Урок 5. Как Он действовал в Ветхом Завете? (Часть вторая)

Введение

Мы продолжаем внимательно исследовать роль Святого Духа в Ветхом Завете, потому что мы недостаточно осведомлены о Его активном участии в жизни Божьего народа, описанном в этой части Библии. В большей степени благодаря книге Деяний и чудному событию Пятидесятницы мы гораздо лучше знаем о действии Святого Духа в Новом Завете. Продолжая наблюдать, какое участие Он принимал в жизни людей ветхозаветных времен, мы сможем лучше оценить Его интерес к нашей жизни.

Продолжение периода царей

Царь Давид. Обратите внимание на следующее высказывание, сообщающее, почему Бог избрал и призвал Давида к тому высокому положению, которое он занимал после отвержения царем Саулом Божьего водительства:

«Затем Он призвал на трон «мужа по сердцу Своему» (Щар.13:14), тоже не лишенного недостатков, но такого, который вместо того, чтобы полагаться на себя, полагался бы на Бога и был водим Его Духом; такого, который, когда согрешит, покорно примет обличение и исправится» (Патриархи и пророки, с. 636). Может показаться, что несправедливо сравнивать царя Саула во время его правления с Давидом до того, как он воцарился. Однако, исследуя, почему Бог предпочел Давида, в этой цитате мы находим, что избрание Божие зависело в основном от его характера. В основе характера царя Саула лежал эгоизм, и, продолжая отвергать руководство Святого Духа, он стал еще более самодостаточным. Вместо того, чтобы полагаться на Бога, он все больше и больше верил в себя.

В отличие от него, царь Давид, который, конечно, тоже был не без греха, действовал совершенно иначе. Вместо того, чтобы доверять себе, он более и более полагался на Бога и на водительство Его Святого Духа. Возможно, Бог записал в Писании это различие в их характерах, чтобы показать нам, что у нас есть выбор; что, хотя мы и несовершенны, Бог может использовать нас для Своей славы!

Ни Саул, ни Давид, ни мы с вами не безгрешны. Поэтому можем решить для себя в повседневной жизни, будем ли мы подчиняться контролю Его Духа или же, напротив, I полагаться на себя. Отмечая столь яркий контраст между Саулом и Давидом, несмотря на то что Давид даже совершал некоторые глупые ошибки, мы видим, эти отличия были результатом того, признавали или отрицали они свои промахи перед милосердным Небесным Отцом и умоляли ли они Его о большей мере Святого Духа. Ибо особенная работа этой третьей Личности Божества состоит в преобразовании наших характеров, так чтобы они все более отражали красоту характера Иисуса.

Конечно, жизнь царя Давида нельзя назвать жизнью «идеального христианина» (достаточно вспомнить историю с Вирсавией). Однако Давид был человеком по сердцу Бога, потому что когда он упал, глубоко опечалив Своего Господа, он возопил: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня… и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Псал.50:12-13). Какой наглядный пример того, что Бог может сделать в жизни человека, который готов стать ничем, чтобы Иисус мог быть в нем всем!

Однако так много событий в жизни Давида были печальным следствием слабости его характера, несмотря на то, что Бог благословил его, столь очевидно являя Свое водительство.

Как же это произошло? Где он пошел по кривому пути и позволил сатане взять над собой контроль? Обратите внимание на следующее высказывание:

«Он радовался драгоценным опытам, в которых познал любовь Божью, и был щедро наделен Его Духом… Однако мирские успехи и слава настолько ослабили характер Давида, что он снова был побежден искусителем» (Патриархи и пророки, с. 746). Какой урок мы можем извлечь из этой истории, который помог бы всякому, кто имел подобные «драгоценные опыты» и кто принял щедрые благословения Святого Духа? Попытайтесь применить это к своей жизни. Поскольку мы тоже можем получить все возрастающую меру излития дара Божьего Духа, как мы можем уберечься от того, что случилось с Давидом?

Во времена царя Ахава и пророка Илии Божий народ отступил от Господа, и Бог действовал с помощью знамений, чтобы вернуть их к тесным отношениям зависимости от Него. Прочтите данную цитату:

«… Дух Божий… сошел на Илию и побудил его порицать грехи нечестивого царя и народа-богоотступника» (Великая борьба, с. 606).

В истории Своего народа Бог почти всегда использовал совершенно обычных людей, — тех, кто был особенно чуток к руководству Его Духа, — чтобы говорить от Его имени. В данном случае Илия говорил очень смело, называя грех своим именем. Возможно, кто-то может сказать, что Илия от природы был смелым человеком. Даже если это действительно было так, его бегство от Иезавели ясно доказывает, что, только находясь под непрестанным водительство Святого Духа, он мог смело стоять за своего Бога.

В следующей цитате вестница Господня заверяет каждого из нас, что, если мы будем полностью полагаться на Святого Духа, то с Его помощью сможем стать такими людьми, какими Он хочет нас видеть и в каких нуждается! Заметьте:

«Успех служения Илии зависел не от унаследованных им свойств характера, а от подчинения себя Святому Духу, Который был дан ему; таким же образом Он будет дан и всем тем, кто будут проявлять и развивать живую веру в Бога» (Библейский комментарий АСД, т.2, с. 1037).

В этот заключительный час земной истории Бог очень нуждается в мужчинах, женщинах и молодых людях, которые не будут доверять никаким своим унаследованным или приобретенным чертам характера, но вместо этого будут полагаться на силу Святого Духа, развивая «живую веру в Бога».

И все же, дорогой друг, есть нечто, в чем каждый нуждается даже более силы духа Илии. Иногда, когда мы думаем о Святом Духе и Его могущественной силе, особенно в отношении завершения дела Божьего на земле, в первую очередь представляем грандиозность этого излития, когда для Бога будут совершаться великие дела. Это правильно, многое будет достигнуто.

Однако, чтобы быть наиболее полезным для Спасителя через Его Духа, нам необходимо помнить также и о некоторых других Его свойствах. Только что приведенная цитата продолжается словами, раскрывающими качества, которыми Дух Святой наделит нас, если мы желаем этого:

«Елисей получил вдвойне тот дух, который покоился на Илии. В нем сила духа Илии была соединена с добротой, милостью и нежным сочувствием Духа Христа» (Там же).

Заметьте, что здесь Святой Дух назван Духом Христа. Это дает нам возможность понять поразительно тесные взаимоотношения, которые существуют между ними.

Следовательно, желая все больше и больше отражать красоту Иисусова характера, и, учитывая, что Христос ограничен человеческим естеством и не может (как личность) быть одновременно всюду, мы должны все больше и больше исполняться Святым Духом, чудным образом обитающим внутри нас. Он не только наделит нас силой, но и с радостью привнесет в нашу жизнь эти прекрасные качества Иисуса — доброту, милость и нежное сострадание. Таково действие Святого Духа. Он не только должен действовать могущественно через Божью церковь, чтобы придать силу и авторитет вести трех ангелов, но вначале Он должен начать каждого из нас в отдельности ежедневно наделять чертами, присущими характеру Иисуса. Желаем ли мы проявления этого «двойственного действия» Святого Духа в нашей жизни? Вот что говорит об этом вестница Божья:

«Если бы мы… были добрыми, обходительными, милосердными и сострадательными, было бы сто обращений к истине там, где сейчас только одно» (Свидетельства для церкви, т.9, с. 189).

Дух Святой во времена больших и малых пророков

Дух Святой и Его действие открываются в трудах пророка Исаии, хотя зачастую в символической форме, в таких образах, как вода, масло и т.д. В Исаии 63:10-11 мы видим два особенных упоминания об участии Святого Духа в жизни народа Божьего. Во второй части стиха 9 говорится: «…по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их; взял и носил их во все дни древние». А затем, в первой части следующего стиха говорится о том, как на это откликнулся Божий избранный народ. Сказано, что «они и Святого Духа Его» (заполните пропуски).

Чем больше мы изучаем действие и участие Святого Духа в истории Ветхого Завета, тем больше можем видеть, как многообразно Он проявлял Себя в то время. Только в Ветхом Завете Его участие показано не так ярко, как в Новом. Помните, что наша цель в изучении Его действия в Ветхом Завете — лучше понять то, что Бог всегда совершает Свои дела через посредничество Святого Духа, который остается неизменным участником планов Божьих. Давайте рассмотрим участие Святого Духа в служении пророка Иезекииля. В первой главе (12, 19-21 стихи) говорится, что Святой Дух руководил существами, показанными в данном видении. Еврейское слово «дух» также переводится в Писании, как «ветер», «воздух» и «дыхание». И все они — библейские символы Святого Духа. Смысл в том, что описание действия и вмешательства Святого Духа мы находим на протяжении всего Ветхого Завета, хотя иногда оно скрыто и «не бросается в глаза».

В 11-й главе книги пророка Иезекииля первые пять стихов объясняют, что временами Бог действовал напрямую через Святого Духа. В этих текстах говорится, как Святой Дух вел Иезекииля и обращался к нему. В стихе 5 Святой Дух даже говорит ему, что следует сказать. Пророк должен был сообщить народу, что Бог знает даже их мысли.

Возможно, нигде больше так наглядно не показана возможность присутствия Святого Духа и Его водительства в жизни народа Божьего, как в Иезек.36:26-27. Здесь Бог намеренно повторяет Свое обетование, данное в 11:19, и сообщает им Благую весть о Новом Завете, который Он предложил по вере Адаму и Еву, когда обещал им пришествие Мессии. Здесь, в 36-й главе (26-27-й стихи), Он обещает, что человеческая природа будет руководима Божественной природой. О, насколько же иным выглядело бы повествование Ветхого Завета, если бы только Божий народ позволил осуществиться этому могущественному действию Его Духа внутри него.

Это и есть праведность по вере в Ветхом Завете — действие Святого Духа в народе Божьем. Прочтите следующее высказывание вестницы Божьей:

«Тот же закон, который был начертан на каменных скрижалях, запечатлен Святым Духом на скрижалях сердца. Вместо того чтобы достигать собственной праведности, мы принимаем праведность Христа. Его кровь омывает наши грехи. Его послушание принимается вместо нашего. Тогда сердце, обновленное Святым Духом, принесет «плоды Духа». А затем, говоря о Святом Духе как о Божьей благодати, она продолжает: «Через благодать Христа мы будем жить в послушании Закону Божьему, написанному в наших сердцах. Имея Дух Христов, мы будем подражать Его поступкам» (Патриархи и пророки, с. 372).

О, как же желал Бог даровать драгоценный дар Святого Духа Своему народу, даже в ветхозаветные времена. В Иезек.39:29, после объявления Иезекиилю о времени пленения. Бог заверяет Своего слугу о постоянном присутствии этого Дара со Своим народом. Он говорит: «И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев…» Может ли Бог сказать так сегодня о вас и обо мне?

Малые пророки также были руководимы Святым Духом

В Мих.3:8 пророк противопоставляет сверхъестественную способность, которой он наделен, со способностями астрологов и чревовещателей: «А я исполнен силы Духа Господня…» — говорит он; затем он заявляет, что цель, для выполнения которой он наделен пророческим даром, — обличать грех. Это было верно в отношении каждого пророка, и ни один из них не отважился бы выполнить это грандиозное торжественное поручение, если бы он не находился под контролем этой могущественной Силы.

В книге Аггея, когда Зоровавель и Иисус, сын Иоседеков, старались восстановить прежний величественный храм, Бог обращается к ним и остатку Своего народа. В Агея 2:4-5 Он ободряет их в выполнении этой работы, производимой во славу Его имени: «Ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Завет Мой, который я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» «Люди, посмотрите, каков Бог!» — отвечаю я на эти строки. Даже в ветхозаветные времена Он сделал доступным для Своего народа этот особый Дар; хотя Святой Дух не должен был излиться в особой мере до Пятидесятницы.

Заключение

Какие благословенные наставления получили вы в этих двух последних уроках о служении Святого Духа в Ветхом Завете? Помогли ли они вам лучше понять Его глубокую заинтересованность и участие в делах народа Божьего на протяжении долгих лет этой ветхозаветной истории? Можете ли вы также увидеть, что поскольку Сын Божий, великий «Я есмь», еще не был облечен в человеческое естество, проявление Святого Духа не было так необходимо в Ветхом Завете?

Благословение

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2Кор. 13:13).

Особая молитва

Благодарность Богу за лучшее понимание участия Святого Духа в Ветхом Завете.

ТЕСТ

Вопрос 1. Бог избрал Давида на место царя Саула не потому, что он обладал совер шенным характером, а потому, что вместо того, чтобы доверять себе, он… Ответ:

а)

б)

Вопрос 2. Что ослабило характер царя Давида, так что он вторично был побежден

искусителем?

Ответ.

Вопрос 3. Успех служения Илии не зависел от тех качеств, которыми он обладал от

природы.

Ответ. Верно / Неверно

Вопрос 4. Почему, как сказано в заключение, проявление Святого Духа не было столь

необходимым в Ветхом Завете?

Ответ.