Введение

Каков Бог? В правильном ответе на этот вопрос заключено то основание, на котором зиждется христианская вера. Поиск этого ответа и является целью изложенного в этой книге исследования, основанного на одной из глав Священного Писания, — 15-й главе Евангелия от Луки.

В конечном счете все, что делает человек в своей жизни, зависит от того, как он понимает Бога. Вопрос о Боге и Его взаимоотношениях с человечеством является определяющим фактором образа жизни и поступков любого человека. То, как человек понимает Бога, полностью определяет, что он делает или не делает в жизни.

Само возникновение христианства и осуществление им особой миссии основаны на уникальной концепции Бога. Эта концепция, формирующая и определяющая все усилия христиан на протяжении веков, и является предметом исследования этой книги. Но зачем нужна еще одна книга о Боге? Ничто и никто, кроме Бога, не остается неизменным. С точки зрения терминологии следующее утверждение может звучать противоречиво, однако оно верно: изменение — постоянно. Поэтому и мы должны с течением времени переосмысливать наше понимание Бога, если желаем не отстать от человеческих потребностей и запросов в нашем непрерывно меняющемся обществе.

Этот постоянный процесс социальных и зменений заставляет нас рассматривать вопрос о Боге не только в богословской, но и в социологической перспективе. Следовательно, мы в данной книге будем подходить к вопросу о Боге как с библейской, так и социологической точки зрения, принимая во внимание природу общественных взаимоотношений во дни Христа и то, как они воспринимаются нами, живущими на пороге двадцать первого столетия. Такой подход позволит нам избежать односторонности при рассмотрении данной темы.

Социально обусловленное знание

Каждую неделю миллионы людей собираются в церквах, молитвенных домах и синагогах, чтобы поклоняться Богу. Если бы вы посетили несколько различных богослужений, то всякий раз столкнулись бы с разным пониманием Бога. Такое отличие возможно даже в рамках одной и той же деноминации.

Например, христиане на Кубе держатся иного понимания Бога в сравнении с теми кубинскими христианами, которые живут ныне в Соединенных Штатах. То же самое можно сказать о христианах Новой Гвинеи, Китая, Африки. К примеру, если бы вы перешли из одной адвентистской церкви в другую в одном и том же городе (если, конечно, в этом городе несколько церквей), то обнаружили бы там пусть и достаточно тонкое, но все же отличие в понимании Бога. Здесь не имеются в виду различные нюансы, обнаруживаемые при посещении собраний баптистов, методистов, пятидесятников, лютеран, римских католиков или других религиозных групп, существующих в городе.

Чему мы приписываем эти различия? Человеческое знание имеет тенденцию быть социально обусловленным. Карл Манхейм указывал: «Единственное знание, которое мы имеем, — это знание, ограниченное нашим положением в обществе»1. Другими словами, «суждения основаны на опыте, а опыт толкуется каждой личностью с точки зрения культуры, ее окружающей»2.

Манхейм имеет в виду секулярные аспекты, когда пишет, что восприятие человека «зависит от положения, которое он занимает в обществе. В каждой исторической и политической ситуации можно определить, с какой позиции ведется наблюдение за объектом». Почему? Потому что «наше мышление определяется нашим социальным положением» и «наше политическое мышление неразрывно связано с нашей социальной жизнью»3. Однако тот же самый принцип остаетсяверным и в религиозной жизни. То, как человек определяет свое отношение к Священному Писанию, а затем формирует понимание о Боге из фактов, приведенных в Библии, зависит в основном от его социологических установок. Вполне допустимо перефразировать слова Манхейма следующим образом: «Духовное мышление людей неразрывно связано с их социальной жизнью».

Вот почему сторонники либерального течения в Церкви склонны иметь точку зрения, отличную от точки зрения консерваторов. «Даже при формулировке концепций yгол зрения зависит от интересов наблюдателя»4.

Неудивительно, что чиновники и теологи, учителя и студенты, пасторы и рядовые члены, белые южноафриканцы и черные южноафриканцы, люди, живущие в развитых странах и в странах третьего мира, богатые и бедные — все смотрят на одну и ту же реальность разными глазами. «Мышление формируется в соответствии с ожиданиями отдельной социальной группы. Следовательно, из всех возможных данных опыта каждая концепция включает в себя только то, что, по мнению исследователя, необходимо охватить и принять»5.

Далее Манхейм продолжает- «Л годи разного социального положения думают по-разному»6. Другими словами, ваше социальное положение определяет ваше видение]

Вы можете решить, что поскольку это так, то перед нами широкое поле для толкований. Теоретически эго возможно. Но практически оно не будет таким уж широким. Скорее, вы будете иметь здоровое разнообразие в рамках существующей традиции. Помните, как мы уже отмечали, что люди из одной и той же социальной среды склонны думать одинаково. Поэтому адвентистский образ мышления довольно сичьно отличается от, например, баптистского образа мышления. И хотя мы можем быть выходцами из разных стран и из разных культур, адвентистская направленность мышления исключительна для адвентистской Церкви вообще. Люди, разделяющие одну и ту же направленность, склонны думать одинаково.

К сожалению, страх перед таким разнообразием побуждает некоторых адвентистов проповедовать единообразие верования в мировом масштабе. Но здесь вполне уместен вопрос: чье единообразие будет проповедано?

Поскольку знание социально обусловлено, как можно правильно понять Бога, Которому, по нашим словам, мы служим? Ответ находится в Священном Писании. Но вновь возникает проблема. «В тексте и особенно в его применении мы видим то, к чему приготовили нас наш опыт, наша среда, . наше социальное положение и наша политическая принадлежность»7 .

Когда вы открываете Библию, ваш ум — не абсолютно чистый лист бумаги; вы подходите к Писанию с определенными предпосылками.

Если рассмотреть любой текст Писания, он что-то скажет вам сегодня. Но завтра тот же самый текст может сказать вам нечто совершенно иное. Вы когда-нибудь сталкивались с этой проблемой? Вам доводилось когда-нибудь помечать какой-то текст из Библии, потому что он имел для вас особое значение? Но, возвращаясь к нему некоторое время спустя, не спрашивали ли вы себя с удивлением: «Почему я отметил этот текст? Я не знаю, что увидел в нем тогда?» Вот поэтому я перестал помечать свою Библию. В одной ситуации мой опыт был таков, что текст говорил мне одно, а в другой ситуации тот же текст говорил мне другое. Я начал понимать, что, не делая в Библии никаких пометок, я, открывая всякий раз Писание, буду подходить к нему заново. Как сказал пророк Иеремия: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось; оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач. 3:22, 23). Вчерашнее представление о * Боге не подходит для завтрашнего дня; нам нужно иметь новое представление о Боге каждый день.

«Никарагуанские сандинисты… смогли увидеть социальное значение определенных мест Священного Писания, какое нам, североамериканцам среднего класса, никогда не доводи-лось подметить»8. Подобно этому наши чернокожие американские братья и сестры могли отыскать в определенных библейских текстах весть, которую мы, не чернокожие, не смогли найти.

Например, в 1963 г. в Бирмингеме, штат Алабама, бомбой, разорвавшейся около церкви, были убиты четыре чернокожие девочки, находившиеся в тот момент в воскресной школе. Было проведено исследование: о чем говорили проповедники неделю спустя. И выяснилось, что белые проповедники цитировали Новый Завет — «Возлюби ближнего своего, как самого себя», а черные проповедники говорили о справедливости по Ветхому Завету!9. Одна группа хотела предотвратить бунт, а другая ратовала за справедливость. Различное видение — различная весть.

Поэтому мы должны признать, что, обращаясь к Писанию, все мы привносим в его понимание свои предубеждения и интересы, которые хотим защитить. Признавая и допуская наличие этих взглядов и пристрастий, мы даем начало новым открытиям. Воистину слеп тот человек, который думает, что он подходит к Писанию с умом, свободным от предубеждений и уже сформировавшихся взглядов.

Признав нашу человеческую ограниченность, вернемся к первоначальному вопросу: каков же Бог? К этому вопросу мы должны добавить еще один, вытекающий из предыдущего: как нам познать Бога? Поиску ответов на оба этих вопроса и посвящено основное содержание данной книги.