Глава 6. Сострадание на деле

«Иисус опроверг перечень добродетелей мира. Он сделал любовь самой важной и венчающей добродетелью характера»

Последняя часть третьей притчи Иисуса в 15-й главе Евангелия от Луки посвящена реакции старшего брата на возвращение домой младшего брата. Однако действительным центром повествования является не старший брат, как раньше им не были ни пропавшая овца, ни монета, ни блудный сын. Иисус направляет внимание на отца, и, как было упомянуто выше, притча дает самое притягательное изображение Бога из всех других, помещенных в Писании.

Старший брат

«Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование» (Лк. 15:25).

О, если бы притча заканчивалась этим радостным домашним пиром в честь возвращения блудного сына! «И начали веселиться» — какая подходящая развязка повествования! Появление старшего брата именно в этот момент кажется неуместным и вызывает наше удивление. Оно служит кульминацией происходящего, и без него все случившееся представлялось бы только трогательной, нежной сценой.

Сострадание Иисуса к отверженным подняло черную гучу ропота фарисеев: «Этот человек принимает грешников и ест с ними». Иисус чувствовал побуждение рассказать о том, что последовало за возвращением блудного сына, чтобыфарисеи всех веков имели зеркало, в котором бы видели себя в истинном свете пред Богом.

Живя на этой земле, «Иисус опроверг перечень добродетелей мира. В определенных пунктах этика Иисуса напоминает предшествовавшую Ему этику, но в одном главном отношении она была революционной: она сделала любовь самой важной, венчающей добродетелью характера… Понимание, знание, вера, человеколюбие — весь диапазон добродетелей — без любви ничто»75.

Первое, к чему побуждает нас реакция старшего брата, — это изменить порядок в перечне тяжких грехов. «»Тяжкие грехи», как это видно из проступка блудного сына, считаются самыми наказуемыми. За эти проступки мы изгоняем женщин, а иногда и мужчин, из добропорядочного общества. Мы даже вешаем ярлык «незаконные» на их детей»76. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что означает этот ярлык? «Непонятно, почему дети должны носить его, ибо они одни ни в чем не виноваты. Виноваты некий мужчина или некая женщина; виновато в некоторой степени общество в целом; но ничего не знавший и не дававший на то согласия ребенок, ввергнутый в круговорот этой жизни, не может быть виновен. Это родители могут быть «незаконными», но не ребенок»77.

Грехи плотских страстей — грехи блудного сына — занимают первое место в перечне тяжких грехов, в то время как зависть, гнев, гордость и нетерпимость — грехи старшего брата — вообще редко фигурируют в нем. Ясно, что большинство из нас можно уподобить старшему брату, причем сами мы можем этого и не сознавать. Вот почему мы склонны думать о поступках старшего брата как о недостатках неуравновешенной личности, как о неблаговидных чертах характера. И мы не исключаем из Церкви людей только лишь за отрицательные черты характера. Вместо этого мы просто молимся о них, надеясь, что .в процессе освящения они наконец избавятся от своих недостатков Но грехи блудного сына: открытое восстание против Бога, безнравственность, пьянство, прожига-

ние жизни — все эти грехи мы называем тяжкими. Мы чувствуем, что должны избегать людей, подверженных им. Таким образом поступали книжники и фарисеи.

Однако Иисус сказал самоправедным фарисеям: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). К грехам, вызванным плотскими страстями, Иисус относится с состраданием, а к греху гордыни — с неприятием.

Позвольте мне здесь заметить, что Иисус никогда не закрывал глаза на грехи, порожденные плотскими страстями. Но Он относился к ним милостиво, в то время как грехи, открывающие испорченность характера, решительно порицал.

Он простил женщину с сомнительной репутацией, но лицемеров назвал «окрашенными гробами». «Блудный сын был встречен поцелуями, красивой одеждой, празднеством, но исключительная гордость иудеев была испепелена страшным гневом. «Отраднее будет земле Содомской и Гоморр-ской в день суда, нежели городу тому…»»78.

Возможно, нам нужно составить другой перечень тяжких грехов. Возможно, наши недостатки характера могут быть гак же серьезны, как грехи плоти.

Иисус описал блудного сына с более привлекательной стороны в сравнении со старшим братом. Если бы одному из этих двух молодых людей довелось жить по соседству с вами, кого бы вы предпочли? «Блудный сын производит впечатление человека духовно нездорового, со слабой волей, но оказы-вается щедрым, инициативным, общительным»79. Старший же брат, внешне вполне добропорядочный, надежный и выдержанный, оказывается злым, критичным и расчетливым.

В интеллектуальном и эмоциональном отношении мы можем отождествлять себя с блудным сыном, но фактическая жизнь христиан в течение веков отражала в большей степени характер старшего брата, которого Иисус осуждает.

«В притче старший брат не производит хорошего впечатления. В контексте рассказа Иисуса мы готовы бросить в него камень. Мы не хотим иметь с ним ничего общего. Однако вреальной жизни мы его не осудили бы, но относились бы к нему с большим уважением»80.

«По справедливому рассуждению он заслуживает награды. Ведь он человек преданный, трудолюбивый; в праздничный день он пришел с поля последним»81. Вы знаете, как это бывает — труженик первым встает на рассвете и последним приходит в конце дня. Он добросовестный, старательный, хотя и по принуждению. У него обостренное чувство справедливости, хотя он не слишком щедр в своей любви. Он хороший покровитель и кормилец, но скор критиковать людей, которые ему не по нраву.

Он способствует стабильности общества, лидерствует в нем и кажется столпом Церкви. Только у этих «столпов» одна проблема: они очень неуступчивы, консервативны. Как только они приобрели какое-то положение, как только они приняли решение, заняли определенную позицию, то стоят намертво. Сколько бы их ни просили, они не сдвинутся с места.

В чем старший брат допустил просчет? Таких просчетов может быть отмечено три.

Во-первых, он был неблагодарен. «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое». «Ему никогда не приходило в голову, что большая часть богатств, которыми он владел, была дана ему даром и не являлась плодом его заслуг»82. Старшие братья в Церкви сталкиваются с той же проблемой. Благодаря своей преданности и тяжелому, усердному труду они надеются получить спасение, как выразился Джон Хаусман, старым надуманным способом — заслужить его! В результате они не способны признать могущественную и сохраняющую силу Божьей благодати, которая не дает им отдалиться от Бога.

«Его брат только теперь наслаждался устроенным в честь его возвращения праздником счастья и радушия, а он сидел ежедневно за мирной трапезой. Для его брата живительный поток пробился из скалы лишений только теперь, а для него спокойные воды текли всегда. Бог спас его от пламени в крови, которое привело к падению его брата. Бог пощадил

его от искушения, которое обнаружило бы его ахиллесову пяту, его очевидную слабость»83. Например, как он узнал, что его младший брат расточил свое имение с блудницами? Посылал ли он слугу, чтобы шпионить за ним? Нет, он только выразил то, что сделал бы и сам, окажись он в подобной ситуации.

Респектабельные граждане, чьи имена никогда не окажутся в скандальных газетных заголовках, редко задумываются над тем, чтобы поблагодарить Бога за доброе наследие, и благословение Божьей сохраняющей благодати. Церковь, конечно, не одобряет такого рода свидетельство.

Когда в последний раз вы слышали на молодежном или евангельском собрании свидетельство человека, который никогда не уклонялся от Бога, никогда не пробовал наркотики, не расточал бездумно свою жизнь, но оставался верным Богу, несмотря на давление, толкавшее его на порочный путь? Мы редко слышим подобного рода свидетельства. И в то же время книжный рынок переполнен литературой, описывающей житейские ситуации, напоминающие историю блудного сына.

От того, что свидетельствам о сохраняющей Божьей благодати уделяется недостаточно времени и внимания, молодые люди начинают думать, что им не за что благодарить Бога. Сколько людей полагают, что они вправе погрузиться и греховную жизнь, чтобы рассказывать потом об искупительной Божьей благодати?

Мы можем причинить гораздо больше вреда, если демонстрируем в первую очередь возвращение блудных сыновей и игнорируем свидетельства о сохраняющей силе Божьей благодати, которая оберегает наших детей от соблазнов дальней страны.

«Обыкновение возвышать людей, которые были вызваны к жизни из самых темных глубин, и потворствовать им приводит их иногда к гибели. Привычка приглашать мужчин и женщин публично рассказывать об их греховной жизниопасна как для говорящего, так и для слушающих. Концентрация внимания на непристойных сценах развращает ум и душу. И когда избавленных захваливают, то этим причиняют им большой вред. Многим начинает казаться, что их греховная жизнь поставила их в исключительное положение. В них пробуждается тяга к известности и дух самодовольства, что оказывается гибельным для души. Мы можем устоять только при условии требовательности к себе и осознания зависимости от Бога»84.

Я утверждаю, что для того, чтобы человек остался с Богом, требуется больше Божьей благодати, чем для возвращения его из греховной жизни в далекой стране. И если мы не будем постоянно помнить об этом, то мы превратимся в неблагодарных Отцу старших братьев и сестер. «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое».

Во-вторых, старший брат был самоправедным. «»Вот, я столько лет служу тебе» — он проявлял верность, пока не убедился, что с ним несправедливо обошлись и недостаточно вознаградили. «Никогда не преступал приказания твоего» — нелепое заявление! У человека, уверенного в своих добродетелях, мало возможностей для самосовершенствования… Но самодовольство — не худшее из зол, присущих самоправедности: есть более пагубное зло, и в нем мы видим самое большое преступление старшего брата»85

В-третьих, старший брат не любил никого, кроме себя. Из его уст никогда не доносились слова любви, обращенные к брату и отцу. «Он был слишком убежден в своих заслугах, слишком критично настроен по отношению к другим, слишком поглощен своими обидами… чтобы когда-нибудь понять, какую боль и страдания причинил себе младший брат»86.

«Эту неблагодарность, эту черствую самоправедность, это отсутствие любви мы называем «недостатком». Воистину, сущий пустяк. Люди могут мириться со своими недостатками и притом оставаться «хорошими» людьми. Но блудный сын — полное табу»87.

Однако многие из так называемых недостатков характера Иисус расценивает как тягчайшие грехи. Отсутствие любви у старшего брата побудило многих молодых людей вернуться в далекую страну. Вам довелось слышать, как взывают эти израненные души: «Если это и есть христианство, то оставайтесь с ним сами!» «Если нетерпимая исключительность, бесчувственная респектабельность — качества, которыми Церковь наделяет людей, запретите ее!»

Когда религия соединяется с классовой гордостью или со стремлением к чистоте расы, она достойна гораздо большего порицания, чем богохульство в далекой стране88. Людям проще покаяться в грехах плоти, которые омрачили жизнь младшего брата, чем в грехе гордыни, который присущ характеру старшего брата. Прежде всего, никто не хочет признать, что он похож на старшего брата. Однако старший брат так же потерян дома, как младший в далекой стране. Он тоже блудный сын, потому что милости его отца также попусту тратились на него — из-за его неблагодарности, самоправедности и отсутствия любви.

Все же отец проявляет милость к обоим сыновьям. Евангелие призывает и блудного сына, находящегося далеко, и блудного сына, живущего дома. Один удалился от отцов-кой любви из-за грехов плоти; другой — из-за гордыни. Один ест рожки плотских влечений, другой — прогорклую пищу прокисших угрюмых мыслей.

Есть в этом повествовании и третий «блудный» — отец, который щедро расточал свою любовь на обоих сыновей. Обратите внимание, что отец не пытался спорить со старшим сыном. Это лишь утвердило бы того в его упорстве. Отец просто проявил свою любовь. «Сын мой, — мягко сказал он, — ты всегда со мною, и все мое твое». Мы тесно связаны; у нас одно имущество, поэтому и радость спасения у нас должна быть одна. «А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей [твой брат — какое нежное напоминание!] был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:32).

Старший брат в реальной жизни — кто он?

Во-первых, он символизирует книжников и фарисеев, которые отказались от приглашения Иисуса разделить трапезу, предложенную Им мытарям и грешникам, тянувшимся к Нему. Во-вторых, он представляет собой всех положительных вроде бы членов Церкви, которые никогда и в мыслях не имели совершить любой из тяжких плотских грехов, погубивших блудного сына. Но эти люди глубоко в сердце, а также в общении с другими обидчивы, критичны, лишены любви и нетерпимы к тем, кто им не по нраву. В христианской Церкви таковых много.

Но я хочу копнуть еще глубже, так что, может быть, вы удивитесь. Я хочу сказать вам, что самые явные «старшие братья» в Церкви — это те пасторы, которые порицают в проповедях грехи младших братьев, но редко, если вообще когда-нибудь, говорят о грехах старших братьев. Почему их так много в Церкви? Этому в значительной мере способствовала определенная тематика проповедей. Когда в проповедях все внимание акцентируется на грехах плоти и на том, что мы должны держаться в стороне, не иметь ничего общего с грешниками или членами других Церквей, что мы лучите остальных, потому что мы народ Божьего остатка, и что любой человек, отличающийся от нас своим образом жизни, потерян, — все это порождает целое поколение «старших братьев».

Снаружи, глядя внутрь

Повествование Иисуса заканчивается печально, ибо в то время как блудный сын снова дома и обретает счастье, старший брат остается вне и лишь заглядывает внутрь. «Никто не преграждает ему путь. Он сам возводит преграды. Он не хочет войти. Он лишается неба, потому что не имеет любви»89.

Именно об этом сказал Иисус: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подошед к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем.

Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И подошед к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь»; и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие; ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видевши это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21:28—32).

Точно так же начинается 15-я глава Евангелия от Луки: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними». Мытари и грешники подходят ко Христу, в то время как фарисеи и книжники стоят в стороне, неодобрительно глядя и не разделяя их радости. А в результате они потерялись. Странно, не правда ли? Кто некогда был потерян, теперь спасен, а кто считал себя спасенным, теперь потерян.

Иисус заканчивает повествование изображением и радости — блудный сын теперь дома и спасен, и печали — старший сын еще стоит вне и потерян.

А где находитесь вы