Христос — наша праведная Жертва

«Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:12, 13).

Жертва — это приношение божеству с целью умиротворить его, снискать его благоволение и избежать надвигающейся беды. Христос — наша праведная Жертва. Сердце, суть и ядро вечного Евангелия заключено в том, что Творец умер за творение, Горшечник — за глину, Судья — за преступника, Невинный — за виновного. Поражает даже не сам факт, что трансцендентный Бог нашел способ проложить Себе путь через все ступени творения и обитать с нами. В конце концов, Бог обладает бесконечными познаниями и силой и способен производить естество, Ему необходимое. Гораздо больше удивляет то, что Он согласился претерпеть насилие за род несвятых и неблагодарных людей, оставить свои Божественные полномочия и, посредством «мучительного процесса, не понятного ни ангелам, ни людям» («Библейский комментарий АСД», т. 7, с. 915), опуститься в нечистую атмосферу нашей погрязшей в грехах планеты. Могущественный Бог стал оклеветанным Человеком! Тот факт, что Властелин необъятной Вселенной, в составе которой планета Земля — всего лишь малый атом, согласился умереть за выродившееся человечество, открывает любовь, ошеломляющую наш ум и воображение, бросающую вызов нашей вере и пленяющую наши сердца. Невольно соглашаешься с пророком Исайей, вопрошавшим: «Кто поверил слышанному от нас?..» (Ис. 53:1). Мы верим, но не можем всего полностью постичь. Мы смотрим, но не можем толком объяснить этого.

Создавший нас, определивший законы нашего бытия и последствия нашего беззакония, выполнил также условия нашего возрождения. Среди этих условий была смерть особого значения, которой мы не могли умереть: смерть праведника. Христос занял наше место. Он уплатил наш долг на Голгофе. Искупительная жертва дала Исайе повод сказать: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (ст. 10). В Слове Божьем нет таких доктрин, которые не проистекали бы из перспективы жертвы Христа. Все его основные положения следует рассматривать в свете Его пролитой крови. «Висевший на кресте Христос был Евангелием… Он есть наша весть, наш довод, наша доктрина, наше предупреждение нераскаявшимся, наше ободрение для скорбящих, надежда для каждого верующего» («Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 1113).

Это истинно по отношению к учению о Церкви

Богу угодно, чтобы мы поклонялись Ему, как сообщество верующих людей. В Писании такое объединение верующих уподобляется добродетельной деве, невесте, за которую Христос, небесный Жених, заплатил огромный выкуп — Свою Кровь. Кровь Христа влияет на богословие Церкви, определяет миссию Церкви, узаконивает экклезиологию Церкви и является призывом Церкви к человечеству.

Это истинно по отношению к учению о Законе

Кровь Христа внушает уважение к заповедям. Закон не спасает, он является нашим «детоводителем» (Гал. 3:24). В самом законе нет условий искупления, однако, подобно некоторым другим доктринам, закон указывает на жертву Христа за нас. Каким образом? Указывая на особую праведность жизни, принесенной в жертву ради него. И эта жертва является самым убедительным доказательством того, что Закон остается столь же нерушимым и неизменным, как и святой Божий характер.

Это истинно по отношению к учению о духовных дарах и управлению ресурсами

Только в свете пролитой Крови Христа можно надлежащим образом объяснить учения о духовных дарах и управлении ресурсами. Мы куплены дорогой ценой, ценой бесконечной жертвы — драгоценной крови Христа. Высокая цена нашего спасения придает ценность нашему дару, и когда мы посвящаем Богу наше время и таланты, это воспринимается как жертва разумного служения, позволяющая нам вместе с апостолом Павлом сказать: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21). Павел знал, что он спасен от рабства тьмы жертвой Христа (Кол. 1:12, 13) и совершал служение Богу из благодарности. Все его мысли были направлены на исполнение воли своего Господа. Служение Павла не ограничивалось несколькими «часами» христианской помощи, а его домостроительство не было тратой лишнего времени и поиском денег. Для него служение было долгом. Павел всецело отдал себя своему Спасителю. Он отдал Ему всю свою энергию, всю свою страсть, все свои таланты и всю свою любовь. «Любовь Христова, — говорит Павел, — объемлет нас» (2 Кор. 5:14). Это был движущий принцип его поведения; это было его неизменной движущей силой. Если во время служения его пыл слабел на короткое время, одного лишь взгляда на крест было ему достаточно, чтобы вновь препоясать чресла своего ума и настойчиво идти вперед по пути самоотречения» («Служители Евангелия», с. 293).

Это истинно по отношению к учению о субботе

В каком-то смысле суббота предоставляет нам возможность лучше всего раскрыть смысл Голгофской жертвы, поскольку каждая суббота напоминает нам, что страшная борьба нашего Господа с людьми и демонами завершилась своевременным и вполне заслуженным покоем и отдыхом. А какую мучительную борьбу Христос вел в Своей жизни! «Христос не жалел Себя в служении. Он не измерял Свою работу часами… Его дни были наполнены утомительным, тяжелым трудом, а по ночам Он склонялся в молитве… Он не знал отдыха на пути от престола на небесах до креста» («Служение исцеления», с. 500, 501). Но когда, наконец, все закончилось, Его израненное тело положили в могилу, и Иисус обрел успокоение. В святой субботний день Его руки, уставшие преломлять хлеб и исцелять больных, Его уста, потрескавшиеся от многочасовых проповедей о мире и свободе, Его глаза, опухшие от скорбных слез по плачевному состоянию Своего народа, Его ноги, болевшие от долгой ходьбы по пыльным полям и каменистым горным склонам, Его сердце, готовое выскочить из груди от радости и гордости, когда Он слышал, как грешники исповедуются, и сжимавшееся от боли и печали, когда Он сталкивался с их неблагодарностью, — все наконец-то обрело успокоение. Благодаря этому отдыху памятник творения стал знамением искупления, которое не исчезнет даже на новой земле, когда «из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть» на поклонение Богу (Ис. 66:23).

Это истинно по отношению к учению о Втором пришествии Христа

Мы не поймем правильно Второе пришествие, если не акцентируем внимание на Первом пришествии Христа и на распятии, ставшем кульминацией Его земной работы. Мы должны обрести радость в кресте, и лишь тогда мы сможем надеяться на пришествие. Только познав Иисуса, как закланного Агнца, мы сможем встречать Христа, как победившего Царя. Второе пришествие следует преподавать как нечто большее, чем завершение пугающих знамений и конец земным скорбям.

Оно должно рассматриваться как брак Агнца, возможность наконец-то увидеть Иисуса и начать вечно славить Его и изучать Его праведные дела. При этом вспоминается тысячелетнее царство. Оно тоже станет возможным благодаря Голгофе. Если бы Христос не умер, не могло бы быть и воскресения праведных, а также последнего суда над нечестивыми, в результате которого они будут полностью уничтожены, так что не останется «ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1). Истекающий кровью Агнец сделал возможным истребление дракона в конце его тысячелетнего вынужденного отпуска.

То, что мы говорим о тысячелетнем царстве, можно сказать и о любом другом библейском пророчестве. Они не являются в первую очередь математическими доказательствами, позволяющими выявить истинную Церковь, но предвосхищают события, что усиливает доверие ко Христу. Эту мысль хорошо сформулировал Дуглас Эзель, так сказав об апокалиптических видениях Иоанна: «Иоанн не истолковывает будущее. Он истолковывает значение креста… для будущего. Иоанн не смотрит украдкой на грядущие исторические события через коридоры времени до его конца, он объявляет Божье откровение о значении креста и воскресения для времени и истории до самого конца» («Откровения об Откровении: новое звучание старых символов», с. 22). Благодаря столь пристальному вниманию ко кресту происходит возрождение и реформация.

Когда события Голгофы переполняют и волнуют нас, когда Евангелие становится не просто новостью о спасении, которую мы читаем, но опытом спасения, который мы переживаем, тогда свет будет сиять в наших проповедях, в нашем учении и в нашей жизни. Крест станет заметен в наших жестах, зазвучит в нашем голосе, почувствуется в той радости и заинтересованности, которые мы проявляем в беседах с людьми. Когда нас охватит радость спасения и мы поймем, что Голгофа изменила наши судьбы, наш жизненный путь и избавила наши души, тогда мы не сможем не воодушевиться и будем воодушевлять других. В этом секрет любви и мягкосердечия учеников Христа. Апатия и светскость в нашей среде — это в основном следствие такого учения и проповедей, которые не обращают должного внимания на праведную Кровь Христа. Они причина законничества, из-за которого не могут проявиться подлинные плоды праведности. Это они развивают у людей склад ума, ориентированный на «спасение делами», который часто побуждает нас уделять слишком много внимания второстепенному и слишком мало — главному, и делает нас неспособными отличать правила от принципов, обряды от их сущности. Вот почему «нет такой мысли, над которой надо было бы размышлять серьезнее, которую надо было бы повторять чаще и усваивать тверже всем нам, чем мысль о том, что падший человек не может заслужить чего-либо самыми прекрасными своими делами. Спасение совершается только по вере в Иисуса Христа» («Вера и дела», с. 19).

Крест не назовешь симпатичной конструкцией. Кресты изготовляли, чтобы внушить страх и причинить боль. Грубые и шероховатые перекладины скреплялись гвоздями с одной главной целью: положить конец жизни осужденной жертвы.

Именно на кресте умер Христос

Но Его смерть преобразила этот самый позорный из всех предметов в самый славный символ жизни — не только символ прощения, но и символ праведности. Праведная жизнь Христа позволила Ему умереть вместо нас, она также позволила Ему снова ожить и делиться этой жизнью с нами. Суть Его жертвы состоит в том, что Он «был пригвожден ко кресту, чтобы наделить Своей праведностью падших, грешных людей, а затем представить их Своему Отцу, облеченных в Его праведный характер» («Избранные вести», т. 1, с. 341).

Сколь верны слова замечательного гимна, написанные Джорджем Беннардом:

На том старом кресте

Вижу Кровь я Христа,

Вспоминаю всегда горький час,

Как страдал Иисус,

Пролил Кровь за меня,

Чтоб мне вечную жизнь даровать.

Не забуду вовек я тот крест —

В нем прощенье дарует Отец,

Я к нему привлечен на всю жизнь,

Он дарует мне жизни венец.

Это было время, когда образовывалось государство Израиль. Прошло несколько веков с тех пор, как Авраам впервые получил обетование о потомстве, великом и многочисленном, в котором благословятся все племена земные. Отсрочка исполнения обетования объяснялась упрямством и неверием народа. Века безотрадной жизни поглотили поколения разочарованных людей, подававших надежды. Но теперь пришел срок. На Египет уже пали девять язв, и вскоре должна была пасть последняя — смерть первенцев. Приближалось освобождение из рабства. Израиль должен получить свободу на условии точного исполнения предписаний об агнце и его крови. Все они подробно и точно описаны в 12-й главе Книги Исход: 1) надо выбрать агнца (ст. 3), 2) агнец должен быть без пятна и порока (ст. 5), 3) мужского пола (ст. 5), 4) он должен быть заклан вечером (ст. 6), 5) надо съесть мясо агнца (ст. 8), 6) не съеденную плоть надо сжечь огнем (ст. 10), 7) небольшие семьи должны пригласить соседей, чтобы вместе съесть агнца (ст. 4), 8) Пасху необходимо отпраздновать в полном одеянии, надев походную обувь и взяв в руку посох (ст. 11), 9) они должны есть ее поспешно (ст. 11), 10) они должны окунуть иссоп в кровь и покропить ею на косяки и перекладины дверей в своих жилищах (ст. 7,22). Кровью кропили не как попало; помимо упования на благодатную силу этой жертвы, требовалось строгое послушание. Только те, кто добросовестно выполнил пасхальные обряды, были избавлены кровью Пасхи.

Сейчас для Божьего народа вновь наступило время образования новой страны, нового государства. Агнец уже заклан. Избавление приближается. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7). Все, что осталось нам, Его послушному народу, сделать для собственного избавления, так это нанести Его спасительную кровь на косяки и перекладины наших учреждений, наших церквей, наших домов и наших жизней. Этим действием мы сможем умиротворить гнев Божий и обрести уверенность в вечной жизни.

Христос — наша праведная Жертва.