Окна на Его инициативу

Христос — наша праведная Суббота

«Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился отдел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4:9- 11).

Суббота — это время покоя, передышка и отдых от труда, освежение для тела и души; она способствует обновлению через усиленное общение с Богом. Христос — наша праведная Суббота.

Существует множество человеческих суббот, привлекательных, но обманчивых теорий, предлагающих отдых и восстановление сил, но не обеспечивающих духовного обновления. Имя им — легион: коммунизм, секуляризм, капитализм, гуманизм, социализм, индивидуализм, экзистенциализм и т. д., то есть все прочие гавани, в которые могут заходить наши утомленные, страждущие граждане в поисках отдыха и уверенности. Но в этих теориях нет силы для исполнения своих обещаний.

Мы отчаянно нуждаемся в покое. Нам нужно отдохнуть от вооруженных конфликтов и терроризма, от угнетения, обмана, жадности и многих социальных зол, поглощающих наши силы. Еще больше мы нуждаемся в отдыхе от греха — болезни, порождающей все другие перекосы. Этот покой можно найти только во Христе, нашей праведной Субботе.

В большинстве философских и политических систем можно найти что-то полезное. Идолопоклонники-вавилоняне дали нам оригинальную архитектуру. Греки, обожавшие мифы, построили философскую систему, которая на протяжении многих веков оказывает влияние на западную мысль. Римляне, поклонявшиеся культу императора, создали юридическую систему, лежащую в основе современной юриспруденции. Апостол Павел напомнил нам, что даже язычники, «не имеющие закона», иногда «по природе законное делают» (Рим. 2:14). Философские системы греков и римлян по замыслу не были злыми. Но среди многих полезных и правильных предложений в них можно встретить противоположные им неверные принципы. Юджин А. Найда осветил этот вопрос в следующем комментарии: «Борьба между греко-римской религией и христианством шла по вопросу об исключительности. Греческий мир с радостью поставил бы статую Христа в Римском Парфеноне и превозносил бы Его, как еще одного выдающегося религиозного мыслителя» («Обычаи и культуры», с. 42). Но христианское послушание не мирится с половинчатым служением, размытой истиной и частичной самоотдачей. Христос для нас — не просто «еще один»; Он единственный, благословенный, святой и освященный Сын Божий. Подобно тому как никакой другой день не может передать нам те благословения, в которых мы нуждаемся, за исключением дня, освященного Христом, так же и никакой другой Спаситель не может примирить нас с Небом. Он есть наша праведная Суббота.

Практические уроки соблюдения субботы ясно показывают преимущества жизни со Христом. И одним из таких уроков является послушание. От нас ожидается, что мы будем готовиться к субботе, святому Божьему дню покоя — ведь не напрасно же день перед субботой, то есть пятница, называется в Библии днем «приготовления» (Мф. 27:62; Мк. 15:42). Надлежащее приготовление включает в себя выполнение всех, без исключения, хозяйственных работ, в том числе и приготовлении еды, чтобы создать условия для предвкушения приятного общения с Богом в субботу. Чистоплотность, которая является неотъемлемой частью правильного соблюдения субботы, символизирует духовную чистоту, победу над грехом, сопровождающую покой в Иисусе. «Вхождение в покой Его» требует приготовления сердца — святости. Оно требует исповедания беззаконий и точного послушания Его воле. Правильное приготовление к субботе является зеркальным отражением того процесса, в результате которого Бог, охарактеризовавший Свою шестидневную творческую деятельность словами «хорошо весьма», так же оценивает и наши повседневные труды, говоря нам: «Хорошо, добрый и верный раб».

Другим уроком соблюдения субботы является доверие. Помимо того что суббота постоянно напоминает нам о послушании Христу, еще более убедительно она говорит о нашей зависимости от Христа. Этот урок доверия ежедневно доводился до сознания израильтян на примере манны небесной, которая падала с неба на протяжении сорока четырех лет (Исх. 16). В седьмой день манна не падала, и не портилась лишь та манна, которая падала в шестой день. Соблюдение субботы — это акт зависимости, требующий от нас сегодня не меньшего доверия, чем от наших предшественников в древности. Мы верим, что наш отдых от труда не ухудшит нашего материального положения, наш бизнес не придет в упадок, и празднование субботы не лишит нас средств к существованию. Соблюдающим субботу иногда приходится искать другую работу или род деятельности, переносить экзамены, менять время деловых встреч и график командировок. В субботу они не занимаются работой и общественными делами, твердо веря, что Господь Вселенной, нравственному закону Которого они повинуются, защитит их и позаботится о них.

Законный труд шести дней, предшествующих субботе, не совершается в эти священные часы. Эта деятельность сама по себе не является грехом, но она несовместима с принципами соблюдения субботы. Наши благотворительные дела не тщетны. Они угодны Богу, полезны и уместны. За них мы получим награду, как учит нас притча о верном управителе (Лк. 19). Однако дела благотворительности не являются святыми; они не спасают нас. Субботний покой подтверждает, что самым благотворным для нас является дело веры или доверия, а не вера в свои дела.

Войти в покой со Христом — значит признать, что Его слова «хорошо весьма» в отношении наших повседневных достижений не являются окончательной похвалой нам. Мы услышим это одобрение, если уповаем на Его совершенную жизнь, покрывающую нас. Чтобы войти в Его покой, мы должны признать, что наши самые лучшие достижения недостаточно хороши, а спасение — следствие Его, а не наших дел. Как суббота была дана для удовлетворения наших человеческих потребностей (Мк. 2:27), так праведность Христа является прикрытием наших человеческих несовершенств (Рим. 5:17-19). Первая есть символ небесной заботы, вторая — следствие Божественной жертвы, принятие которой является нашим высшим послушанием. Входящие в Его покой должны признать следующее: Христос делает для нас то, что мы не можем сделать для себя сами, и в зале суда нам надо стоять спокойно, дабы «увидеть спасение Господне» (Исх. 14:13); Господь же, наша Суббота, посредством процесса, в котором мы не принимаем участия, готовит место для нас. В этом смысл совета, данного в комментариях Елены Уайт: «Никто не должен придерживаться узких, ограниченных взглядов и считать, что какие-либо человеческие дела могут хоть как-то ликвидировать его задолженность по беззакониям. Это роковое заблуждение… Все, что человек может сделать для своего спасения, так это принять приглашение: «Кто хочет, пусть берет воду жизни даром» («Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 1071).

Еще одним уроком соблюдения субботы является вера. Ханаан был обещан Израилю как место счастливого покоя. После четырехсот лет рабства должна была наступить торжествующая жизнь на земле, где течет молоко и мед. Неспособность евреев войти в этот покой описана в плаче апостола Павла: «Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3:16-19). Неверие всегда предшествовало боли и утратам. Неверие стало причиной того, что Каин принес бескровную жертву, а жена Лота обернулась, желая бросить последний взгляд на Содом, Оза дотронулся до накренившегося ковчега, а Иаков хитростью выманил право на первородство, Моисей лишний раз ударил по скале, а израильтяне сделали золотого тельца, Авраам стал отцом Измаила, а иудеи в неверии распяли Мессию, из-за чего лишились статуса избранного народа.

Но как обстоит дело с нами, современным Израилем? Может быть, мы лучше древних израильтян? Ничуть! Наше губительное неверие является причиной наших долгих странствий. Неверие проявляется в виде крайностей. С одной стороны, некоторые не верят в то, что «благочестивый нрав и жизнь, напоминающая жизнь Христа, доступны каждому кающемуся и верующему чаду Божьему» и что «как Сын Человеческий был совершенен в Своей жизни, так и Его последователи должны быть совершенны в своей» («Желание веков», с. 311).

Но неверие проявляет и другая категория людей, которые не могут принять величественную, но простую истину, суть которой в том, что «Христос смотрит на дух, и когда Он видит, что мы несем наше бремя с верой, то Своей совершенной святостью покрывает наши недостатки. Когда мы делаем все, от нас зависящее, Он становится нашей праведностью» («Избранные вести», т. 1, с. 368). Но даже если бы израильтяне немедленно вошли в Ханаан, их испытания на этом бы не закончились. Ханаан, обетованную землю, надо было завоевывать, затем возделывать, осваивать ее пустыни, покорять жителей.

У нас сегодня такие же нужды и переживания. Чтобы войти в общение с Христом, надо выйти из подчинения греху. Обращение освобождает нас от царства тьмы. Однако вскоре мы обнаруживаем, что в Царстве благодати предстоит еще завоевать много земли, надо покорить свой эгоизм, и вообще жизнь в Ханаане характеризуется «ограниченной свободой». Мы ограничены нашей греховной природой, но освобождены Его безгрешной жизнью. Для тех, кто не верит в эту простую, но дивную истину, Христос является не местом покоя и скалой убежища, но «камнем преткновения».

Пожалуй, наиболее запоминающимся событием любого путешествия становится осмотр статуй и памятников, сооружаемых в странах и городах в честь местных героев и событий. Часто эти скульптуры водружаются на массивные колонны и изображают великих реформаторов и революционеров, которые своими мужественными поступками добились освобождения страждущих масс. Но одна из самых известных в мире статуй изображает не конкретного человека, а идею. Она благородно возвышается над устьем реки Гудзон, приветствуя иммигрантов со всего мира. Эта «великая пожилая леди» высоко над гаванью держит факел, смело провозглашая: «Дайте мне своих утомленных, бедных и обезличенных людей, жаждущих дышать свободно».

Данное приглашение немногим отличается от того, с которым Иисус обращается к нам. Он призывает нас к свободе в Нем. Однако печальный факт заключается в том, что Америка, стенающая под бременем растущего количества преступлений, разводов и самоубийств, опозоренная разъедающей ее эпидемией наркомании и венерических заболеваний, сегодня не оправдывает символики, заложенной в этой хранительнице главного порта страны. Вместо утопической страны, о которой мечтали отцы-основатели, мы сегодня получили оплот безнравственности, котел порока и ненависти. В этой стране, так величественно освещаемой факелом свободы, избивают детей, угнетают национальные меньшинства, насилуют женщин. Бездомные в зимние ночи дрожат от холода, укладываясь спать в картонные ящики, и армия душевно больных, жалких и убогих, бродит по улицам городов. Наши города находятся в упадке, наши нравы опустились на самый низкий уровень. Обетованию не суждено было сбыться.

Но иначе обстоит дело с теми, кто ищет убежища во Христе. Труждающиеся и обремененные приходят к Нему и находят мгновенное успокоение и вечную радость. Алчущие мира, томящиеся по освобождению от гнета греха, они приходят и обнаруживают, что «полнота радостей» перед лицом Его и «блаженство в деснице» Его «вовек» (Пс. 15:11). Они приходят и обретают безопасность в Его любви, путеводительство в Его законе, прощение в Его Крови, утешение в Его благодати и покрытие наготы в Его одежде. Вот почему ликующий Павел смог написать о том, что Отец принял его, хотя он вовсе этого не заслуживал, и он нашелся «в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа» (Флп. 3:9).

Это слишком большой подарок, чтобы им пренебречь, слишком величественное предложение, чтобы от него отказаться. «Итак, постараемся войти в покой оный» (Евр. 4:11).

Христос — наша праведная Суббота.