Глава 9 Нет нужды столь много болеть

Библия говорит, что Иисус увидел множество народа, собравшегося вокруг Него. Там было много хромых, слепых, увечных и многих других больных. Он сжалился над ними (Матф. 15, 30-32). Все эти человеческие страдания глубоко трогали Его сердце.

Если Он тогда проявил сострадание к больным, какие же чувства должны испытывать мы сегодня, когда в настоящее время много больше больных и страдающих! Еще с начала истории человечества не было так много больных, страдающих, изуродованных различными болезнями.

В каждой стране по всей земле мы видим больных, наполняющих больницы, клиники, госпитали. Они свидетельствуют о той же печальной истории. Чтобы удовлетворить нужды все возрастающего числа больных, везде чувствуется недостаток врачей, медсестер и медицинской помощи. Этот недостаток может быть восполнен бесплатной медицинской помощью и другими видами медицинского обслуживания, принятыми по всему миру. [108]

Все эти болезни противоположны Божьему первоначальному плану, данному человеку и, несомненно, Он часто говорит нашему сердцу: «О! Если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река и правда твоя — как волны морские» (Ис. 48, 18).

Конечно, больных нельзя считать виновными за некоторые виды заболеваний. Никого нельзя обвинить в том, что он заболел раком, туберкулезом, параличом мозга, менингитом и другими заболеваниями, причины которых все еще облечены тайной. Никого не следует осуждать за болезнь в результате несчастного случая или естественного бедствия. С другой стороны, есть некоторые виды заболеваний, которых можно было бы избежать, если бы больше внимания уделялось тому, чтобы следовать советам Божиим в вопросах здоровья.

Израильтянам, которые только что освободились от Египетского рабства, Бог дал совета «Если ты будешь слушаться гласа Господа Бога твоего и делать угодное пред очами Его и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые Я навел на Египет: ибо Я Господь Целитель твой» (Исх. 15. 26).

Это не означает, что Господь навел на египтян болезни? Вовсе нет. Они сами навлекли на себя болезни, употребляя в пищу нездоровые продукты и следуя языческим обычаям в своей жизни. Если Израиль откажется от плохих привычек [109] египтян. Бог заверил их, что таким образом они смогут избежать многих заболеваний, от которых страдали египтяне.

Это обетование основывалось на следующих фактах: «Служите Господу Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни» (Исх. 23, 25). Но вновь это обетование дано на условии искренней верности Богу. Это, конечно, включало в себя и следование Его доброму совету в вопросах, касающихся их здоровья.

Бог имел для них добрый совет, прекрасный совет, столь же полезный, как и тогда, когда Он впервые дал его израильтянам несколько тысяч лет тому назад.

В этом содержится еще одна благая весть для вас. Было бы хорошо, если бы вы смогли избавиться от некоторых заболеваний, от которых время от времени страдаете. Это вы можете сделать, если прислушаетесь к некоторым элементарным секретам хорошего здоровья, оставленным для вас. Они записаны в Библии.

Это не говорит о том, что Библия является медицинским справочником, с изложенными в ней подробными диагнозами и средствами исцеления от любой болезни. Но она определенно содержит мудрые советы относительно того, как сохранить здоровье.

Во-первых, она побуждает — быть разборчивыми в вопросе питания. За несколько тысяч лет до того, как ученые-медики осознали великую роль пищи в вопросе здоровья, — Бог в самом начале рекомендовал орехи, фрукты и зерна, [110] как наилучшие продукты питания для человека (Быт. 1, 29). Мы читаем: «Вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу».

Если бы человек соблюдал этот первоначальный совет относительно питания, он никогда не знал бы болезней. Его единственным недугом, по мере уходящих лет, возможно, было бы постепенное ослабление жизненных функций тела.

После великого потопа во дни Ноя, когда основная растительность была уничтожена, стало привычным употребление в пищу мяса животных. Это было сделано с божественного одобрения. Бог сказал Ною: «Все движущееся, что живет, да будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душою ее, с кровию ее, не ешьте» (Быт. 9, 3-4).

Обратите внимание на совет: необходимо различать, что можно кушать и что нельзя. Кровь животных нельзя употреблять в пищу. Она могла быть ядовитой. Отметьте также, что в то время, когда Бог сказал: «Даю вам все», — контекст открывает, что из этого правила Он сделал определенные исключения. Некоторые животные были чистые, а другие — нечистыми. Это было основной причиной их входа в ковчег. Было сохранено определенное число животных каждого вида.

Нечистые животные были сохранены с полезной

целью, как уборщики мусора или санитары. Но они были Непригодны для пищи. Перечень таких животных, [111] птиц, рыб дан в 11 гл. Левит. Стоит прочитать его хотя бы для того, чтобы оценить, насколько благоразумен Божий совет в различии продуктов питания.

Только тех животных можно считать чистыми и пригодными для пищи, которые имеют раздвоенные копыта, употребляют растительную пищу и жуют жвачку. Все остальные нечисты и непригодны для пищи. Четыре вида Животных, упомянутых здесь, имеют определенные особенности. Они соответствуют одному, но не всем трем характерным чертам. А именно: верблюд, барсук и заяц — все жуют жвачку, и свинья, которая имеет раздвоенные копыта, но не жует жвачки. «Мяса их не ешьте», — говорит Господь (Лев. 11,8).

Относительно рыб Божественное определение гласит: «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых перья и чешуя в воде, в морях или реках, тех ешьте» (Лев. 11. 9).

Что касается птиц, нельзя кушать орла, грифа и морского орла. Коршуна и сокола, ворона и страуса, чайки и ястреба, филина, рыболова, ибиса, лебедя, пеликана, сипа, цапли, зуя, удода и нетопыря. Их перечень приведен В Лев. 11. 13-19.

Остальные животные, упомянутые в Библии как непригодные для употребления в пищу человеку — это ласка, мышь, крокодил, все виды ящериц и хамелеон (Лев. 11,29,30).[112]

Кто станет оспаривать мудрость этого совета? Кто поделает употреблять в пищу какую-либо из этих тварей сегодня? Конечно, ни один достойный уважения врач не станет рисковать рекомендовать их в пищу.

Хотя со времени передачи этих наставлений прошло более 4000 лет, но этот перечень так же применим в наше время, как и во дни Моисея. Бог определенно знает, что является самой лучшей пищей для человека.

Сосредоточим наше внимание на Божьем совете относительно употребления в пищу свинины. Ведь еще и сегодня она употребляется под таким названием, как окорок, бекон и другие продукты.

Как относиться к этим продуктам? Откровенно говоря, мудрый совет рекомендует исключить все эти продукты

ты из питания. Несомненно, Бог имел вескую причину, чтобы включить свинину в список пищи, непригодной для употребления. Если вы согласны, что остальные животные, упомянутые в перечне запрещенных, представлены верно и своевременно, — в чем я уверен, что вы действительно считаете так, — почему же подвергать сомнению этот пункт? Почему не принять совет Божий по этому вопросу, помня, что все, планируемое Им, всегда служит для нашего блага? Исключение этого продукта из вашего ежедневного рациона питания принесет вам больше здоровья, чем вы думаете об этом.

Но это еще не все, что Библия говорит по вопросу различия в питании. Этот вопрос стоял на повестке дня первого христианского собора в Иерусалиме [113]. Вы можете прочитать об этом в 15 гл. Деяний Апостолов, где отмечено выступление Иакова, председательствующего на соборе: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19-20).

Этот совет был ясно предназначен для того, чтобы помочь первым христианам сохранять хорошее здоровье. Наряду с этим, он предназначался для того, чтобы разрешить проблему, возникшую в церкви.

В то время многие члены церкви были больше обеспокоены религиозным аспектом питания, нежели самой пищей. Ап. Павел обнаружил настоящее смятение в некоторых церквах по поводу мяса, приносимого в жертву идолам. Должны ли верующие употреблять его в пишу или нет? Столкнувшись с этим горячим спорным вопросом, он обратил их внимание на некоторые важные принципы, о которых хорошо было бы призадуматься и сегодня.

В своем послании к Римлянам он писал: «Откуда у вас эта напряженность в поведении? От того, как я думаю и вы понимаете, что настоящее время очень опасное время, время пробудиться вам к действительности. Каждый день приближает нас все ближе к дню спасения Господня…

Давайте жить чисто как днем, не в «удовольствиях» — пьяных оргиях или распутстве, не в ссорах и зависти. Давайте быть Христовыми людьми от головы до ног [114] и не позволять плоти держать верх.

Радушно принимайте того, чья вера слаба, но не с целью споров по поводу его колебания. Один человек считает, что он может есть все, другой, не имея такого сильного убеждения, является вегетарианцем. Употребляющий в пищу мясо не должен презирать вегетарианца. Также и вегетарианец не должен осуждать употребляющего в пищу мясо. Они должны размышлять, что Бог принимает их обоих. Кроме того, кто вы такие, чтобы критиковать?

Поэтому давайте не смотреть критическим взором друг на друга. Если мы должны быть критичными, то только к своему поведению.

Если ваша привычка неограниченного питания серьезно расстраивает вашего брата, то вы больше не живете по любви к нему. И, конечно, вы не позволите, чтобы пища приносила гибель человеку, за которого умер Христос…

Кроме всего. Царство небесное не является вопросом питания,- что вам нравится есть или пить. Царство Божие — это праведность, мир и радость во святом Духе…

Поэтому давайте сосредоточимся на тех вопросах, которые сопутствуют единству и возрастанию характера друг друга. Конечно, мы не должны желать губить дело Божие ради тарелки с мясом», (Римл. 13, If-20, в переводе Филлчлса).[115]

Таково понятие относительно питания. Оно было совершенно новым во дни ап. Павла и все же глубоким по своему пониманию и значению. Оно объясняет, что Бог ожидает от каждого человека, чтобы он применял личное, просвещенное суждение относительно того, что он употребляет в пищу. Ознакомившись с тем, что Бог открыл ему относительно наилучшего образа жизни и его личных основных нужд,- он должен вынести личное решение.

Задолго до нашего времени этот отрывок Св. Писания открыл истину, только лишь недавно признанную медициной, что нет двух человек, похожих друг на друга. Каждая личность имеет особые, отличительные качества, склонности, аллергические заболевания, побуждающие к определенному индивидуальному выбору.

Когда вы поймете все это, вы сможете уберечь себя от многих ненужных заболеваний. Например, я часто замечал, что после употребления в пищу грецких орехов или

другой сдобы, содержащей орехи, — я испытывал болезненные расстройства желудка. В конце концов до меня дошла истина, что я аллергически не переношу орехов. Они действуют на мой организм подобно яду. Сегодня никто не сможет убедить меня, чтобы я употреблял их в любом виде.

По совету ап. Павла я не осуждаю тех моих друзей, принимающих орехи за редкий деликатес. Но я смотрю, что они не делятся орехами со мною.

А вот еще один пример — относительно свежего сельдерея. Друзья говорили мне, что он очень полезен, насыщен витаминами и т. п., но не для меня. Что касается моих органов пищеварения, сельдерей так же опасен для моего желудка, как и орехи. Но испробовав его в небольших количествах, я успокоился. [116] Однажды с большой предосторожностью я покушал немного вареного сельдерея. Все было хорошо. Очевидно, элемент, содержащийся в сельдерее, к которому я имею аллергию, был уничтожен в процессе обработки… Я не могу объяснить этого, но это факт из моей жизни. И как бы мои друзья не уговаривали меня употреблять сельдерей сырым, я не буду есть его. Они могут осуждать меня за подобные действия, что я не кушаю то, что они кушают, но в своем отличительном питании я нахожу поддержку и утешение в совете ап. Павла, что каждый человек может руководствоваться своим собственным решением, какой пищей питаться.

И здесь, по моему мнению, содержится еще одна благая весть для вас. Испытывая и ошибаясь, если это необходимо, вы узнаете, как наилучшим образом сохранить ваше здоровье. Затем примите личное решение. Вы удивитесь, обнаружив, насколько лучше вы себя почувствовали.

Но Библия имеет еще более мудрый совет относительно сохранения здоровья. Она рекомендует, чтобы вы жили уравновешенной, воздержанной жизнью.

В предыдущей главе мы рассмотрели, как важно отдыхать в седьмой день недели, согласно четвертой заповеди. Равно и важно предписание: «Шесть дней работай».

Труд и отдых — это две неразделимые части счастливой и здоровой жизни. Так же, как вреден труд без отдыха, столь же губителен и отдых без труда. Если вам не

нужно ежедневно ходить [117] на работу, чтобы зарабатывать себе на жизнь,- найдите что-либо достойное, чем бы заняться, даже если ваш труд будет бесплатным. Когда вы служите нуждам других людей и живете полезной жизнью, в этом есть что-то влияющее подобно терапевтическому действию. Это давно обнаружили люди, уходящие на пенсию. Когда человек прекращает вносить свой творческий вклад в жизнь, — его отделяют лишь несколько шагов от больницы или могилы.

Этот же принцип равновесия существует в области труда и отдыха. Слишком много людей считают время, проведенное во сне, как пустую трату времени и уменьшают его до минимума. После того как они провели долгий утомительный день на работе, они садятся за телевизор, чтобы посмотреть позднюю программу. И затем на следующее утро чувствуют себя уставшими и удивляются, стараясь устранить разбушевавшуюся головную боль. Намного лучше было бы — лечь в постель в положенное время и пропустить телепрограмму. Десять шансов против одного, что программа не стоит того, чтобы смотреть ее.

Здесь вновь, как и в вопросе питания, все зависит от вашего личного выбора. Вы можете избрать — жить разумной, уравновешенной жизнью и чувствовать себя хорошо. Или позволить себе, пренебрегая основными принципами здоровья, быть слабыми и несчастными. Другими словами — в большой мере зависит от вас — быть здоровыми или больными. Вот почему Моисей после того, как он представил народу Израильскому многие важные вопросы, включая великие принципы здоровья, призвал народ сделать верное избрание: [118] «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю; жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилепился к Нему, ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор. 20, 19, 20).

С таким предложением Бог обращается и к нам сегодня. Он желает, чтобы вы избрали жизнь и хорошее здоровье, и надеюсь, что вы так и сделаете.

Это подводит меня к третьему и, возможно, самому важному из Его советов о здоровье. А именно, избегать всего, что причиняет вред вашему организму.

Несмотря на постепенный упадок сил в течение 6000

лет, человеческий организм все еще представляет из себя замечательное творение в мире. Когда Давид сказал: «Я дивно устроен», — он произнес глубокую истину, которую медики только теперь начинают осознавать в полной мере.

Ученые изобрели аппараты, способные достичь луны. Но они не могут сотворить женщину или мужчину и никогда не смогут этого сделать. Они сконструировали самые сложные машины, которые могут выполнять различные математические операции: складывать, вычитать, делить, умножать и даже запоминать. Но они никогда не смогут изобрести компьютер, подобный человеческому мозгу, который может выполнять все эти операции и кроме всего — проявлять здравое суждение, сострадание и поклонение Богу.

Люди построили мощные плотины и водопроводные системы, но они никогда не изобретут [119] ничего столь удивительного и чудесного, как кровеносная система, по которой кровь циркулирует из сердца, достигая самых отдаленных капилляров. При этом кровь движется без перерыва год за годом, десятилетие за десятилетием.

Сегодня телефонная и телеграфная связь налажена по всему земному шару, но люди никогда не смогут создать столь искусную и точную систему связи, как нервная система, по которой самое легкое впечатление, оказанное на глаз, ухо, язык, кожу, мгновенно передается уму и вызывает немедленную и соответствующую реакцию.

Люди сконструировали систему канализации, чтобы устранять нечистоты крупных городов, но они никогда не смогут изобрести что-нибудь, что могло бы сравниться с замечательным процессом, по которому отработанные продукты выделяются из человеческого организма.

Ученые разработали самые искусные методы очистки воздуха, тушения пожаров, изобрели двигатели внутреннего сгорания, но они никогда не смогут создать воздухоочистительную систему столь совершенную, как человеческие легкие.

Только самый великий ученый Художник и Создатель Вселенной мог сконструировать и создать самое великое чудо из чудес по имени Человек. Этим объясняется Его забота о человеческом теле. Поэтому Он так искренне умоляет о том, чтобы ему не причиняли вреда.

Верующим в Коринфе, которые самым трагическим образом злоупотребляли своим организмом, ап. Павел писал: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм — вы» (1 Кор. 3. 16. 17).

На самом деле, Богу не нужно губить кого-то. Человек, который безрассудно причиняет вред своему телу, губит себя.

Так поступали коринфяне. Многие позволяли себе плыть по течению разного рода безнравственности. В этом тексте употребляются неприятные слова: «прелюбодеи», «мужеложники» и т. п.

Следуя такому неразумному курсу и злоупотребляя самым драгоценным и чудесным из всех даров, данных Богом человеку, они не только нарушали седьмую заповедь десятисловного закона, но навлекли на себя многие болезни и страдания. Действительно, они губили себя.

Апостол увещевал их: «Избегайте блуда, всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6, 18).

Затем он вновь задает вопрос: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого вы имеете от Бога и вы не свои? Ибо вы куплены дорогой ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших [121] и в душах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6,19, 20).

Эти основные принципы применимы в одинаковой мере и к другим вопросам жизни, когда люди причиняют вред своему организму. Например: курят табак, употребляют алкогольные напитки, применяют наркотики.

Нет нужды приводить доказательства для подтверждения того, как вредны все эти привычки. Это общеизвестно. Факты публикуются в сотнях различных журналов.

Шесть миллионов алкоголиков в США должны послужить достаточным доказательством того, какой вред причиняет человечеству алкоголь.

Многие тысячи смертных исходов от рака легких являются достаточным доказательством опасности курения. И медико-хирургический конгресс в своем отчете по этому вопросу дает достаточно доказательств, могущих убедить любого разумного человека. Более того, конгресс выразил пожелание, чтобы все фабрики, выпускающие

сигареты, на каждой пачке сигарет печатали предупреждающую надпись о вреде курения.

Что касается неправильного употребления медикаментов, никто не станет защищать эту чудовищную, губящую разум человека привычку. Все эти привычки являются результатом личного выбора. Если вы пристрастны любой из этих привычек, для каждого из вас есть возможность решить для себя, желаете ли вы быть здоровыми или больными. Вы можете допустить, чтобы положение дел [122] осталось таким же, как было. И вы увидите печальные последствия или же вы остановитесь и скажете: «Я не буду больше поступать столь неразумно», — решение, которое сразу же поставит вас на благословенный путь здоровья и счастья.

Вот почему я говорю, что для вас нет нужды чувствовать себя столь больными. Что касается некоторых несчастных случаев, вы не можете вернуть того, что произошло. Если вы лишились пальца на руке или ноге или почки, вы не можете вернуть их назад. Но относительно того, что вы употребляете в пищу, пьете, либо курите, то есть обдуманно кладете себе в рот, — в этом вопросе вы можете сделать много. Здесь ваш выбор.

Вы можете избрать здоровье, силу, и энергию или болезнь, слабость и страдания.

Если вы скажете: «Я хочу вновь чувствовать себя сильным и здоровым, но я просто не могу бросить сигареты, коктейль, отказаться от кофе, от вкусной свинины, вызывающей расстройство в желудке», — в этом скрывается что-то еще. В таком случае я советую вам: обратитесь к следующей главе, где вы найдете для себя еще одну приятную весть.