Глава 7. Первый грех и первая война

Было время, когда не было греха. Мы живем в такое время, когда есть не только грех, но грех с процентами. Ветер приносит ураган. От первого пожара вспыхнул большой пожар. Также был момент во Вселенной, когда совершился первый грех и зажжено первое пламя.

Тень греха

При создании венца Своего творения Бог мог поступить двояко. Он мог сотворить его со способностью делать выбор или без права выбора. Если бы Он сотворил его без способно-сти к мышлению и выбору, человек был бы лишь автоматом, автоматическим существом. Как поезд на своем пути следует по рельсам, так и человек механически следовал бы по заранее выработанным Богом схемам или, подобно низшим животным, руководствовался бы проявлениями простого инстинкта.

Мой друг, высокообразованный врач, рассказал мне о нервных клетках двух типов. Один тип клеток мы находим у лягушки. Эти клетки при возбуждении имеют лишь два выхода для действий. Первый связан с механизмом кваканья лягушки, другой — с ее ногами. Таким образом, она либо квакает, либо прыгает, или то и другое вместе. У нее нет другого [69] выбора. Она не может сесть, поразмыслить и сказать: «Итак, хотела бы я знать, что было бы лучше предпринять».

В клетках центральной нервной системы человека имеется много выходов. Они дают возможность большого выбора. Имеется возможность рассуждать и размышлять. У человека есть понятие о нравственной ответственности. Послушание может прийти как результат разумного решения. Поклонение Богу является не только возможным, но оно может совершаться на добровольной основе. Лягушки же этого делать не могут.

Бог решил создать существа, имеющие право выбора; существа, чье служение и поклонение исходило бы из оценки его характера. Они должны были служить Ему из-за любви к Нему и знания, что Его законы — справедливы.

Библейская религия основана на убеждении и выборе, но не на принуждении. Этот урок никак не усвоят многие верующие и религиозные организации с тем, чтобы применить его на практике.

«Кто хочет творить волю Его» (Иоан. 7:17).

«Желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).

«Изберите себе ныне, кому служить» (Ис. Нав. 24:15).

Поскольку человек был создан «немного умаленным пред ангелами» (Пс. 8:6) и ему была дана власть выбора, то несомненно, что и эти, более высокие существа, были также свободны в нравственном отношении и имели право выбора.

Рассмотрим два следующих обстоятельства:

1. Право выбора дает возможность избирать добро или зло. Хорошие ангелы имели право избрать непослушание.

2. Поскольку это так, происхождение греха и противление было возможным уже со времени сотворения самого первого ангела. Кроме того, учитывая бесконечное число разумных существ во Вселенной, можно предположить, что грех был не только возможностью, но и вероятностью. Грех всегда прячется в тени. Бог пошел на риск, создавая разумные существа с правом выбора. И Ему нужно было заранее приготовиться [70] к встрече с такой ужасной крайностью, как грех. Грех был ненужным, его не знали, но он был возможным.

Грех воплощается

Да, тень приняла определенную форму. Грех воплотился. Некто избрал грех, поставив под сомнение авторитет Бога, Его Сына и Его закона. Кто же это был? Это был ангел света.

«Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:15).

Рассмотрим пять ступеней падения ангела света с самого возвышенного положения, которое Бог мог дать ему.

1. «От красоты твоей возгордилось сердце твое» (Иез. 28:17).

Каждый дар Божий является даром любви. Получающий дар может прославить Дающего или присвоить славу себе. У него право выбора. Чем более многочисленны дары, тем больше возможностей для выбора. Больше даров — больше и ответственности: «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:48).

Елизавета Баррет Браунинг сказала: «Сущность всей красоты я называю любовью». Если бы выбором ангела света было желание по-прежнему пребывать в истинной любви к Богу, он ценил бы Бога все более и более, любил бы Его все более и более и возрастал бы в красоте моральной выдержки и самообладания. Но он избрал путь гордости. Каким мрачным и зловещим выглядел этот грех на фоне данной ему Богом красоты!

«Среди прекрасного грехи особенно заметны, как пятна ярче выделяются на светлом фоне» (Гей).

Соломон сказал: «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Притч. 16:18). Ангел света стремился возвыситься через гордость, но этим он сделал лишь свой первый шаг по пути вниз. [71]

2. «От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:17). Хотя Бог и дал ангелу света больше мудрости, нежели любому другому Своему созданию, он стал рассматривать ее как принадлежащую ему.

«Знание гордится множеством познания, а мудрость думает, что мало знает» (Купер). Мудрость ангела света исчезла после проявления гордости. Мудрость близка к униженным И далека от возвышенных» (Ведсворт).

Ангел света намеревался подняться ввысь, но вместо этого он сделал второй шаг вниз.

3. «А говорил в сердце Твоем… выше звезд Божиих вознесу престол мой… буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14).

Время от времени ангел света, вероятно, наблюдал, как Отец и Сын были погружены в обсуждение намерений относительно великой Вселенной, включая создание миров. Когда он стал возвышаться из-за своей красоты и стал остро сознавать свою великую мудрость, как легко ему было впасть в ревность по той причине, что его не приглашали на внутренние советы Божества. Его душу стала наполнять злоба. Радость и счастье, которое он всегда ощущал в прославлении Бога, теперь постоянно отсутствовали. Он чувствовал себя неспокойным из-за ограничений Божьего закона любви, на верность которому он принял присягу и хранителем которого был.

Пытался ли Бог, Его Сын и ангелы остановить этот смертный грех и спасти ангела света от погибели? Задавая такой вопрос, отвечаем на него, что иначе они не могли поступить.

Но ангел света сказал в сердце своем: «Вознесу престол мой. Сам буду управлять. Восстану против Бога». Он отверг закон, говорящий, что «всякий возвышающий сам себя [72] унижен будет» (Лук. 14:11). Это был третий шаг на его пути по направлению вниз.

4. «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине» (Иоан. 8:44).

Вот слова Иисуса, учившего Своего ученика Иоанна, что «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Иоан. 3:15). Сердце ангела света медленно, но верно наполнялось ненавистью к небесному руководству и правлению. Поэтому он был убийца. Намереваясь возвыситься силою, он сделал четвертый шаг по пути вниз.

5. «Он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44).

Совершенно невероятно, чтобы ангел света в самом начале рассказал небесным ангелам обо всем, что было у него на сердце. Подобно многим другим впадающим в крайность реформаторам, он, вероятно, много говорил о свободе и демократии. Прикрываясь маской великой заинтересованности в благополучии всех, он внушил сомнение по отношению к Богу, Его Сыну и Его закону. Но он был лжецом. Он был первым, но не последним лжецом. Он солгал первым и неизменно пребывает в этом деле лжи в течение тысячелетий. Он мог пользоваться методами, которые Бог не мог применять. Ангел света — «не-сущий свет» — стал «сатаною» и «врагом». И он был лукавым врагом. Он сделал свой пятый шаг вниз. Скоро он будет низвергнут.

Война на небе

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них» (Откр. 12:7).

Михаил (Христос) и верные Ему ангелы вступили в бой с драконом (сатаною) и его ангелами. Указание на то, что Михаил- это Христос, находим в следующих местах Писания: Иуды 9; 1Фес. 4:16; Иоан. 5:25-29.

Таким образом, само небо стало местом действия первого греха и первым театром военных действий первой войны. В высших кругах доверенного руководства возникла измена. Оттуда она распространилась и на [73] простых небожителей. Как поразительно подобно развиваются исторические события в современном мире! Люди с проницательным умом, но злой душой увлекают за собой массу простых, не разбирающихся в обстановке людей.

Низвержение сатаны и его ангелов

У этого конфликта на небе был возможен только единственный исход. Сатана и присоединившееся к нему множество ангелов были обречены на поражение в этой первой войне, которая бушует и в настоящее время.

«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Иуда в мягких выражениях повествует нам: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает… на суд до великого дня» (Иуд. 6).

Да, сатана и его ангелы потеряли свое высокое положение и оставили свой прекрасный дом на небесах. И этого они добились сами. Они стремились овладеть небом при помощи силы и поэтому оставили небо принудительно. Их низверг Христос со Своими ангелами. Хорошо было бы помнить, что со Христом победа обеспечена.

Почему Бог сотворил Люцифера?

Бог сотворил Люцифера по тем же соображениям, которыми руководствовался при создании любого разумного существа, которому Он дал право выбора. Грех мог возникнуть у любого из бесчисленных ангелов Вселенной. Любой ангел мог согрешить, если бы он избрал это.

Бог не получает удовлетворения от принудительного служения и никогда не получал. Когда Люцифер служил Богу, он добровольно избрал это служение. А когда он согрешил, он избрал грех. Когда восстали ангелы, последовав за сатаною, [74] они больше доверились его словам, нежели тому, что говорил Бог.

Причины для греха не было. Объяснить причину согрешения- значит оправдать поступок. Находить извинение — непростительно. Сатана имел все, что Бог мог дать ему, за исключением самого Божества. Стремясь к достижению этого, он вступил на путь долгого конфликта с небесным правлением.

«Каждому человеку и народу приходит время решать в борьбе истины с ложью постоять за добро или зло» (Джеймс Руссель Ловелл).

Сатана также имел такой решительный момент. Он принял решение. Он пошел по ложному пути.

Почему Бог не уничтожил сатану?

Если бы Бог тотчас уничтожил сатану, не упростило бы это дело? Не остановило бы это распространение греха и не сделало бы излишним многочисленные страдания и многие миллионы умерших, следующих за грешниками.

Как раз наоборот: это в значительной степени усложнило бы дело. До самых отдаленных пределов Вселенной распространился бы страх. Угрожающие размеры приняла бы возможность того, что все творение жило бы, сомневаясь в том, является ли Бог Богом любви, а Его закон — законом любви. Почему? Сатана поставил под сомнение премудрость, любовь и справедливость божественного руководства. Божьи создания никогда не жили под какой-либо другой системой правления. Тот факт, что великое множество ангелов последовало за сатаной, является доказательством ужасных возможностей, лежащих впереди.

Если бы Бог совершенно подавил восстание, то легко мог бы возникнуть вопрос даже у верных поклонников Бога: может быть, сатана был прав, считая [75] возможным усовершенствовать Божье правление.

У Бога был лишь один мудрый выбор. Стабильность положения во Вселенной на бесконечные времена была поставлена на карту. Поэтому Он должен был разрешить, чтобы сатана наглядно показал свою систему правления. Другого возможного, более короткого пути не было. Для этого потребовалось время и много терпения. Это потребовало жертв.

«Тот, Кто управляет всей Вселенной,- лишь Один знает конец от начала; пред Ним все тайны прошлого и будущего — раскрытая книга; Он Тот, Кто невзирая на горе, мрак и руины, причиненные грехом, видит осуществление Своих дел любви и милости. Хотя «облако и мрак окрест Его, правда и суд — основание престола Его» (Пс. 96:2). Все же придет день, когда жители всей Вселенной, павшие и непавшие, поймут это. «Совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4; ПП, с. 43).

Все темное во мне — освети…

Все низкое — возвысь и поддержи;

Чтобы в разгаре спора

Я отстоять мог Бога

И людям открыть Его пути.

Мильтон

Бог есть любовь

Бог есть любовь, как знать об этом?

Чем доказать, что это так?

Не видим ли на всей планете,

Вокруг печаль и зло царят?

Хоть Бог — любовь и мудрый очень,

И знает, что ведет к добру,

Куда ни глянешь — видишь горе,

Страданье, слезы и нужду… [76]

Зачем Бог сатане позволил

Сойти на землю обольщать?

Зачем позволил зло посеять

И человека искушать?

Творец создал миры и звезды,

Нет права нам Его судить.

Создал и нас с свободной волей,

Чтоб нам избрать, кому служить!

Нельзя сказать Творцу и Богу:

«Ты плохо, Боже, нас создал!

Ты мог бы сделать нас другими,

Чтоб человек добро лишь знал.

Ведь Ты же знал, что люди слабы,

Тебя им трудно полюбить,

Хотя бы вечность мы прожили,

Тебя не сможем восхвалить!»

Но рассуди: ведь здесь видна

Предусмотрительность

Творца-Грех должен проявить себя,

Чтоб мир нашел любовь Отца!

Христа Он в мир за нас отдал,

Чтоб мир от зла свободным стал,

Чтоб уничтожить царство тьмы,

Чтоб к Богу возвратились мы!

Все доказательства — на деле –

Того, что любит грешных Бог…

Чрез крест Христа вполне всецело

На небо всем открыт нам вход!

Д. Б. Тейер [77]