IV. Религиозно-нравственное состояние народа

А. Партии и секты

1. Фарисеи

Религиозно — политические течения и стремления эпохи сошествия на землю Господа Иисуса Христа нашли свое выражение в деятельности современных религиозных партий или сект. Главными из них были фарисеи и саддукеи; к ним можно присоединить и ессеев.

Наибольшее значение имела секта фарисеев. Самое слово «фарисеи» значит «обособленные» или «отделенные» в смысле, понятно, лучшей или избранной части иудейского народа, настоящих хранителей всех истинных религиозно — национальных традиций.

Фарисеи считали, что спасение иудеев — в том, чтобы как можно строже соблюдать правила своей поры, отнюдь не поддаваясь иноземным языческим влияниям. Исходя из этого, они твердо хранили основные начала истинной веры, открытые Господом своему избранному народу. Они верили в бессмертие души, в вечное воздаяние за гробом, в воскресение, во всяком случае, праведных, в существование ангелов и демонов.

К этим истинам примешивались, однако, и заблуждения и, прежде всего, ложное учение о будущем Мессии, которого они представляли в образе воинствующего монарха — победителя: он освободит иудеев от власти язычников, положит основание будущему Царству Божию на земле и изгонит оттуда грешников. Единственными истинными наследниками этого Царства фарисеи считали самих себя.

Нравственное учение фарисеев отличалось узким формализмом и мелочностью: они считали необходимым не только соблюдение всех правил и постановлений Закона Моисеева, но также и преданий всех книжников, истолковывавших Закон. Эти предания, по толкованию некоторых из них, оказывались даже более обязательными, чем самый Закон. Между тем они заключали в себе неисчислимое количество предписаний с невероятными подробностями: можно было, например, не нарушая покоя субботнего дня, работать одной рукой, а не двумя, разрешалось привязывать ведро у колодца поясом, а не веревкой и т. д.

Религиозность фарисеев ограничивалась одной лишь обрядностью чисто внешнего характера. Если внешние предписания выполнены, то человек ничего больше не должен Богу. Фарисеям были безразличны внутренние побуждения души — смиренная и усердная молитва, искреннее раскаяние. Мелочность преданий заслоняла перед ними самые важные основы Божественного Закона. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23.21). говорил им Спаситель. Отсюда проистекало то, что нравственный облик фарисеев представляется в весьма невыгодном для них освещении, и не только в Евангелии, но также и в Талмуде, где, например, в трактате Беракот, сказано, что из семи фарисеев лишь один действует по побуждениям любви.

Черты, из которых слагается этот нравственный облик, могут быть сведены к трем: лицемерие, безмерная гордость и презрение к «толпе». Под личиной добродетели фарисеи нередко скрывали самые низкие пороки: «Уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23.27).

Религиозная ревность фарисеев носила чисто внешний характер. Правда, со стороны получалось впечатление, будто они живут и действуют исключительно во славу Божию. Однако на самом деле они искали славы и чести только для самих себя. В конце концов вся их деятельность имела в основании лишь одну руководящую идею: мы, фарисеи, — дети Авраама; Бог должен заниматься только нами, иначе Его обетования не смогут осуществиться. Вся эта фарисейская гордость ярко обрисована в евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк. 18.9-14).

Эта гордость и чрезмерная самооценка наполняла душу фарисея презрением ко всякому, кто не был фарисеем, кто был «невеждой», т. е. не изучал Закона и не соблюдал всех мелочных правил предания.

Возвышенность идеала, который фарисеи выставляли целью своей деятельности, их национально религиозные стремления и, в особенности, постоянно внушаемая ими вражда к римлянам, содержание их учения, мелочное соблюдение Закона и внешняя суровость и строгость их жизни, важность и достоинство в манере себя держать, большая, чем у саддукеев, внимательность к нуждам простого народа — все это способствовало росту значения фарисеев и их влияния на массы. Они очень ревниво относились к своему авторитету. Естественно поэтому, что они становились врагами всякого, кто мог снискать любовь и уважение народа. В молодом Пророке из Назарета, Который проповедовал учение, шедшее вразрез с их учением, Который обличал их лицемерие и столь возвышался над ними величием Своей нравственной Личности и силою Своих чудес, они не могли не увидит соперника. Признать же Его за посланного Вогом Мессию они не могли, так как Он предстал пред ними в бедности и уничижении, что в корне противоречило их мессианским представлениям и чаяниям. Оставалось место лишь для двух чувств — зависти и порожденной ею ненависти.

Злоба их ко Христу была удовлетворена лишь в тот день, когда они увидели Его умирающим на кресте, между двумя разбойниками.

И однако, несмотря на все это, из трех религиозных партий или сект иудейского народа наиболее близки ко Христу были все-таки фарисеи. У Христа были друзья среди фарисеев — Никодим, Иосиф Аримафейский, а может быть, и другие, скрывавшие свою близость к Нему «страха ради иудейска». Из членов синедриона один лишь фарисей Гамалиил советует иудейским начальникам прекратить преследование Апостолов, проповедовавших Христа, дабы вдруг не оказаться богопротивниками» (Деян. 5 39). Надо полагать, что значительную часть первохристианской Церкви в Иерусалиме составляли бывшие фарисеи (Ср. Деян. 15.5), из фарисеев был и ученик Гамалиила Св. Аи. Павел.

С другой стороны, нам совершенно неизвестны случаи обращения ко Христу саддукеев. Нельзя не признать и того, что в известной мере, фарисейская пропаганда во всем мире расчистила пути для позднейшей проповеди христианства: ведь и фарисеи чаяли пришествия Мессии, учили о бессмертии души, воскресении и будущем суде, говорили о независимости веры от государства.

2. Саддукеи

Противниками фарисеев были саддукеи. Саддукеи более походили на политическую партию, чем на религиозную секту. Пользуясь нынешним словоупотреблением, ее можно было бы назвать партией либеральной или космополитической. Они считали нелепым превозноситься преимуществами иудейского народа, как избранного Богом. Нужно допустить и признать, что первый народ в мире — римляне, и что единственная истинная цивилизация — это цивилизация греко — римская. Если принять такую точку зрения, то можно будет надеяться избегнуть многих тяжелых осложнений. Исходя из этого основного положения, саддукеи пришли к более свободному «либеральному» истолкованию Св. Писания. Они допускали согласование различных мест Библии с учениями греческих философов. Такие сопоставления приводили их нередко к тому, что, в их освещении, св. книги еврейского народа становились новой формой выражения мифов и легенд, встречавшихся и у других народов.

Понятно, что учение саддукеев должно было коренным образом отличаться от учения фарисеев: саддукеи признавали только писаный Закон и отвергали предания, отрицали существование ангелов и демонов, воскресение мертвых, а может быть, также и загробную жизнь и воздаяние, не веровали в промысл Божий, будучи в общем, в конце концов, сознательными или несознательными материалистами.

По своему составу партия саддукеев охватывала представителей правящей иудейской аристократии. Первосвященники, занимавшие высшее положение в синедрионе, были саддукеями.

В нравственном отношении они были еще ниже фарисеев: вся цель их деятельности сводилась к сохранению за собой господствующего положения в стране. Если фарисеи стремятся все-таки держать себя более или менее независимо по отношению к римской власти, то саддукеи готовы всегда склониться пред всякой властью, лишь бы их личные интересы были ограждены. Отрицая будущую жизнь и воскресение, они, естественно, приходили к тому, что единственной целью существования может быть лишь достижение земных благ: надо устроиться наиболее ловким способом, закрепив за собою выгоды настоящей жизни. Св. Иоанн Предтеча называет их «порождения ехиднины» (Мф. 3. 7). Саддукеи были яростными врагами Христа (Мф. 16.1, 6-12; Мк. 8.15; Мф. 22.23 и слл.; Мк. 12.18 и слл.; Лк. 20.27). Осуждение Господа на смерть явилось, главным образом, их делом. Они же были потом и самыми ярыми врагами Иерусалимской Церкви и первых христиан (Деян. 4.1).

Фарисеи и саддукеи спорили, соперничали и даже враждовали друг с другом. Но в одном пункте обе партии были согласны — в ненависти и во вражде ко Христу.

3. Ессеи

Секта ессеи представляла собою немногочисленную {около 4.000 членов) религиозную общину, отделившуюся от прочих израильтян. Они установили для себя обязательное безбрачие: у них была общая собственность, и пищу они принимали все вместе. Признавая безусловно необходимым мелочно строгое исполнение всех правил Закона Моисеева, ессеи отвергали однако принесение кровавых жертв. Формализм ессеев был еще мелочное и строже, чем у фарисеев: они считали осквернением не только соприкосновение с язычниками, но и со всяким, кто не принадлежал к их секте. О ессеях см. Важнейшее археологическое открытие в 1947 г. стр. 602 слл.

4. Иродиане

Иродиане представляли собою не религиозную секту, а чисто политическую партию: так назывались сторонники династии Ирода. Признавая римское владычество совершившимся фактом, они выставляли на показ свою лояльность и стремились добиться милостей от императора, от которого они надеялись получить когда — нибудь и полную автономию. Иисус Христос казался им опасным, потому ли, что в Нем они усматривали помеху к осуществлению своих надежд, потому ли, что они видели в Нем претендента на трон Ирода. Как бы то ни было, но и Иродиане были Его злейшими врагами.

5. Книжники или учители закона

В Евангелии книжники упоминаются вместе с первосвященниками (Мф. 2.4; 21.15) или с фарисеями (Мф. 15. 1; 20.4). Почти все книжники были фарисеями, откуда, впрочем, вовсе не следует, что и все фарисеи были книжниками. Книжники представляли собою класс образованных людей, знатоков Закона; фарисеи же представляли собою партию, выражавшую определенное религиозное течение.

Книжники списывали книги Св. Писания, хранили в памяти предания. В синагоге книжник истолковывал только что прочитанный отрывок из Библии.

Книжники были и юристами, истолковывавшими все случаи применения предписаний Закона п предания. Книжники руководили школами, п кокону и преданиям. Важную роль и грачи книжники и Синедрионе, где они являлись как бы судьями — экспертами, указывая в каждом нужном случае, подходящие нормы Закона и предания. Итак книжник являлся в одно и то же время ученым, учителем, юристом и судьей.

Книжники придерживались буквального толкования Закона, строго еле дуя предписаниям предании. Б религии они были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил. Иисус Христос, напротив, говорил от Своего имени, указывал на. внутренний смысл Закона и, одухотворяя его, освобождал от мелких ненужных добавлений, придуманных книжниками. Книжники очень скоро увидели поэтому, что дух Христовой проповеди совершенно разнится от духа их учения. А поняв это, они не могли не стать врагами Христа. Они всячески способствовали тому, чтобы Пилат осудил Его, и у подножия Креста издевались над Ним:Мк. 15.31).

6. Священство

Священство было наследственным. Все колено Левиино было посвящено на служение Богу при храме. Во главе всех священнослужителей стоял первосвященник, происходивший по прямой линии из рода Ааронова и носивший свое звание пожизненно. Однако Ирод и его преемники присвоили себе право самовольно назначать и смещать первосвященников: во времена Спасителя, например, законный первосвященник Анна был отстранен и замещен своим зятем Каиафой.

Остальные священнослужители делились на священников и левитов. Священники должны были происходить из рода Аарона, хотя бы и не по прямой линии. Они разделялись на 24 класса, из которых каждый по очереди совершал служение в храме в течение недели. (Лк. 1.5,9). Вначале преподавание Закона Моисеева лежало на обязанности священников. После Вавилонского пленения они предоставили эту заботу книжникам, сами же ограничились исключительно совершением богослужения.

Левиты принадлежали к колену Левиину, не происходя однако из рода Ааронова. Они исполняли обязанности служителей при храме: производили уборку, наблюдая за порядком в святом месте,

7. Синедрион

Синедрион, или Великий Сонет, упоминаемый в повествовании о страданиях Спасителя, был Высшим Судом у евреек. Число членов Синедриона, вместе с председательствующим первосвященником, равнялось 71. Все они делились на три категории:

1. Первосвященники — т. е. правящий первосвященник, все бывшие первосвященники, а также и главы важнейших священнических семейств;

2. Старейшины т. е. священники и миряне, представлявшие наиболее влиятельные н богатые семьи еврейского народа, и

3. Книжники или учители Закона.

Синедрион, учрежденный после возвращения из Вавилонского пленения, выносил решения по важнейшим делам, как религиозного, так и политического характера. Во времена Спасителя римляне во многим урезали его власть и. в частности, отняли у него право выносить смертные приговоры: если, по мнению синедриона, обвиняемый должен был быть казней. надлежало определить пункты обвинения и передать дело па суд прокуратора.

Б. Храм

Иерусалимский храм нанимал огромную площадь, со всех сторон окруженную портиками, своды которых давали защиту от солнца и непогоды. Под сводами этих портиков законоучители поучали народ; на особо отведенных местах торговцы продавали скот, предназначенный для жертвоприношения, а менялы обменивали иностранную монету на еврейскую, единственно допустимую для уплаты в храме. Все эти торговцы и менялы зачастую завладевали преддверьями храма; тогда мычание быков, блеяние овец, крики и ссоры торговцев нарушали молитвенное настроение верующих. Вполне понятно негодование Спасителя, изгнавшего однажды этих торгашей из дома молитвы (Мк. 11. 15-17).

Обширное пространство, замкнутое портиками, заключало в себе три террасы под открытым небом, возвышавшиеся одна над другой и соединенные между собою лестницами. Первая терраса называлась Двором или Папертью язычников, потому что всякий мог взойти на нее, даже язычник; вторая -Двором или Папертью Израиля (делившемся, в свою очередь, на Двор Женщин, который назывался так потому, что женщины не имели права проникать дальше, и Двор Израильтян); и третья Двором Священников. В глубине Двора священников находилась главная часть храма, заключавшая в себе Святилище и Святое Святых.

В Святилище находились золотой семисвечник, кадильный алтарь, тоже из золота, и стол для хлебов предложения из дерева с отделкой из золота.

Последней частью храма было Святое Святых. Только первосвященник имел право входить туда, и то лишь однажды в год, в праздник Очищения, когда он вносил туда жертвенную кровь. Святое Святых было совершенно пусто с тех пор, как Ковчег Завета исчез во время разрушения Иерусалима Навуходоносором в 580 г. до Р. X. Святое Святых отделялось от Святилища завесой, которая разорвалась на две части в минуту крестной смерти Господа.

В. Синагоги

У евреев мог быть только один храм. Это служило выражением веры в существование единого Бога. Но после возвращения из Вавилонского пленения евреи стали строить по всех более или менее значительных городах так называемые синагоги. Слово синагога обозначает собственно «дом собрания». Внутри такие дома представляли собою довольно просторные залы, обыкновенно прямоугольной формы, иногда разделенные колоннадой на три придела. В глубине находился особый шкаф, завешенный покрывалом. В нем хранились свитки Закона и других книг Св. Писания, Посреди синагоги возвышалась кафедра с сидением для чтеца или проповедника и с налоем для свитков. Общие молитвенные собрания в синагоге происходили каждую субботу. Кроме того, менее торжественные и необязательные собрания происходили по понедельникам и четвергам; для частной молитвы в синагогу можно было ходить ежедневно.

Собрания начинались общей молитвой; потом читался отрывок из Св. Писания и следовало его пояснение.

Начальник синагоги поручал эту обязанность тому, кого он считал способным удовлетворительно выполнить ее.

Синагога служила также и школой, в которой дети получали первоначальное научение в Св. Писании.

Г. Священнослужители

Священные лица были избранники из избранного народа для посвящения их на исключительное служение Богу. Они составляли вес колено Левиино, и соответственно трем частям скинии разделялись на три степени: левитов, «питомников и первосвященника. Левиты были простые церковнослужители, которые назначены были для исправления низших обязанностей при скинии. До построения Храма Соломонова они должны были носить скинию со всеми её принадлежностями, наблюдать за порядком, чистотою и сохранностью священных предметов и сосудов; приготовлять необходимые материалы для священнодействия и заботиться о поступлении должных доходов на содержание скинии и се учреждений. Левитами считались все члены мужеского пола колена Левиина, кроме семейства Ааронова, в возрасте 30 до 50 лет. Они разделялись па три класса, сообразно с родовым происхождением их от трех сыновей Левин — Гирсона, Каафа и Мерарн, и каждому классу назначены были особые обязанности при служении и особенно при перенесении скинии. На служение они поступали чрез особое посвящение, состоявшее в очищении их, рукоположении и принесении жертв. Священниками были все сыновья, а затем и потомки Аарона, достойные этого священного звания по своим нравственным и телесным качествам. На свое служение они посвящались чрез окропление священным миром, смешанным с кровью. На них лежала обязанность приносить в определенное время жертвы во дворе скинии и курение в святилище, каждый вечер зажигать светильник в нем. каждую субботу переменять хлебы предложения, трубить в трубы для сознания народа, очищать по особому чиноположению проказу и другие скверны и поучать народ в Законе Божием. Как священнослужителям им дано было особое одеяние, в которое они должны были облачаться при священнослужении. Одеяние их состояло из:

1) нижнего льняного платья — надраг «для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней»

2) верхнего белого платья, хитона, спускавшегося до полу и подхватывавшегося на талии белым –

3) поясом, украшенным разноцветным шитьем; затем круглое головное покрывало –

4) кидар — довершавшего это облачение для священников, которым не полагалось обуви, так как святость места богослужения требовала совершения священнослужения с босыми ногами. Во главе священных лиц стоял первосвященник, высшая должность которого присвоена была, лично Аарону, а затем старшему в его роде по преемству. Ему одному позволялось входить в Святое святых, что он и делал однажды в год, в день очищения, для окропления кровию. Достоинство его высшего звания не позволяло ему участвовать при погребении или разрывать своих одежд в знак печали. Посвящение в сан совершалось чрез обильное излияние хранившегося при скинии мира на главу посвящаемого, облачавшегося при этом в особые присвоенные первосвященническому сану одежды. Одежды эти были гораздо пышнее и сложнее, чем у священников. Сверх обычных священнических одежд надевалась еще особая безрукавная одежда или

1) верхняя риза, вязанная из пурпурно-голубой шерсти с изящно отороченным воротом и убранная внизу разноцветными яблоками и золотыми колокольчиками. Сверх нее надевался

2) эфод или особая короткая одежда с золотыми застежками на плечах, из которых на каждом было по камню ониксу с вырезанными на них именами двенадцати колен, по шести на каждом. Эфод стягивался особым поясом, одинаковым с ним по цвету и работе. Затем был особый

3) наперсник или нагрудник, прикреплявшийся голубыми шнурками и золотыми кольцами: на нем сверкало двенадцать драгоценных камней, вделанных в золото по три в ряд с вырезанными также на них именами двенадцати колен Израилевых. В связи с наперсником находились и таинственные урим и туммим {«светы и совершенства»), посредством которых первосвященнику сообщалась воля Божия.

4) Головной кидар первосвященника отличался от простого священнического не только большею роскошью, но и особенно тем, что на передней части его была золотая дощечка с выбитою на ней надписью: Святыня Господня. Первосвященник избранного народа по высоте и величию своего служения был прообразом «Первосвященника Великого, прошедшего небеса. Иисуса Сына Божия» (Евр. 4.14).

Д. Священные Времена

1) Суббота

Суббота как день покоя есть одно из самых первобытных учреждений ведущих свое начало от сотворения мира: «И благословил Бог седьмой день и освятил его». Синайским законодательством только подтверждено ее учреждение как покалывает и самая заповедь: «Помни день субботний, еже святити его». Заповедью этою не поощряется празднолюбивая леность, а только запрещается труд с корыстною целью, служение мамоне. Вместо этого труда суббота должна быть посвящена на служение Богу. В этот день народ собирался в скинию к богослужению, состоявшему в двойном принесении жертв, и возобновлялись хлебы предложения.

2) Праздники

Празднование субботы послужило основой для других торжественных праздников:

а) праздник новомесячия, который совершался при первом появлении всякой луны, о чем возвещалось всему народу двумя серебряными трубами; праздник состоял в усиленном принесении жертв,

б) Праздник труб, совершавшийся в первый день месяца Тишри, которым начинался гражданский год, но который был седьмым, так сказать, субботним месяцем священного года. Так как этот день всегда приходился л субботу, то и самое соблюдение его имело характер субботства. Наступление его возвещалось трубами, отчего он и получил свое название,

в) Субботний год, подобно тому, как освящался каждый седьмой день и седьмой месяц, так должен был освящаться и каждый седьмой год. Особенностью субботнего года было то, что в течение его и самая земля, как всецело принадлежавшая Господу, должна была соблюдать субботу, т.е. покоиться от обработки. Все уродившиеся сами собой плоды отдавались в пользование бедным и животным. Субботний год назывался также «годом прощения», потому что заимодавцы должны были в этот год прощать долги своим должникам. (Втор. 15.1,2). В том же году пользовался отпущением на свободу всякий израильтянин, попавший в рабство. Завершением семи субботних годов был

г) год юбилейный, совершавшийся в каждый пятидесятый год. Он начинался в 10-й день седьмого месяца Тишри, в великий день очищения. После торжественных жертвоприношений, раздавался звук юбилейной трубы, «объявлявшей на земле свободу всем жителям ее». Земля не обрабатывалась, как и в субботний год. Все земли, которых бедняки лишились в точение минувшего полустолетия, опять безвозмездно возвращались им в полную собственность. Все рабы освобождались. Все восстановлялось в том виде, как было при первоначальном разделении земли обетованной. Юбилейный год завершал собою великий круг субботних годов, после чего в известном смысле все обновлялось, и народ вступал как бы в новую жизнь. Предписания относительно субботнего и юбилейного годов строго не соблюдались, о чем и свидетельствует упреки пророков.

Кроме круга субботних праздников, было три особых великих исторических праздника:

а) Пасха, бывшая самым торжественным из трех годовых праздников, совершалась в течение семи дней, начиная с вечера, которым заканчивался четырнадцатый день Нисана или Авива, первого месяца года. Она установлена была в ночь пред исходом израильтян из Египта. Пасха имела глубочайшее прообразное значение. В своем первоначальном смысле это была в одно и тоже время и жертва, в которой невиннейшее из животного царства и приносилось во искупление за виновных во грехе, и радостное празднество по случаю избавления, —празднество имеете с тем историческое, и потому Пасха вкушалась с горькими травами и пресным хлебом (в воспоминание горечи египетского рабства и спешных сборов к избавлению от него) и в положении спешащих в пут странников. В своем высшем значении она была явным прообразом искупительного дела Христа, который как «Пасха наша, был заклан за нас» (1 Кор. 5.7), и притом заклан в самое время совершения обрядовой Пасхи, как «непорочный и чистый Агнец» (1 Петр. 1.19).

б) Пятидесятница, праздник жатвы, была, как бы дополнением Пасхи. Она продолжалась только один день, чрез 50 дней после 16 Нисана, в конце мая. Промежуток между ними был страдной порой жатвы, и п день Пятидесятницы приносились в жертву первые хлебы из новособранных плодов, С этим праздником соединялось и воспоминание о даровании Синайского закона, совершившемся чрез 50 дней после избавления из Египта (по переходе чрез Чермное море).

в) Праздник Кущей завершал собою круг годовых праздников, и отличался великим ликованием. Он был в одно и тоже время благодарением за собранную жатву и воспоминанием о том времени, когда израильтяне жили в кущах или палатках в течение своего странствования по пустыне. Он праздновался осенью, когда уже собраны были все плоды земли и продолжался семь дней, заканчивавшихся восьмым днем «священного собрания». В течение этих семи дней (от 15 до 22 числа месяца Тишри) народ обитал в шалашах из древесных ветвей, отчего и получил свое название праздника Кущей.

Совершенно особо от этих торжественных праздников стоял день очищения, единственный день покаяния и поста по Закону Моисееву, он соблюдался за пять дней до праздника Кущей и имел характер торжественной субботы, когда все должны были прекращать свои работы и «смирять свои души» под страхом истребления из народа. Установленные на этот день обряды знаменовали сокрушение о грехах, соделанных в прожитом году, и отпущение, совершаемое первосвященником в Святом святых, в которое он входил в этот именно день. Все жертвы этого дня приносились самим первосвященником и заканчивались изгнанием в пустыню «козла отпущения», как бы уносившего с собою все бремя грехов народа. Прообразное значение этого символического обряда заключалось в том, что окончательное искупление человеческого рода будет совершено «не кровию козлов и тельцов», но «ходатаем нового завета» Христом.

С священными временами связаны были священнодействия. Они состояли почти исключительно из приношения жертв, заимствовавшихся из царства животных или растений. Между ними явственно различаются жертвоприношения в собственном смысле, когда приносимая вещь всецело или частию истреблялась на жертвенном огне, и возношения, когда приношение лишь как бы освящалось пред лицем Яхве и затем потреблялось жертвователем. Жертвоприношения разделялись на пять родов.

1) Жертва всесожжения, называвшаяся так потому, что все приносимое вполне сожигалось на жертвеннике, означала то, что приноситель ее всецело принадлежал Богу и что душой и телом предавал себя на волю Божию. Жертва эта могла быть приносима или за весь народ, или за отдельных лиц, которые должны были приносить жертвенное животное от своего благорасположения и притом С соблюдением всех правил, установленных Законом при выборе жертвенных животных, которыми могли быть телец, баран, козел, и даже горлица или голубь. Приносившие жертву возлагали на жертвенное животное свои руки пред жертвенником в знак перенесения на него своих грехов. Затем жертвенное животное закалалось, кровию его священник окроплял жертвенник и затем сжигал всю жертву кроме кожи, которая отдавалась священнику.

2) Жертва о грехе приносилась во искупление грехов, совершаемых по неведению или слабости как священником, так и кем-либо из народа, а также и во очищение от всякого возможного греха или осквернения.

3) Жертва повинности приносилась за грехи или преступления сознательные, равно как и за все действия, связанные с осквернением. Эти две жертвы отличались от жертвы всесожжения тем, что мясо принесенных животных (кроме крови и тука) шло в пользу священников, которые и потребляли его во дворе скинии.

4) Жертва мира приносилась или в выражение особой благодарности Богу, или по обету, или как особое приношение радости и любви. Из приносимого часть сжигалась, грудь и плечо предоставлялись священникам, а все остальное могло быть потреблено приносящим.

5) Жертва бескровная состояла в приношении муки, масла, вина и ладана. Эти предметы отчасти приносились и к первым четырем родам жертв. Как первые четыре рода жертв знаменовали принесение жизни Богу, так этот род знаменовал принесение Ему плодов земли. К этому последнему роду жертвы близко подходят и возношения различных плодов, начатки которых всегда освящались в скинии или храме и тогда уже начиналось общее употребление их в пищу. Все эти священнодействия совершались священниками и сопровождались молитвами и установленными обрядами, подробно описанными в книге Левит.

Все изложенные священнодействия имели своею целью поддержание святости в народе, который как избранный должен был быть «народом святым».

С этою же целью установлены были особые законы и обряды, исполнение которых могло содействовать поддержанию святости в народе. Это законы нравственные. Сущность их выражена в заповедях второй скрижали, и она состоит в требовании от каждого человека как личной нравственной и телесной чистоты, так и правды и человеколюбия в отношении к ближним. В частности сюда относятся:

1) древний закон обрезания, подтвержденный синайским законодательством;

2) законы о посвящении первородных мужского пола;

3) об охранении личной чистоты чрез запрещение соприкасаться с нечистыми предметами,

4) о разделении животных на чистых и нечистых, с позволением употреблять в пищу или жертву только первых.

Кроме священных лиц по должности были еще священные лица по обету так называемые назореи, т.е. выделенные на служение Богу. Назореи обязаны были воздерживаться от вина н винограда, от отражения волос и от всякого осквернения. Обет назорейства давался или на всю жизнь, или только на известное время, В последнем случае он разрешался принесением троякой жертвы и сожжением волос на жертвеннике.