Глава 3. Мой Бог любит человеческое общество

«Мы с трудом представляем Бога радостным, и потому наша религия такая холодная, высокопарная и ограниченная»

Каков же Бог? «Мы пытаемся уйти от этого вопроса, но он встает перед нами вновь и вновь. В большинстве случаев в долгие часы бдения Бог для нас не больше чем абстрактная идея. Но иногда, глядя на «спокойное величие небес» или лучистую улыбку ребенка, мы начинаем чувствовать, хотя и смутно, Его присутствие. А изредка, в пламенные часы, — чувствуя дыхание смерти, трепет человеческой любви или муки совести, а также слыша молитвенный зов, — мы начинаем видеть Бога как живую Реальность всех реальностей. «Каков же Бог?» — этот вопрос имеет важное значение в жизни людей»37.

Иисус ответил на этот вопрос, используя наглядное изображение Бога, доступное нашему пониманию. «Бог, — сказал Он, — подобен пастырю».

Давайте попытаемся представить себе сцены 15-й главы Евангелия от Луки. Чтобы послушать Иисуса, вокруг Него собрались мытари и грешники — другими словами, отбросы общества, которым не было места в Церкви. Можете ли вы себе представить, как работники и завсегдатаи кабаков, обитатели городских трущоб вдруг все устремились послушать какого-то проповедника?

Как бы вы ни объясняли этот феномен, ясно, что происходило нечто из ряда вон выходящее. Ситуация весьма интересная, поскольку церковники и религиозные вожди вместо того, чтобы радоваться этому событию, начали резко высказываться относительно общества, которым Этот молодой Проповедник окружил Себя. «Этот человек принимает грешников и ест с ними».

Основанием этого возгласа удивления послужил основополагающий вопрос — их понимание Бога. Бог никогда не общался с людьми, подобными этим людям! Бог слишком свят и праведен, чтобы общаться на этом уровне. Иисус, видя насквозь Своих обвинителей, говорит им: «Позвольте Мне сказать вам, каков Бог а действительности. Он есть пастырь».

Если Иисус пытался донести до фарисеев понятие о природе Бога, менее подходящего слова Он не мог бы подобрать. «Бог пастырь? Ты, наверное, шутишь!» Я будто слышу, как они усмехаются про себя.

Бог есть пастырь

Почему пастырь? Иудаизм раввинов поместил труд пастыря, или пастуха, в разряд самых презренных видов деятельности, наряду с занятиями воров, разбойников и обманщиков18. Книжники и фарисеи смотрели на пастырей как на людей с очень низкой репутацией — людей, которые большую часть жизни проводили в обмане и воровстве, которые пасли свои стада на чужих пастбищах и, случалось, присваивали народившийся молодняк39. По этой причине религиозные вожди запрещали покупать шерсть, молоко или козленка у пастуха из-за предположения, что они могли быть украденными40. Как и в случае с мытарями, для пастухов не могло идти и речи о покаянии, потому что «они никогда не знали всех людей, которым причинили вред или которых обманули и которым должны сделать возмещение»41.

«Раввины с изумлением спрашивают, как, учитывая презренность пастухов, можно объяснить, что в Пс. 22:1 Богназван «моим пастырем»»42. Мидраш, древний иудейский комментарий на Священное Писание, заявляет в рассуждениях о 22-м псалме, что «нет в мире настолько презираемого положения, как положение пастуха»43.

В результате такого отношения закон официально лишал пастухов всех прав; а они и фактически были бесправны. Из-за своего рода занятий пастыри были изгнаны из общества44. «Всякий, занимающийся этим ремеслом, никогда не мог быть судьей, он не мог даже выступать в роли свидетеля, что ставило его на один уровень с языческим рабом. Другими словами, он был лишен гражданских и политических прав, на которые претендовал каждый израильтянин; его положение сравнимо с положением незаконнорожденного, имевшего низкое происхождение»45.

Пастухи не только вызывали недовольство — их ненавидели46! Смысл всего вышесказанного помогает понять, насколько чудовищным казалось людям сравнение Бога с пастырем, которое сделал Иисус. Оно вызвало удивление не только у фарисеев, которые видели в утверждении Иисуса богохульство, но и у толпы, в которой было много пастухов и тех, на кого они работали. Нетрудно представить себе возгласы изумления, раздававшиеся в толпе собравшихся. Перед глазами будто наяву предстают удивленные лица людей, когда они поняли смысл слов, сказанных Иисусом.

«Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:4—7).

Почему Иисус сказал это? Почему Он не обратил внимание на недовольство толпы? Почему Он не воздержался от этого ненавистного фарисеям слова — по крайней мере, в их присутствии? Потому что среди окружавших Его Иисус видел не только фарисеев, но и тех, с кем сами фарисеи не

церемонились, — Он видел людей, отвергнутых обществом, среди которых были и пастухи. В присутствии обеих групп Иисус должен был выбрать, на чью сторону встать. И Он избрал слабых, а не сильных. Именно на это сослались иудеи, когда говорили Ему: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь» (Мк. 12:14). Несмотря на свои недобрые чувства к Иисусу, они не могли не восхищаться Его мужеством.

А что сделали бы вы?

Почему Иисус не разделял существовавшего тогда негативного отношения к пастырям? Я считаю, что тому есть несколько причин.

Во-первых, с древних времен слово пастырь стало почетным именем, применяемым к божествам, а также к правителям. Ветхозаветные писатели называли Бога пастырем Израиля (ср. Пс. 79:2). Авраам, Исаак и Иаков были пастухами, и они представляли себе Бога в соответствии со своим занятием. Давид, самый великий царь Израиля, также был пастырем. Сторожа овец на иудейских холмах, он писал: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс.22:1).

Во-вторых, Бог относится к Своему народу как к Своему стаду. Исаия провозглашает: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис. 40:11). И в 99-м псалме псалмопевец пишет: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его» (Пс. 99:3).

В-третьих, Иисус не разделял негативного отношения Своих современников к пастухам, поскольку они были первыми людьми, приветствовавшими Его на земле при рождении. Он провел Свою первую ночь на земле в пастушеских яслях. Пастухи первыми провозгласили Евангелие, услышанное ими от ангелов, возвестили «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Которыйесть Христос Господь… Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк.2:10—14),

Иисус много раз тепло рассказывал о пастухах, приветствовавших Его. В то время как влиятельные люди не заметили Его, прошли мимо Него как ничего не значащего и пренебрегли Им, пастухи радостно приняли Его. И мог ли Он когда-нибудь отрицательно думать о тех, кто первым принял Его?

«Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:11,12). Пастухи, а теперь и дети Божьи! Как отрадно это звучит! Сцена, происшедшая при рождении Иисуса, теперь повторилась: пастухи и Иисус встречаются вновь. На этот раз Он предлагает им трапезу — теплоту домашнего общения. И Он говорит им: «Отец Мой — пастырь! И знайте, в доме Отца Моего снова радость, как тогда, когда она наполняла Вифлеемские холмы тридцать лет назад. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Это о вас, друзья. Это снова к вам обращено благоволение».

Неудивительно, что пастухи толпились вокруг Иисуса!

И когда Иисус пожелал описать характер Своего Бога, противопоставляя Его Богу фарисеев и изображая Божью сострадательную любовь, Он использовал символ презираемых пастырей. Кому подобен Бог? «Он подобен пастырю!» — возгласил Иисус. «Он привел нас на эту пажить временной жизни. Он знает безрассудство, которым водимы мы, плененные приятными кущами и буйными струями, пока не наступит ночь и нас не обступят горы, подобные каменным стенам. Он ищет нас сквозь боль и опасность. В конце концов, когда Он поведет нас долиною смерти, мы будем смотреть на Его поднятый посох!»47.

Таков Бог Иисуса — заинтересованный, сострадательный, заботливый. Как не похож Он на Бога фарисеев — равнодушного, негодующего и безличного!

Кому подобен ваш Бог? Никогда не забывайте, что ваше отношение к другим людям ярко свидетельствует об этом. Это

личностный критерий религии. Часто мы представляем Евангелие в рамках этого личностного, индивидуального критерия.

Но существует и другой критерий нашей веры — учредительный. Что можно сказать о нем? Весть ветхозаветных пророков больше сосредоточена на учредительном критерии веры, чем на личностном. Какой Бог виден в наших учреждениях, в решениях наших комитетов, советов, отделов? Показывают ли они сострадательного пастыря — Бога Иисуса, Который «агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис. 40:11)1 Или они больше отражают бессердечного Бога фарисеев, Который больше всего заботится о том, кто Его окружает? Выбор за вами.

Называя Бога Пастырем, Иисус как бы отождествляет как Самого Себя, так и Своего Отца с изгоями общества. Вот что так шокировало фарисеев. «Этот человек принимает грешников и ест с ними». Иисус ответил на это: «С кем же еще? Поэтому порадуйтесь со Мною; есть радость на небесах, потому что Мой Бог любит человеческое общество».

Весть, заключенная в четырех словах

Центральная весть первой притчи Иисуса (как и двух других) сосредоточена в четырех словах — потерянная (пропавшая), поиск, пока и радость.

Пропавшая — «Иисус редко называл людей «грешниками», Он называл их «потерянными». Иногда они теряются, подобно овце, не из-за сознательного порочного выбора, а из-за слабой воли и неосмотрительности. Иногда они теряются, подобно монетам, не по своей вине, но по вине других или из-за какого-то несчастного случая. Иногда они теряются, подобно блудному сыну, из-за расчетливого своеволия»48. А иногда они теряются, подобно старшему брату, — теряются в Церкви, в доме Отца — из-за их нетерпимости к другим людям и безразличия к их нуждам.

Слово пропавший вызывает скорее сожаление, чем осуждение. Оно подчеркивает Божье одиночество! У пастыря можетбыть девяносто девять овец в стаде, но он переживает о потерянной. У женщины может быть пять монет, но она не чувствует себя счастливой, потому что потеряла одну. С отцом может быть старший сын, но он страдает, потому что с ним нет и младшего сына. Младший сын может вернуться, но отец не чувствует удовлетворения, пока старший сын не присоединится к их празднеству.

Словом пропавший можно определить состояние всех, кто находится вдали от Бога. Фарисеи никогда не считали себя пропавшими, однако они быстро вешали ярлык «грешник» на других. Их бесплодная самоправедность, явно видимая в чистом свете духа Христа, делает их более безнадежно потерянными, чем те, кого они считали отлученными от благодати.

Поиск — «Иисус говорит нам, что человеческий опыт, если он правильно понят, показывает, что Бог ищет нас. Вновь проснувшееся чувство долга, муки совести за совершенные грехи, глухое беспокойство, сопровождающее все наши радости, — все это мы обычно называем «настроением», но Иисус называет это эхом поступи ищущего Пастыря и зовом Его голоса. Он призывает нас верить, что наши сбывшиеся и разрушенные надежды, проблески благородства характера в прошлом или настоящем и более всего этот «столп», водруженный на Голгофе для утешения мира, — а в целом весь человеческий опыт, — это поиск»4′.

Когда мы спрашиваем: «Что означает жизнь?» — Иисус отвечает: «Она означает, что Бог ищет вас, потому что вы ценны для Него».

Пока — девяносто девять овец могут оставаться в стаде, «но любовь не удовлетворяется благоприятным процентным соотношением между находящимися в безопасности и потерянными. Души — не цифры. Нетактично говорить отцу, когда умирает его ребенок: «Не нужно переживать: ведь у тебя остались другие дети». Бог ищет даже одну жизнь»50. Достаточно только одной потерянной жизни, чтобы побудить

Божественного Пастыря к действию. Елена Уайт говорит нам, что «если бы была только одна потерянная душа, Христос умер бы за нее»51.

Когда Пастырь находит потерянную овцу, Он не укоряет ее, не наказывает и не гонит кнутом обратно в стадо. Он не бранит: «Ах ты, дурная овца! Сколько раз Я говорил тебе не отходить от стада?» Вместо этого Он несет ее на Своих плечах, как провозгласил об этом пророк Исайя. Иисус показал, что именно так мы должны обращаться с заблудшими людьми и своенравными детьми. Церкви необходимо тщательно изучать Христовы методы, потому что в большинстве случаев она поступает с заблудшими методами фарисеев, но не

Иисуса.

Слово пока отражает бесконечные, неустанные, неослабные усилия, которые в конце концов помогают найти потерянных. «Если Бог забывает кого-либо, Он забывает хороших — если они есть! Если Бог помнит кого-либо, Он помнит тех, кто презираем людьми. Единственное препятствие — наше безумное своеволие»52.

Радость — притча заканчивается удивительным описанием счастливого Бога — Бога, Который любит общество людей. Мы с трудом представляем Бога радостным, и потому наша теология такая холодная, высокопарная, ограниченная. Однако в этих трех притчах Иисус изображает Бога, Который любит компанию! Именно Иисус устраивает трапезу для грешников и отверженных. Именно Бог учреждает празднества.

Радости, веселью, празднеству в повествовании уделяется больше места, чем любому другому из вышеназванных слов, в которых заключена весть Иисуса. Могла ли иначе проявлять себя такая неустанная любовь? Разве не является радость, результат любви, вторым плодом Духа? «Плод же духа: любовь, радость, мир…» (Гал. 5:22).

Каков же Бог? Он есть Бог потерянных. Он всегда подарит напутственную улыбку одобрения, потому что Он Бог, любящий устраивать празднества!В один из грядущих последних дней Бог устроит завершающий праздник. Фактически Он уже выслал Свое приглашение. Оно таково: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).

За празднество платить не надо. Входная плата была внесена много лет назад. Все, что вам нужно, — это прийти. Прийти в праздничном наряде, который Бог уже приготовил для вас. Если внимательно прислушаться, то уже можно услышать звуки музыки, которые дают знать, что близится начало праздника. Вы слышите ее? Эта небесная мелодия выражает радость о грешниках, которые покаялись, откликнувшись на голос Пастыря.