Урок 4. Как Он действовал в Ветхом Завете? (часть первая)

Введение

После изучения того, Кем является Святой Дух и какой была Его роль в жизни Иисуса, мы переходим к вопросу о Его участии в жизни людей Ветхого Завета, о чем так мало обычно размышляют. Большую часть своих познаний и понятий о действии и служении Святого Духа мы черпаем из преобладающего множества Его проявлений, начиная с Пятидесятницы и далее, описание которых мы находим на священных страницах Нового Завета.

С первого взгляда может показаться, что для описания всех случаев вмешательства Святого Духа в жизнь ветхозаветных героев одного урока будет даже много. Однако напротив, в Ветхом Завете содержится такое обилие свидетельств Его работы, что для их описания мы займем даже два урока.

Мы замечаем, что в том, как действует Святой Дух в Ветхом и Новом Заветах, существует явное различие. В Ветхом Он как будто сходит в особой мере только на отдельно избранных людей. Это, конечно же, сильно контрастирует с историей Нового Завета, где Он одновременно нисходит на многих. В нашем изучении на протяжении следующих двух уроков мы увидим чудо Его вмешательства в каждую сферу жизни народа Божьего даже в ветхозаветное время.

Существует несколько причин, почему Его действие как бы менее заметно в ветхозаветные времена. Во-первых, тогда Сын Божий не был стеснен человеческим обличьем, как это было в Новом Завете, когда Иисус был физически ограничен тем, что мог присутствовать только в одном месте. Поэтому нужда во Святом Духе была в Ветхом Завете не столь значительной. Во-вторых, Иисус еще не был прославлен и посему Дух Святой не мог проявить Себя в той же мере. Только после воскресения Христа и Его вознесения роль Святого Духа, как Представителя Христа для всего человечества, стала столь очевидной.

Начиная этот урок, давайте искренно молиться о том, чтобы наш Небесный Отец был прославлен в нашем исследовании действия этого особого Дара, Которым Он наделил людей, отдав Своего Сына.

Святой Дух в деле творения

В Евр. 1:1-2 Писание ясно говорит, что Бог-Отец сотворил мир — это было Его решением. Однако Он не был одинок в Своих трудах. Этот отрывок повествует, что Отец совершил это потрясающее дело искусства через Своего Сына, Господа Иисуса Христа. Они прекрасно сотрудничали между собой, согласившись вместе создать человеческую семью.

Будет ли верно сказать, что творение было делом всей Троицы? Какую роль в нем играл Святой Дух? Логично ли предполагать, имея столь несовершенные человеческие понятия, что поскольку Отец и Сын так тесно сотрудничали в деле творения, то и третий член этого поразительного союза также имел определенную задачу, или функцию, в этом важном событии?

Давайте обратимся к тексту в Колос. 1:15-18, который явно открывает Христа в качестве центральной фигуры в акте творения: «Ибо Им создано все, что на небесах и на земле»… Затем, в конце 16-го стиха сказано: «…все Им и для Него создано». Сын Божий, как это ясно показано, был Творцом этого мира. Все, что было сотворено, было создано Им (в англ. — через Него — прим. пер.). Самая последняя часть этого предложения в стихе 16 интригует. Может ли она указывать, что хотя Иисус и был Создателем, Кто-то другой мог исполнять повеления Христа? Может быть, Святой Дух, третья Личность Божества, был этим «Кем-то»? Если так, то все Трое были бы вовлечены в историю творения. Согласны ли вы с этим?

Давайте посмотрим, есть ли в Писании другие тексты, которые прояснят этот вопрос? В Иова 6:13 о Боге говорится: «От Духа Его — великолепие неба…» («Духом Своим Он украсил небеса» — англ. пер.). Этот стих больше раскрывает участие Святого Духа, но давайте обратимся к Быт. 1:2, где подробно описан каждый момент творения. Здесь указывается, что Святой Дух особым образом участвовал в этом, и потому, на основании Писания, можно сказать, что Святой Дух был Тем, посредством Которого было совершено творение. Это никак не умаляет роли Отца или Сына; напротив, показывает совершенное единство этих Личностей, трудящихся вместе над созданием «нашего маленького мира».

В книге «Воспитание» (с. 134) вестница Господня, говоря об этом событии, относит к Святому Духу такие слова: «…этот Дух в начале носился над водою». ,

Теперь кажется ясным, что к событию творения Дух Святой определенно был причастен. Это яснее раскрывает Его роль Восстановителя в Новом Завете. Хотя в Ветхом Завете работа Духа Святого может быть описана не так подробно, как в Новом, Он совершенно очевидно является участником событий Ветхого Завета, начиная с творения и вплоть до Голгофы.

Ветхий Завет: Подлинная запись об участии Святого Духа

Объясняя роль Святого Духа в составлении всего Писания, 2Петр.1:21 гласит: «…изрекали его святые Божие человеки, будучи движимы Духом Святым». И это верно как в отношении книг Нового, так и Ветхого Заветов.

Возможно, при внимательном исследовании можем обнаружить, что Он принимал участие в событиях Ветхого Завета в гораздо большей степени, чем мы знали об этом раньше. Например, следующая цитата показывает, что существовала явная разница между небесным откровением о работе Святого Духа в Ветхом и Новом Заветах. Заметьте:

«Во времена патриархов сила Духа Святого часто проявлялась заметным образом, но никогда она не была явлена во всей своей полноте» (Деяния апостолов, с.37). Участие Святого Духа в жизни мужчин и женщин Ветхого Завета, должно быть, сильно ощущалось, хотя оно не было видно столь явно, как в Новом Завете.

Во времена патриархов

В Быт.6:3 содержится указание на то, что Дух Божий принимал активное участие в спасении человечества. Общество все более заражалось грехом, так что, в конце концов, Бог был вынужден провозгласить, что грядет день, когда Его Дух не сможет дальше взывать к сердцам и душам тех, кого Он когда-то сотворил. Должен был наступить день, когда те призывы милости, которыми люди пренебрегали, умолкнут. И это произошло в самом начале истории этого мира.

Один из наиболее ранних случаев явного проявления действия Святого Духа — жизнь Иосифа в Египте, и мы увидим это, вспомнив его историю. Иосиф постоянно, день за днем, и даже во время своего заточения в темнице, был ведом Божьим Духом. Когда о нем наконец-то вспомнили, и он был приведен к фараону для истолкования снов, его ответ явно показал, что его жизнь находится под влиянием и контролем Святого Духа.

Работа Святого Духа всегда заключалась в том, чтобы направлять мысли к Богу небес. Когда Иосиф стоял перед фараоном и Святой Дух говорил через Него, юноша отрицал, что он сам обладает некоей божественной силой; вместо этого он воздал всю славу и хвалу своему Богу. Фараон был настолько убежден в том, что это необычный человек, что сказал своим советникам: «Найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» (Быт.41:38). В течение следующих нескольких лет истории Израиля явно видно, что через Иосифа изливалась полнота Святого Духа.

Позднее, после того, как дети Израиля покинули Египет, и пришло время соорудить святилище Богу Небес, Писание сообщает, что человек по имени Веселиил был избран для того, чтобы особым образом быть исполненным Духом. В Исх.31:3 Сам Бог говорит: «Я исполнил Его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством». Это интересный стих. Веселиил не был священником или служителем; он был ремесленником, который, находясь под влиянием Святого Духа, был наделен определенными способностями для выполнения уникальной работы превосходного качества. Так и сегодня, Бог не смотрит на чины и звания; будь мы простыми тружениками, домохозяйками, учителями, студентами или проповедниками, если мы готовы быть использованными по замыслу Божьему, мы тоже можем быть наполненными Святым Духом, чтобы стать свидетелями Его славы и силы. И мир исполнится трепетом и благоговением.

История Валаама — печальная история о том, как исполненную Духом личность может настолько поглотить желание самовозвышения, что она станет на путь зла. Хотя даже и тут Божий Дух берет верх, и под Его руководством зло обращается в добро ради Его народа, который недостоин того. Это должно быть всем нам уроком.

Затем мы узнаем о Халеве. Писание отмечает, что «в нем был иной дух», ибо он «совершенно повиновался» Богу (Числ. 14:24). И друг Халева, Иисус Навин, также был человеком, исполненным Духом, согласно Числ.27:18. Поэтому эти два мужа из всех двенадцати соглядатаев предстают, как великие ветхозаветные герои, чья жизнь стала примером того, как Дух Святой активно проявлял Себя в то время. И сегодня церковь Божья нуждается в таких исполненных Духом мужчинах, женщинах и молодых людях, чтобы Он мог действовать через них, неся всему миру освобождение из пустыни греха!

Бог наделил этих людей Своим Даром не потому, что они были Его любимчиками, а потому, что они постоянно подчиняли свою волю Ему. Поэтому все время на протяжении их скитаний Бог изливал Своего Духа, чтобы направлять Свой избранный народ по верному пути. Неемия напоминает Богу об этом в своей книге в 9:20,30: «И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их…» «Ожидая их обращения, Ты медлил многие годы, и напоминал им Духом Твоим… но они не слушали…» Пусть эти слова — «они не слушали» — никогда не будут отнесены ко мне и вам.

Времена царей

В Ветхом Завете упоминается о двух царях, в жизни которых Дух Святой проявлял Себя в огромной мере. И их разные отношения (покорность и отвержение) к этому Божественному Помощнику резко контрастируют между собой. Давид и Саул были людьми с теми же слабостями, которым подвержены и мы; оба были грешниками, однако один покорялся убеждению и призыву Святого Духа, тогда как другой отвергал Его. Давайте вначале поразмышляем о Сауле — первом царе Израиля. Обратите внимание на следующее высказывание:

«Он (Господь) дал ему Святого Духа, чтобы Он пребывал в нем и открыл ему его слабости и нужду в Божественной благодати; и если бы Саул полагался на Бога, Господь был бы с ним. До тех пор, пока его воля была покорна воле Божьей и пока он повиновался Его Духу, Бог посылал ему успех во всем. Но когда Саул решил действовать независимо от Бога, Господь не мог больше оставаться Его руководителем и был вынужден устранить строптивца» (Патриархи и пророки, с. 636).

Существует две причины, указанные в этой цитате, почему Бог повелел Святому Духу почить на царе Сауле в начале его правления; во-первых, чтобы открыть Саулу его собственную слабость и несостоятельность, и во-вторых, чтобы показать Саулу его нужду в Божественной благодати. Важны ли эти два момента сегодня для вас и меня? Воля Саула должна была постоянно находиться под контролем Божьей воли, но это могло состояться только при условии, что Саул был покорен обличению Святого Духа. Полагался бы Саул на Бога, Бог был бы с ним.

Заключение

Мы начинаем понимать и видеть присутствие Святого Духа в Ветхом Завете не только благодаря Его участию в истории творения. Писания древних пророков сообщают нам о ниспослании этого Дара многим представителям Божьего народа.

Попробуйте поделиться со своей группой вашими впечатлениями о работе Святого Духа в деле творения и в жизни царя Саула. О чем это говорит вам сегодня?

Благословение

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2Кор. 13:13).

Особая молитва о большем познании

ТЕСТ

Вопрос 1. Какой текст Ветхого Завета говорит: «От Духа Его — великолепие неба»? Ответ.

Вопрос 2. Во времена патриархов Святой Дух никогда не был открыт в Своей

полноте.

Ответ. Верно / Неверно

Вопрос 3. Каковы были наблюдения фараона относительно пребывания в Иосифе

Святого Духа?

Ответ.

Вопрос 4. При каком условии Бог, согласно книге «Патриархи и пророки», мог увенчать успехом усилия царя Саула? Ответ

а)

б)