Глава 6 Нет нужды для отчаяния

Когда президент Кеннеди был убит, — весь мир тогда плакал. Протестанты и католики открыто рыдали, трагически потеряв этого дружественного, умного молодого человека, который пленил каждое сердце.

Когда умер Уинстон Черчилль, миллионы людей со слезами на глазах следили по телевизору за траурным похоронным кортежем, несшим его тело. Они сознавали, что со смертью этого великого человека ушла в вечность целая эпоха и тот образ жизни, которого они больше никогда не увидят.

Такая скорбь естественная, но она временна. Через несколько часов она сменяется сожалением, слегка омраченным печалью.

Особенно трудно переносить горе и оно более продолжительно, когда касается вашего семенного круга, — когда смерть уносит из жизни уважаемого отца, любящую мать, сына или дочь в расцвете их жизни. Самого любимого ребенка или друга жизни. [72]

В такое время душевные страдания могут быть почти невыносимыми, доходящими до отчаяния. Утрата кажется столь мучительной и напрасной, столь непоправимой и вечной. Оставшиеся в живых чувствуют себя совершенно разбитыми, крайне беспомощными среди крушения их надежд и мечтаний.

Скорбь может не выражаться явно перед всем обществом, как это обычно бывает, но она столь же естественна и мучительна. В большинстве внешние знаки траура, такие, как черная вуаль и вдовий траур, черные ленты на рукавах и траурные полотна у входа, уступили место тщательно убранному катафалку, который везут украшенные в нарядную сбрую лошади. Люди склонны оплакивать «скрытно», «с оговорками в зависимости от различной степени отчаяния», как говорит один писатель. Если они отчаиваются, они скрывают это, хранят в себе.

В своей книге «Смерть, печаль и плач» Гефрей Горер рассказывает о вдове своего брата. Ее эмоциональная сдержанность после смерти мужа способствовала тому, что она отказалась проявить даже малейший признак внешней скорби. Как результат этого, «она была буквально поглощена печалью, погрузившись в глубокое, продолжительное подавленное состояние».

Попытка скрыть печаль не принесет успеха, она не снимает ее. Вместо этого она склонна загнать ее еще глубже «в подполье», совершая в сознании смертельную работу.

«Нередко вдова, — говорит Горер, — приглашенная на обед, чтобы «отвлечься от всего», приводит в замешательство себя и хозяев, расплакавшись среди всеобщего веселья». [73] Все, кто пережили такую особенно горькую разлуку, хорошо поймут ее… Никакой вечер, каким бы веселым он ни был, не сможет удалить тяжелую скорбь. Отчаяние трудно скрыть.

Частично скорбь в наше время скрывают по причине изменившегося отношения людей к смерти. Журнал «Тайм» (№ 12, 11.1965 г., 52 стр.) в статье «О смерти,

как постоянной спутнице» говорит, что в результате такого отношения увеличивается количество домов для престарелых и больниц. «Умирающий уходит со сцены жизни. В доме водворяется тишина. Посещение врача, серьезные лица окружающих, сцены предсмертных минут. Печаль смерти ставит свою печать на всю жизненную перспективу. Детям современного поколения, любителям телепередач так незнакома естественная смерть дедушки, что они обычно спрашивают: «А кто убил его?»

«Когда-то в старых ритуалах церковной службы просили Божьей защиты от внезапной смерти. Сегодня люди надеются умереть внезапно. И так и происходит. В автомобильных и воздушных катастрофах, на войне или по причине преступлений, смерть приходит даже более внезапно. То же иногда бывает после средних лет из-за сердечного приступа или паралича. Едва ли хватит времени на то, чтобы привести жизнь в порядок, выражаясь словами древних, и приготовиться к концу. В большинстве случаев современная смерть вовсе не имеет момента наступления смерти. Не сознавая происходящего с ними, больные забываются в длительном бессознательном состоянии [74]. Другой важной стороной вопроса является факт, что для многих религиозное обетование о вечной жизни стало смутным и неопределенным. «Смерть является банальной случайностью в безграничной Вселенной». Современный человек «не особенно обеспокоен», видя ничтожность смерти и бессмысленность жизни, рассматривая их как мрачную дань личного горя. Человек представляет смерть, как дверь в «небытие».

Такие понятия не предлагают разбитым сердцам никакого целительного бальзама. Они не осушат слез. Не приносят никакой надежды отчаявшемуся. Они не могут дать верного ответа на извечные вопросы: «Что такое смерть? Почему мой любимый должен умереть? Где он находится сейчас? Увидимся ли мы когда-нибудь с ним снова?»

Не удивительно, что люди стараются скрыть свое горе, предпочитая страдать в одиночестве вдали от чужих глаз. Они не знают, куда идти за помощью. «Пойдем с нами в гости и забудь все», — часто является единственным советом, который они получают. И откровенно говоря, если бы смерть была на самом деле только «дверью в небытие», — такой совет мог бы быть самым лучшим.

Все же в своем распоряжении мы имеем лучший совет. Если вы, может быть, находитесь на грани отчаяния, скорбя из-за утраты самого дорогого и близкого человека, если вы печальны, напуганы, смущены и ваше сердце разбито горем, — Бог имеет для вас благую весть утешения!

Она также исходит из Библии, где вы найдете так много хороших вестей. Они и сегодня столь же многозначительны и полны утешения, как и тогда, когда много столетий назад впервые были записаны. Позвольте мне обратить ваше внимание на некоторые из них. [75] , Прежде всего, обратим внимание на смерть — когда и почему она началась и чем в действительности является. На самом деле смерть не является столь древней, как, может быть, вы думаете о ней. Она также не настолько древняя, как человечество. Она впервые стала досаждать человеку спустя некоторое время после его сотворения и только затем явилась прямым результатом его непослушания — выраженной воли Божьей.

Когда Бог даровал Адаму драгоценный дар жизни. Он предостерег его, что в случае восстания против своего Творца, — он лишится этого дара. Бог не желал созерцать вечный мятеж в Своей Вселенной. Вот почему Он выслал Адама из Едемского сада от дерева жизни, «как бы не простер он руки своей и не взял от дерева жизни, и не вкусил и не стал жить вечно» (Быт. 3, 22).

Не обвиняйте Бога в этом. Он дал Адаму жизнь и предоставил все необходимое, чтобы он жил вечно. В происшедшей трагедии виновен сатана. Потому что именно он через Еву привел Адама к непослушанию. Он очень хорошо знал, что Бог не может позволить им наслаждаться вечной жизнью, если они хоть однажды нарушат Его закон.

Вот так началась смерть, так просто, как это выражено здесь. Равно легко понять и последствия смерти для человека. Когда Бог дал Адаму жизнь, он «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2. 7). [76]

Дыхание жизни превратило его безжизненное вялое тело в живую душу. Оно не поместило внутри его тела отдельную живую душу.

Когда Адам умер в конце своей жизни, Бог отнял от

него дыхание жизни, и он стал мертвой душой. Прах, из которого он был сотворен, возвратился в землю, «чем он и был, а дух (или дыхание) возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7).

В тот момент, когда Адам умер, он перестал существовать. Его сердце, мускулы, его сознание, память и все в нем перестало действовать (Еккл. 9, 5. 6).

Так происходит с человеком и сегодня, когда он умирает. Он не продолжает жить в каком-то другом состоянии, как ошибочно считают некоторые люди. Он не попадает на небо или в ад, ни в чистилище или куда-то еще. Он просто спит, как Библия нежно говорит об этом. Вновь и вновь встречается нам фраза: «Он почил с отцами своими». Именно так. И этот сон будет продолжаться до тех пор, пока Бог в Свое время положит конец смерти в чудесное утро воскресения.

Поэтому вам не нужно беспокоиться, что «душа» любимого вами человека, с которым вы расстались, должна будет переносить ужасные мучения в каком-то отдаленном и страшном месте и что вам необходимо накопить достаточную сумму денег, чтобы выкупить его душу и облегчить его страдания в аду. Такие языческие представления не имеют никакого библейского основания и не имеют места в христианском учении. [77]

Бог имеет добрую весть для плачущих и скорбящих. Не пугающие истории, которые только увеличивают их боль и страдание. Все это приводит к чему-то еще, что вы должны понять относительно смерти.

Адам был шедевром Божьего творения, наиболее чудесным из всех Его творений — думающим, разумным существом, одаренным самыми возвышенными, наиболее величественными способностями. Бог нежно любил его, так нежно, как собственного сына, каким он и был в действительности (Лук. 3, 38). Самое последнее, что Бог был вынужден предпринять — предписать смерть этому прекрасному творению. Поэтому, когда, вследствие греха, смерть стала неизбежной. Бог запланировал спасение таким путем, благодаря которому Адам и его потомки смогли бы жить вновь.

Чтобы совершать это и в то же время сохранить верность оставшейся Вселенной, Бог взял на Себя вину за грех Адама. Это послужило причиной для Вифлеема и

Голгофы, для страданий Христа на кресте и Его последующего воскресения и вознесения. Все эти эпохальные события были частью Богом разработанного плана. Чтобы вернуть человеку преимущество вечной жизни, Бог вынужден был лишить Его жизни много лет тому назад.

Все это ясно изложено в самом прекрасном библейском тексте: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 16). [78]

Это не означает, что каждый будет иметь жизнь вечную. Вовсе нет. Каждый может иметь ее. Каждый человек, без исключения, включен в этот план. Вечная жизнь доступна и свободна для всех. Но только «верующие в Него» получат ее.

Это, конечно, вполне разумно. Бог не может позволить ни одному нераскаявшемуся грешнику, никакому закоренелому мятежнику, восставшему против Его правления, жить вечно, что очень важно для сохранения Его Вселенной. Он не мог позволить этого во дни Адама и не может допустить этого сейчас.

Те, кто желает получить жизнь вечную, должны быть готовы жить в согласии с Божьими заповедями и делать всегда то, что приятно Ему. Это означает, что они должны любить Его всем сердцем, умом, душой и крепостью (Матф. 22, 37). Они должны быть готовы жить подобно Христу сегодня, завтра и всегда.

Люди достигают этого, «веруя в Него». Веря в Него, доверяя Ему, думая о Нем, беседуя с Ним и поступая, как Он,- таким образом они получат гарантию вечной жизни. Бог никогда не выпускает их из виду. Он желает, чтобы они всегда жили с Ним. Ему будет грустно без них. Они очень дороги Его сердцу.

Когда они получат вечную жизнь? Они имеют ее теперь по обетованию, но в действительности получат ее при воскресении, [79] когда Христос вернется на эту землю, чтобы взять к Себе свой народ.

Христос выразил это очень ясно, обращаясь к иудеям своего времени: «Истинно, истинно говорю вам… наступает время… когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут… Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына

Божия и изыдут, творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоан, 5, 25-29).

Итак, мертвые вновь оживут. Иисус Христос, Сын Живого Бога, провозгласил это. Это понятие воистину является сердцем и душой христианского учения. Жизнь через Христа — вот чем пронизано все Евангелие.

Когда Лазарь умер, его сестра Марфа сказала Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой…» Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой».

Марфа сказала Ему: «Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день». Иисус сказал ей: «Я семь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если умрет, оживет» (Иоан. II. 21-25). [80]

Когда Иисус вызвал Лазаря из гроба, этим Он проявил пред всей Вселенной Свою власть над смертью и Свою способность исполнить данное обещание — вывести из могил всех любящих Его.

На третий день после Своего распятия Он Сам восстал из мертвых, еще более убедительно показав, что Он является Господином жизни. Он представляет воскресение всех любящих и служащих Ему, как абсолютную действительность.

Теперь вы видите, насколько велика благая весть Божья ко всем скорбящим.

Если обетование о бессмертии и вечной жизни стало «тусклым и неопределенным», для некоторых,- это не Божья вина, Его планы не меняются. Его святое Слово остается неизменным. То, что Он обещал. Он обязательно исполнит.

В одном из Своих многочисленных пророчеств относительно первого пришествия Христа пророк Исаия сказал, что Он будет помазан: «благовествовать нищим… исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам — открытие темницы… утешить всех сетующих» (Ис. 61, 1-2).

Иисус привел это место Св. Писания в Своей первой проповеди (Лук. 4. 18).

Он сказал слушавшим Его, что ради этого Он сошел с неба, — чтобы творить такие дела. И в последние три с половиною года Он совершал такие дела. [81]

Он принес благую весть кротким.

Он утешал скорбящих сердцем добрыми и нежными словами сочувствия и надежды.

Он провозгласил свободу всем пленникам греха, говоря им, как они могут освободиться.

Он говорил об открытии темницы смерти, и действительно в свое время будут освобождены все те, которые лежат в могилах, скованные узами смерти.

И он утешал всех скорбящих доброй и славной вестью. Если они будут верными, они встретятся вновь со своими любимыми.

Эти Его заверения о жизни после смерти стали реальными и убедительными благодаря Его личному воскресению. Именно этот факт более всего принес успех делу проповеди апостолов. Именно потому, что они обладали этой великой благой вестью, они шли вперед, повсеместно побеждая. Такая весть была неотразимой. Каждый хотел услышать ее: убитый горем, потерявший любимого в смерти, находящийся на грани отчаяния.

Как люди любили эту замечательную весть, и вот теперь они слышали ее! Всю жизнь они жаждали услышать эту благую весть. Теперь они могли поделиться ею, утешая самих себя и свои семьи. Она была слишком хороша, чтобы быть истинной. Но она была истинной. В этой вести заключалась истина.

В своем послании к недавно образовавшейся церкви в Коринфе ап. Павел писал: «Говорю вам тайну, не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему — облечься в бессмертие. Тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победою! Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15. 51-55).

Обетование жизни через Христа вынимало из души ядовитое, губительное жало смерти. Оно озаряло мрачное будущее новой надеждой, отчаяние теряло всякий смысл.

Вот что писал ап. Павел церкви в Фессалонике: «Не хочу оставить вас, братья в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при [83] гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе и так всегда с Господом будем. Итак: утешайте друг друга сими словами» (1 фес. 4, 13-18).

В этой вести действительно было утешение. Здесь была надежда, за которую мог ухватиться отчаявшийся и найти новую радость в жизни.

Христос вернется. Умершие воскреснут из своих могил. Живые снова встретятся со своими любимыми. Вместе они будут «взяты», чтобы встретиться с Господом. Вместе они отправятся в то прекрасное место жительства, которое Он пошел приготовить для них. И все вместе они будут оставаться там навсегда во веки веков. [84]

В этом заключается чудесная, славная надежда. Это надежда христиан, их блаженное упование.

Какая чудесная весть для всех скорбящих сегодня!