IV. Категория второстепенных деталей:

A. Ошибки/несоответствия в Писании и трудах Е. Уайт:

Эти ошибки совершенно второстепенны, ни одна из них не оказывает влияния на:

1) управление Церковью;

2) вечную участь любой души;

3) чистоту даже одной доктрины.

Б. Причина, по которой Святой Дух не предотвратил появление этих ошибок в печати: потому что ошибка/несоответствие так незначительны, что такое вмешательство было бы неуместно.

B. Четыре категории ошибок/несоответствий в Библии:

1. Исторические соответствия:

а. Нанесенный Давидом урон в военном кровопролитии: было ли это 40000 всадников (2 Цар. 10:18) или 40000 пеших (1 Пар. 19:18)?

б. Относительно исцеления слепого Вартимея Иисусом в Иерихоне: совершил ли это Христос, подходя к Иерехону (Лк. 18:35) или покидая его (Мк. 10:46)? Или в то время, когда Христос выходил из Иерехона, там было двое слепых (Мф. 20:29, 30)?

в. Крик петуха при отречении Петра: прокричал ли он один раз (Мф. 26:34, 69-75) или два раза (Мк. 14:66-72)?

г. Время, когда Иродиада наставляла Саломею: было ли это после того, как Ирод сделал той заманчивое предложение (Мк. 6:24), или перед тем (Мф. 14:8)?д. Слова учеников Христа, сказанные Ему во время шторма, по пути в страну Гергесинскую: сказали ли они: «Господи, спаси нас: погибаем!»(Мф. 8:25); или «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк. 4:38); или «Наставник! Наставник! Погибаем» (Лк. 8:24)?

е. Слова, сказанные Отцом при крещении Христа: сказал ли Он: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17, обращаясь к толпе, указывая на Сына в третьем лице) или «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:11, обращаясь к Самому Христу, во втором лице)?

2. Численные/хронологические несоответствия:

а. Количество погибших у Ваал-Фегора: было ли их 24000 (Чис. 25:9) или 23000 (1 Кор. 10:8)?

б. Сколько было подготовлено стойл для коней Соломона: было ли их 40000 (3 Цар. 4:26) или только 4000 (2 Пар. 9:25)?

в. Сколько лет было Иехонии, когда он начал царствовать? Было ли ему 18 лет (4 Цар. 24:8) или 8 лет (2 Пар. 36:9)?

г. Сколько лет было Охозии, когда он взошел на трон: было ли ему 22 года (4 Цар. 8:26) или 42 года (2 Пар. 22:2)?

д. Каким по счету в хронологическом порядке среди сыновей Иессея был Давид: был ли он 8-м сыном (1 Цар. 16:10, 11) или 7-м сыном (1 Пар. 2:15)?

е. Как долго правили ветхозаветные судьи: было ли это 450 лет (Деян. 13:20) или 350 лет (3 Цар. 6:1)?

ж. Число членов семьи Иакова, когда он пришел в Египет: было ли их 70, как об этом говорит Моисей (Быт. 46:27), или 75, как говорит Стефан, «исполненный Духа Святого» (Деян. 6:3; 7:14)?з. Сколько одержимых противостояли Христу в стране Гергесинской: был ли это один человек (Мк. 5:2, 3; Лк. 8:27, 28) или два (Мф. 8:28)?

и. Сколько лет оставался Израиль в Египте: было ли это 430 лет (Исх. 12:40,41) или только 400 лет (Деян. 7:6)?

3. Неточное цитирование новозаветными авторами:

а. Кто написал мессианское пророчество о Христе, проданном за тридцать серебренников? Был ли это Иеремия (Мф. 27:9) или Захария (Зах. 11:13)?

б. Заключение первого завета. Кто прав? Павел, который говорит, что Моисей взял «кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ»; или Моисей, который говорит, что взял кровь тельцов и окропил жертвенник и народ (Исх. 24:3-8)?

4. Использование выдержек из Писания вне контекста:

а. Кто был призван выйти из Египта? Осия сообщает, что Бог призвал сынов Израилевых (Ос. 1:11), а Матфей говорит, что Осия пророчествует о Сыне Божьем (Мф. 2:15).

Б. Елена Уайт:

1. Неточное описание библейских событий:

а. Башня Вавилонская: в 3-м томе «Духовных даров» помещена во временном пространстве перед потопом.

б. Иоанн Креститель: во 2-м томе «Духа пророчества» сказано, что он был мертв, когда происходили события из Мф. 4:18-22, но в книге «Желание веков», с. 245 говорится, что он в это время «томился в темнице».в. Количество союзников Кедорлаомера: в книге «Патриархи и пророки», с. 134 сообщается, что у него было четыре союзника, но в Быт. 14:1, 9 утверждается, что их было только три.

г. Римские гвозди на Голгофе: в 1-м томе «Духовных даров» говорится о «вонзающихся гвоздях…сквозь КОСТИ И МЫШЦЫ» ЕГО рук И НОГ, НО В «Желании веков», с. 744 (в соответствии с Ин. 19:36) сообщается о гвоздях, пронзивших только Его плоть.

д. Деревья в Едемском саду: в «Ревью энд Геральд» от 18 августа 1874 года упоминается «древо жизни». Однако непосредственный контекст указывает, что ссылка должна относиться к «дереву познания добра и зла».

2. Численные/хронологические несоответствия:

а. Продолжительность существования храма Соломона: в книге «Пророки и цари», с. 149 сказано, что он простоял более четырех столетий (в соответствии с хронологией Ашера), но археология доказала, что это было только 384 года (870-586 до Р. X.)

б. Время, когда Уильям Миллер совершил две поездки для чтения лекций в Портленд, штат Мэн: во 2-м томе «Духовных даров», с. 12, 14 сообщается, что это было в 1839 и 1841 годах, но в 1-м томе «Свидетельств», с. 14, 21 устанавливается дата с 1840 по 1842 год.

1) В предисловии к своей первой автобиографии Е. Уайт сообщает, что многое она записывала по памяти, так как не вела дневник в первые годы своего служения.

2) В постскриптуме к первому печатному изданию она выражает особую просьбу к своим читателям: «…если вы найдете неточные утверждения в этой книге, немедленно сообщайте мне» для того, чтобы исправить последующие издания. По всей видимости, кто-то исполнил ее просьбу, так как в более поздних изданиях 1-го тома «Свидетельств» даты исправлены.

в. Количество текстов, выбитых на карточке, которую держал ангел: «Мне также была показана карточка, на которой золотыми буквами были выбиты пятьдесят текстов из Библии» («Ранние произведения», с. 22, 23).

1) В сноске указывается, что «эти тексты приводятся в конце главы».

2) На страницах 24-31 напечатаны эти тексты; но в действительности там только 41 текст. Где же остальные 9?

г. Неверные даты на документах:

1) Когда Е. Уайт присоединилась к своему мужу в Уилингсе , штат Колорадо, она датировала это событие как «понедельник, 8 августа 1878 года» («Очерки жизни», с. 235; «Свидетельства», т. 4, с. 297). Но понедельник этой недели попадал на 5 августа.

д. Количество комнат в санатории «Paradise Valley»:

1) В письме к служителю Церкви Е. Уайт случайно упоминает о 40 комнатах в санатории «Paradise Valley».

2) Пастор Е. Балленджер в письме к Е. Уайт в 1909 году утверждает, что в этом заведении только 38 комнат. Он пишет, что эта ошибка подорвала его веру в пророческий дар.

3) Е. Уайт ответила, что Бог не открыл ей «точное количество комнат в каком-либо из наших санаториев» и что она полагалась на отчет другого человека, который для удобства округлил цифру («Избранные вести», т. 1, с. 38).

3. Применение Писания вне контекста:

Во 2 Фес. 2:9, рассказывая о пришествии Христа, Павел говорит, что оно произойдет «по (после) действию сатаны».

а. В книге «Патриархи и пророки», с. 686 Е. Уайт использует слово «по» [после] во временном значении, что, очевидно, не было замыслом Павла.

б. Во 2-м томе «Свидетельств», с. 226 она цитирует текст в соответствии с очевидным замыслом Павла.

1) Неверные указания цитат: во 2 Кор. 5:14 апостол Павел утверждает, что «любовь Христа объемлет нас».

а. В «Ревью энд Геральд» от 30 октября 1913 года Е. Уайт ошибочно приписывает это утверждение Петру.

б. Но Павел — а не Петр — является автором Вто-, рого Послания к Коринфянам.

4. Грамматические несовершенства:

а. 10 и 11 января 1873 года Е. Уайт сокрушается в своем дневнике: «Я не ученый. Я не могу подготовить свои собственные произведения к печати… Я не филолог» («Избранные вести», т. 3, с. 90).

б. Объясняя ограничения, установленные литературным помощникам Е. Уайт, ее сын Уильям Уайт пишет 7 мая 1890 года в письме к президенту ГК: «Переписчикам маминых произведений поручено исправлять грамматические ошибки, устранять ненужные повторы и группировать текст в параграфы и разделы в наилучшем порядке» (цитируется в Robert W. Olson, One Hundred and One Questions on the Sanctuaryand on Ellen White [White Estate, March, 1981], p. 88).

5. Исторические несоответствия в изданиях «Великой борьбы» от 1888 и 1911 годов:

а. Характеристики, касающиеся папы Римского:

1) В издании 1888 года Е. Уайт пишет, что папа «сам себя назвал „Господь Бог — Папа»».

2) В 1911 году, после возникновения вопроса об источнике этого утверждения, Е. Уайт исправила его на следующее: «Его назвали „Господь Бог — Папа…»» («Великая борьба», с. 50).

б. Вальденсы: были ли они первыми, кто перевел Библию?

1) В 1888 году Е. Уайт написала, что вальденсы были первыми во всей Европе, кто совершил перевод Священного Писания.

2) После того, как она узнала, что по крайней мере у одной группы людей было Писание до вальденсов, она исправила это предложение в издании 1911 года: «Вальденсы были одни из первых в Европе, кто совершил перевод Священного Писания» («Великая борьба», с. 65).

в. Сигнал к началу Варфоломеевской ночи (24 августа 1571 года):

1) В издании 1888 года сообщается, что звон дворцового колокола был сигналом к началу кровопролития.

2) Впоследствии на основании информации о том, что историки разделились во мнениях относительно того, колокол какого дворца звенел — колокол церкви Св. Германа или колокол Дворца Правосудия, она в издании 1911 года: «Колокольный полночный звонстал сигналом к началу резни» («Великая борьба», с. 272). 6. Другие ошибки:

а. Пересылка другого документа: в 1906 году литературный евангелист по имени Вальтер Харпер написал Е. Уайт и попросил ее выслать ему копию свидетельства, которое было первоначально предназначено другому члену церкви.

1) Отвечая на его просьбу, Е. Уайт выслала совершенно другое, чрезвычайно конфиденциальное свидетельство, которое ранее не публиковалось.

2) Обнаружив свою ошибку, Е. Уайт написала Харперу и попросила его немедленно вернуть этот документ, не делать копии его и не делиться его содержанием с кем-либо еще (Письма, с. 353, 1906).

б. Опечатка в периодике:

В «Обращении к студентам» Е. Уайт писала: «Употребление мяса в пищу не является наиболее полезным питанием. Еще я придерживаюсь мнения, что мясо не должно отвергаться каждым» («Молодежный руководитель», 31 мая 1894, с. 174).

Ее внимание обратили на это высказывание, которое, в том виде, в котором оно было напечатано, выражало позицию, совершенно противоположную той, которую она занимала. (Следует читать: «Еще я не придерживаюсь мнения, что мясо не должно отвергаться каждым»). В письме к пастору Аса Оскару Тэйт она объясняла: «Сэр Дэвис [один из ее главных литературных помощников] обратил мое внимание на [эту]…статью…[И] был задан вопрос: „Было ли это моим замыслом, чтобы это предложение [читалось] так, как оно изложено в Instructor?» В таком виде оно вызывает недоумение.. .Я не могу объяснить причину появления такого изложения [так как с лагерного собрания в Брайтоне „я совершенно не позволяю мясу появляться на моем столе»]» (Письма, с. 76, 1895, с. 7).

7. Категория значительных вопросов, касающихся смысла:

Однако более волнующим фактом для христиан является наличие не только незначительных ошибок и несоответствий в трудах Е. Уайт, которые можно найти и в Писании, но также и ошибок, затрагивающих значительные смысловые вопросы.

А. Писание:

1. Во 2 Книге Царств 7-й главе и 1 книге Паралипоменон 17-й главе изложена история царя Давида и пророка Нафана:

Когда Давид сообщил Нафану о своем намерении построить храм для Господа, пророк дал ему свое благословение, не обратившись в первую очередь за советом к Богу. Позже Нафан получил указание вернуться к Давиду и сказать ему, что по причине его воинственности Бог предпочитает, чтобы его сын, а не он, строил храм для Иеговы.

Это повествование никак не согласуется с теорией «смирительной рубашки».

а. Только теория «исправления» может адекватно объяснить этот инцидент.

б. Пророк совершил ошибку — серьезную ошибку, — которую Бог не мог не заметить.

1) Это значительная ошибка, которая оказывает влияние на управление церковью, на вечную участь души или на чистоту доктрины.

2) И Бог немедленно вмешался. Он исправил ошибку через того самого пророка, который ее совершил, так что не было причинено существенного вреда.3) Бог не предотвращает ошибки пророка заранее (посредством контроля «смирительной рубашки»), однако Он, безусловно, может сделать это посредством любого из множества различных способов.

2. Бог вмешивается, не предохраняя пророка от проблем, а предохраняя Свою Церковь от существенного вреда.

Б. Елена Уайт:

1. Количество смысловых ошибок/несоответствий, допущенных библейскими авторами и требующих вмешательства Божьего, сравнительно невелико. Точно так же и количество подобных случаев в служении Е. Уайт достаточно ограничено.