I. Географическое положение Палестины

1. Величина

Поверхность Палестины равняется 25.124 кв. км. По величине это — одна из самых маленьких стран на свете: она меньше таких небольших по занимаемой территории европейских государств, как Швейцария и Бельгия.

2. Положение и границы

Палестина занимает южную часть Сирии. Она граничит на севере — с Ливаном, Антиливаном и южными склонами Ермона; на востоке — с Сирийско-Аравийской пустыней; на юге — неправильной линией отделяется от пустыни Синайского полуострова; на западе — со Средиземным морем.

3. Долина Иордана

На всем протяжении с севера на юг Палестина разделена на две части долиной Иордана. Долина Иордана представляет собою громадную расщелину, находящуюся в глубине двух стенообразно расположенных, отвесных оголенных скал; уровень русла реки более чем на тысячу метров ниже их вершин. В течение большей части года в этом ущелье стоит удушливая жара, доходящая иной раз до 50 гр. в тени. На берегах Иордана никогда не было никаких городов. По ним никогда не проходила дорога. Иордан несудоходен и потому никогда не служил средством сообщения и сношения между народами, жившими около него.

Истоки Иордана — в горной цепи Ермона. Приняв в себя воды еще ряда горных ручьев, он бурно стекает в озеро Мером. Шестнадцатью километрами южнее Иордан протекает красивейшее в мире большое пресноводное и богатое рыбой Геннисаретское или Тивериадское озеро, называемое также Галилейским морем.

От Тивериадского озера Иордан устремляется к Мертвому морю, при чем уровень его снижения от Ермона до Мертвого моря равняется 914 метрам. В своем устье Иордан на 392 метра ниже Средиземного моря.

Мертвое море, в которое впадает Иордан, представляет собою огромное озеро, занимающее поверхность более чем 920 кв. км. Греки называли Мертвое море также Асфальтовым, так как вода его содержит черную смолу, асфальт, плавающую на его поверхности. Мертвое море замечательно богатым содержанием в нем солей и других твердых веществ, составляющих около 25 % его состава. В водах Мертвого моря невозможна жизнь: в них не водятся ни рыбы, ни моллюски; в них нет растений. Прозрачные воды Мертвого моря горьки и так тяжелы, что самые мощные ветры едва-едва колышут их поверхность. На берегах его не видно птиц; нет зелени.

Мертвое море состоит из двух бассейнов, из которых нижний, менее глубокий, образовался, как предполагают, не так давно, заполнив собой долину Сиддим (Быт. 14. 3), где были испепелены небесным огнем нечестивые города Содом и Гоморра.

4. Области Палестины

Долина реки Иордана делит всю Палестину на две глубоко отличные по природе и по историческим судьбам части: на область, лежащую к западу от реки Иордана, и на Заиорданье, лежащее к востоку от нее.

А. Часть Палестины к западу от Иордана

Эта часть страны представляет собою гористую местность, перерезанную частыми, довольно широкими долинами, орошаемыми потоками. Вся она естественно разделяется на три области — Галилею, Самарию и Иудею

1. Галилея

Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажа. В ней довольно много небольших возвышенностей; главная из них Фавор, на которой, по преданию, преобразился Господь. Обширная равнина Ездрилонская, орошаемая потоком Киссоном, отделяет все эти возвышенности от цепи Кармила.

Население Галилеи было многочисленно, богато и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, восприимчивы, вспыльчивы, любили новизну и легко поддавались новым в смелым идеям; они отличались при этом глубокой религиозностью. В Галилее жило много язычников. Постоянное общение с ними выработало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которою они общались. С язычниками, и высмеивали их скверное произношение. Этим произношением Петр обнаружил свое происхождение, когда стоял во дворе Каиафы, дожидаясь исхода суда над Учителем (Мф. 26.73).

Главными городами Галилеи были: на берегу Геннисаретского озера, Тивериада, Хоразин и Вифсаида — родина Св. Апостолов Петра и Андрея, и, по всей вероятности, также и обоих сыновей Зеведеевых — Св. Иоанна Богослова и Св. Иакова; Капернаум, в котором Спаситель прожил большую часть времени своего общественного служения; Назарет, в котором Он провел первые тридцать лет своей жизни; Кана, где Он совершил первое чудо, (Ин. 2.1-11) и Наин, где Он воскресил сына вдовы (Лк. 7.11-6).

2. Самария

Эта область лежала к югу от Галилеи. Небольшие известковые возвышенности покрывают территорию Самарии от равнины Саронской на побережье Средиземного моря до долины Иордана и окрестностей Иерусалима. Из них наиболее известны — вершины Гевал и Гаризим, где находился храм самарян, Гелвуйские горы и Вефильскии холм. В прежние времена вид этой области был менее суров.

Главный город Самарии тоже называется Самария. Народонаселение образовалось от смешения различных рас. В 721 г. до Р. X. Ассирийский царь Саргон увел в плен десять колен израильтян, на место которых из различных провинций ассирийской монархии были переселены целые колонии военнопленных. Эти пришельцы, смешавшись с небольшим количеством оставшихся в стране израильтян, усвоили их основные религиозные идеи, приняли Пятикнижие Моисеево, стали поклоняться Яхве, но не оставили при этом служения и своим богам. Таким образом религия самарян являлась смесью истины с заблуждениями. Когда иудеи возвратились из вавилонского пленения и начали строить храм, самаряне захотели принять участие в этом деле, но не были допущены иудеями; тогда самаряне выстроили себе отдельный храм на горе Гаризиме. Приняв книги Моисея, самаряне отвергли писания пророков и все предания; поэтому евреи считали их за язычников, даже хуже язычников, не принимали их в свое общество и не имели с ними никаких сношений.

Во времена земной жизни Спасителя храм на горе Гаризиме уже не существовал; он был разрушен в 134 г. до Р. X. Иоанном Гирканом, царем Иудеи. Непримиримая вражда вырыла глубокую пропасть между обоими народами.

3. Иудея

Граница между Самарией и Иудеей весьма условна и не может быть точно определена. Устройство поверхности, в общем, тоже, что и в Самарии: горы, находящиеся в Иудее, образуют продолжение гор Самарии, но природа Иудеи гораздо более бедна и сурова по сравнению с природой Галилеи и Самарии. На западе отлогости иудейских гор оканчиваются в равнине Сефиля, населенной в былое время филистимлянами. Прилежащая к Средиземному морю прибрежная часть этой равнины усеяна в некоторых местах песчаными дюнами; внутренняя же ее часть была плодородна и приносила обильную жатву.

Иудея была населена, за редкими исключениями, только евреями. Их столица, Иерусалим, построенный на горах, являлся центром всей области. Население Иерусалима доходило до 200.000 жителей. В нем находился храм и тысячи синагог, обслуживавшихся многочисленными священнослужителями, левитами и учителями. Ежегодно на большие праздники многочисленные толпы еврейских паломников стекались в Иерусалим со всех стран света.

4. Идумея

(Мк. 3.8).

Греко-римское название Едома. Она включала юг Иудеи и окрестности Хеврона. В 126 г. до Р. X. Идумея была завоевана Иоанном Гирканом I (135-104 г.), и ее население обращено в иудейство.

Б. Заиорданье

Заиорданье представляет собою плоскогорье возвышающееся в среднем на 1.000 метров над уровнем моря. Обильное водами Заиорданье издревле славилось своими богатыми пастбищами.

В своей северной части Заиорданская Палестина обнимала пять округов — Итурею; Голан (к востоку от Тивериадского озера) с городами Кесарией Филипповой и Юлией; Трахинитиду, расположенную более к востоку; Ваталею, включавшую и себя горный край Васан; и А вран.

К югу от Голана и к западу от Аврана был расположен ряд городов, известных в Евангелии под общим названием Десятиградия или, по-гречески, Декаполис. Города эти лежала к северо-востоку от потока Иавока. Впрочем, границы области Десятиградия не могут быть в настоящее время точно определены.

Южная область Заиорданья называлась Галаад или Перея, хотя этим последним названием часто обозначалось и все Заиорданье. Эта область отличалась очень неровной поверхностью и дикостью природы, и славилась своим плодородием. Важнейшими городами Переи были Пелла и Филадельфия, или Раква Аммонитская.

Св. Ев. Лука упоминает также Лвилинею. Так назывался край, расположенный на север от Дамаска с главным городом Авила; впрочем этот округ не принадлежит к Палестине.

Когда Господь проповедовал в Заиорданье, то толпы народа сбегавшиеся, чтобы послушать Его, состояли, по всей вероятности, по большей части из евреев, живших в этих местах, или из язычников, сочувствовавших иудейству.