2. Религиозная ситуация в последнем десятилетии ХХ века.

Что же произошло в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза? Формально атеистическая философия уступила место традиционным религиям: православию, исламу, иудаизму. Но фактически это только изменение формы политической идеологии, но не изменение духа народа. Общество продолжает жить, мыслить и действовать по законам мира сего, по законам материализма и секуляризации.

Что же касается непосредственно бывшего Советского Союза, то историю его и возникших после него стран, я думаю, можно осмыслить в контексте Божественного завета. Чтобы лучше понять это, я хочу задать вопрос: почему Господь не совершил суды Свои над страной, которая 70 лет практиковала и насаждала махровый атеизм, самым чудовищным образом попирала права человека и целых народов в эпоху сталинских репрессий? Почему произошло так сказать “мягкое” крушение коммунистического блока, без великого кровопролития? Ответ на все это может быть один: Бог отложил Свои суды и явил Свою милость к многострадальному населению, чтобы проповедь Евангелия содействовала спасению многих людей. Это величайшая милость Божия, еще один исторический шанс. Но как люди воспользуются этим десятилетием и какой сделают выбор — покажет ближайшее будущее.

До 1990 года в СССР было примерно 20 процентов население, которое формально относило себя к какой-нибудь религии, а 80 процентов населения было или безразличным к религии, или атеистами. Тот религиозный ренесанс или всплеск, который произошел в девяностые годы уходящего века, затронул только незначительную часть населения, хотя в целом общество официально признало себя повернувшимся лицом к религии и церкви. Политические лидеры страны и чиновники, отчасти интеллигенция и деловые люди формально приняли православие или ислам. Открылись многие храмы и мечети, духовенство заняло место влиятельного идейного советника в органах власти, и их роль в этой сфере все возрастает. Они стремятся захватить монополию над всем населением, объявляя области и регионы своими “каноническими территориями”. Государство предоставляет им большие привилегии на телевидении, радио, в школах и в армии. Идет активное наступление на религиозную свободу пртестантов и других нетрадиционных конфесий. Существующее законодательство о свободе совести и конституция, которые гарантируют эти свободы, почти не имеют силы.

В школах продолжают преподавать биологию по учебникам, утверждающим эволюционную теорию происхождения человека. Учебники истории также изображают происхождение людей из животного мира в свете эволюционной антропологии. Религиоведение в школах подает только культурологический аспект религии. Преподавание религии пока остается факультативным, но преимущественным для священнослужителей господствующих религий.

Политическая нестабильность, сложность и трудная ситуация в сфере экономики, рост цен на продукты питания, инфляция и безработица, — все это чрезвычайно обременяет заботами и тревогами нашего современника. Рост национализма, худшего из всех форм неонацизма, который объединяется с традиционными верованиями, носит так называемый этноконфессиональный характер, отвлекает людей от проповеди Евангелия и настраивает население против протестантов и других нетрадиционных верований.

В этом плане ситуация похожа на то, что делалось в тридцатые годы в Советском Союзе. Тогда протестантских проповедников, и особенно адвентистских проповедников, среди которых большинство были немцы, обвиняли в иноземном шпионаже и идеологических диверсиях, направленных против советского государства. В настоящее время в связи с тем, что евангельские кампании совершались зачастую американскими и западными проповедниками, недобросовестная пропаганда объявляет адвентистов американской сектой. В условиях нарастания в обществе враждебного отношения к Западу и Соединенным Штатам это обретает зловещий характер и ставит под угрозу наше служение в будущем, что особенно характерно для России.