Глава 48. Что учит Библия об аде?

Несколько лет тому назад в религиозном наставлении для детей я обнаружил эту образную картину описания ада и его пыток.

«Взгляните на эту маленькую тюрьму. В центре ее юноша, молодой человек. Он молчит, на его лице — отчаяние. Он стоит прямо. Его глаза горят подобно двум горящим углям. Два длинных языка пламени выходят из его ушей. Его дыхание затруднено. Иногда он открывает свой рот, и дыхание раскаленного пламени вырывается из него. Но прислушайтесь! Слышится звук, подобный кипящему котлу. Действительно ли это кипит котел? Нет, тогда что же? А вот что. Кипит кровь в венах юноши, снимая окалину. Мозг кипит и кровь пузырится в его голове. В его костях кипит костный мозг! Спросите его, задайте ему вопрос, почему он подвергнут таким пыткам? Его ответ гласит: когда он жил, в нем кровь кипела, чтобы совершать всякие нечестивые дела, и он делал их; это за то, что он ходил в танцевальные залы, публичные дома и театры. Спросите его, думает ли он, что наказание более велико, чем он его заслуживает? «Нет,- скажет он,- мое наказание не больше, чем я его заслуживаю, оно справедливо. Я не знал об этом так хорошо на земле, но теперь я знаю, что оно справедливо. Есть справедливый и страшный Бог. Он страшен для грешников в аду — но Он справедлив!» (Д. Фурнисс. «Трактат для духовного чтения», разд. 27, с. 20). [505]

В самом деле, поразительно, чему людей побуждают верить во имя религии. Все же еще более невероятно, как ответственные, высокие церковные служители чувствуют себя вправе высказывать благоприятные отзывы относительно такого учения, приведенного выше. Один ответственный служитель писал: «Я внимательно прочитал этот «Маленький том для детей» и не нашел ничего, что противоречило бы учениям святой веры; и наоборот, нашел много того, чем можно привлечь внимание, наставить и научить наше юное поколение, для пользы которого была написана эта книга» (Вильям Мигхер. Главный викарий. Дублин, 14 дек. 1855 г).

Какую большую ответственность берет на себя человек!

Истина о трех определениях ада

В Библии слово «ад» имеет три значения:

1. Ад иногда означает «могилу».

Еврейское слово, широко применяемое в значении «могила»- это «шеол». В Пс. 15:10 мы имеем ссылку на «ад» в значении могилы. «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления». В Деян. 2:27 это место Священного Писания приведено Петром. В этом стихе греческое слово «хадес» означает «ад». Оно применяется в значении «могила», как и «шеол» в еврейском языке. Как вы знаете, Новый Завет первоначально был написан на греческом языке. В Деян. 2:31 Петр определенно говорит, что в Пс. 15:10, который мы приводили, сказано о воскресении Христа. Христос не был оставлен в «аду», т. е. в могиле, но был воскрешен из мертвых. Слово «хадес» упоминается в Новом Завете 11 раз. В 1Kop. 15:55 оно переведено как «могила». Таким образом, слово «ад» означает могилу или «состояние в могиле».

2. Ад также означает «место горения».

В Новом Завете слово «геенна», или «долина Еннома», описана как глубокая узкая долина на юг от Иерусалима, где, [506] после введения Ахазом богов огня, иудеи, поклонявшиеся идолам, приносили своих детей в жертву Молоху». В эту долину сынов Енномовых выбрасывались трупы животных и всякие отбросы из города. Здесь постоянно горел огонь, и на трупах животных кипели черви. Что не уничтожал огонь — уничтожали черви. Это был прообраз окончательного уничтожения. «Геенна» — место горения, применяемое 12 раз, было переведено как «ад».

3. Ад — место мрака.

Это значение слова «ад» встречается во 2Петр. 2:4: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предав блюсти на суд для наказания». Греческое слово «мафтафо», упоминаемое здесь, не «геенна» или «хадес». Текст, приведенный выше, представляет его как место мрака, окружившего сатану и его ангелов, когда они были отделены от Бога и неба.

Куда идут все люди при смерти

Умирая, все люди идут в могилу, т. е. в «хадес» или «шеол». Иов сказал: «Так, я знаю, что Ты приведешь меня к смерти и в дом собрания всех живущих» (Иов. 30:23). Этот дом смерти является могилой. «Если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой» (Иов. 17:13).

Ад беспристрастен. «Одна участь праведнику и нечестивому» (Еккл. 9:2). «Кто из людей жил, и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?» (Пс. 88:49).

Богатый и бедный, высокий и низкий, праведный и беззаконный — все встретятся в этом жилище.

В могилу сошли самые подлые люди, которые когда-либо жили; и ее ворота открыты, чтобы принять самых любимых и приятных, которые когда-то украшали землю. По поводу последних Исаак Ватте поет: [507]

Открой свое лоно — верная могила,

Сокровище новое ты себе пленила;

Пусть покоятся останки сих святых,

В молчаливом прахе от скорбей земных!

Да, смерть — это враг (см. 1Кор. 15:26), и могила не является успокоительным утешением, но мы благодарны Богу, что «блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14:13). Мы также рады, что нечестивые спят в молчании, а не кричат в пытках и агонии. В могиле нет страданий.

Когда умершие праведные выйдут из могил?

Умершие, праведные выйдут из своих могил при «последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» (Шор. 15:52). Это — Второе пришествие Христа, когда «Сам Господь при возвещении и трубе Божией сойдет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1Фес. 4:16).

В тот день исполнится обетование Христа о Его славном возвращении, чтобы собрать Своих избранных к Себе (см. Иоан. 14:1-3). При звуке «трубы Божией» святые, спящие в могилах, не сознающие течения времени, вдруг проснутся. Некоторые спали 1000 лет, другие имели только короткий отдых в могиле. Для всех время будет казаться тем же — моментом, или как бы «мгновение ока». Они выйдут из могил с лицами, сияющими радостью, здоровьем, бессмертием, и направятся в свой небесный дом.

Когда нечестивые выйдут из могил?

Согласно слов ап. Павла должно быть «воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15). [508]

Нечестивые, или неправедные, встанут из своих могил только спустя 1000 лет после воскресения праведных: «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (Откр. 20:5).

Куда будут брошены нечестивые?

Когда нечестивые воскреснут (после представления им приговора), они вместе с дьяволом, смертью и могилой будут брошены в озеро огненное (см. ст. 10-15). Это и есть «геенна», или горящий ад.

Петр говорит, что Господь знает, как «соблюдать грешников ко дню суда для наказания» (2Петр. 2:9). Также и сама земля «сберегается огню на день суда» (2Петр. 3:7). «Земля и все дела на ней сгорят» (ст. 10).

Согласно слов Иоанна, написавшего Откровение, огонь спадет с неба от Бога и пожрет нечестивых в озере огненном (включая сатану, смерть и могилу). Этот процесс назван «второй смертью» (см. Откр. 20:9-14).

Поскольку нечестивые погибнут в этой горящей «геенне» и сама земля станет расплавленным огненным озером, нам становится более понятным утверждение Библии, что нечестивые получат свое возмездие на земле (Притч. 11:31) и что не будет «пощажен в день гнева злодей» (Иов. 21:30).

Сам Иисус сказал, что плевелы-«сыны лукавого» и «посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего» (Матф. 13:38, 40).

Все эти факты предоставляют нам достаточно доказательств верить, что пылающий огненный ад — все еще в будущем, а сегодня — ни один грешник не горит в аду.

Весь ли человек или часть его будет брошен в этот огонь?

Иисус 9 раз предупреждает о «горящем аде» или геенне. [509] В Матф. 10:28 Он сказал: «Бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». И вновь Он советует: «Лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и двумя ногами быть ввержену в огонь вечный» (Матф. 18:8).Из этого становится ясным, что весь человек, душа и тело будут брошены в горящий ад. Поскольку тело при смерти направляется в могилу и поскольку в могиле нет огня, из этого мы видим, что горящий ад — все еще в будущем. Если Бог «не хочет смерти грешника» (Иез. 33:11) и сохраняет их ко дню суда, чтобы они получили заслуженное наказание, почему мы должны желать ввержения их в ад так скоро, как только они умрут? Почему некоторые настолько склонны верить, что Бог имеет буквально миллионы нечестивых душ, горящих в огненном гробу, в аду?

Как долго будет гореть ад?

Ад будет гореть до тех пор, пока не будут уничтожены «душа и тело». «Бойтесь более Того, Кто может душу и тело погубить». (Матф. 10:28).

«И попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей… Они будут прахом» (Мал. 4:1, 3).

Этот ад будет гореть до тех пор, пока нечестивые не будут истреблены (см. Откр. 20:9). Это есть «смерть вторая», но не вечное горение в аду (ст. 14).

Совершенно ясно, что нечестивые направляются туда для окончательного истребления. Это будет смерть вторая. В первой смерти нечестивые отправляются в могилу. Вторая смерть означает конец грешника, конец смерти, конец могилы. Бог навсегда положит конец греху, грешнику, смерти и могиле.

Когда работа горения и окончательного истребления закончится, не будет необходимости, чтобы огонь продолжал [510] гореть все время. Выражение «во веки веков» в Откр. 14:11 и Откр. 20:10 означает «продолжительность без остановки» и может означать долгий период времени или короткое время. Эти два текста должны быть поняты во свете богатого свидетельства Библии, означающего, что нечестивые будут истреблены. Вечная жизнь будет длиться вечно. Вечная смерть (вторая смерть) также вечна. Те, кто испытают вторую смерть, будут уничтожены вечным огнем. Иисус объявляет: «И пойдут сии в наказание вечное» (Матф. 25:46). Обратите внимание, здесь не сказано «наказывание», но «наказание», и это относится скорее к конечному результату, чем к методу (текст — по греч. подлиннику).

Прочитав Исх. 21:2-5, мы найдем, что «во веки» может означать столько времени, как человек живет. Иона сказал, что он был проглочен огромной рыбой, и «земля своими запорами на век заградила меня» (Ион. 2:6). Все же он был в этом необыкновенном состоянии только три коротких дня.

Как назван этот вид огня?

Огонь этого будущего ада назван «вечным». «Пойдут сии в муку вечную» (Матф. 25:46). Содом и Гоморра являются примерами такого же вида огненной работы: «Как Содом и Гоморра… подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуд. 7). Как этот вечный огонь поразил эти города? Пожалуйста, обратите внимание: «Города Содомские и Гоморрские… превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2Петр. 2:6). Что еще больше можно сказать! Оба — Иуда и Петр — выделили гибель Содома и Гоморры как пример истребления «вечным» огнем. Результатом этого действия был «пепел». Горит ли еще огонь этих городов? Нет! Об огне ада также сказано, как о неугасимом: [511] «Где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Марк. 9:44).

Поскольку иудеи долгое время нарушали субботу, Господь угрожал уничтожить Иерусалим огнем, который «не погаснет» (Иер. 17:27). Описание его уничтожения находим в Иер. 52:12-13.

Но Иерусалим сегодня уже не горит. «Неугасимый» огонь — это огонь, который нельзя потушить, пока он не уничтожит все. Он сожжет все, а затем погаснет. Таким же образом будут уничтожены нечестивые.

«Червь, который не умрет» — образное выражение, взятое с картины свалки в долине Еннома, упомянутой выше. Что не уничтожал огонь, поражали черви. Это — символ полного и окончательного истребления грешников. Нечестивые будут «как бы их не было» (Авд. 16). «Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его» (Пс. 36:10). Когда ад сгорит, от грешников останется не меньше, чем от Содома и Гоморры осталось сегодня. Оставшийся от них пепел станет частью той же самой почвы, по которой будут ходить праведные.

Божий лучший путь

В Божьем намерении никогда не было, чтобы какой-то человек страдал в аду. Он был «уготован дьяволу и ангелам его» (Матф. 25:41). Если мы когда-либо будем брошены в это место окончательного истребления, это будет лишь потому, что мы не обратились к милости и благодати Божьей и не решились отдаться Богу целиком.

Бог никогда не имел намерения, чтобы люди считали, что Он действует в серном концентрационном лагере, под руководством дьявола.

Мертвые, верные и неверные, отдыхают тихим сном. [512] Нет ни сознания, ни воли. День воскресения грядет. Те, кто умерли со Христом, воскреснут, чтобы царствовать с Ним. Нечестивые воскреснут для получения последнего наказания. После этого не будет больше ни греха, ни грешников.

Одна женщина, грубо поносившая Библию, сказала: «Я собираюсь быть на небе, несмотря на то, желает ли Бог или нет, чтобы я была там».

Простая истина заключается в том, что Бог не закроет двери ни перед одной душой, которая может быть счастлива там. Все, кто попадут в ад, не будут удовлетворены небом. Вот почему мы должны готовиться к небу теперь.

В стрелковой ячейке, пряча свет, солдат писал: «Снаряды рвутся так близко, что колеблют мою бумагу, когда я пишу… Иногда я удивляюсь, будет ли мое сознание когда-либо снова наполнено миром и спокойствием, смехом и любовью. Я хочу еще раз вернуться домой. Хотя бы на короткий срок, но хочу вернуться домой».

В сердце человека Бог вселил глубокое желание и стремление к небесному дому. Однажды война на земле станет достоянием истории, и Христос придет опять. Когда тьма покрыла грубый крест и вид на будущее был мрачным, страдающий Спаситель нашел время сказать раскаявшемуся разбойнику: «Будешь со Мною в раю».

Чрез заветные врата

Проведет Христос святых,

Облаченных в виссон,

Вне всех горестей земных…

Как желаю я там быть,

Слить свой голос в торжестве,

Со Спасителем пребыть,

Радуясь небес красе!

Фенни Д. Кросби [513]