Глава 2. Бог познается по людям, с которыми Он общается

«Закхей был воистину обращенным человеком, идущим еще одно поприще»

«Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк. 15.1,2).

Иисуса порицали за людей, с которыми Он общался, — за мытарей и грешников. Кто были эти мытари и грешники? И почему фарисеи относились к ним с таким презрением? Они принадлежали к двум хорошо известным социальным слоям в иудейском обществе. И если мы не понимаем их место в этом обществе, то упускаем чрезвычайно важные уроки, которые Иисус стремится донести до наших сердец.

Мытари

Никто не любит сборщиков налогов, но во дни Христа правоверные иудеи презирали эту группу людей особым образом.

Имперская система налогообложения более всего другого напоминала иудеям об их зависимости от римлян. Некоторые исследователи определили, что иудеи отдавали через налоги третью часть своих доходов17.

Взималось два вида налогов: прямые и косвенные. Правитель, или прокуратор, обычно собирал прямые налоги. Термин прокуратор происходит от слова, обозначающего способность добывать или собирать налоги18. Этот титул носил ПонтийПилат. Второй вид налогов — это косвенные налоги; к ним относятся таможенные или связанные с ввозом товаров налоги и пошлины. Павел упоминает оба типа налогов в Рим. 13.7. Иудеи относились к прямым налогам как к символу их подчинения, как к дани, к которой обязывало их вассальное положение по отношению к римскому правлению. С другой стороны, косвенные налоги, особенно пошлины, рассматривались как несправедливые19.

Обязанность сбора этих косвенных налогов возлагалась прокуратором на главного сборщика, который должен был ежегодно платить римлянам определенную сумму. Эти сборщики, или главные мытари, большинство из которых были римляне (хотя и не всегда, как в случае с Закхеем), отвечали за сбор определенной суммы налогов. Конечно, чтобы иметь прибыль, они должны были увеличивать размер пошлин. Для выполнения грязной работы в помощь себе эти главные сборщики нанимали других сборщиков — главным образом иудеев. Это во многом похоже на ситуацию в Южной Африке: в районах, где преобладает черное население, на работу в полиции, кстати, очень опасную, нанимаются чернокожие. Эти мытари ходили из дома в дом или ставили таможенные палатки вдоль больших дорог, как это делал Матфей, чтобы вымогать искусственно поднятые налоги.

Поскольку правила налогообложения точно знали только главные сборщики налогов и их наемные помощники, они смело и безнаказанно обманывали несведущих людей. Простой иудей не знал правил и не имел представления, куда можно было подать жалобу20.

Сборщик податей, привлеченный к суду и обвиненный в незаконной конфискации имущества, должен был вдвое покрыть нанесенный ущерб. Если же он проводил незаконную конфискацию с применением силы, то должен был возместить ущерб в трехкратном размере21.

Когда Иисус коснулся жизни Закхея, этот главный сборщик решил вчетверо возместить то, что он украл (Лк 19 8)

Закхей был воистину обращенным человеком, готовым пройти еще одно поприще, как Иисус сказал об этом.

Во всей Палестине в глазах простых иудеев занятие мытаря считалось, возможно, самым ненавистным и презренным — отчасти потому, что сборщики налогов занимались грабежом, а отчасти потому, что они служили орудием угнетения22. Большинство людей считало, что сборщики налогов продались римским захватчикам и предали своих соотечественников за денежную мзду.

Ненависть иудеев к римским завоевателям выражалась у них в ненависти к мытарям. И эти чувства во многом схожи с чувствами, проявляющимися сегодня, когда чернокожие убивают своих соплеменников в Южной Африке. С течением времени угнетение не исчезло. И ненависть, приводящая к насилию среди его жертв, будет проявляться всегда, независимо от того, когда и где несправедливость воцарилась на престоле.

Ненависть к мытарям укоренилась настолько сильно, что у иудеев не хватало ни имен существительных (грабители, ростовщики, обманщики, попрошайки, воры, блудники и так далее), ни имен прилагательных (нечестивые, бесстыжие, непристойные, бесчестные) для их осуждения21. Иудейские вожди даже частенько спорили о том, до какой степени оскверняется дом, если в него входит мытарь. «Чувства, питаемые к мытарям в древности, ярче всего проявились в проповеди ранней Церкви, которая изображала духов, угрожающих душе человека после его смерти и вознесения, в виде мытарей»24

Чтобы защитить себя от мытарей, иудеи нередко укрывали часть товаров, облагаемых налогом; к тем же, кто не утаивал действительного количества принадлежащего им имущества, окружающие относились с недоверием. Более того, мытари не имели права появляться в суде как свидетели, потому что они считались обманщиками. К семье мытаря относились с равным презрением25.

Давал ли закон раввинов хоть какой-нибудь шанс мытарям на лучшее? Никакого! Фарисеи учили, что для обращениямытарь должен полностью возместить всю сумму и вернуть пятую часть присвоенного мошенничеством любого товара тому человеку, которого он обманул. А поскольку таких людей, которых обокрал мытарь, было слишком много, его обращение было почти невозможно. Кроме того, некоторые учителя внушали, что нельзя брать что-либо от грабителей и ростовщиков, которые захотят возместить убытки26. Следовательно, даже при желании исправиться мытари не могли сделать этого. Какой же шанс на спасение они имели? Никакого — пока не пришел Иисус.

Грешники

Грешники также принадлежали ко вполне определенному социальному слою. Это были люди, нарушавшие закон и имевшие греховные или нечистые занятия, — такие, как блудницы, воры, игроки и другие27.

Неграмотные, не получившие образования люди и язычники также подпадали под эту категорию, потому что все они были невежественны в Божьем законе. Их нравственное состояние не соответствовало тому, что Бог ожидал от Своего народа28. В те дни образование означало знание Священного Писания, особенно закона, его видоизменений, а также его традиционного толкования. Таким образом, люди безграмотные, необразованные и язычники неизбежно считались безнравственными и беззаконными.

Но почему невежество делает человека грешником? Потому что, по мнению книжников и фарисеев, только постоянное изучение Торы могло удержать человека от согрешения. Человек, который не умел читать или не хотел этого делать, не мог избежать согрешения. Позднее раввины заявляли: «Такой человек привязан ко греху, хочет он того или нет, и поэтому самое лучшее для него — умереть молодым, чтобы не нагрешить больше и не увеличить свою вину»29. Или: «Это сказывается на его отношениях с Богом… после смерти он неизбежно пойдет в ад и, таким образом, будет далеко от Бога»30.

Все это связано с иудейским понятием об освящении. Поскольку иудеи владели Божьим законом, только для них существовала возможность освящения. Мы не говорим здесь о личном освящении, потому что иудей никогда не мог быть святым на индивидуальной основе. Но он был свят благодаря его принадлежности к иудейской общине, которую Бог избрал в качестве Его собственности и которой Он дал Свой святой закон31. Следовательно, вне иудаизма святость была невозможна32. Поскольку язычники не принадлежали к иудейской общине, они не соблюдали закон и в результате автоматически считались грешниками. Карл Ренгсторф заявляет: «Таким образом, слово «грешник» обозначало в иудействе радикальное и практическое отчуждение от иудейского закона как выражения воли Святого Бога. Это слово неизбежно стало специальным термином для обозначения язычников. Язычник считался «грешником» из-за того, что он не был иудеем, и из-за того, что он не сообразовывал свое поведение с Торой»33.

Сегодня мы не должны слишком строго судить иудеев за то, что они чувствовали свою исключительность и воздвигали барьеры, мешающие людям прийти к Богу. Мы с легкостью делаем то же самое. Не бываем ли иногда и мы сами похожи на иудеев? Нам легко жить и думать, что только мы имеем истину! Подобно тому как иудеи были избранным Божьим народом до Первого пришествия Христа, так и мы, адвентисты седьмого дня, считаем себя избранным Божьим народом в эти последние дни непосредственно перед Вторым пришествием Иисуса Христа. На евангельских встречах и с кафедр некоторые адвентисты проповедуют, что для того, чтобы обрести спасение, люди должны соблюдать Божий закон и стать адвентистами седьмого дня. Ведь только адвентисты соблюдают все десять Божьих Заповедей, включая и четвертую, не так ли?

Во всем этом порой слышны отголоски иудаизма первого столетия, чьим отличительным знаком было соблюдение святого Божьего закона, особенно субботней заповеди. Фактически правильное соблюдение субботы стало для них манией. И всякий человек, не соблюдающий закон и субботу, был, несомненно, потерян. Соблюдение закона было средством, с помощью которого язычники становились израильтянами.

Таким образом, мир был разделен на две группы — иудеев и неиудеев. И мы зачастую подвержены искушению делать то же самое. Каких бы религиозных верований ни придерживались люди — будь то баптисты, методисты, римские католики или пятидесятники, — если они не адвентисты, то они не принадлежат к Божьему народу и потому погибли.

Как Иисус реагировал на такое отношение? Мы находим Его ответ в Мф. 23:13—15: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, . дабы обратить хотя одного; когда это случиться, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». Сильные слова! Не сказал бы те же слова Иисус и о нас?

Поймите меня правильно. Я не предлагаю перестать проповедовать о законе или оставить соблюдение субботы. Я далек от этого! Однако я предлагаю, чтобы мы не делали закон и субботу центральным аспектом нашей вести. Это место должен занимать только Иисус — и притом распятый.

Но давайте вернемся к «грешникам» времен Иисуса. Для них фактически не было выхода. Сложный процесс покаяния, очищения и примирения стоил больших денег. Даже если блудницы или мытари и хотели заплатить их, они не могли сделать этого, потому что их деньги были добыты нечестным путем и добропорядочный иудей не принимал их. Кроме того, покаяние требовало возмещения убытков, а у блудниц или мытарей не было возможности точно знать всех, кому они причинили вред.

Что касается людей невежественных, они должны были пройти долгий курс образования, изнурительный процесс библейского изучения, прежде чем иудейское общество стало

бы считать их чистыми, угодными и не представляющими опасности. Таким образом, считалось: раз человек грешник — таков его жребий. Он был предназначен к этому униженному состоянию судьбой или волей Бога.

Неудивительно, что в 4-й главе Евангелия от Луки Иисус говорил о пленниках, узниках, угнетенных, которых Он пришел освободить. Не требуется богатого воображения, чтобы понять, какой психологический, физический, социальный и духовный вред наносило подобное отношение иудеев обычным, простым людям. Их страдания обретали форму подавленности, чувства вины, беспокойства, социального бунта, психических и физических заболеваний. Все это было следствием религий, которая несла с собой болезнь вместо исцеления, угнетение вместо освобождения, осуждение вместо спасения, о

В связи с этим я хочу спросить: какого рода «здоровых» христиан воспитывает наша религия сегодня? Если адвентизм не помогает людям стать спокойными, уравновешенными, то он не на том делает акцент в своих проповедях.

Отношение Иисуса к грешникам

Какие же шансы были у мытарей и грешников? Никаких — в глазах фарисеев и очень большие — по мнению Иисуса. «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подошед к первому, сказал, сын пойди, сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ’ «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И подошед к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно_говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо к вам пришёл Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видевши это, не раская-лись после, чтобы поверить ему» (Мф.21.28—32).

Когда Иисус и Иоанн начали свое служение, мытари, падшие женщины, простой люд — другими словами, греш-ники — не признавали Бога фарисеев. Они презирали и отвергали такого Бога. Но когда Иисус начал открывать им, каким является Бог на самом деле, все они изменили свое мнение и сказали да этому Богу, Богу Иисуса.

С другой стороны, фарисеи, которые должны бы, кажется, первыми ответить да Богу Иисуса и Иоанна, сказали нет Тому, представителями Которого они являлись. Они не могли быть на стороне такого Бога, Который был сильным и в то же время сострадательным; Который выступал против несправедливости и называл грех по имени, независимо от того, кто сидел на троне; Который был добр и держал детей на Своих руках. Он был Богом, о Котором писал пророк Исайя: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд no-истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» (Ис. 42.3,4). Нет, фарисеи не могли принять такого Бога, поэтому они с презрением отвергли Иоанна Крестителя и распяли Христа.

Одно из главных обвинений, которое иудейские вожди выдвинули против Иисуса и которое побудило их требовать Его распятия, было богохульство. Был ли Иисус виновен в хуле на Бога? Ответ: да, в их глазах Он был виновен1 С точки зрения фарисеев и религиозных вождей Он хулил их понимание Бога, ибо Его Бог был другим! Своей проповедью и практической жизнью Иисус подвел под удар Бога фарисеев и саму общественную структуру, основанную на искаженном понимании Бога. Поскольку иудейское общество во дни Христа сосредоточивалось вокруг храма и поклонения Богу, одобрявшему эксплуатацию, вся нация и все социальные структуры были созданы в соответствии с этим понятием о властном патриархальном Боге. Своей проповедью и жизнью Иисус заменил этого социально созданного Бога, который помогал сильным, Богом сострадательным, Который пришел служить человечеству. Иудейские вожди ясно понимали это и заявляли: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, —

придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11.48).

Традиционно комментаторы понимали выражение «место наше» как храм, но оно может означать также «наше особое, преимущественное положение». Религиозные вожди знали, что учение Иисуса, а также Его понимание Бога не допускали использования преимущественного положения в личных интересах. В Его Царстве этому не было места. Но что бы ни означало выражение «наше место», и их привилегии, и их храм будут уничтожены, если придут римляне. Поэтому Каиафа сделал такой вывод: «И не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11.50).

Когда Иисус заявил, что «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие», Он не имел в виду, употребив слово вперед, что фарисеи войдут в Царство после мытарей и блудниц. Как замечает Иоаким Иеремиас, это слово употребляется «не в смысле времени, а в смысле исключительности»34. Фарисеи не войдут в него. Заключительные слова Мф. 21:32 не оставляют по этому поводу никаких сомнений: «Вы же, и видевши это, не раскаялись после, чтобы поверить ему».

Отношение Иисуса к грешникам и их привязанность к Нему повергли фарисеев и книжников в шок, изумление и гнев. Все эти чувства таятся в словах: «Он принимает грешников и ест с ними» (Лк 15 2). Слово принимает означает «находится в ожидании» и принимает как хозяин, оказывает гостеприимство. Учитывая социальную исключительность, которой держались религиозные вожди того времени, и общепринятое отношение к простому люду, кто еще мог бы дать грешникам почувствовать себя желанными? Кто еще устроил бы обед для этих отверженных? Иисус же «принимал» их так часто, что клеветники называли Его человеком, «который любит есть и пить вино» (Мф. 11 19).

Скорее всего, история об ужине, которую Иисус рассказал в Лк 14 15—24, была основана на действительных событияхники — не признавали Бога фарисеев. Они презирали и отвергали такого Бога. Но когда Иисус начал открывать им, каким является Бог на самом деле, все они изменили свое мнение и сказали да этому Богу, Богу Иисуса.

С другой стороны, фарисеи, которые должны бы, кажется, первыми ответить да Богу Иисуса и Иоанна, сказали нет Тому, представителями Которого они являлись. Они не могли быть на стороне такого Бога, Который был сильным и в то же время сострадательным; Который выступал против несправедливости и называл грех по имени, независимо от того, кто сидел на троне; Который был добр и держал детей на Своих руках. Он был Богом, о Котором писал пророк Исайя: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд no-истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» (Ис. 42 3,4). Нет, фарисеи не могли принять такого Бога, поэтому они с презрением отвергли Иоанна Крестителя и распяли Христа.

Одно из главных обвинений, которое иудейские вожди выдвинули против Иисуса и которое побудило их требовать Его распятия, было богохульство. Был ли Иисус виновен в хуле на Бога? Ответ: да, в их глазах Он был виновен’ С точки зрения фарисеев и религиозных вождей Он хулил их понимание Бога, ибо Его Бог был другим1 Своей проповедью и практической жизнью Иисус подвел под удар Бога фарисеев и саму общественную структуру, основанную на искаженном понимании Бога. Поскольку иудейское общество во дни Христа сосредоточивалось вокруг храма и поклонения Богу, одобрявшему эксплуатацию, вся нация и все социальные структуры были созданы в соответствии с этим понятием о властном патриархальном Боге. Своей проповедью и жизнью Иисус заменил этого социально созданного Бога, который помогал сильным, Богом сострадательным, Который пришел служить человечеству. Иудейские вожди ясно понимали это и заявляли: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, —

и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом»

(Ин. 11:48).

Традиционно комментаторы понимали выражение «место наше» как храм, но оно может означать также «наше особое, преимущественное положение». Религиозные вожди знали, что учение Иисуса, а также Его понимание Бога не допускали использования преимущественного положения в личных интересах. В Его Царстве этому не было места. Но что бы ни означало выражение «наше место», и их привилегии, и их храм будут уничтожены, если придут римляне. Поэтому Каиафа сделал такой вывод: «И не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:50).

Когда Иисус заявил, что «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие», Он не имел в виду, употребив слово вперед, что фарисеи войдут в Царство после мытарей и блудниц. Как замечает Иоаким Иеремиас, это слово употребляется «не в смысле времени, а в смысле исключительности»34. Фарисеи не войдут в него. Заключительные слова Мф. 21:32 не оставляют по этому поводу никаких сомнений: «Вы же, и видевши это, не раскаялись после, чтобы поверить ему».

Отношение Иисуса к грешникам и их привязанность к Нему повергли фарисеев и книжников в шок, изумление и гнев. Все эти чувства таятся в словах: «Он принимает грешников и ест с ними» (Лк 15 2) Слово принимает означает «находится в ожидании» и принимает как хозяин, оказывает гостеприимство. Учитывая социальную исключительность, которой держались религиозные вожди того времени, и общепринятое отношение к простому люду, кто еще мог бы дать грешникам почувствовать себя желанными? Кто еще устроил бы обед для этих отверженных? Иисус же «принимал» их так часто, что клеветники называли Его человеком, «который любит есть и пить вино» (Мф. 11.19).

Скорее всего, история об ужине, которую Иисус рассказал в Лк. 14 15—24, была основана на действительных событияхжизни Христа. Верхняя горница могла быть местом, где Он устраивал обед для этих изгоев общества.

Невозможно полностью оценить влияние этих трапез на бедных и грешников. Принимая их как друзей, Иисус освобождал их от чувства стыда, унижения и вины. Показывая»» им, что они значат для Него, Иисус внушал им сознание внутреннего достоинства и потому освобождал их от порабощенности.

Иисус общался с этими людьми за одним столом; они вместе с Ним радовались и благодаря этому чувствовали себя чистыми и желанными. Более того, поскольку эти отбросы общества считали Иисуса человеком Божьим, пророком, то Его выражение дружбы было для них знаком того, что теперь они приняты Богом. Их греховность, невежество, нечистота не принимались в расчет. Здесь был Тот, Кто не попрекал их этим. И с безмерной радостью они восклицали: «Мы слышали радостную весть, что Иисус спасает!» Неудивительно, что Лука говорит: «Приближались к Нему все…» (Лк. 15’1).

С другой стороны, фарисеи ясно показали толпе, окружающей Христа, что человек узнается по людям, с которыми он общается. «Этот человек принимает грешников»15. Да, слава Богу! Это именно то, что Иисус хотел показать — Бог узнается по людям, с которыми Он общается. Он есть Бог грешников, Он есть Бог безнадежных, беспомощных, обеспокоенных — одним словом, потерянных. Именно этого Бога Иисус старался выразить.

Георг Баттрик пишет: «В ответ (на обвинение фарисеев) Иисус не разразился гневом, а только спокойно рассуждал: «Кто из вас, потеряв овцу, не станет искать ее? И какая женщина, потеряв монету, не будет искать ее во всем доме? Вы называете этих «грешников» потерянными. Несомненно, потерянный человек более ценен и требует более настойчивых поисков, чем потерянная овца или потерянная монета, и его обнаружение приносит большую радость. Бог послал Меня искать потерянных людей»»36.

Это такая добрая, такая сострадательная, такая неоспоримая защита, и она столь ясно открывает, каков в действительности Бог.

Какого Бога вы открываете миру сегодня? Бога фарисеев? Или Бога Иисуса Христа?

Слишком долго христиане представляли Бога фарисеев. Я боюсь, что Бог фарисеев слишком часто преобладает сегодня в Церкви и ее учреждениях. Мы можем видеть такого Бога в Церкви — в холодных, недружелюбных взаимоотношениях христиан друг с другом. Мы чувствуем такое Его присутствие в безликом, сухом, официальном духе наших учреждений.

Ваша и моя Церковь очень нуждается в дружбе и теплом общении Иисуса, «любящего есть и пить», — пьющего Дух Своего Отца и наполненного любовью Своего Отца. Сегодня людям отчаянно нужен Бог, Которого открыл Иисус, — Бог, Который спасает.

Он — единственный Бог. Все другие боги ложные. И Бог заявляет: «Да не будет у тебя других богов предо Мною».