-9. Прочитайте эти стихи с молитвой. Здесь не упомянут первый день. Суббота представлена как символ духовного покоя. Большинство из иудеев не вошли в этот духовный покой. Иисус Навин (ст. 8) не мог дать духовный покой, введя их только в Ханаан. Итак, Бог продолжает призывать людей, чтобы они не ожесточили своих сердец, но пришли к Нему и нашли покой. Заключение в 9 стихе гласит: «Посему, для народа Божьего еще остается субботство» (соблюдение субботы). Бог все еще дает людям покой и в один день мы будем иметь наш небесный покой; и тогда, как и сейчас, седьмой день, в который Бог покоился, будет продолжать оставаться прекрасным символом духовного покоя.

5. Разве нам не сказано собираться в первый день недели?

Многие искренние люди считали, что в Библии есть стих, который читается приблизительно так: «Не отказывайтесь собираться вместе в первый день недели». [449]

Однако в Писании есть точные слова настоящего текста в Евр. 10:25: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного», Здесь нет упоминания о каком-то особенном святом дне. Если еженедельный день покоя был тот, который Павел имел в виду, этот день должен быть субботой.

6. Было ли потеряно время?

Кое-кто спрашивает: «Было ли потеряно время?» Мы все, возможно, согласимся, что единственным средством, которым мы можем доказать, что такой элемент как время был потерян, будет определение: когда и где оно было потеряно и в этом действии мы должны найти его. Для кого-либо сказать, что время было потеряно, это просто предположить что-то, чего он не может доказать.

Если еженедельный цикл был потерян в промежуток времени от Адама до Моисея, это действительно было бы исправлено, когда Бог написал десять заповедей, включая субботу как четвертую заповедь.

В течении 40 лет или 2080 недель Бог творил много чудес каждую неделю, указывая этим на тот же седьмой день 2080раз. В пустыне манна падала каждые пять дней в неделю. Это было первое чудо. Любая часть, хранимая больше дня, портилась. Затем на шестой день выпадала двойная порция. Это было другое чудо. Неиспользованная часть, сберегаемая на седьмой день,- не портилась. Это было третье чудо. К этому мы можем добавить тот факт, что на седьмой день, или субботу, манна не выпадала вообще. Это можно назвать четвертым чудом. Бог таким образом выделил святость субботы и ясно обозначил седьмой день (см. Исх. 16).

Если суббота была потеряна в отрезок времени от Моисея до Христа, мы имеем пример Спасителя, вполне достаточный: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Иоан. 2:6).

Была ли потеряна суббота после Христа? Относительно этого [450] не должно возникать вопроса. Иудеи, рассеянные по всей земле, хранили строгий отсчет времени, и где вы ни встретите правоверного иудея, вы найдете седьмой день — субботу. Теперь пред нами стоит последний вопрос — относительно календаря.

7. Отразились ли изменения календаря на субботе?

Ответ гласит: «Нет!» Здесь помещено достоверное сообщение фактов, которые могут быть подтверждены любой авторитетной энциклопедией.

Юлианский календарь как раз был в употреблении, когда Иисус жил на этой земле. Его основатель Юлий Цезарь умер за 44 года до христианской эры. Недельный цикл, которым пользовались в то время на востоке, точно соответствует недельному циклу нашего григорианского календаря. Дни месяца разные, но дни недели не были изменены. Дальше вы ознакомитесь с календарем, на котором изображено, как отразилась эта перемена.

Изменения от юлианского до григорианского календаря произошли следующим образом. Юлианский календарь, которым пользовались в течение 16-ти столетий, не был точным относительно долготы года,- он был приблизительно на четверть часа длиннее. К 1582 году весеннее равноденствие уменьшилось и приходилось на 11 марта, на 10 дней раньше 21 марта. Это дата, которую католическая церковь установила в 321 г. по Р. X. для вычисления Пасхи.

Папа Григорий XIII ввел изменения, и григорианский календарь стал действовать в Риме в пятницу 5 октября 1582 г. Пятница 5 октября была изменена на пятницу 15 октября. Неделя осталась неизмененной и дни недели не были изменены.

Некоторые страны сразу же начали пользоваться новым календарем. Другие приняли этот новый стиль позже — Англия ожидала 170 лет до 1752 г. Все же эти разные страны и государства с [451] различными календарями имели такую же неделю. Стоит вспомнить, что седьмой день недели сегодня тот же, как и тогда, когда Христос был здесь, и изменение календаря не отразилось на нем.

Правда, в связи с французской революцией французы пытались ввести десятидневную неделю, но их новация не продлилась долго.

Хорошо известно также, что Россия ввела сначала пятидневную неделю, затем шестидневную неделю и запрещала выпуск календаря с семидневной неделей. Все это является современной попыткой вытеснить еженедельный день покоя. Но в СССР не удалось сделать это.

Идея о едином выходном календарном дне, о котором мы много слышим сегодня, если она будет принята, приведет к тому, что истинная суббота будет приходиться на разные дни календарной недели каждого года. То же самое будет происходить и с первым днем недели. Все люди, верящие в почитание какого-либо регулярного еженедельного дня, должны [452] противостоять принятию такого календаря, под каким бы названием он ни появился. В то же время наш обычный григорианский календарь имеет правильный цикл. Воскресенье является первым днем недели, а суббота — седьмым.

Молодой человек и календарь

Один молодой человек, посвященный христианин, учил Десять Заповедей. Он заучивал их на память согласно совету своего учителя воскресной школы. Однажды, заглянув в ка-лендарь, он заметил, что седьмым днем недели является суббота, а первым днем недели было воскресенье. Он вспомнил, что четвертая заповедь гласит: «А день седьмой — суббота, Господу Богу твоему» (Исх. 20:10). Поскольку суббота является седьмым днем недели, она является днем отдыха согласно четвертой заповеди. К такому логичному выводу он пришел. Чтобы удостовериться, он спросил об этом свою мать. Она не могла объяснить ему. Просто она никогда не задумывалась об этом.

В следующий раз он спросил об этом своего учителя воскресной школы. Он сказал: «Ведь суббота была изменена с седьмого на первый день недели». Кажется странным, что учитель заставлял своих учеников заучивать на память неверную заповедь. Поэтому молодой человек хотел узнать, где найти заповедь о первом дне недели. Учитель был уверен, что она находится в Библии, но сказал, что он должен просмотреть ее. Затем молодой человек посетил старшего диакона. Диакон сказал: «Да, календарь был изменен. Тогда и было потеряно время, поэтому мы не можем точно сказать, какой день является седьмым. Седьмой день есть суббота, но мы действительно не знаем, какой день является седьмым». Это привело к еще большему замешательству.

Итак, в отчаянии, молодой человек пошел к своему пастору. Здесь он, конечно, все выяснит обстоятельно. Добрый пастор сказал: «Пусть это тебя не беспокоит, один день столь же хорош, как и другой. Все дни святы». Молодой человек спросил: «Была ли изменена суббота при изменении календаря?» «О, нет,- последовал ответ. — Календарные корректировки не имеют ничего [453] общего с еженедельным циклом. Только несведущие люди могут сказать подобное. Суббота является седьмым днем, а воскресенье — первым днем недели».

Молодой человек ушел. Его мать не могла ничем помочь ему, а его учитель, диакон и пастор дали ему противоречивые объяснения. Он собрал все это вместе и начал исследовать, ища Бога для руководства, и пришел к собственному заключению. Позже он стал служителем и проповедовал «заповеди Божьи и веру Иисуса» (Откр. 14:12). Он видел, как эта весть достигла около 800 языков и диалектов мира. [456]