Глава 47. Пять минут после смерти

Медицина добилась успеха, подводя современное поколение Америки как раз против библейского предсказания относительно продолжительности жизни — 70 лет. Но это очень краткий промежуток времени для человека. Только 7% американцев живут свыше 65 лет.

Кто-то высказал идею, что человек должен жить 150 лет. Доктор Александр Богомолец, русский ученый, согласился с этим и приготовил сыворотку, предназначенную задерживать старение соединительных тканей тела,- это известно в научных трудах как «Антиретикулярная цитотоксичная сыворотка». Доктор умер в возрасте 64 лет или на 86 лет не дожил до намеченной даты. Его сердце не позволило ему принять это лекарство.

Будет ли продолжительность жизни человека 70 или 170 лет — он не сможет достичь того, что Бог определил, — ЖИТЬ ВЕЧНО! Таков небесный план для человека.

Все же из-за греха «человекам положено однажды умереть» (Евр. 9:27). Большинство людей умрут дважды, истинные христиане — только один раз. Псалмопевец спрашивает: «Кто из людей жил и не видел смерти?» (Пс. 88:49). Иов отвечает: «Так, я знаю, что Ты приведешь меня к смерти и в дом собрания всех живущих» (Иов. 30:23).

Уровень смертности в США превышает более миллиона в год; в Китае — миллион в течение месяца. «Смерть с косой» ходит [495] вокруг нас, потому что нет человека, который «имел бы власть над днем смерти» (Еккл. 8:8).

«Десять тысяч людей отправляются вместе в их странствование по жизни. После 10-ти лет по крайней мере 1/3 из них умирает. В середине общей продолжительности жизни половины уже нет на дороге. Дальше и дальше ряды начинают редеть. Те, кто остались до настоящего времени,- это люди, уставшие от жизни, они ложатся, чтобы больше никогда не встать. В 70 лет группа из 400 человек еще борется за существование. В 90 лет она сокращается до горстки дрожащих патриархов… Кто-то медлит, возможно, одинокое чудо живет до конца столетия. Взглянем еще раз, и смерть закончила свое дело» (Бургесс).

«Один умирает в самой полноте своих сил, совершенно спокойный и мирный… А другой умирает с душою огорченною, не вкусив добра» (Иов. 21:23, 25). Самый острый удар смерти приходится на тех, и их большинство, кто еще не готовы к ней.

Как вестник смерти нам ужасен,

Коль жизни дар мы ценим мало,

Предвидя годы удовольствий,

Но жизнь прошла, и нас не стало!

Роберт Блайвр. «Смерть»

Рассказывают, как однажды Александр Македонский встретился с Диогеном, что-то изучавшим среди груды человеческих костей.

«Что ты здесь делаешь?» — спросил Александр.

«Я ищу кости твоего отца,- сказал Диоген,- но не могу отличить их от костей его рабов».

Что происходит, когда человек умирает?

Когда человек был сотворен, его тело было создано из земли. Затем Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Он стал живым, думающим, чувствующим, активным существом. До этого он не существовал. [496] Когда человек умирает, происходит процесс, противоположный творению.

Во-первых, «выходит дух его» (Пс. 145:4). Иов сказал: «Дыхание Вседержителя дало мне жизнь». И снова: «Дух Божий в ноздрях моих» (Иов. 27:3). Это есть «дух жизни», который Бог дает всем людям. Он при смерти — «дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).

А что происходит с телом? Это мы все знаем: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою» (Пс. 145:4). «И возвратится прах в землю, чем он и был» (Еккл. 12:7). «Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19).

Во дни Соломона существовало общепринятое понятие, что дух человека после смерти возносится к небу, а дух животных- сходит вниз, на землю. Соломон сказал: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл. 3:21). Соломон настойчиво утверждает, что «как те умирают, так умирают и эти» (Еккл/ 3:19). И «все идет в одно место», тела всех «возвратятся в прах» (Еккл. 3:20. См. также Пс. 103:27-30).

Что знает умерший человек после смерти?

В Пс. 145:4, на который мы ссылались уже несколько раз, есть простой ответ: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».Соломон провозглашает: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Еккл. 9:5).

Что происходит при смерти с чувствами? Не прекращаются ли они также при смерти? «И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли» (Еккл. 9:6).

Писание говорит ясно — когда наступает смерть, всем мыслям, чувствам приходит конец. Если бы это было не так, то Библия была бы обманчива и ненадежна. [497] Чувства и мысли не существовали, прежде чем Бог вдунул жизнь в человека, и они совершенно прекращаются, когда человек умирает. Когда электрический ток выключен, лампочка есть, но света нет. Чувства и мысли приходят как результат дыхания жизни, действующего в соединении с телом и умом человека. Когда тело выходит из строя или дыхание жизни удаляется, все мысли и чувства прекращаются.

Происхождение теории о естественном бессмертии

Кто положил начало теории естественного бессмертия человека, его души? Египтяне верили в бессмертие души и передали это учение грекам и римлянам, которые в свою очередь передали его христианству. Но эта вера берет начало не от египтян, но от самого дьявола. Бог сказал: «Смертью умрешь» (Быт. 2:17). Дьявол сказал: «Вы не умрете» (Быт. 3:4). Дьявол обольстил Еву и почти весь мир. Бесчисленные миллионы живут в ужасе, страхе и в суеверии, в религиозном деспотизме из-за обмана сатаны и по причине умножающихся страшных теорий, построенных на этой первоначальной лжи. После того, как человек согрешил, Бог отстранил его от дерева жизни, чтобы он не жил вечно (см. Быт. 3:22, 23). Бог не имел намерения, чтобы грешники жили вечно.

Смерть подобна сну

Смерть подобна здоровому крепкому сну… Во сне нет сознания о проходящем времени. Когда Давил воскреснет, для него время будет казаться лишь следующим мгновением после смерти — «мгновением ока», как сказано в Слове Божьем. В Библии смерть названа сном 54 раза. Ап. Павел говорит: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших [спящих]» (1Фес. 4:13).

В крепком сне нет ни мышления, ни памятования. Человек лежит на [498] постели в совершенно бессознательном состоянии. Его сердце бьется, кровь циркулирует по сосудам и дыхание его регулярно. И все же он абсолютно ничего не знает о всем вокруг происходящем. Вдруг кто-то ударяет его по голове и убивает его. В таком состоянии, по мнению некоторых, он знает все. Но Библия говорит: «Мертвые ничего не знают» (Еккл. 9:5).

Томас Грей в своей хорошо известной «Элегии, написанной на сельском кладбище» писал:

Наша знатность, сила, слава,

Красота, богатство, власть

Не избегнут смерти часа,

Место всем могила дает.

После смерти, ставши прахом,

Будем ли мы снова жить?

Голос тот Христа могучий

Сможет ли нас воскресить?

«Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14:14). Это вопрос, заданный страдающим Иовом, когда его тело отмирало, кости пристально смотрели на него через его сухую кожу и дыхание жизни, казалось, было готово к молчаливому отходу.

Один мой друг говорил проповедь на похоронах в Голливуде, штат Калифорния. Когда он закончил, одна из дочерей, лишившаяся матери, подошла ко гробу и сказала:

«Теперь, после того как доктор сказал свою речь, я желаю также сказать несколько слов. В университете профессора высмеивали Библию, говоря, что она полна неточностей. Мы уже больше не верим в традиционную религию в этот уходящий XX век. Мама никогда не вспоминала никаких событий из ее жизни, происшедших до ее рождения в этот мир; также и мы, потому что не существует предыдущей жизни. И когда она умерла, с этим для нее окончено все. Конечно, она все еще живет в наших -сердцах как прекрасное воспоминание, но это все. И поскольку нет предыдущей жизни и последующей — ни для кого из нас, посему даже [499] погребальное служение — ненужное и бессмысленное. Конечно, я не знаю, что вы подумаете о моей речи, но это то, во что я верю».

Эта молодая женщина высказала некоторую истину. Но есть два факта, на которые ей следовало бы обратить внимание.

1. Со смертью не кончается все, потому что «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).

2. «Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15).

Библейское представление о воскресении

1. Христос сказал, что Он в «третий день воскреснет» (Матф. 16:21).

2. После этого Иисус сказал: «Это Я» (Лук. 24:39).

3. Ангел сказал: «Он воскрес» (Марк. 16:6).

4. И снова: «Все находящиеся в гробах… изыдут… в воскресение… (Иоан. 5:28, 29).

5. Ап. Павел сказал: «Христос… первенец из умерших» (1Kop. 15:20).

6. И снова: «Потом Христовы, в пришествие Его» (1Kop. 15:23).

7. «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1Фес. 4:16-18).

Из этого мы видим, что воскресение умерших является реальной надеждой тех, кто «не скорбят, как прочие» (ст. 13).

Более того, ап. Павел поясняет, что христиане, которые доживут до Второго пришествия Христа, вознесутся на небо «вместе» с воскресшими праведными. Они [501] «не предупредят [не пойдут раньше] умерших» (ст. 15). И те, кто умерли, не попадут на небо прежде тех, кто живыми встретят Христа. «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:40). Ап. Павел получит свою награду в пришествие Христа (см. 2Тим. 4:8). Даже через 1000 лет после смерти Давида Петр объявил, что патриарх все еще не был на небе (см. Деян. 2:29-34).

Ап. Павел, продолжая дальше, говорит, что если умершие не воскреснут, тогда те, кто умерли с верой во Христа — погибли, и в этом конец всего (см. 1Kop. 15:16-18). Но благодарение Богу, мертвые воскреснут!

Надежда Ветхого и Нового Завета

Не только Новый Завет утверждает эту надежду на воскресение, но и Ветхий Завет свидетельствует об этой истине. В действительности, Иов отвечает на свой собственный вопрос: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14:14).

Последуйте его рассуждениям: «Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» (ст. 14).Где он будет ожидать? «Если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой» (Иов. 17:13).

Когда придет «смена»? «Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ; и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих» (Иов. 14:15). Да, вот как Иисус представляет это: «Все, находящееся в гробах, услышат глас Сына Божьего. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоан. 5:28-29).

Какова будет природа изменения? Во-первых, будет действительное, телесное воскресение. Иов сказал: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19:25-26).

Ап. Павел добавляет следующие слова: «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при [502] последней трубе… мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление» (Шор. 15:51-53).

Говоря о Христе и Его Втором пришествии, ап. Павел подводит итог такими словами: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Филип. 3:21).

Тайна

Да, это тайна. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» (1Kop. 15:51).

Михаил Фарадей был великим ученым. Один из работников Фарадея случайно уронил маленькую, но весьма ценную серебряную чашу в ванну с сильным раствором кислоты. Вскоре она совершенно растворилась. Но когда Фарадей пришел и узнал об этом, он не сказал ничего… Он бросил в ванну другую кислоту и вскоре серебро осело — своего рода бесформенная масса, но каждая крупинка серебра была здесь. Несколько дней спустя, после пребывания у серебряных дел мастера, эта бесформенная масса серебра снова превратилась в чашу — еще более прекрасную, чем прежде. Не готов ли Бог так же восстановить наши тела после разложения и распада в смерти?

Надежда

Смерть есть враг (см. 1Kop. 15:26). Ева — мать человеческого рода, захотела поверить, что она не умрет, но вступит в высшую сферу познания и станет подобной Богу. Сколько миллионов с того времени были введены в заблуждение подобно ей, веря, что смерть вовсе не реальна, а лишь является входом в высшее состояние! Тем не менее какой бы мрачной ни была смерть, она не безнадежна. С этим не кончается все для христианина. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». [503] Во Христе мы имеем надежду на жизнь, а без Него мы можем только ожидать вечного истребления во второй смерти. Голос Иисуса Христа при Его Втором пришествии откроет гроб каждого святого, и вместе с праведными живыми они получат свою награду.

В день, когда труба Господня,

Всех пред Ним нас соберет,

Встретимся ль мы в небе

У кристальных вод?

Там на брачную вечерю

Иисус Христос введет

Многочисленный, бессмертный

Свой народ!

Сегодня мы можем лишь видеть портрет любимого, ушедшего из жизни, соприкасаться с какой-либо незначительной вещью, ставшей священной из-за его прикосновения к ней, трогать одежду, освященную его руками; слышать некоторые священные напевы, которые он всегда любил; лелеять дорогие воспоминания минувшего. Со всеми воспоминаниями связаны чувства радости и печали, мира и боли. Но в скорбном будущем наступит радость, любовь и вечная жизнь.

Я знаю

Хотя я огорчен теперь,

Что ты ушел из жизни,

Но как за ночью день идет,

Придет черед Отчизне!

Подобно милому цветку,

Который засыхает,

Но, попадая в землю вновь,

Весною воскресает.

Так, в день Спасителя Христа

Его глас всех пробудит.

Пошлет Он ангелов с трубой,

Мы снова вместе будем!

Среди цветущей красоты

Там вечная весна сияет.

С любовью звезды с высоты,

И все вокруг — благоухает!

Елена М. Джонстон [504]