Раздел 2. Вопросы человека о зле

Глава 5. Бог ли создал зло?

Глава 6. Кто был первым грешником?

Глава 7. Первый грех и первая война

Глава 8. Какое положение на земле занимает сатана?

Глава 9. Почему согрешили Адам и Ева?

Глава 10. Пять методов нападения сатаны

Глава 11. Какое средство имеет Бог против греха?

Глава 5. Бог ли создал зло?

[55]

«Весь мир лежит во зле» (1Иоан. 5:19).

Человек по своей природе жизнерадостен, и все же он признает, что этот мир не такой, каким создал бы его он сам, если бы располагал для этого возможностью.

Со всеми нашими церквами, нашими общественными и государственными организациями мы все еще имеем грех, печали, нищету и скорбь. Несмотря на всевозрастающие чудеса современной медицинской науки и бесчисленные больницы, этот мир является огромным лепрозорием болезней, страданий и смерти. Страх, ненависть и сомнение в сердцах людей открывается явственно в преступных делах, войнах и кровопролитии. Бури, землетрясения, голод и бедствия все более увеличиваются.

Мейсфилд писал:

Дал нам небо и землю как книгу Творец,

За нее благодарность лишь ждет Он,

А когда отдаем мы ее наконец,

Кровью книга запятнана очень…

Также сажа видна между строчек.

«Вечная милость», 1912 г.

Чистые, белые страницы оригинальной Божьей книги природы дочерна испачканы сажей от греховных пальцев и запятнаны кровью вечных раздоров. [56]

Соломон направил стрелу истины прямо в цель, когда написал: «Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29).Сегодня мы наблюдаем ужасный поток зла над человечеством, разрушающий самое дорогое в этом мире, созданное на протяжении долгого времени ценой страданий и познания. Отчаяние сжимает сердца миллионов. Вожди человечества находятся в смятении и замешательстве. «А на земле уныние народов и недоумение» (Лук. 21:25).

Пастор Мартин Ноул, проповедуя своим прихожанам в оккупированной Германии после падения Гитлера, рассказывал типичный случай об одном образованном и благочестивом немце. Этот человек говорил примерно следующее: «Мой сын был убит в бою. Моя дочь пропала без вести. Я потерял жену. Мой дом разрушен. Все мое состояние в одежде на моих плечах, да и она пожертвована мне. Я не могу более молиться. И думать больше не могу. Я не хочу ни о чем думать: ни о прошлом, ни о будущем. После всего пережитого мною это просто невозможно» (Сборник проповедей, 1946 г.).

Создал ли Бог зло?

Нет ли в Библии какого-нибудь места, которое указывало бы на то, что Бог создал зло? Вот отрывок, на который часто указывают: «Я… делаю мир и произвожу бедствия» (Ис. 45:7).

Говорит ли это место о том, что Бог вначале создал зло, что Он — Создатель зла? Если нет, что же тогда оно означает?

При чтении шести предыдущих стихов сразу же становится ясно, что эти слова были сказаны в виде пророчества о Кире, царе Мидийском и Персидском, который еще не родился. Древнее Вавилонское царство распространило свои завоевания до Палестины, Иерусалим был взят. Страна была порабощена. Тысячи отборных евреев были [57] уведены в золотой город Вавилон на реке Евфрат.

Высокомерие Вавилона должно было достичь предельных высот; тогда Бог позволил подняться новому Мидо-Персидскому царству, чтобы ниспровергнуть его. Кир был во главе их армии. В Исайи 13:17-19 Господь предсказывает, что сделают мидийцы: «Вот, Я подниму против них Мидян… И Вавилон… будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра». Вот такое направление одного злого царства против другого, чаша беззакония которого переполнилась с целью освобождения народа,- вот что имел в виду Бог, говоря: «Я произвожу бедствия…» Царю Вавилонскому Бог в видении сказал следующее: Всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его, кому хочет!» (Дан. 4:29).

Смотря на возникновение царств

И на их падение…

Даже Сам Всемогущий Бог

Пришел в удивление.

Дрейден

С очень давних пор сомневающийся человек настойчиво задавал один и тот же вопрос: «Почему Бог создал мир в таком виде и позволяет ему существовать и дальше?» Без сомнения, этот вопрос приходит в какое-то время к каждому мыслящему человеку. В Библии находим ответ: «Увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Бог есть любовь. И Его закон — закон любви. Все Его дела по отношению к своему творению, если их правильно понимать, являются доказательством неизменной любви. Бог не создал мир плохим, но Он хорошо знает, что еще нужно сделать здесь, и у Него есть совершенно ясные намерения и планы на будущее.

В чем причина зла и бед?

Никакого объяснения причины возникновения зла человек не предполагает. Библия же разрешает этот вопрос следующим образом: [58] «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

«Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19).

Да, грех является главной причиной нашего горя и несчастья. Он является корнем, питающим виноградную лозу, которая приносит кислые плоды, сводящие род всего человечества. И в эти последние десятилетия миллионы людей прислушиваются к духовным обманам. Им говорят, что, кроме Бога и добра, ничего больше нет. Что злом является лишь то, что сами люди считают злом. Что грех великолепно исключается простой верой в отсутствие греха, и что только настоящий грех признается в его действительности.

Современный человек со своими взглядами о неизбежности прогресса ошеломлен достижениями последних дней и совершенной несоразмерностью своих малых знаний. Святой Дух Божий делает все возможное, чтобы призвать современного человека обратно к Его святому и вечному Слову, которое говорит:«Грех есть беззаконие… Возмездие за грех — смерть» (1Иоан. 3:4; Рим. 6:23).

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч. 14:12). Грех начинается одним путем, а кончается тысячей путей, которые ведут в одно место с указателем: смерть!

Доктор Гарри Эмерсон Фосдик, хорошо известный либеральный мыслитель, говорит в своей книге «Жизнь в напряженном состоянии»: «Сегодня мы и наши надежды, и все наши стремления к добру стоят лицом к лицу с сильной враждой, чем-то демонически ужасным и страшным в человеческой природе, что превращает наши прекраснейшие свойства во зло, [59] а наши возвышенные стремления в неудачи. Наши отцы называли это грехом». И давно пришла пора, чтобы современный человек среди шума своих собственных противоречий услыхал голос Бога, провозглашающий Свои святые заповеди, нарушение которых является грехом. Ни проповедь о том, что Бог есть Отец, ни провозглашение братства всех людей, ни общественное устройство или вмешательство Церкви в политику, ни гигантские объединения религиозных организаций- ничто никогда не сможет спасти человечество или этот мир, если потеряно сознание греха. Если мы, соприкасаясь с грехом, не чувствуем его, мы сожжем и иссушим наши души и никогда не узнаем этого. Потому что данная нам Богом защита ушла.

Что такое грех?

Грех имеет исчерпывающее определение: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Иоан. 3:4). Нарушение закона является грехом. Не обманывайтесь в своей уверенности в том, что неизменный Бог когда-либо аннулирует Свой святой закон, даже в Своем плане спасения человека. Это разрушило бы само основание Его правления. Десять Заповедей являются основным законом Божьим для человека.

«Всякая неправда есть грех» (1Иоан. 5:17). В нашем уме следует строго разграничить грех от праведности. Нарушение одной или всех заповедей Божьих включает в себя все грехи.

«Все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23). Если человек поступает против своей совести, он согрешает. Его совесть должна развиваться свободно, но, вне всякого сомнения, он должен свято ее сохранять. Если этого не будет, он окажется сожженным в своей совести (см. 1Тим. 4:2). «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17). Только единственного человека можно считать безответным [60] за свои грехи,_

того, который не знает, что он согрешает. Иисус сказал: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Иоан. 9:41). Если мы закрываем глаза, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать, тогда мы будем ответственны за то, что могли бы знать (см. Матф. 13:15).

На одной фруктовой базе висел плакат для работников, занятых сортировкой яблок. Текст его гласил: «Пятнышко сегодня- завтра гниль».

Грех маленький хоть поначалу

И поднимает голову едва…

Крадется грех туда, где пыль и сумрак,

Случайно боится каблука.

А после грех заметно подрастает,

И выступает гордо напоказ.

Как в куколку личинка превращаясь,

Выходит бабочка приятною для глаз.

А сколько зла приносят бабочки такие,

Вмиг они все поле облетят…

Капусту, огурцы и овощи другие,

И если не бороться — все съедят.

Так мотылек нас прелестью смущает,

Таким прекрасным кажется на вид!

Но вскоре чистоту и силу жизни развращает,

Опасен грех, хоть он и невелик!

Беги греха, лишь под покровом Бога

Найдешь ты силу, грех чтоб победить!

Христос не согрешил и нам дарует

Столько сил, чтоб жить и не грешить!