1. Вступление. Характерные особенности нашего времени.

Мир на пороге третьего тысячелетия. И это время само по себе побуждает мысль обратиться к прошлому, настоящему и будущему. Социологи и политологи, психологи и философы стараются дать оценку эпохи, в которую входит мир. Они также предлагают пути выхода из кризиса и изыскивают модели дальнейшего развития общества. Это, однако, преимущественно взгляд на мир изнутри, попытка человеческого разума силами секуляризированной науки понять ситуацию и человека. На протяжении последних двух столетий со времен французской революции секуляризация окончательно замкнула человеческую мысль в убогой и тесной биологической и социальной плоскости, когда человеческий разум пытается осмыслить жизнь исключительно своими собственными силами.

Известный немецкий историк Эрнст Трельч определил современную пародигму истории как чисто земную, исключающую всякое сверхъестественное вмешательство. Религиозный взгляд на мир, историю и человека отодвинут на обочину, на задний план, как устаревший и ненаучный. Это не значит, что в мире больше нет редигиозно-философской мысли, она есть, но она оттеснена секулярной философией и прагматизмом.

Ожидалось, что с крушением мировой системы коммунизма и философского атеизма, которые произошли в последнее десятилетие, наступит откат секуляризма, и мир вернется к религиозному миропониманию. В философии этот период назван эпохой постмодернизма.