Глава 50. Трудные вопросы относительно смерти

Карл Дарроу, известный юрист-криминалист, однажды имел дискуссию с раввином, священником и протестантским служителем по вопросу бессмертия. Священник с большим умением собрал сравнения и аллегории, чтобы изложить свою теорию, утверждая, что душа человека неистребима и не подвержена смерти. Встав, юрист сказал: «Эти господа ни разу не воспользовались Библией в подтверждение своих взглядов и еще меньше они цитировали из ее страниц».

Мы, проповедующие на основании библейского текста, часто бродим по долгому пути, отрываясь от библейского учения. Все же по всей справедливости необходимо сказать, что в Библии есть некоторые «неудобовразумительные» слова (2Петр. 3:15, 16). Когда есть явное противоречие или кажущееся различие значений, необходимо помнить два правила: 1. Трудные тексты необходимо изучать в свете основного учения Библии относительно данного случая. 2. Все стороны библейского учения должны идти параллельно. Например, Библия учит, что суд будет происходить после смерти. У нас не будет согласия в этом вопросе, если мы считаем, что Бог возьмет хороших людей на небо, когда они умрут, и отправит плохих людей в ад при их смерти, еще до их суда. [524]

Разбойник на кресте

Не сказал ли Иисус на кресте раскаявшемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе ныне же, будешь со Мною в раю»? (Лук. 23:43). Ответ звучит: «ДА». Но необходимо также помнить, что Иисус не направился в тот же день в рай. Раем является то место, где есть дерево жизни (см. Откр. 2:7). Оно находится на небе у престола Божьего (см. Откр. 22:1-2). Иисус не вознесся на небо до дня Своего воскресения. Марии Он сказал в тот день: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Иоан. 20:17).

Что же тогда Иисус имел в виду, давая обещание разбойнику? Только одно: «Ты просишь Меня вспомнить о тебе в Моем Царстве. Я говорю тебе сегодня (в этот мрачный час), ты будешь со Мною в раю». Запятая в этом стихе должна быть после слова «ныне», но не перед ним. Когда Лука писал это послание, знаков препинания вообще не было. Люди воспользовались этим. В этом случае запятая не стоит в положенном месте.

Вижу мысленно под зловещим небом

Три креста, поднятых высоко.

Один из них, отсвечивая славой,

Сияет всем средь мрака далеко…

Вдруг к терпеливому Спасителю

Разбойник жалобно воззвал:

«Когда придешь Ты в царство Искупитель,

Меня чтоб вспомнил и принял!»

Затем средь шума я услышал

Страдальца очень нежный глас:

«Тебя Я «ныне» заверяю,

Сегодня в этот мрачный час:

Ты будешь царствовать со Мною,

Со всей искупленной семьею!»

Л. Д. Авери Стетл [525]

«Не умрет вовек»

Что Иисус имел в виду, когда Он сказал Марфе, что верующие в Него никогда не умрут? Сам текст, прочитанный полностью, поясняет это.

«Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Иоан. 11:25-26).

Все — праведные и нечестивые — воскреснут, но только те, кто верят во Христа, будут жить вечно. Остальные умрут второй смертью (см. Откр. 20:13-15).

Духи в темнице

Некоторые думали, что ап. Петр верил, что Христос ходил проповедовать духам людей в какой-то таинственной тюрьме или чистилище, когда Его тело висело на кресте. Писание гласит: «Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя» (1Петр. 3:19, 20).

Это есть простое утверждение, что Иисус проповедовал беззаконным людям во время Ноя, которые находились в темнице греха (см. Ис. 61:1). Иисус проповедовал им тем же Духом Божьим, Который поднял, или воскресил Его от смерти (см. 1Петр. 3:18).

Саул и волшебница из Аэндора

Не советовался ли царь Саул с медиумом духов и не привела ли она умершего пророка Самуила? Это описание мы можем найти в 1Цар. 28.

Бог больше не слышал молитв Саула (ст. 6). Царь переоделся и искал совета у вызывательницы духов в Аэндоре (ст. 7-8). Волшебница что-то подразумевала, но согласно заверению, что спрашивающий не расскажет царю Саулу, она согласилась заняться этим делом (Щар. 28:9-10). [526]Женщина спросила: «Кого же вызвать тебе?» Саул сказал: «Самуила выведи мне» (ст. 11).

Если Самуил вознесся на небо при своей смерти, почему не вызвать его с неба или не поднять с могилы? Самуил был человеком Божьим. Но эта волшебница сказала: «Вижу как бы бога, выходящего из земли» (ст. 13). И когда Саул спросил: «Какой он видом?», она ответила: «Выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду» (ст. 14). Саул принял его за Самуила.

Здесь ясно видна в действии первоначальная ложь сатаны: «Нет, не умрете… вы будете, как боги» (Быт. 3:4-5). Волшебница видела «как бы бога, выходящего из земли». Да, это была работа сатаны.

От него последовало сообщение: «Завтра ты и сыны твои будете со мною» (Щар. 28:19). Это значит, ты и сыновья твои завтра умрут и придут сюда, где я нахожусь. Если праведный Самуил был на небе, как мог отвергнутый Саул попасть туда?

И снова, если Самуил действительно находился на небе, мог ли Бог разрешить ему разговаривать с отвергнувшим Бога Саулом и притом по просьбе волшебницы, что, по понятию Саула, осуждалось Богом? Вряд ли, думаем мы.

Простой факт заключается в том, что Самуил умер и не знал ничего. Саул пошел к волшебнице и получил смесь истины и заблуждения. Он слышал, что Бог уже сказал ему, и он несомненно верил, что Самуил действительно дал ему весть. Саул был обманут.

Богатый человек и Лазарь

В притче от Лук. 16:19-31 богач умер и попал в ад. Будучи в муках, он позвал нищего Лазаря, который тоже умер и находился у груди Авраама. Прочитаем описание. [527]

Сначала заметим, что Господь иногда говорит о будущем как о настоящем. «Богом… животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Рим. 4:17).

Тем не менее история о богаче и Лазаре является притчей и не может быть признана буквальной. Она расположена в долгой серии притч. Притчи часто учат какому-то главному уроку, но не могут быть буквальными во всех деталях (см. Суд. 9:6-20). Иисус в данной притче хотел упрекнуть жадных фарисеев (Лук. 16:14), показывая, что богатый человек может жить на земле хорошо, но не в будущем. Чтобы показать это, он применил одно из их собственных преданий. Давайте сначала остановимся на Лазаре, а потом на богаче. Лазарь представлен как личность, которую ангелы отнесли на лоно Авраама. Тем не менее при Втором пришествии Христа, а не при смерти, ангелы соберут избранных (см. Матф. 24:31). Более того, Аврааму невозможно удержать всех искупленных у своей груди. Итак, очевидно, данная сцена не может иметь буквального значения.

Был другой Лазарь, действительная историческая личность. Он умер (см. Иоан. 11:14-44). Это был брат Марии и Марфы. Уже четыре дня он лежал мертвым. Когда Иисус пробудил его к жизни, сказав: «Лазарь! Иди вон», Он не сказал: «Выйди с лона Авраама». Иисус просто дал этому реальному Лазарю жизнь, не сказав ничего о груди Авраама. Также и Лазарь не говорил ничего, что произошло с ним в течение этих четырех дней. «Мертвые ничего не знают». Это совершенно ясно, и когда буквальный Лазарь умер, «его мысли исчезли». Очевидно, Лазарь, о котором упоминается в притче, не может быть принят буквально.

О богаче мы читаем: «Умер и богач и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои». Далее он утверждает: «Я мучусь в пламени сем». Слово «ад», применяемое в этом случае, отмечено словом [528] «хадес», или могила. Поскольку в могиле нет огня, мы имеем дальнейшее доказательство, что эта притча не может быть принята буквально.

Реальный урок из этой притчи тот, что богатство здесь на земле не может быть гарантией благополучия в будущем. И жизнь является единственным временем, данным нам, чтобы приготовиться к грядущей жизни. «Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою» (Ис. 38:18). В будущем не будет возможности для спасения. «Вот теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор. 6:2). Маленький мальчик, который хотел быть богатым человеком при своей жизни, и Лазарь, когда он умер, выразили желание многих. Но это желание, которое никогда не осуществится.

Рассказывают историю, что когда девушка индейца Сенеки умерла, ее семья закрыла в клетку молодую птичку и держала ее в плену до тех пор, пока та не начала петь. Затем с напутственными поручениями-вестями к умершей они освободили ее у могилы девушки. Они считали, что птичка полетит прямо в страну духов и передаст весть любви любимой девушке.

Теперь, при этой жизни, время говорить добрые слова. Сегодня время совершать дела любви. В течение нашей жизни надо принять решение, где мы будем проводить вечность. Все те, кто будут жить вечно с Богом, должны теперь научиться находить радость в делах Божьих.

Сюзен Эрц в книге «Гнев на небе» относительно этого сказал: «Миллионы, которые не знают, куда себя деть в дождливый воскресный день, жаждут бессмертия». Как несчастны будут такие люди, если их поместить на небо на бесконечные времена. Для таковых вечность будет тюремным домом, где они будут страстно жаждать спешки греховного мира. Мы сами готовим свое будущее. Некто сказал: «Чем больше земного мы желаем, тем меньше небесного мы получим». [529]

Во времена второй мировой войны полковнику Уоррену Д. Клеар поступил приказ от старшего офицера оставить крепость как раз перед ее падением. Он должен был сесть в полночь на подводную лодку. В приказе были такие слова: «Быть готовым к посадке на корабль. Никакого личного багажа!»

Когда мы отправляемся на небо, мы сможем взять с собой только наш характер. Это есть праведный характер Иисуса Христа, вмененный нам при прощении (оправдании) и наделенный нам Святым Духом и Словом Божьим при освящении. [532]