Глава 11. Весть четвертого ангела

Вы знакомы с вестью четвертого ангела? Будучи адвентистской Церковью, мы особенно подчеркиваем трехангельскую весть. Многим из нас довелось заучивать ее в школьные годы. Но как обстоит дело с вестью четвертого ангела?

О ней мы читаем в Книге Откровение 18:1-3: «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля светилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее».

Иногда по символам, используемым в Книге Откровение, можно представлять себе явления более сложными, чем они есть на самом деле. Вернемся назад и рассмотрим приведенный библейский отрывок по частям. Прежде всего символом чего является ангел? Здесь не идет речь об одном буквальном ангеле. Скорее здесь описано Божье служение на земле с участием всех небесных сил. Святого Духа, ангелов, народа Божьего. Это символ мощного служения, совершающегося на земле с огромной силой, могучим светом и великой славой.

Этот ангел есть могущественный ангел пробуждения, и иногда мы называем его весть «громким кличем», ибо «воскликнул он сильно, громким голосом». Однажды я слышал, как цитировался этот текст, и говоривший спросил: «Каким будет громкий голос?»

Маленький седовласый человек в наушниках, сидевший в первом ряду, громко закричал. Я еще будто слышу его крик: «Это голос, который можно услышать!»

Рассматривая весть «громкого клича», спросим себя: «Что слышат люди по всему миру? Может ли принести великое пробуждение Весть о бесах и отвратительных духах, о пристанище нечистых и отвратительных птиц и о Вавилоне?» Возможно, легче всего понять эту весть, если начать с понимания того, что же такое Вавилон.

Как впервые возник Вавилон? После потопа люди, которые отвернулись от Бога, сказали: «Мы знаем, что Бог обещал не посылать на землю другой потоп, но мы не уверены, что Он сдержит Свое обещание. Мы лучше поможем Ему в этом». Поэтому они начали строить башню высотою от земли до неба. То был классический пример деяний человека, пытающегося спасти самого себя. Само происхождение Вавилона связано с попыткой спастись своими собственными силами.

Навуходоносор попал в ту же ловушку. Он был царем Нововавилонской империи. Несмотря на предостережения, посланные ему Богом, он присвоил всю славу себе и должен был усвоить тяжелые уроки, прежде чем стал готов воздать хвалу, честь и славу Богу, вместо того, чтобы превозносить себя.

«Слово «Вавилон» происходит от слова «вавил», что значит «замешательство», «беспорядок». В Священном Писании этим словом обозначают всевозможные заблуждения и религиозное отступничество» (Великая борьба, с. 381). «Почти каждая ложная религия основывается на том же принципе — спасение человека зависит от его личных заслуг» (Патриархи и пророки, с. 73). И еще одна выдержка из книги «Желание веков», с. 35, 36: «Убеждение, что человек может спастись собственными делами, лежит в основе любой языческой религии. Теперь оно стало принципом иудейской религии. Его навязал сатана. Люди, придерживающиеся этого убеждения, беззащитны перед грехом».

Итак, слово Вавилон обозначает попытку спасти себя своими силами и поклоняться себе вместо поклонения Богу. Иногда мы указываем на некоторые вполне определенные конфессии и называем их Вавилоном, но обязательно ли быть членом какой-либо Церкви, чтобы быть виновным в самопоклонении? Или эта весть является предостережением для каждого? Возможно ли стать жертвой Вавилона, даже принадлежа к Церкви, которая предостерегает против Вавилона?

Если я не нахожу достаточно времени, чтобы изо дня в день проводить его наедине с Иисусом через личную веру, доверие и взаимоотношения с Ним, то я пытаюсь спасти себя сам. Согласно опросу, 75-80 процентов членов Церкви не имеют времени, чтобы проводить со своим Спасителем хотя бы пять минут в день. А потому неизбежно, что они полагаются в деле спасения на свои силы.

Время от времени кто-нибудь заявляет, что Церковь адвентистов седьмого дня стала Вавилоном. Но чтобы обвинить Церковь или любое другое учреждение в грехе Вавилона, недостаточно одного лишь наличия в ее рядах верующих, которые пытаются спасти себя сами. Мы можем на словах засвидетельствовать о нашей нужде в Спасителе, и Церковь в своем учении может принять праведность Христа ради спасения грешника. Но чтобы быть свободным от Вавилона самому, я должен не только принадлежать к церковному братству, но также признать, что я не могу спасти себя сам, а затем устремиться к Иисусу за спасением.

Что же такое весть «громкого клича», великое возрождение, которое происходит благодаря вести четвертого ангела? Это возрождение проповеди Благой вести о том, что есть только одна надежда на спасение, и заключается она в доверии Иисусу / Христу, принятии Его праведности. Весть четвертого ангела наполняет землю силой и великой славой непосредственно перед пришествием Христа.

Имея это в виду, рассмотрим подробнее начало, основную часть и конец самой могущественной ангельской вести. Все, кто изучал историю нашей Церкви, знают, что около 1888 года все помыслы адвентистов седьмого дня сосредоточились на Иисусе как нашей единственной надежде на спасение. В 1892 году, когда Благая весть набирала силу, несмотря на противодействие оппозиции, в «Ревью энд Геральд» за 22 ноября было опубликовано следующее высказывание, обращенное к Церкви: «Время испытания приближается, ибо уже слышен громкий клич третьего ангела, открывающий праведность Христа как Искупителя, прощающего грех». Это откровение стало сиянием света ангела, чья слава наполнит всю землю, — ангела из 18-й главы Откровения Иоанна Богослова.

Неделю спустя, 29 ноября 1892 года, в «Ревью» было помещено такое высказывание: «На земле должна быть совершена работа, подобная той, которая имела место при излитии Святого Духа во дни первых учеников, когда они проповедовали Иисуса и притом распятого. Многие будут обращены в один день, ибо весть придет с великой силой». Итак, праведность Христа, весть об Искупителе, прощающем грех, была началом вести четвертого ангела.

Давайте рассмотрим основную часть этой вести. «Вся сила была дана в Его (Христа) руки, чтобы Он мог раздать богатые дары людям, наделяя их бесценным даром Своей собственной праведности. Это весть, которую Бог повелел дать миру. Эта весть третьего ангела должна провозглашаться громким голосом и сопровождаться обильным излитием Святого Духа» (Свидетельства для проповедников, с. 92). Таково содержание вести пробуждения.

А что скажем о конце вести этого могущественного ангела? «Весть о праведности Христа должна прозвучать от одного конца земли до другого, чтобы приготовить путь Господу. Это слава Господа, которая завершит работу третьего ангела» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 19).

Итак, начало, основная часть и заключений вести сосредоточены вокруг праведности только по вере в Иисуса Христа. И где бы вы ни слышали, что эта весть особо выделяется и подчеркивается, вы можете ободриться, восклонить голову и радоваться, потому что приближается избавление ваше.

Из вышеприведенной цитаты можно заметить, что весть этого четвертого ангела, трехангельская весть и весть третьего ангела упоминаются почти равнозначно. Это происходит от того, что четвертый ангел не приносит новую весть, он просто еще раз подчеркивает весть, провозглашенную тремя ангелами из 14-й главы Книги Откровение. Но цель этой трехангельской вести на время была утеряна из виду.

Вы должны ясно осознать, что Божий народ странствовал по пустыне много лет, как и древний Израиль. Во время странствования Христос не был центром нашей жизни, нашей единственной надеждой праведности. Но у нас есть Благая весть о том, что мы не обречены оставаться в пустыне навсегда. Придет время исполнения 125-го псалма: «Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. Тогда уста наши были полны веселия, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»« (стихи 1, 2). Наступает время, когда Божьи дети пробудятся от сна; и, воспрянув, они сосредоточат свое внимание на Том, в Ком заключена наша единственная надежда на спасение.

Теперь мы подошли к терминам, которые, по-моему, в некоторой степени уникальны для адвентизма. Это термины — «ранний» и «поздний» дождь. Упоминание о них можно встретить в Ос: 6:3 ;3ах. 10:1 иИак.5.7,8. В этих библейских стихах образно говорится о том, что на великой Божьей ниве дождь нужен для всходов посевов, дождь нужен во время роста, и хороший сильный дождь нужен перед жатвой. Совсем не обязательно быть фермером, чтобы понять, как важен дождь для хорошего урожая.

Мы называем день Пятидесятницы ранним дождем и ожидаем последнего великого излития Святого Духа на землю как позднего дождя. Поздний дождь, или громкий клич четвертого ангела, есть весть предостережения против самопоклонения и в то же время это приглашение принять праведность Христа. Он начинается с тихого звука, а затем перерастает в громкий клич. Каждый сможет услышать его. И я верю, что он уже начался.

Как мы уже видели, поздний дождь — это последнее проявление крещения Святым Духом. Вы не должны ждать позднего дождя, чтобы иметь крещение Святым Духом, поскольку об этом нам уже было сказано. Приготовление к позднему дождю так же необходимо, как и к крещению Святым Духом в любое время земной истории.

Крещение Святым Духом не имеет расписания. Оно было доступно со времени Пятидесятницы и, очевидно, было доступно также в ветхозаветное время. Но поздний дождь имеет конкретную дату, потому что он есть последнее излитие Духа перед концом.

Поздний дождь, громкий клич и заключительное служение Бога на земле имеют некоторые отличительные черты. Одна из них заключается в том, что Бог собирается брать бразды правления в Свои руки (Свидетельства для проповедников, с. 300). Это выражение характерно для времени, когда ездили на лошадях и на конных повозках. В наши дни мы, наверное, сказали бы: Бог берется за руль; Он занимает место водителя. А когда это случится, мы будем удивлены тому, какие простые средства Он использует для осуществления Своей воли.

«Эта весть будет распространяться не столько путем доказательств, сколько глубоким убеждением Духа Божьего» (Великая борьба, с. 612). Иногда мы увязаем в спорах и дебатах. В предыдущем столетии некоторые проповедники любили вести полемику, и за это они подвергались критике. Но это нельзя назвать истинным провозглашением вести четвертого ангела.

В «Ранних произведениях», с. 277, сказано еще об одном великом пробуждении: «Были посланы ангелы, чтобы помочь могущественному ангелу с неба, и я слышала голоса, которые, казалось, звучали повсюду: «Выйди из нее, народ Мой»… Эта весть была как бы дополнением к вести третьего ангела».

Как мы уже упомянули, весть четвертого ангела — это новая весть в смысле уточнения времени и сделанных в ней акцентов, но не в смысле содержания. Благая весть уже была дана через трех ангелов, но на какое-то время она была утеряна из виду.

Нам сказано, что будет излито истинное проявление дара иных языков (см. книгу Служители Евангелия, с. 383, 384). «Произойдет множество чудес, больные будут исцеляться» (Великая борьба, с. 612).

Только немногие из «великих людей» будут привлечены к этой заключительной работе, потому что Бог зачастую не может трудиться через людей, которые, обладая большими талантами, ставят только себе в заслугу успех от предпринятых усилий (см. Свидетельства, т. 5, с. 80).

Людские усилия, манипуляции, иные способы воздействия будут отложены в сторону, и Бог станет трудиться, используя самые простые средства (Избранные вести, кн. 2, с. 58, 59).

Я помню, как однажды во время пребывания в Луксуре (Верхний Египет) в самом конце нашего путешествия мы встретили одного миссионера, который трудился в самой глубинке этой страны, в самых бедных селениях. Дело в том, что Верхний Египет был тогда одним из наиболее отсталых районов земного шара. Один из членов нашей группы спросил миссионера: «В чем вы нуждаетесь? Мы готовы дать вам все, что необходимо для работы. Хотели бы вы иметь проектор, экран или какое-то другое оборудование?»

На это миссионер ответил: «Что нам необходимо больше всего — так это молитва!» В эту же ночь наш поезд отправлялся в Каир, и с нами ехал руководитель железнодорожной компании, чтобы принять в Каире повышение по службе. Он был известным человеком, многие сослуживцы пришли проводить его. Они кричали, смеялись, махали руками. А в отдалении одиноко стоял миссионер Церкви адвентистов седьмого дня. И когда поезд нырнул в ночную тьму, мне казалось, будто я еще слышу его слова: «Что нам необходимо больше всего — так это молитва!»

Когда рухнут основания человеческого авторитета и Дух Святой приступит к завершению Своего труда, мы поймем тщетность всех наших усилий даже в совершении работы Господней. И мы осознаем вместе с одиноким миссионером из Верхнего Египта, что с самого начала мы должны были больше молиться и меньше полагаться на свои усилия.

О пробуждении громким кличем сказано еще в «Ревью энд Геральд» от 19 ноября 1908 года: «Участвовать в провозглашении трехангельской вести, когда она перейдет в громкий клич, будет позволено только тем, кто силой Всемогущего устоял в испытании». Это значит, что я должен познать силу Божью, которая выводит из Вавилона, и научиться полностью полагаться на Него, прежде чем наступит это время.

И наконец, было дано предостережение, что вести пробуждения, провозглашаемой этим четвертым ангелом, будет оказано великое сопротивление. Вот что сказано в «Ревью» от 27 мая 1890 года: «Свет, который осветит всю землю своей славой, будет назван ложным светом. Так назовут его те, кто отказался ходить в его всевозрастающей славе». И в «Ревью» от 23 сентября 1890 года мы читаем: «Силу, которая освещает землю Божьей славой, они (ослепленные сатаной) в своей слепоте сочтут чем-то опасным, чем-то устрашающим и соединятся вместе, чтобы противостоять ей».

В заключение взглянем кратко на события, которые должны произойти между нынешним временем и временем, когда Иисус придет во второй раз.

1. Основное внимание уделяется праведности по вере в Иисуса. Вы осознаете это?

2. Этот акцент вызывает потрясение среди Божьего народа. Равнодушные уходят, становясь, тем или иным путем, либо «горячими», либо «холодными». Все это сегодня происходит вокруг нас.

3. Дух Святой и ангелы начинают оставлять равнодушных и удваивают свое присутствие вокруг тех, кто проявляет интерес.

4. Когда Божьи дети научатся искать Иисуса и полагаться на Него, а не на свои силы, они одержат победу — победу над зависимостью от самих себя. Этот успех приведет, в свою очередь, к победе над каждым греховным поступком и каждой греховной мыслью.

5. Те, кто наконец одержат победу, станут участниками громкого клича третьего ангела, участниками великого пробуждения. Они начнут делиться с другими Благой вестью с такой силой, которой прежде никогда не испытывали.

6. Когда они устремятся вперед в силе позднего дождя, нечестивых охватит ужас и настанет время скорби и преследований.

7. Когда преследования возрастут, наступит время скорби для Божьего народа, и он день и ночь будет бороться с Богом в молитве об избавлении.

8. Наконец, все увидят Иисуса, грядущего на облаках небесных, и наступит время идти в лучшую страну.

Вы когда-нибудь смотрели на голубое небо в солнечный полдень, пытаясь вообразить себе, как бы оно выглядело, свернутое в свиток? Не правда ли, у вас не хватало воображения представить эту сцену и вы чувствовали, что в это невозможно поверить? Но потом, когда вы видели даже небольшую толику страданий, печали, боли и слез в этом мире, то чувствовали, что гораздо труднее вообразить себе, что этого могло бы и не случиться?

Нам так уютно жить. Мы так довольны собой в этом мире греха. Мы довольствуемся малой частью Божьей силы в нашей жизни. Но Святой Дух, наш лучший Друг, постоянно трудится, чтобы вывести нас из состояния самодовольства. Он трудится день и ночь, чтобы показать нам нашу греховность, нашу нужду в Спасителе, чтобы побудить нас отдать Ему себя и наши надежды, чтобы использовать нас в Своей работе, подготавливая людей к концу этого мира греха. Желаете ли вы сегодня позволить Ему трудиться в вашей жизни? Будете ли вы искать Его силы завтра, и послезавтра, и каждый день, пока Иисус не придет и не возьмет нас с Собой в вечность?