Глава 1. Иисус открывает Бога

«Иисус открывает Бога нам, а не Бог открывает нам Иисуса»

Библия подчеркнуто утверждает, что Сын Божий Иисус Христос — это самый прямой путь к познанию Бога. «Бога не видел никто никогда; только Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18).

В предыдущем стихе этой главы Иоанн противопоставляет Иисуса Моисею. По убеждению иудеев никто никогда не был к Богу ближе, чем Моисей. Моисей был самой высокой и влиятельной духовной фигурой в религиозной традиции Израиля. Моисей был избавителем. Моисей был законодателем. Моисей был пророком. И, что важнее всего, Моисей видел Бога — и остался жив!

Но хотя Моисею и было дано преимущество видеть Бога (по крайней мере со спины, поскольку Моисей не мог видеть Его лица), он не был Богом. Самые благие устремления человеческого разума не в состоянии открыть Бога. Только Сам Бог может открыть Себя человеку. Вот почему в самых лучших греческих рукописях 18-й стих содержит слова «только Бог», а не «только Сын». Иисус представлен здесь высшим в сравнении с Моисеем. Будучи в самых тесных взаимоотношениях с Богом, Он открыл Бога.

В тексте сказано: «Он явил». Это выражение, переведенное в Библии короля Иакова как «провозгласил», происходит от слова, означающего «истолковывать, выявлять значение, объяснять»10. Иисус открыл Бога. Он Его явил. Это откро-вение Бога, это Божественное толкование и объяснение того, каков Бог, имело место во время земного служения Иисуса. Альберт Нолан говорит: «Вот значение традиционного утверждения, что Иисус есть Слово Божье. Иисус открывает Бога нам, а не Бог открывает нам Иисуса. Бог не есть Слово Иисуса, то есть наши концепции о Боге не могут пролить никакого света на жизнь Иисуса. Приводить доводы, следуя от Бога к Иисусу, вместо того чтобы идти от Иисуса к Богу, значит поступать шиворот-навыворот… Мы не можем делать какие-либо выводы об Иисусе, исходя из того, что, по нашему мнению, мы знаем о Боге; мы должны делать выводы о Боге, исходя из того, что мы знаем об Иисусе»».

Вот почему библейский текст звучит именно так: «Бога не видел никто никогда; только Сын… Он явил». Другими , словами, только Иисус может объяснить, каков есть Отец в действительности. Некоторые могут пытаться это сделать, но это будет лишь их толкование текста. Они выразят свои взгляды и предубеждения относительно характера Божьего. И самым великим ложным толкователем всех времен является сатана. Он представил Божий характер, исходя из своих предубеждений. Елена Уайт пишет в «Великой борьбе»: «Сатана постоянно пытается исказить характер Божий… Он побуждает (людей) вынашивать ложные понятия о Боге, так что они относятся к Нему со страхом и скорее ненавидят Его, чем любят. Жестокость, присущая его собственному характеру, приписывается Творцу; она выражается в религиозных системах и видах поклонения. Таким образом, разум людей ослепляется, и они становятся пособниками сатаны в его войне против Бога»12.

Подумайте обо всех искаженных представлениях о Боге, которые проповедуются со многих кафедр, которые используются для того, чтобы устрашить детей в попытке заставить их повиноваться, которые применяются для политического обмана или с целью «дезинформации», чтобы убрать со своего пути другие политические группировки, объявляя

их плохими, а себя правыми и одобряемыми Богом. Подумайте обо всех искаженных понятиях о Боге, которые составляют основу политики правительства белых в Южно-Африканской Республике в отношении черных. Подумайте обо всех искаженных понятиях о Боге, которые используются такими националистическими группами, как «Нация арийцев», «Порядок» и «Ку-клукс-клан». Самое трагичное, что люди, входящие в них, верят в Библию, основываются на Библии и в то же время готовы вести войну и развязывать террор! Подумайте обо всех искаженных понятиях о Боге, которые ложатся в основании существующей политики Церкви, возвышающей одну группу над другими или не уделяющей должного внимания вопросу женского участия в Божьем служении. Проанализировав эти искаженные представления о Боге, вы поймете, что за всем этим таится самый искусный лжетолкователь — сатана.

Елена Уайт пишет: «Если учесть, в каком ложном свете сатана изображает Господа, то стоит ли удивляться тому, что нашего милосердного Бога боятся и даже ненавидят? Подобные внушающие ужас представления о Боге, которые посредством церковных проповедей распространяются по всему миру, породили тысячи и даже миллионы скептиков и безбожников»11.

С другой стороны, Иисус, будучи в лоне Отца, является истинным Толкователем Бога. Иисус дает единственно правильное представление о том, каким воистину является характер Божий. Поскольку Он есть истинный Толкователь Слова Божьего, мы можем понять Бога только через Него.

Очень часто, обращаясь к Новому или к Ветхому Завету, мы постигаем содержащиеся там истины как разрозненные куски картинки-загадки. Такой подход приводит к различным учениям, доктринам, верованиям. Но нам не следует забывать, что каждое учение должно пройти через призму Христа. В противном случае оно ложно, потому что только Иисус есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).Знаете ли вы, что, строго говоря, нет такого понятия, как «субботняя истина»? Библия нигде не говорит, что суббота есть истина. Но Иисус сказал: «Я есмь… истина». Суббота является истиной только тогда, когда она связана с личностью Иисуса Христа. Без Него все, что мы имеем, — лишь религиозные правила и предписания. То же самое можно сказать и о двадцати семи фундаментальных доктринах нашего вероисповедания. Каждая доктрина — лишь чернила на бумаге, если она не проходит через призму Иисуса Христа. Духовное толкование — это не простое пролистывание Библии с целью определения того, что она говорит. Нет, мы на все должны смотреть через призму Иисуса Христа. Другими словами, в нашем подходе должно присутствовать еще нечто, кроме истины.

Мы сталкиваемся с той же самой проблемой, когда люди, читающие Ветхий Завет, делают вывод, что женщине предназначена своя определенная роль. «Мы не можем привлечь женщин к руководству в Церкви, — утверждают они, — потому что, согласно порядку творения, она должна занимать подчиненное положение по отношению к мужчине». Но с самого начала мужчина и женщина были равны между собой. Ева была сотворена из ребра Адама. Это означало, что она была не ниже и не выше Адама, но оба зависели друг от друга. Только после грехопадения встал вопрос о подчиненности14. Следовательно, то, что люди называют «порядком творения», фактически есть «порядок грехопадения», явившийся результатом греха. Истинный порядок творения был порядком равенства. Однако с пришествием Христа новый порядок заменяет порядок грехопадения, и это есть порядок искупления (как показано в Гал. 3:28), где преобладают свобода, взаимозависимость и равенство15. Ф. Ф. Брус прав, когда, комментируя этот стих, заявляет: «Здесь Павел утверждает основной принцип; любые оговорки на эту тему в других местах посланий Павла… следует понимать в отношении к Гал. 3:28, а не наоборот»16.

Иисус и Его искупительная миссия становится призмой, через которую преломляется любое толкование обоих Заветов. Вот почему Иисус возгласил: «Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя-Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).

В Церкви возникают споры, на передний план выступают ложные толкования Священного Писания, и многие поворачиваются спиной к Богу, потому что им кажется, что Бог Ветхого Завета и Бог, открытый Иисусом, — две противоположности. Однако единственный существующий Бог — это Бог, открытый Иисусом. Все другие являются ложными богами, потому что Иисус Христос есть высшее откровение Бога. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его…» (Евр. 1:1—3).

Когда ученики Иисуса просили Его показать им Отца, Он ответил им: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). В Иисусе мы имеем полное откровение Бога и того, каков Бог.

В книге «Наглядные уроки Христа» Елена Уайт говорит нам: «Последние лучи милостивого света, последняя весть милосердия, которая должна быть дана миру, — это откровение Божьего характера, исполненного любви». Если это воистину последняя весть, которая должна быть дана, то она будет дана. Бог возложил эту ответственность на вас и на меня. В то же время сатана прилагает все усилия, чтобы исказить наше понимание Бога. Если ему не удастся заставить людей отрицать существование Бога, то он, по крайней мере, вынудит их держаться ложного представления о Нем.

Я считаю, что лучше всего Иисус открывает нам Бога в трех притчах 15-й главы Евангелия от Луки. Во всех трех повествованиях Иисус раскрывает нашему пониманию характер Бога. Мы рассмотрим каждую притчу отдельно, сосредоточиваясь на том, как каждая из них открывает нам Бога.Я молюсь о том, чтобы, прочитав эту книгу, вы стали лучше и милосерднее, чтобы в своей личной и общественной

жизни открывали сострадательного Бога. Но это более глубокое

понимание Бога может быть обретено только через нашего Друга и Брата Иисуса Христа.

Нашли ли вы Его? Если вы еще сомневаетесь, не упустите возможности найти Его теперь!